Летние задания по биологии

Я ИДУ НА УРОК

С.В. ЗУЕВА,
учитель биологии гимназии № 18,
г. Ленинск-Кузнецкий,
Кемеровская обл.

Летние задания по биологии

Действующие лица

Петя и Сережа (окончили 6-й класс).
Олег (окончил 10-й класс).
Первый джинн.
Второй джинн.

На сцене появляются Петя, Сережа и Олег. В руках у каждого удочка.

Олег. Погодка сегодня – просто чудо! Рыбалка наверняка будет удачной. Наживку-то взяли?

Петя и Сережа (одновременно). Взяли, конечно.

Олег. Тогда пошли!

Все трое прохаживаются по сцене, потом останавливаются.

Сережа. Но вот, пожалуй, здесь самое лучшее место!

Все трое разматывают удочки, садятся на раскладные стульчики, «сажают наживку» и «забрасывают удочки». Олег и Сережа улыбаются, поглядывают по сторонам, Петя сидит, опустив голову.

Сережа. Петь, ты чего такой мрачный?

Петя. Да так, ничего…

Олег. Знаешь, Петя, есть одна примета – если рыбак грустен, то и сети его пусты. Давай говори, чего там у тебя приключилось?

Петя (немного помолчав). На лето мне дали задание по биологии – гербарий сделать…

Олег. Ну и в чем проблема? Сделаешь!

Петя. Понимаешь, когда Ирина Сергеевна объясняла, как надо делать гербарий, я ее не слушал, потому что мечтал о рыбалке. Хотел слушать, но мысли меня не слушались. Они, как осы, собирались в кучу и улетали через открытое окно класса.

Сережа. По правде сказать, и я должен сделать гербарий. И тоже тогда все прослушал, думая о рыбалке…

Олег. Да, влипли вы…

У Пети и Сережи начинает клевать.

Олег. Смотрите, у вас клюет!

Петя и Сережа начинают с силой тянуть удочки и вытягивают старые кувшины.

Сережа. Ой, что это?

Петя. Ничего себе!

Рассматривают кувшины.

Сережа. Смотрите, пробками закрыты…

Олег. Давайте посмотрим, что там!

Петя. Открываем?

Сережа. Давай!

Открывают кувшины. Звучит восточная музыка. Свет на сцене на короткое время гаснет, и из-за ширмы выходят джинны.

Первый джинн. Да будут благословенны ваши дни!

Второй джинн. Давно мы плывем в этих кувшинах, ожидая, когда кому-нибудь понадобится наша помощь!

Мальчики переглядываются с недоуменными лицами.

Олег. Извините, а кто вы такие?

Первый джинн. Мы джинны из кувшинов. Но джинны не обыкновенные, а ученые.

Второй джинн. Зовут нас Джиннус Ботаникус Первый и Джиннус Ботаникус Второй. Занимались мы когда-то наукой. Изучали растения земного шара. Делали гербарий.

Олег. Тогда, я полагаю, наша встреча не случайна. Потому что моим друзьям как раз требуется ваша помощь. Им надо сделать гербарий, но они не знают как!

Первый джинн. Тогда мы вам об этом расскажем! Начнем с того, что же означает слово «гербарий».

Второй джинн. Слово «гербарий» происходит от латинского слова «херба» – «трава» и в русском языке имеет два значения. Во-первых, так называют особым образом высушенные растения, снабженные этикетками. Сорванный цветок, засушенный между книжными страницами, никак нельзя назвать «гербарием». Во-вторых, так называют учреждения, где хранят гербарий и работают с ним (раньше их называли травохранилищами). А в Средние века в Европе гербарием еще называли книги, в которых рассказывалось о лекарственных растениях. В России такие книги известны под названием «травники».
Трудно сказать, когда люди впервые стали собирать гербарии. Самый старинный гербарий, сохранившийся до наших дней, собран в начале XVI столетия. Он хранится в Риме. Столь же почтенный возраст имеют некоторые коллекции лекарственных растений, наклеенные на бумагу и переплетенные в тома большого формата. По-видимому, они служили справочниками для аптекарей – по ним собирали нужное медицинское сырье. Такие гербарные коллекции хранятся, в частности, в Московском университете имени М.В. Ломоносова.

Первый джинн. А в ХVII–ХVIII в. гербарии уже довольно часто собирали для научных целей. В экспедициях по изучению только что открытых земель нередко участвовали ботаники. Мирная профессия ботаника была связана с риском и опасностью. Ученые собирали гербарии «заморских» растений, не знакомых доселе европейцам. В составе экспедиции знаменитого мореплавателя Джеймса Кука в 1772–1775 гг. был ботаник Иоганн Форстер, собравший большой гербарий в Австралии и на островах Тихого и Индийского океанов. Он собрал экземпляры нескольких сотен видов растений, ранее не известных науке. Сейчас часть этого замечательного гербария хранится в Санкт-Петербурге и Москве. Первые достоверно известные сборы научных гербариев в России относятся к началу XVIII в., ко времени царствования Петра I, очень много сделавшего для развития науки в России.
Имея гербарий, можно узнать, как выглядят растения, обитающие в других странах и на других материках. По гербарным образцам описывают новые виды и разновидности растений. По гербарию можно установить, что росло на месте современных городов и промышленных предприятий. Гербарий поможет нанести на карту ареал (область распространения) данного растения.

Второй джинн. А теперь мы расскажем, как делать гербарий. (Желательно, чтобы рассказ сопровождался демонстрацией.)
Вам понадобятся папка и пресс, совок, нож и много старых газет.
Собирать растения нужно в сухую нежаркую погоду – утром, после того, как сойдет роса, или днем. Выберите неповрежденное растение с цветами или плодами. Выкопайте его совком или ножом вместе с подземными органами – корнями, корневищами или клубнями и аккуратно отряхните от земли. Только потом растение можно закладывать в папку: раскройте ее, возьмите двойной лист газетной бумаги и положите растение на правую сторону листа. Правой рукой аккуратно расправьте листья и цветы и придерживайте их, а левой медленно, чтобы не смять растение, прикройте его второй половиной листа. Если у растения толстые корневища, их нужно разрезать вдоль и оставить одну половину. Крупные растения размещают на листе, переламывая и изгибая стебель. Если листья или лепестки цветков приходится накладывать друг на друга, не лишне проложить между ними клочок бумаги или тонкий слой ваты. От дерева или кустарника для гербария срезают веточку, по возможности – с цветами или плодами.
После того, как все растение окажется внутри сложенного листа, прогладьте его сверху руками. В лист с растением обязательно нужно положить этикетку, на которой указывается место сбора (область, район, ближайший населенный пункт), местообитание (луг, болото, лес), дата сбора и фамилия сборщика. Этикетки лучше писать мягким простым карандашом, чтобы буквы потом не расплылись от влаги. Теперь можно закрыть створки папки и затянуть ее шнуром.

Снаряжение для сбора гербария: секатор и совок

Снаряжение для сбора гербария: секатор и совок

Способ укладки высокого растения

Способ укладки высокого растения

Гербарные папки и способ их затягивания

Гербарные папки и способ их затягивания

После того, как вы вернулись домой, собранные растения из папки нужно переложить в гербарный пресс для сушки. На нижнюю сторону пресса положите 3–5 газетных листов, потом первый лист с собранным растением, потом двойной газетный лист, потом следующий лист с растением и так далее. В прессе должно быть не более 20–30 образцов. Сверху последнего образца положите еще 3–5 газетных листов, закройте верхней частью пресса, перетяните пресс веревкой и поставьте его в теневое, хорошо проветриваемое место. Периодически меняйте листы, которыми проложены образцы, и проверяйте, как сохнут растения. Если вы приподнимаете растение и оно не обвисает, а приложенное к губам не холодит, значит оно высохло! Выньте его из пресса и осторожно вытащите проложенные между листьями кусочки бумаги и ваты. Теперь осталось прикрепить высушенное растение к плотному листу бумаги, аккуратно переписать на него этикетку – и гербарный образец готов! Если вы можете определить растение, напишите сверху этикетки его название, а внизу укажите фамилию того, кто произвел определение.

 

Первый джинн. До изобретения пишущей машинки (1867 г.) ботаники снабжали гербарии этикетками, написанными от руки, зачастую неразборчиво. Дошло до того, что ботаникам XX в. пришлось выпустить специальную книгу с образцами почерков ботаников трех последних столетий, чтобы разбирать написанные ими этикетки.

Образец гербарной этикетки

Вид: горошек мышиный
Семейство: Бобовые
Место сбора: Ярославская область, Угличский район, окрестности деревни Ивановка. Пойменный луг.
Дата сбора: 21 июля 2004 г.
Собрал: Петров Л.
Определил: Петров Л.

Место, дату и фамилию сборщика на этикетке указывают в любом случае, эти сведения пишутся в момент сбора. Название можно указать позже и только в том случае, если вы уверены, что определили растение точно.

Второй джинн. Самым крупным и ценным гербарным собранием в настоящее время располагает Королевский ботанический сад в Лондоне. Его коллекции насчитывают около 6 млн гербарных листов. Гербарии мирового значения с коллекциями, превышающими 1 млн листов, имеются также более чем в двадцати городах мира.
В России есть гербарий, входящий в пятерку самых крупных гербарных хранилищ мира. Это гербарий Академического Ботанического института имени В.Л. Комарова в Санкт-Петербурге. Его фонды содержат более 5 млн гербарных листов.
Олег, а неужели ты не делал гербарий?

Олег. Нет, когда я закончил 6-й класс, я выбрал другую тему. Летом я делал фотографии растений.

Первый джинн. Что ж, и это неплохо.

Петя. Если я вас правильно понял, гербарная папка нужна для того, чтобы собирать растения во время экскурсии, а пресс – для их сушки.

Сережа. А как изготавливать папки?

Первый джинн. Для изготовления папки подбирают два прямоугольника размером примерно 45 ґ 35 см из плотного картона или тонкой фанеры. В каждом из них делают четыре отверстия, сквозь которые продевают шнур. Шнур стягивает папку с уложенными в нее растениями и играет роль ремешка – для этого одну верхнюю петлю нужно продеть в другую и затянуть. Вместо шнура можно использовать две широкие резинки, стягивающие папку, но тогда отдельно сделайте ремешок – с его помощью папку будет удобно носить на плече.
Самый простой пресс делают из толстой фанеры. Для этого вам понадобятся два прямоугольника тех же размеров, что и для папки. В фанере просверлите отверстия диаметром около 5 мм на расстоянии 2 см друг от друга. Чем больше отверстий, тем лучше и быстрее будут сохнуть растения. Для того, чтобы пресс прослужил как можно дольше, фанеру покрасьте краской или обработайте морилкой.
Можно сделать пресс более сложной конструкции. В этом случае вам понадобится помощь взрослых. Сначала из деревянных брусочков сделайте две рамки, затем к внутренним сторонам рамок прикрепите металлическую сетку с мелкой ячейкой. Такие сетки продаются в хозяйственных магазинах и используются для заграждений.

Второй джинн. Ну как, ребята, вы все запомнили?

Петя и Сережа. Запомнили! Спасибо вам большое!

Второй джинн. Пожалуйста! А теперь у нас к вам просьба – сейчас мы должны плыть дальше. Когда мы снова заберемся в свои кувшины, закройте их и бросьте в воду.

Олег. А зачем? Разве вам плохо здесь, у нас? Оставайтесь!

Первый джинн. У вас, конечно же, очень хорошо! Но такова участь джиннов: мы должны находиться все время в плавании и передавать свои знания другим. Возможно, где-то есть такие же ученики, как и вы, и им требуется наша помощь.

Второй джинн. А чтобы вы не забыли все то, о чем мы вам сегодня рассказывали, на память вам мы оставим свитки, в которых рассказывается о том, как делать гербарий.

Сбор растений и изготовление гербария

Собирая растения, следует помнить, что в каждой местности могут встретиться редкие виды, имеющие ограниченную область распространения. Такие растения нередко являются реликтовыми, т.е. сохранившимися от прежних, иногда очень древних, флор: они представляют большой научный интерес, а иногда и очень большую хозяйственную ценность.
Реликтовым растением является, например, чилим, или водяной орех, – со съедобными «рогатыми» плодами, кое-где встречающийся в центральных областях, в озерах и заливах рек; красиво цветущий лотос со вкусными семенами, растущий в дельте реки Волги и на Дальнем Востоке; уцелевшее в некоторых местах на Кавказе небольшое деревце самшит с чрезвычайно твердой и тяжелой древесиной.
Эти и многие другие растения подлежат охране. С ними можно знакомиться только на месте их произрастания, не причиняя им никаких повреждений. Но в целях охраны природы следует относиться бережно не только к заповедным видам, но и к таким растениям, которые в данной местности встречаются редко. Для гербария можно собирать только те виды, которые встречаются на лугах, в лесах и болотах в большом количестве. Необходимо стремиться сохранить целостность местной флоры – это нравственная обязанность каждого любителя природы.
Для гербария нужно брать не первые попавшиеся экземпляры, а подыскивать неповрежденные, с цветками, а лучше с цветками и плодами. Собирать следует в сухую погоду, так как после дождя или обильной росы растения плохо сохнут и нередко чернеют. Растения ни в коем случае нельзя срывать, а нужно тщательно выкапывать, так как корни, подземные побеги, корневища, клубни, луковицы нередко играют очень важную роль при дальнейшем определении. Выкопанные растения, прежде чем уложить в папку, освобождают от приставшей земли (сухую землю стряхивают, вязкую лучше смыть). Не следует удалять побуревшие и отмирающие листья, если такие имеются у взятого растения.
Высокие, не умещающиеся на листе растения следует надломить и коленчато изогнуть, чтобы уместить в прессе или папке. Еще более крупные надо разрезать на части и разместить на нескольких листах или срезать с них ветки с цветками или плодами, верхними листьями, часть стебля со средними листьями, а также взять нижнюю часть стебля с корнями и прикорневыми листьями.
Толстые корни и стебли разрезают вдоль пополам, а мясистые корневища, разрезанные вдоль, выдалбливают изнутри.
С деревьев и кустарников срезают ветки с листьями, цветками и плодами. Если листья, цветки и плоды формируются на растении в разное время, стоит собрать образцы этого вида два и даже три раза – на разных фазах развития.
Закладывая растения в листы бумаги, нужно стараться возможно лучше их расправить. Правда, окончательная расправка производится по возвращении домой, но и предварительная очень важна для того, чтобы засушенное растение выглядело лучше.
Нужно взять себе за правило при закладке растения каждый раз раскрывать папку, кладя ее на землю, а не засовывать растения на ходу.
При укладке собранных растений в пресс для сушки их следует тщательно расправить и проследить за тем, чтобы на листьях по возможности не было складок и цветки не были смяты.
Пресс надо туго стянуть ремнями или тесемками.
Чем быстрее высохнут растения, тем они лучше сохранят свою естественную окраску. Поэтому влажные газетные листы следует заменять сухими – первое время ежедневно, лучше даже два раза в день. В дальнейшем можно менять бумагу реже. Нежные растения, у которых листья могут спутаться, следует перекладывать, не вынимая из листа, в который они положены.
Отсыревшую газетную бумагу можно просушивать, развешивая, как белье, на веревках или раскладывая на земле или на полу. Но лучше это делать в каком-нибудь помещении, чтобы газеты не унесло ветром.
Пресс следует поместить в хорошо проветриваемое место на солнце, а на ночь оставить в теплом помещении, возле какого-нибудь отопительного прибора. Но слишком сильный жар (свыше 30–40 °С) может вызвать запаривание и побурение растений.
Сухими растения можно считать тогда, когда они не перегибаются, если их поднимать за корневую шейку. Высохшее растение, приложенное к губам, не вызывает ощущение холода. Недосушенный материал, сохраняя некоторое количество влаги, быстро портится, буреет, покрывается пятнами. В то же время не следует допускать и пересушивания, так как пересушенное растение теряет природную окраску и становится настолько хрупким, что крошится от незначительного прикосновения к нему.

Передает свитки Пете и Сереже.

Первый джинн. Надеемся, что вы поделитесь полученными знаниями с другими ребятами. А теперь давайте прощаться.

Петя, Сережа и Олег. До свидания!

Джинны. До свидания, ребята. Не забывайте нас!

Джинны подходят к кувшинам, говорят волшебные слова. Начинает играть восточная музыка. На сцене на некоторое время гаснет свет, джинны прячутся за ширму. Ребята берут кувшины, закрывают их пробками и аккуратно «опускают в воду».

Петя. Ну вот, теперь я знаю, как делать гербарий! Осталось только собрать растения.

Сережа. Да, здорово, что нам сегодня встретились джинны. О, глядите, у нас у всех, кажется, клюет!

Все трое вытягивают по крупной щуке.

Олег. Теперь можно и по домам! Сегодняшний день мы провели с двойной пользой!

Петя. Пойдемте!

Все трое встают и уходят.

Литература

Ильин М.П. Школьный гербарий. – М.: Просвещение, 1971.

Киричок Е. Искусство собирать гербарий // Юный натуралист. 2002. № 5.

Нырка Е. Гербарная папка и пресс // Юный натуралист. 2002. № 4.

Энциклопедия для детей: Т. 2. Биология. – М.: Аванта+, 1996.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru