Оригинальные способы активизации знаний учащихся на уроках биологии

КОПИЛКА ОПЫТА

К.Е. БЕЗУХ
ассистент кафедры анатомии и физиологии человека и животных
Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д.Ушинского

Продолжение. См. № 18, 21/2005

Оригинальные способы активизации знаний учащихся на уроках биологии

Человек и его здоровье

1. Кости пожилых людей менее прочны и чаще подвержены переломам. (Верно.)

2. Под ритмичную музыку (марш) всегда легче работается. (Положительно влияет на работоспособность мышц, задерживается утомление нервной системы.)

3. Язык можно назвать органом чувств. (Да, чувства вкуса.)

4. «Сила – ума могила». (Можно развить идею о гармоничном развитии личности.)

Общая биология

1. Хвойные породы повреждаются промышленными газами сильнее лиственных. (Хвоя – многолетняя, накапливает больше ядов.)

2. В еловом лесу травянистой растительности меньше, чем в сосновом бору. (Верно.)

3. Переходные зоны между сообществами (например, лесостепь, лесотундра) более богаты жизнью, чем каждое из смежных сообществ – лес, степь, тундра. (Верно.)

4. «Не ищи волос на панцире черепахи» – древнекитайский афоризм. (Можно развить идею о приспособленности организмов к среде обитания.)

В процессе разрешения такого рода проблемных ситуаций школьники углубленно изучают реальные жизненные проблемы, принимают решения и учатся умению отстаивать свою позицию. Выполнение таких заданий не только способствует закреплению теоретических знаний и совершенствованию умений учащихся, но и развивает умение устанавливать пространственные взаимосвязи, модели биологической действительности, формирует творческое мышление.

3. Биология и литература

Самое невероятное всегда оказывается наиболее логичным.

Э.М. Ремарк

Применение на уроках отрывков из научно-популярной и художественной литературы, биологических и экологических сказок, басен, стихотворений, пословиц, афоризмов позволяет затронуть эмоциональную сферу ребенка, способствует формированию положительных качеств личности учащегося.

Примеры

При изучении вегетативного размножения растений (курс биологии 6-го класса) можно использовать следующий отрывок из произведения А.Волкова «Урфин Джюс и его деревянные солдаты».

«На салатной грядке, где остались корни неизвестных сорняков, и на гладко утоптанной дорожке, куда столяр оттащил срубленные стебли, – везде плотной стеной стояли высокие растения с яркозелеными мясистыми листьями.
– Ах, вы так! – злобно взревел Урфин Джюс и ринулся в бой».

Вопрос. Каким способом размножалось волшебное растение?

Вариантом работы с литературными произведениями может быть поиск ошибок в зачитываемом отрывке.

Попрыгунья стрекоза,
Лето красное пропела,
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза...

Вопрос. Мораль басни бесспорна, но с биологической точки зрения стрекозу обидели зря. Почему?

«Лиса и еж»

– Всем ты, Еж, хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу.
– А что, Лиса, я с колючками некрасивый что ли?
– Да не то чтобы некрасивый...
– Может, я с колючками неуклюжий?
– Да не то чтобы неуклюжий.
– Так какой же я такой с колючками-то?
– Да какой-то ты, брат, с ними несъедобный...

Н.Сладков

Задание. Басня детская, но отражает существенные биологические закономерности. Укажите их и дайте им объяснение.

При изучении раздела «Человек» можно использовать альбом анатомических стихов.

I. Железа лежит на шее,
Два конца пересекая,
Второй, третий – у трахеи,

II. Тироксин в кровь выделяя.

III. Если много – будет зоб.
Ясен тут вопрос,
Коли ставить его в лоб.
Это – тиреотоксикоз.

IV. Если мало, наблюдают обмена понижение.
Микседемой называют данное явление.

Л.В. Пупышев

Задание. Дайте поэтапное объяснение описываемому в стихотворении органу и его функции. (Речь идет о щитовидной железе.)

4. Домашний эксперимент (мини-проект по изучаемой теме)

Самый лучший вид слова – это дело.

Хосе Марти

Критерием истины является опыт.

Т.Компанелла

Домашний эксперимент – это небольшой самостоятельный научный проект каждого ученика. Самостоятельно, вместе с друзьями или с помощью взрослых выполняя простые, но увлекательные опыты, дети смогут сделать свои первые шаги в науке.

Эксперименты для домашнего проведения должны быть безопасными и основанными на использовании простых, доступных материалов. Такие задания не только стимулируют активную познавательную деятельность школьников, но и приучают их к четкому, серьезному оформлению своих выводов по проекту.

Отчет по проекту – это готовая письменная работа, в которой должно содержаться подробное описание всех стадий выполнения проекта, причем отчет должен быть написан таким образом, чтобы в нем разобрался даже тот, кто ничего не знает по данной теме.

Отчет можно оформить в виде буклета по следующей схеме.

1-я страница – титульный лист с указанием Ф.И.О. автора и названия проекта.

2-я страница – резюме (краткое изложение в одном-двух абзацах основных идей работы), место проекта в теме, цели работы, свои вопросы и гипотезы (предполагаемые результаты), что заинтересовало больше всего (актуальность темы) и др.

3-я страница – использованные материалы и оборудование.

4-я страница – описание проекта, т.е. подробный рассказ о работе по проекту: как делались измерения, какие получены данные, какие и как были выполнены расчеты. Очень хорошо, если удастся проанализировать полученные результаты, рассмотрев следующие вопросы:

– все ли получилось с первого раза;
– достигнута ли поставленная цель;
– насколько точно выполнены инструкции по проведению эксперимента;
– какие материалы пришлось заменить и почему;
– в каком направлении стоит продолжить работу?

5-я страница – заключение – какие результаты подтверждают основную идею эксперимента, а какие нет, что показалось легким, а что вызвало затруднения?

6-я страница – выводы – что следует из полученных результатов (научное объяснение проведенного опыта), список терминов;

7-я страница – список источников информации.

При оформлении проекта желательно использовать рисунки, фотографии.

Примеры проектов

Проект 1. «Растущие малютки»

Цель эксперимента: продемонстрировать влияние температуры на рост бактерий.

Материалы и оборудование: молоко, мерный стакан (250 мл), две банки по 0,5 л, холодильник.

Нельзя брать кипяченое или стерилизованное молоко, иначе в нем могут развиться маслянокислые бактерии, и молоко, хотя и свернется, но будет горьким, а не кислым.

ХОД РАБОТЫ

Налить в каждую банку по 200–250 мл молока. Поставить одну банку в холодильник, а другую – в теплое место, прикрыв марлей или чистой тряпочкой. В течение недели ежедневно проверять обе банки, отмечая изменения свойств молока.

Результаты

Через несколько дней молоко, стоявшее в теплом месте, пахнет кислым и содержит плотные белые комки. Молоко, хранившееся в холодном месте, выглядит по-прежнему и пахнет нормально. Еще через несколько дней холодное молоко тоже скисает.

Выводы

Тепло способствует развитию бактерий, которые портят пищу. Холод замедляет рост бактерий, но рано или поздно находящееся в холодильнике молоко испортится. Когда холодно, бактерии все равно растут, хотя и медленнее.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru