Классы на открытом воздухе

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  МАРАФОН

Е.А. ФЕДОТОВА,
Л.А. ЧЕСНОКОВА,
школа № 864, г. Москва

Классы на открытом воздухе

Создание классов на открытом воздухе – это большой общешкольный проект, начатый в нашей школе в 1998 г. и расчитанный на несколько лет. Проект предусматривает создание своими силами на территории школы нового учебно-экологического комплекса – ансамбля малых архитектурных форм и объектов для учебы и труда школьников, где будет возможность проводить уроки по многим предметам на открытом воздухе.

Проектное решение предусматривает:

– вовлечение учащихся, учителей и родителей в процесс создания классов;
– обучение детей и взрослых технологии проектирования;
– планирование всех видов работ;
– заготовку необходимых материалов для реализации проекта;
– включение данного проекта в общий процесс жизнедеятельности школы;
– сотрудничество с учеными и консультантами;
– информационное обеспечение работ;
– стимулирование труда участников проекта;
– подведение итогов и презентация проекта.

Главная идея проекта – созидательная проектная совместная деятельность детей и взрослых, занятость и самоорганизация подростков, получение нового опыта согласования личных и общественных интересов.

Проект обустройства и совершенствования классов на открытом воздухе создавался в соответствии с Законами РФ «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании», потребностями экологического воспитания и образования детей и взрослых. Он разрабатывался в рамках городской экологической программы и способствует решению задач сохранения окружающей cреды. Подобные проекты получили широкое распространение в Берлине и других городах Европы.

Благоустроенный школьный двор – это очаг экологической культуры, связь с природой, выход из помещений на воздух, пробуждение детской и родительской инициативы. Детей окружает не неухоженное пространство и горы мусора, а красивый ландшафт, зелень деревьев. То, что создается общими усилиями, никогда не пропадает.

Проведение экологической проектной деятельности учащихся, учителей и родителей в ходе создания классов на открытом воздухе включает экологическое проектирование, прикладное творчество, природоохранную работу объединений взрослых и детей. Способность учебного заведения обходиться своими силами становится главным условием решения новых задач. Благоустройство классов оказывается пробным камнем для всех участников образовательного процесса. Оценивается на практике уровень управления и сотрудничества. Проверяются на практике результаты воспитания и обучения.

Идея создания классов на открытом воздухе набирает силу. В немалой степени этому способствует программа Мэра Москвы «Мой двор – мой подъезд» и окружной конкурс «Дворы нашего детства». Первые результаты в нашей школе получены при поддержке Мэрии Москвы, администрации г. Берлина, Префектуры ЮЗАО, ЮЗОУО, Фонда Фридриха Эберта, НП «Зеленая корпорация», ОАО «СУ-155» и др.

Значительную роль в продвижении проекта сыграли представители администрации и Торгово-промышленной палаты г. Берлина. Они привезли технологию и опыт экологического благоустройства. В Берлине более 300 школ уже прошли этим путем. Сложилась интересная практика оборудования дворов, которая получает широкое распространение в мире. Главным условием является то, что все делается силами детей и взрослых. В школах учащиеся получают проектную подготовку и опыт проектной деятельности. Организуются профессиональные пробы по многим специальностям.

Создание классов на открытом воздухе рассматривается как важное средство повышения познавательной активности учащихся. Акцент делается на развитие организаторских и творческих способностей, выработку лидерских качеств, формирование навыков проектно-технологической, профессиональной культуры, а также на воспитание личности, мыслящей масштабно. Проект способствует повышению ответственности каждого школьника за дела группы, класса и школы в целом. Благодаря совместной деятельности меняются отношения между учащимися, учителями и родителями.

Практическая работа по реализации проекта организуется с участием всех классов. Ежегодно уточняется ведущий класс школы по проблеме. Из наиболее активных участников процесса проектирования формируется детско-юношеское объединение, которое вместе с ведущим классом организует подготовку и выполнение проекта. За каждым элементом учебно-экологического комплекса закрепляется класс или группа детей и взрослых, которая проводит от начала до конца все необходимые проектные работы.

Основные этапы реализации проектного решения

I этап – подготовительный

На этом этапе (1998–2000 гг.) были организованы:

– психологическая подготовка участников;
– занятия по подготовке актива учащихся, учителей и родителей;
– согласование проектных задач с интересами участников;
– подготовка материалов для реализации проекта (досок, земли, песка, гравия, щебня и инструментов);
– планировка размещения классов на территории двора;
– представление и защита проекта и мини-проектов.

Мысль о создании классов под открытым небом родилась в школе в период проектирования школьного двора. Проектирование начиналось со сбора предложений и схем, анкетирования, мозговых штурмов и деловых игр. В обсуждение были вовлечены учителя, учащиеся и их родители. Организаторы агитировали на ученических и родительских собраниях, беседовали индивидуально. Опрос показал, что 90% не верили в осуществление задуманного. Многие уверяли, что невозможно благоустроить двор самим, что такими вещами должны заниматься только специалисты. Некоторые родители сетовали: «Дети должны учиться, а не строить!»

Большая цель родила и большую энергию. Инициатива била ключом. В школе в полную силу заработали Совет школы и объединения взрослых и детей по интересам. Мощный толчок всему процессу дала реализация идеи класс-проекта. Один десятый класс был выбран ведущим, стал центром управления проектом. Наиболее активные учащиеся образовали штаб. Кроме этого, большой общешкольный проект был разделен на части, которые разрабатывали и реализовывали другие классы. Постепенно наблюдающих становилось все меньше, в дело втягивались и родители. Приносили материалы и инструменты, подавали идеи, консультировали по сложным вопросам, выступали в классах как специалисты.

II этап – обустройство классов

На этом этапе (2001–2002 гг.) было организовано:

– проектная подготовка учащихся;
– изучение природных особенностей, местных условий, материалов для обоснования проекта;
– озеленение классов, посадка растений;
– экологические акции среди местных жителей (работа агитбригады);
– ударные недели совместной работы по созданию конкретных объектов – классов под открытым небом, в том числе учебных мест для учащихся, участков оригинальных зеленых насаждений;
– малые архитектурные формы (перголы, завалинки, скамейки);
– художественное оформление наружных стен здания школы, выходящих на классы.

В проекте приняли участие 510 учащихся, 45 учителей и 420 родителей — всего 975 человек. Самые большие объемы работ выполнялись в ходе ударных недель. К ним заранее готовилось все необходимое. Классы работали по графику, сменяя друг друга. В авангарде, на удивление, оказалось немало неуспевающих учащихся. Они проявляли себя с самой лучшей стороны, перевыполняли задания.

III этап – функционирование классов

На этом этапе (c 2002 г.) проводятся:

– работы по поддержанию всех элементов в рабочем состоянии;
– озеленение территории классов;
– уроки, экологические и иные мероприятия на свежем воздухе;
– экологическая практика учащихся во дворе школы, практическая профориентация учащихся;
– работы по сохранению растительности в классах.

IV этап – тиражирование опыта и технологии

На этом этапе (2003–2005 гг.):

– дорабатывается технология создания классов на открытом воздухе на школьной территории;
– организуются презентации проекта и экскурсии для школ;
– осуществляется выпуск методических материалов, брошюры и буклета «Классы на открытом воздухе»;
– организуется выпуск видеофильма «Как создать классы на открытом воздухе»;
– с целью распространения опыта проводятся семинары для представителей школ Москвы и других регионов на тему: «Проектирование классов на открытом воздухе»;
– готовятся публикации, радио- и видеосюжеты для районных, окружных, городских и федеральных средств массовой информации.

Теперь у нас есть опыт оборудования классов под открытым небом, имеется реальная методика их сооружения при сотрудничестве учащихся, учителей и родителей. И у детей появилась возможность учиться не только в помещениях, но и на свежем воздухе. Главное в этом опыте — учебно-профессиональный и нравственный рост личности учащегося, коллективов классов и школы. Проект доказал, что школа сама может решать важные задачи социально-экономического значения. Опыт и результаты могут быть использованы многими городскими учебными заведениями.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru