Оригинальные способы активизации знаний учащихся на уроках биологии

КОПИЛКА ОПЫТА

К.Е. БЕЗУХ
ассистент кафедры анатомии и физиологии человека и животных
Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д.Ушинского

Продолжение. См. № 18/2005

Оригинальные способы активизации знаний учащихся на уроках биологии

К разновидностям проблемных ситуаций можно отнести и объяснение общеизвестных фактов с разных позиций.

Примеры

1. Великий русский ученый М.В. Ломоносов утверждал, что «умеренное потребление пищи – мать здоровья». Верно ли это утверждение? Ответ обосновать.

2. Древнегреческий философ Аристотель говорил: «Ничто так сильно не разрушает человека, как продолжительное безделье». Обосновать это утверждение с научной точки зрения.

3. «Артериальная кровь бьет по сосудам ключом, а венозная сочится». Обосновать это утверждение с научной точки зрения.

При изучении курса зоологии в 7-м классе можно использовать следующие задания.

1. Если разложить на опушке леса на досках насекомых нескольких видов, то птицы склевывают лишь тех из них, которые не имеют предостерегающей окраски. Объяснить ситуацию.

2. Говорят, что, если с неба упадет иголка, то орел ее увидит, олень услышит, а медведь почует. Почему так говорят?

Можно использовать и проблемные ситуации игрового характера.

«Гусеница»

Слова, обозначающие какие-либо предметы или явления, написаны слитно с перекрыванием.

Задание: найти и выписать в тетрадь названия птиц: соколибрибисойканарейказаркайральбатросоедроздрофазанандудодубоносорокакаду.

(Сокол, колибри, ибис, сойка, канарейка, казарка, кайра, альбатрос, осоед, дрозд, дрофа, фазан, нанду, удод, дубонос, сорока, какаду.)

Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, поэтому требует конструирования дидактического содержания изучаемого материала в виде цепи проблемных ситуаций.

Проблемные ситуации могут:

– возникать независимо от приемов обучения;
– вызываться и разрешаться учителем;
– вызываться учителем, разрешаться учеником;
– самостоятельно формулироваться и разрешаться учащимися.

По методическим особенностям их можно разделить на следующие группы:

– проблемное изложение;
– эвристическая беседа;
– мысленный проблемный эксперимент;
– решение задач;
– игровые проблемные ситуации.

Знанию всегда предшествует предположение.

А.Гумбольдт

В ряде случаев для разрешения предлагаемых учителем проблемных ситуаций требуется предварительная отработка учащимися этапов мыслительных действий в соответствии со схемой «Алгоритм решения поисковых задач».

Алгоритм решения поисковых задач

Схема показывает, что процесс решения какой-либо задачи – не одномоментный акт, а поэтапное мыслительное действие, в результате которого достигается поставленная цель.

Рассмотрим примеры таких задач (для 8-го класса).

Задача 1. Трудно найти писателя без странностей: Шиллер, работая, держал ноги в холодной воде; Бальзак работал босиком, стоя на каменном полу, Прус нюхал крепкие духи; Якобсен – гиацинты, Ибсен – «пропускал рюмочку», а Руссо стоял под солнцем с непокрытой головой. Чем можно объяснить такие писательские странности?
Следует рассмотреть различные варианты ответа и обсудить отражающий истину. «Странные» приемы каждому писателю подсказал собственный опыт: все они в той или иной степени вызывают прилив крови к голове.
Из курса физиологии школьникам известно, что лучше всего снабжаются кровью, а соответственно и кислородом и питательными веществами, активно работающие органы. Эта закономерность подтверждается опытом итальянского ученого Анджело Моссо. Он положил человека на доску – рычаг больших, но очень чувствительных весов и уравновесил их. Когда Моссо предложил испытуемому решить арифметическую задачу, его голова стала опускаться вниз. Когда задача была решена и весы уравновесились, Моссо предложил испытуемому пошевелить пальцами ног. Ноги стали тяжелее и перевесили голову.
В организме человека постоянно происходит перераспределение крови: к одним органам ее поступает больше, к другим меньше. Снабжение органов кровью зависит от их деятельности.

Задача 2. Всем известно, что обыкновенная кукушка гнезда не строит. Она подкидывает по одному яйцу в гнезда других птиц. Подбрасывают яйца в чужие гнезда не только кукушки. Сходное поведение орнитологи наблюдали у некоторых ласточек, скворцов и уток, у которых самка нередко несется в гнезде другой птицы, принадлежащей к ее же виду. В чем может быть смысл подобного поведения?

Наиболее типичные варианты ответов.

1. Эти птицы – большие «обжоры», они все время едят, поэтому им некогда растить птенцов.

2. Кукушки не живут парами, а в одиночку птенца не вырастишь, поэтому они отдают его на воспитание приемным родителям (социальный аспект).

3. Кукушки не строят гнезда, поэтому «отдают» птенцов в «детский сад» (образ жизни, поведение).

Ответ. Известно, что в любом поселении ласточек-береговушек хотя бы одна из птиц оставляет свое яйцо в гнезде у соседей, причем прямо у них «под носом». Примерно в 6% всех гнезд такого поселения находят чужие яйца. Дело в том, что около 10% яиц остаются не высиженными, поэтому, возможно, самки подбрасывают свои яйца в тот «инкубатор», который действует более продуктивно.

Примечание. Некоторые ученые полагают, что совместное гнездование птиц – ласточек, кукушек и др. – первый шаг к гнездовому паразитизму.

Одним из вариантов работы с проблемной ситуацией могут быть своеобразные «дебаты», также основанные на предварительных знаниях, полученных учащимися по определенной теме, но не требующие подготовки речей спикеров. Такое упрощение позволяет использовать эту игровую ситуацию в любой параллели, а не только в 10–11-м классах.

Мини-ток-шоу «Короткое замыкание»

Порядок проведения игры: для обсужденич предлагается фраза (афоризм, пословица, поговорка), выслушиваются любые мнения, затем делается вывод. Учитель выступает в роли проводника (путеводителя).

Примеры

Ботаника

1. Фотосинтез – усвоение растениями световой энергии (прежде всего – это создание органических веществ из неорганических, а солнечный свет выступает в этом процессе в качестве источника энергии для этих прощессов).

2. Плод грецкого ореха – орех. (Костянка.)

3. Лишайники – «пионеры» растительности. (Верно.)

4. Характерными представителями широколиственного леса являются такие растения, как медуница, брусника, мать-и-мачеха. (Только медуница.)

Медуница

Медуница

Зоология

1. Джеймс Олдридж: «Осьминоги удивительно быстро и гармонично окрашиваются под цвет окружающей их местности...». (Верно.)

2. Характерными признаками земноводных являются: наличие мочевого пузыря, отсутствие грудной клетки и линька личиночных стадий и взрослых особей. (Взрослые не линяют.)

3. Наличие почек и полное отделение в сердце венозной крови от артериальной характерно для рептилий, птиц и млекопитающих. (Для рептилий не характерно.)

4. У не пятнистых и не полосатых зверей (львов, пум, тапиров, кабанов) детеныши нередко пятнисты и полосаты. (Это необходимо для маскировки.)

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru