Модульное обучение на уроках биологии

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН

С.А. ЯНУТЕНЕНЕ,
частная школа, г. Москва

Продолжение. См. № 14/2005

Модульное обучение на уроках биологии

Урок № 1–2. Воспроизведение организмов. Способы размножения. Митоз  (продолжение)

№ учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий

УЭ–2

Ресничные и кольчатые черви делятся перетяжками на несколько частей, в каждой из которых восстанавливаются недостающие органы.
У некоторых кишечнополостных встречается размножение стробиляцией. При этом организм интенсивно растет, а затем поперечными перетяжками делится на дочерние особи. В это время полип напоминает стопку тарелок. Образовавшиеся особи – медузы отрываются и начинают самостоятельную жизнь.

2. Полиэмбриония – особая форма вегетативного размножения. В этом случае эмбрион (зародыш) делится на несколько частей, каждая из которых развивается в самостоятельную особь. Полиэмбриония распространена у ос (наездников), ведущих в личиночном состоянии паразитический образ жизни, а из млекопитающих обычна у броненосцев. К полиэмбрионии относятся и случаи образования однояйцовых близнецов у человека и других млекопитающих.

3. Спорообразование присуще всем споровым растениям – водорослям, мхам, папоротникообразным, а также грибам и лишайникам.

Половое размножение

Характеризуется наличием полового процесса, который обычно заключается в слиянии двух клеток – гамет, имеющих гаплоидный набор хромосом (т.е. по одной из каждой пары гомологичных хромосом). Формированию гамет предшествует мейоз.

Половое размножение у одноклеточных организмов

1. Конъюгация – своеобразная форма полового процесса, существующая у инфузорий. При конъюгации инфузории сближаются попарно, между ними образуется протоплазматический мостик, происходит обмен генетической информацией. После конъюгации инфузории вновь расходятся, но при этом наследственная информация в каждой особи изменяется. Конъюгация, хотя и не приводит к увеличению числа особей, вызывает появление организмов с новыми комбинациями признаков и свойств. Это характерно для полового процесса.

2. Копуляция — половой процесс у одноклеточных организмов, при котором две особи приобретают половые различия, т.е. превращаются в гаметы, а затем сливаются вместе, образуя зиготу.
В процессе эволюции нарастает степень различия гамет.
На первом этапе гаметы внешне не отличаются друг от друга, т.е. имеет место изогамия (раковинная корненожка полистомелла, жгутиконосец полистома). Изогаметы подвижны.
Дальнейшее усложнение связано с появлением гетерогамии (яйцеклетка крупнее сперматозоида), но обе гаметы при этом также подвижны.
Наконец, большая гамета (яйцеклетка) становится во много раз крупнее мелких подвижных гамет (сперматозоидов). Она уже неподвижна. Такая форма получила название оогамии.

Половое размножение у многоклеточных организмов

При половом размножении у многоклеточных животных имеет место только оогамия.
Наиболее распространено половое размножение, при котором происходит оплодотворение, т.е. слияние двух гамет.
Развитие организма из неоплодотворенной яйцеклетки носит название апомиксиса (у растений) и партеногенеза (у животных). Но в любом случае половому размножению предшествует формирование гамет.

Заполните схему на бланке № 2 по уровням

Уровень А: при заполнении схемы вы можете пользоваться материалами модуля или учебника; в случае затруднения обращайтесь к учителю.

Уровень В: старайтесь заполнить схему по памяти; в случае затруднения, обращайтесь к материалу модуля.

Уровень С: заполните схему по памяти.

Самостоятельно проверьте правильность выполнения работы, используя ключи.
Оцените свою работу по следующим критериям:
«5» – всю схему заполнили верно;
«4» – всю схему заполнили правильно, но приходилось обращаться за подсказками (к учебнику или учителю) или допустили 1–2 неточности;
«3» – выполнили все задание, но допустили 2–3 ошибки, или не успели заполнить все (2–3 части);
«2» – почти ничего не смогли заполнить правильно или почти все перепутали;
«1» – вообще не выполнил задание, но такого быть не может!!!

















 




 





















 







 

Работайте самостоятельно
по уровням


 

Ключи возьмите у учителя.
Старайтесь быть объективным при выставлении оценок.
Оценку поставьте на бланке № 2.

УЭ–3

Цель: изучить последовательность митоза. Выявить особенности этого процесса. Развивать навык самостоятельности при заполнении таблиц.

1. Запишите к себе в тетрадь определения следующих понятий:

Митоз – основной способ деления эукариотических клеток, при котором сначала происходит удвоение наследственного материала, а затем его равномерное распределение между дочерними клетками.
Амитоз – прямое деление ядра клетки путем перетяжки без равномерного распределения хромосом. Характерен для специализированных и патологических клеток.
Клеточный цикл – жизнь клетки от момента ее появления до деления или смерти.
Интерфаза – период жизненного цикла клетки, при котором происходит синтез и накопление веществ и энергии, необходимых для деления.

2. Дайте характеристику трем периодам интерфазы:

Интерфаза состоит из трех периодов: пресинтетического, синтетического, постсинтетического.
Пресинтетический период (2n2с), где n – число хромосом, с – число молекул ДНК) – рост клетки, активизация процессов биологического синтеза, подготовка к следующему периоду.
Синтетический период (2n4с) – репликация, удвоение числа молекул ДНК в каждой хромосоме.
Постсинтетический период (2n4с) – подготовка клетки к митозу, синтез и накопление белков и энергии для предстоящего деления, увеличение количества органоидов, удвоение центриолей.
Краткий рассказ учителя о фазах митоза с использованием демонстративной модели в виде аппликации на доске.

Внимательно прочитайте текст о фазах митоза и постарайтесь его запомнить.

Профаза (2n4с) – начинается разрушение ядерной мембраны, расхождение центриолей к разным полюсам клетки, формирование нитей веретена деления, «исчезновение» ядрышек, хромосомы начинают скручиваться и утолщаться; при этом каждая хромосома состоит из двух «упакованных» молекул ДНК – хроматид.
Метафаза (2n4с) – выстраивание максимально конденсированных двухроматидных хромосом в экваториальной плоскости клетки (метафазная пластинка), прикрепление нитей веретена деления одним концом к центриолям, другим – к центромерам
хромосом.
Анафаза (2n4с) – деление двухроматидных хромосом на отдельные хроматиды и расхождение этих сестринских хроматид к противоположным полюсам клетки (при этом хроматиды становятся самостоятельными однохроматидными хромосомами).
Телофаза (2n2с в каждой части – будущей дочерней клетке) – деконденсация («распаковка» молекул ДНК) хромосом, образование в каждой части вокруг группы хромосом ядерных мембран, распад нитей веретена деления, появление ядрышка, деление цитоплазмы (цитотомия). Цитотомия в животных клетках происходит за счет борозды деления, в растительных клетках – за счет клеточной пластинки.
В результате образуются две самостоятельные клетки, вступающие в пресинтетический период.

Выполните следующее задание – за 7 минут заполните таблицу на бланке № 3

Уровень А: при заполнении таблицы используйте материал модуля.

Уровень В: старайтесь заполнять таблицу по памяти; в случае затруднения обращайтесь к материалу модуля.

Уровень С: заполните таблицу по памяти.

Самостоятельно проверьте правильность заполнения таблицы по тексту модуля или ключам.

Оцените свою работу по следующим критериям:

«5» – всю таблицу заполнили верно;
«4» – всю таблицу заполнили правильно, но приходилось обращаться за подсказками (к учебнику или учителю) или допустили 1–2 неточности;
«3» – выполнили все задание, но допустили 2–3 ошибки или не успели заполнить все (2–3 части);
«2» – почти ничего не смогли заполнить правильно или почти все перепутали;
«1» – вообще не выполнил задание, но такого быть не может!!!





Внимательно слушайте учителя.
Работайте индивидуально в рабочей тетради.





 

Запишите эти характеристики в тетрадь.











Развивайте навык точного запоминания информации.





















Заполняйте самостоятельно таблицу на бланке
№ 3.





Ключи возьмите у учителя.



Старайтесь быть объективным при выставлении оценок.
Оценку поставьте на бланке № 3.

УЭ–4

Цель: обобщить и закрепить изученное.

Выполните тест. В каждой из приведенных ниже фраз пропущено одно или несколько слов. Запишите пропущенные слова в таблице бланка № 4.

____________________________ – это способность воспроизводить себе подобных.
Последовательность процессов в клетке от момента ее возникновения до следующего деления или гибели называется ______________________________________________.
Основной способ деления эукариотических клеток называется __________________________________.
Шизогония характеризуется многократным делением __________________.
Возникновение на материнском организме бугорка, с последующим его ростом и отделением, – это вид бесполого размножения: __________________________.
При вегетативном размножении новый организм образуется из ____________ материнского организма.
Интерфаза проходит в три этапа: ______________________________, ________________ и _________.
Нити веретена деления присоединяются к центромерам хромосом, двухроматидные хромосомы сосредоточены у экватора клетки – это происходит в ___________митоза.
Прямое деление клетки при помощи перетяжки ядра, без образования хромосом называется _______________.
При митозе из исходной диплоидной материнской клетки образуются две __________________ дочерние клетки.
Поменяйтесь работами со своим партнером. Осуществите взаимопроверку по ключам.

Оцените работу своего партнера, поставив за каждый правильный ответ «+»:
«5» – если ваш партнер набрал 10 «+»;
«4» – если ваш партнер набрал 9 «+»;
«3» – если ваш партнер набрал 8 «+»;
«2» – если ваш партнер набрал менее 8 «+»

Работайте самостоятельно, вписывая ответы на бланк № 4.



























Старайтесь быть внимательными и объективными при оценивании своего партнера. Оценку поставьте на бланк
№ 4.

УЭ–5

Цель: подведение итогов урока.
Прочитайте цель урока.
Достигли ли вы цели урока? В какой степени?
Какие затруднения возникали у вас при работе на уроке? Почему?
Оцените свою работу на уроке по пятибалльной шкале (по средним результатам).
Выберите домашнее задание:
– если вы работали на уроке успешно и получили итоговую «5», то вы можете выполнить творческое задание: составьте открытый тест, состоящий из 10 предложений по теме «Митоз»;
– если на уроке вы иногда испытывали затруднения и получали оценки «4» и «5», то повторите параграфы 6.2. и 6.1, а также в тетради выполните упражнение «Терминология» (стр. 198–199);
– если вы часто ошибались и получили оценку «2» или «3», то проработайте материал модуля еще раз.

Работайте вместе с классом.
Итоговую оценку поставьте на бланках. Вклейте в тетрадь лист с бланками.
Самостоятельно.

Модульная программа № 4. Размножение и развитие организмов
Урок 1–2. Воспроизведение организмов. Способы размножения. Митоз

Уровень А/В

Ученик__________________ Класс___________ Дата____________________

Бланк № 1 (УЭ–1)

Уровень А и В

Формы размножения

Половое размножение

Бесполое размножение

Цифры ответов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ваша оценка_________________________________

Бланк № 2 (УЭ–2)

Ваша оценка_________________________________

Уровень С

Модульная программа № 4. Размножение и развитие организмов
Урок 1–2. Воспроизведение организмов. Способы размножения. Митоз

Уровень С

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

Буквы ответов

 

 

 

 

 

 

 

 

+/–

 

 

 

 

 

 

 

 

Ваша оценка_________________________________

Бланк № 2 (УЭ–2)

Ваша оценка_________________________________

Ключ

Урок 1–2. Воспроизведение организмов. Способы размножения. Митоз

Примечание: бланки ключа соответствуют бланкам заданий. Частичные ответы (подсказки),
присутствующие на бланках, выделены шрифтом.

Бланк № 1 (УЭ–1)

Уровень А и В

Формы размножения

Половое размножение

Бесполое размножение

Цифры ответов

2

3

5

8

10

 

 

 

 

 

1

4

6

7

9

 

 

 

 

 

Уровень С

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

Буквы ответов

б

а

а

б

б

а

в

г

Бланк № 2 (УЭ–2)

 

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru