Курс «Системный подход как условие развивающего обучения в курсе биологии»

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ "ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ"

СУХОВА Т.С.

Курс «Системный подход как условие развивающего обучения в курсе биологии»

Учебный план курса

№ газеты

Учебный материал

17

Лекция 1. О системном подходе к обучению биологии

18

Лекция 2. Системный подход к планированию учебно-воспитательных задач

19

Лекция 3. Воспитание и развитие личности ученика в процессе обучения биологии
Контрольная работа № 1 (срок выполнения – до 15 ноября 2004 г.)

20

Лекция 4. Системный поход к контролю знаний

21

Лекция 5. Вопросы пола в системе биологических знаний
Контрольная работа № 2 (срок выполнения – до 15 декабря 2004 г.)

22

Лекция 6. Развивающая функция школьного биологического эксперимента

23

Лекция 7. Роль обобщающих уроков в формировании системного мышления

24

Лекция 8. Системный подход к построению уроков и семинаров

Итоговая работа.
Итоговые работы, сопровождаемые справками из учебного заведения (актами о внедрении), должны быть направлены в Педагогический университет не позднее 28 февраля 2005 г.

Лекция 4. Системный поход к контролю знаний

Контроль знаний и умений учащихся – обязательное условие результативного учебного процесса. О требованиях к уровню подготовленности учащихся должен знать не только учитель, но и ученик и его родители, ибо при правильно организованной системе учета успеваемости оценочные баллы должны быть объективными сигналами к доработке обязательного учебного материала. Организация проверки знаний и умений при изучении биологии связана с рядом специфических особенностей данного учебного предмета.

1. Учебный курс биологии представляет единую систему, в которой биология растений, животных, человека и общая биология тесно взаимосвязаны; из класса в класс постепенно с повышением уровня знаний раскрываются биологические понятия и закономерности, отражающие суть живых организмов (уровни организации жизни, свойства живого, взаимосвязь организма и среды и др.), формируется системное мышление.

Поэтому особое внимание при контроле знаний следует уделить проверке усвоения системы биологических понятий, раскрытию взаимосвязей и взаимозависимостей между биологическими системами разного уровня организации, а также с окружающей их средой.

2. Биология как учебный предмет дает большие возможности реализовать учебные задачи через разнообразные подходы: наблюдения (в том числе летние), эксперимент, практические и лабораторные работы, решение логических задач и др. Эта особенность биологии отражена в требованиях к практическим умениям учащихся.

Предлагаемые учащимся варианты проверки знаний и умений должны учитывать оценку не только теоретических знаний, но и практических умений.

В целях индивидуального подхода к обучению могут быть предложены разноуровневые задания, а также задания, учитывающие разную скорость работы учащихся.

При организации и планировании проверки знаний по биологии нельзя не учитывать возрастные особенности учащихся, т.к. именно разнообразие методических приемов, используемых в биологии, дает возможность побудить учащихся к активной учебной деятельности.

Вопросы и задания для учащихся 6–8-х классов должны быть составлены с учетом следующих возрастных особенностей:

– любознательность, наблюдательность;
– интерес к динамическим процессам;
– желание общаться с живыми объектами;}
– предметно-образное мышление;
– быстрое овладение умениями и навыками;
– эмоциональная возбудимость.

Для контроля знаний могут быть предложены лабораторные работы, самостоятельные работы, отчеты о проведенных опытах, экскурсиях в природу, программированные опросы, биологические диктанты, биологические задачи.

Все многообразие учебной деятельности учащихся на уроках биологии ставит перед необходимостью разработки таких подходов к контролю, которые бы учитывали знания и умения ученика, «добытые им разными путями», с учетом его индивидуальных особенностей. На отдельном уроке такие возможности для выбора есть не всегда.

В связи с этим объективность учета успеваемости во многом связана с принятой учителем системой контроля.

Примерная схема планирования тематического контроля

Тема

Поурочный контроль

Промежуточный контроль

Итоговая проверка по теме

 

 

 

 

 

Система тематического учета знаний и умений позволяет: а) подчинить поурочный контроль ведущим задачам темы; б) учесть разнообразные формы учебной деятельности ученика, его работу на протяжении достаточно длительного времени (при изучении всей темы); выполнение заданий разного уровня сложности.

В результате тематического учета знаний и умений каждого ученика в классном журнале по каждой теме должно стоять несколько оценок, занесенных в соответствующие графы.

Названия граф («опыт», «диктант», «лабораторная работа» и др.) учитель дает в соответствии с планом тематического контроля. При таком учете знаний и умений ученик (а при необходимости и родители) имеет ясную картину недоработок, а не простой среднеарифметический балл.

Задания и вопросы для итоговой проверки необходимо составлять с учетом требований к тематическому контролю:

– выделение обязательных знаний и умений;
– исключение вопросов, излишне детализирующих учебный материал;
– контроль общеучебных навыков, а не только биологических (работа с учебником и тетрадью, задания творческого характера).

Обобщение и оценку знаний учащихся 6–8-х классов целесообразно проводить через 4–6 уроков. Темы, требующие на изучение большее количество часов, желательно разбить на несколько отдельных подтем или провести промежуточный контроль. В этом случае можно использовать тестирование, на выполнение которого отводится не более 10–15 минут.

Форма учета разнообразной учебной деятельности учащихся в классном журнале

Список класса

Оценки

Темы уроков

 

0

X

0

X

X

 

 

 

X

 

X

X

 

 

0

X

0

X

X

 

 

 

X

 

X

 

 

 

0

X

0

X

X

 

 

 

X

 

X

 

 

 

0

X

0

X

X

 

 

 

X

 

X

X

 

 

0

Опыт

Диктант

Лаб. раб.

Тема 1

 

Х – оценка за тематический учет званий; 0 – оценка за текущий контроль

Приведем конкретный пример планирования тематического контроля.

Тема «Клеточное строение растительного организма»*

Задачи контроля

Начать формирование знаний и умений, необходимых для последовательного развития цитологических понятий в едином школьном курсе биологии.

Обязательные знания

  • общие признаки живого: питание, дыхание, рост, размножение;

  • строение растительной клетки: оболочка, ядро, цитоплазма, пластиды, вакуоли;

  • процессы жизнедеятельности клетки;

  • деление клетки (на уровне представлений).

Понятия: клетка – единица строения и жизнедеятельности; ткани, органоиды, клеточная стенка, целлюлоза, всасывательный (адсорбционный) способ питания.

Умения

  • распознавать на рисунках, таблицах, микропрепаратах части клетки и рассматривать их под микроскопом;

  • сравнивать старую и молодую клетки;

  • пользоваться увеличительными приборами;

  • готовить микропрепараты.

Поурочный контроль

  • Работа № 1. Конструирование схемы-модели растительной клетки

  • Работа № 2. Биологический диктант

  • Работа № 3. Лабораторная работа «Пластиды в клетках листа»

Итоговая проверка

  • Разноуровневая контрольная работа № 4

  • Работа № 5. Тестирование

* Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии. 6–8 классы. – М.: Дрофа, 2001.

Поурочный контроль

Работа № 1. Конструирование схемы-модели растительной клетки

Цель. Проверить знания о строении растительной клетки и сформировать в процессе контроля представление о клетке как биологической системе (целое, состоящее из частей, выполняющих определенные функции).

Работу проводят фронтально. Продолжительность – не более 15 мин (образец на рисунке).

1. Зарисуйте оболочки двух соседних клеток. Укажите и подпишите более тонкие участки оболочки, через которые осуществляется связь между соседними клетками.

2. Покажите часть клетки, в которой находятся хромосомы.

3. Внесите в схему полости, заполненные клеточным соком? и подпишите их названия.

4. Пользуясь цветными карандашами, нарисуйте зеленые пластиды. Подпишите их название.

5. Нарисуйте общую схему строения клетки, обозначив все ее части. Внесите в рисунок и обозначьте недостающие части клетки (цитоплазма и ядрышко).

6. Вывод (формулирует учитель в качестве теоретического обобщения): клетка, состоящая из частей (органоидов), живет как единое целое.

 

Работа № 2. Биологический диктант

Цель. Проверить правильность написания и усвоения базовых понятий по строению и жизнедеятельности клетки.

1. Зеленые пластиды называютcя ...

2. В старых клетках хорошо заметны ...

3. Под оболочкой находится бесцветное вязкое вещество – ...

4. Между оболочками соседних клеток находится ...

5. В цитоплазме растительной клетки находятся многочисленные бесцветные и окрашенные тельца, которые называют ...

6. В клетках кожицы лука пластиды ..., а в клетках мякоти плода рябины они ...

7. Каждая клетка растения имеет плотную прозрачную ...

8. Связь между соседними клетками осуществляется через ...

9. Делению клетки предшествует деление ее ..., которое находится в ...

10. Клетка обладает всеми признаками живого. Она: 1)...; 2)...; 3)...; 4) ...

11. Перед делением в ядре образуются тельца цилиндрической формы – ..., они передают ... признаки.

12. Движение цитоплазмы способствует перемещению ... для питания и ... для дыхания.

13. Вещества, необходимые для жизни клетки, проходят сквозь клеточную оболочку в ...

Ответы: 1. Хлоропласты. 2. Вакуоли. 3. Цитоплазма. 4. Межкле- точное вещество. 5. Пластидами. 6. Бесцветные. Оранжевого цвета. 7. Оболочку. 8. Поры. 9. Ядра. В цитоплазме. 10. Дышит, питается, растет, делится (размножается). 11. Хромосомы. Наследственные. 12. Питательных веществ. Воздуха. 13. В растворенном виде.

 

Работа № 3. Лабораторная работа «Пластиды в клетках листа»

Цель. Проверить умение готовить микропрепарат, работать с микроскопом, распознавать на микропрепаратах пластиды, делать обобщения и выводы.

Данную работу рекомендуется выделить для тематического учета в связи с тем, что ее проводят после освоения учащимися умения готовить микропрепарат, обращаться с микроскопом. Работа позволит выйти на проверку умений второго уровня трудности: умение обобщать и делать выводы. В зависимости от учебных задач, поставленных учителем, учащихся можно подвести к выводу: а) о клеточном строении органов растения; б) о разнообразии пластид; в) о наличии в зеленом листе зеленых пластид.

Технику работы с микроскопом и приготовления микропрепарата учащиеся оценивают в процессе само- или взаимоконтроля.

 

Карточка-задание. Правила работы с микроскопом

1. Выберите правильный ответ в каждом этапе и самостоятельно оцените свою работу, пользуясь таблицей.

Этап работы

Выполнение работы

Правильный ответ (+)

Оценка
правильности
выполнения
этапа
(+ или – )

I. Приготовление микропрепарата

1. Жидкость не выступает за края покровного стекла

2. Жидкость выступает за края покровного стекла

3. Под покровное стекло попали пузырьки воздуха

4. Под покровное стекло не попали пузырьки воздуха

   

II. Установка микроскопа

5. Штатив повернут «от себя»

6. Штатив направлен «к себе»

   

III. Настройка микроскопа

7. Поле зрения микроскопа ярко освещено

8. Поле зрения микроскопа освещено не ярко

9. Изображение четкое

10. Изображение нечеткое

   

2. Оцените в баллах свою работу, пользуясь предложенной шкалой.

Количество этапов, выполненных правильно

Оценка

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

5
4
3
2
1

Ответ: I – 1, 4; II – 6; III – 7, 9.

 

Проанализируем вариант работы ученицы по теме: «Растение – единый организм».

Растение – единый организм

Работа ученицы 6 «Б» класса Ольховиковой Татьяны

1. Клетка. Признаки жизни: дышит; питается; растет; размножается.

2. Группа клеток, выполняющая одинаковую функцию, называется тканью.

Примеры: Покровная ткань – кожица, пробка. Запасающая ткань – клетки сердцевины.

Проводящая ткань – луб, древесина. Фотосинтезирующая ткань – клетки листьев.

3. Ткани образуют органы.

Органы: корень, побег. Побег: стебель, лист, почки, цветок.

4. Лист (часть побега) – состоит из тканей.

Лист снабжает растение органическими веществами (фотосинтез). Испаряя воду, лист участвует в корневом питании (корневое давление), защищает растение от перегрева.

5. Связь с другими частями растений.

Лист помогает корню всасывать минеральные вещества. Стебель во все клетки передает органические и минеральные вещества.

Вывод: в растении органы связаны между собой.

Цель такой работы – проверить усвоение учениками 6-го класса следующих общебиологических понятий:

  • уровни организации живого (клетка – ткань – орган – система – единый организм);

  • определение понятия «ткань»;

  • взаимосвязь строения и функции тканей, органов.

По этой ученической работе можно судить о больших возможностях курса ботаники для формирования системного мышления у учащихся: выделены ведущие понятия, темы, названы самые важные термины.

Порадуемся успеху, ведь мы помогли детям приобрести опорные знания для изучения биологии в следующих классах.

– Умение трудиться – истинное сокровище людей,– говорил Эзоп. Приучите учащихся к системе в работе. Поможет это не только им, но и вам.

В старших классах развивающую функцию могут выполнять рефераты, но в том случае, если ученикам предложена определенная система работы над ними.

Прежде всего это касается разработки структуры и отбора содержания сообщения.

Вначале предложим учащимся общие подходы к структуре реферата, используя опорную схему «Структура реферата».

Опорная схема 1

Структура реферата

Реферат имеет план. Во Введении выделяются научные проблемы в данной области, и автор формирует задачи своего реферата. Основное содержание должно автором обсуждаться. Каждый реферат заканчивается рекомендациями по данной проблеме. В качестве примера приведем планы нескольких рефератов учащихся 11-го класса.

В первом примере проиллюстрируем все этапы оформления.

Тема: «Детские вирусные заболевания»

План

1. Что такое вирус?
2. Строение и химический состав вируса.
3. Как обнаружить скрытого врага.
4. Наиболее известные детские болезни, в которых повинны вирусы.
5. Условия, способствующие заболеванию.
6. Рекомендации по предупреждению инфекционных заболеваний.

Задачи реферата

1. Дать информацию о строении и химическом составе вируса.

2. Объяснить принцип функционирования вируса, в результате которого развивается заболевание.

3. Проанализировать каждое заболевание:

  • пути и источники заражения;

  • признаки заболевания;

  • профилактика.

4. Составить сводную таблицу с рекомендациями по предупреждению детских вирусных заболеваний.

Рекомендации по предупреждению детских вирусных заболеваний

Заболевание

Пути передачи

Предупреждение

Грипп

Воздушно-капельным
путем

Исключить контакт с больным

Ветряная оспа

Воздушно-капельным
путем

Изоляция больного в домашних условиях. Карантин на 21 день для имевших контакт с больным

По теме «Мышцы» рекомендации связаны с личным опытом ученика-спортсмена и заканчиваются комплексом силовых упражнений для подростков.

Текст рефератов иллюстрируется схемами, таблицами, графиками. Приводится список используемой литературы. Перед защитой реферата ученик должен составить план доклада, куда выносит основные, на его взгляд, проблемы и обосновывает их выбор. Такая форма работы не случайно пользуется у старшеклассников популярностью, так как дает возможность: 1) выбрать интересующую ученика тему; 2) высказать и защитить свою точку зрения.

Главный личностный результат такой работы – удовлетворение от умения организовать свой труд, работать с литературой, самостоятельность мышления. А это то, для чего мы 11 лет обучали, развивали и воспитывали наших учеников.

Но кроме общеучебных есть специальные умения, сформированность которых отражают рефераты: видеть в отдельных фактах биологические закономерности;

раскрывать взаимосвязи и взаимозависимости между биологическими системами разного уровня организации. К таким результатам в обучении надо идти годами, создавая методику, последовательно развивающую аналитико-синтезирующее мышление учеников. Именно системный подход к биологическим явлениям должен стать основой отбора содержания и построения реферата. Алгоритм раскрытия темы легче усваивается с помощью опорной схемы.

Вот какие конкретные элементы содержания реферата на тему «Биосфера – глобальная экосистема» можно выделить, пользуясь предложенной опорной схемой 2.

Опорная схема 2

Структурно-системный подход к содержанию реферата

 1. Биологическая система, обсуждаемая в работе:

  • клетка;

  • организм;

  • популяция;

  • экосистема;

  • биосфера.

2. Взаимосвязи биологической системы:

  • связь строения с выполняемой функцией;

  • с другими биологическими системами;

  • с факторами неживой природы.

3. Факты, подтверждающие биологические закономерности:

  • доказательства единства живого мира;

  • примеры приспособленности к среде обитания;

  • доказательства эволюции;

  • факторы, влияющие на здоровье (строение органов и выполняемые функции), и др.

4. Практическое использование теоретических знаний.

5. Выводы о рассмотренных фактах как частных случаях общей закономерности.

1. Биосфера как целостная система, состоящая из взаимосвязанных компонентов.

2. Функции живого вещества биосферы:

  • биохимическая;

  • энергетическая;

  • концентрационная;

  • газовая;

  • связанная с человеческой деятельностью.

3. Доказательства исторического развития биосферы.

4. Влияние космических факторов на биосферу.

5. Выводы:

  • биологическое разнообразие как условие устойчивости жизни на Земле;

  • охрана биосферы от загрязнения;

  • стратегия выживания человечества.

Дальнейшая работа над содержанием реферата по составленному плану поможет учащимся подойти к обсуждению выбранной проблемы с позиций общих биологических закономерностей.

По высказываниям наших бывших учащихся, навыки, полученные ими при таком системном подходе учителя к организации обучения, помогают им и в дальнейшей учебе после окончания школы. А мы с вами, выпустив в жизнь повзрослевших своих воспитанников, входим в новый класс и начинаем снова путь в будущее. И опять нам нельзя забывать, что есть у нашего предмета та специфика, которая может помочь ребенку там, где не помогут другие предметы или помогут в меньшей степени.

Выводы

1. He только при обучении, но и при контроле знаний важно предоставить учащимся возможность выбрать путь решения учебной задачи (задания по выбору).

2. Спланировать систему тематического контроля знаний, что приучит учащихся к системе в работе.

3. При оценке уровня знаний учащихся важна система учета не только результатов проверочных работ, но и других видов учебной деятельности (отчеты о проведенных опытах, экскурсиях в природу, лабораторные и практические работа).

4. При контроле знаний особое внимание стоит уделить проверке усвоения системы биологических понятий, раскрытию взаимосвязей и взаимозависимостей между биологическими системами разного уровня организации, а также с окружающей их средой.

Литература

1. Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии. 6–8 классы. Методическое пособие. 4-е изд.– М.: Дрофа, 2001.

2. Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии. 9–11 классы. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2001.

3. Сухова Т.С. Тесты. Биология. 6–11 классы. Учебно-методическое пособие. 5-е изд.– М.: Дрофа, 2001.

4. Сухова Т.С., Кучменко В.С. Система знаний для контроля обязательного уровня подготовки выпускников основной средней школы. – М.: Вентана-Граф, 2002.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

Задание 1

С целью формирования у учащихся системного мышления включите при контроле знаний в разных возрастных группах общие для всей биологии понятия (с учетом развития понятия).

Пример 1. Понятие «обмен веществ».

Растения

В процессе обмена веществ растение:
А – только получает вещества из окружающей среды;
Б – одни вещества получает, другие выделяет из организма;
В – только отдает вещества в окружающую среду;
Г – передвигает по стеблю питательные вещества.

Животные

Обмен веществ происходит:

А – только у теплокровных хордовых;
Б – только у холоднокровных хордовых;
В – у всех хордовых;
Г – у всех живых организмов.

Человек

Обмен веществ – это процесс:

А – поступления веществ в организм;
Б – удаления из организма непереваренных остатков;
В – удаления жидких продуктов распада;
Г – потребления, превращения, использования, накопления и потери веществ и энергии.

Пластический обмен – это процесс:

А – распада веществ клетки с освобождением энергии;
Б – образования в клетке веществ с накоплением энергии;
В – всасывания веществ в кровь;
Г – переваривания пищи.

Энергетический обмен – это процесс:

А – биосинтеза;
Б – удаления жидких продуктов распада;
В – терморегуляции;
Г – окисления органических веществ клетки с освобождением энергии.

Пример 2. Понятие «дыхание».

Растения

Дыхание – это:

А – газообмен;
Б – расходование органических веществ с освобождением энергии;
В – образование органических веществ с накоплением энергии;
Г – открывание и закрывание устьиц.

Животные

Энергия, необходимая для передвижения животного, освобождается в процессе:

А – газообмена;
Б – распада органических веществ.
В – пищеварения;
Г – образования веществ, свойственных организму.

Человек

Дыхание – это:

А – процесс поглощения кислорода и выделения углекислого газа;
Б – процесс окисления органических веществ с выделением энергии;
В – совокупность процессов А и Б;
Г – газообмен в легких.

Задание 2.

Составьте тесты для равных возрастных групп учащихся, предусматривающие формирование следующих общебиологических понятий: ткань, газообмен, раздражимость, размножение и др.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru