Оригинальные способы активизации знаний учащихся на уроках биологии

КОПИЛКА ОПЫТА

К.Е. БЕЗУХ,
учитель биологии,
г. Ярославль

Окончание. См. № 18, 21, 23/2005

Оригинальные способы активизации знаний учащихся на уроках биологии

Проект 2. «Раскрашенные яблоки»

Цель работы: убедиться в изменении химического состава созревающего яблока.

Материалы и оборудование: 5 яблок разной степени спелости (от совсем зеленого до перезревшего); маленькие стаканчики; аптечный спиртовой раствор йода; ватные шарики; фольга; острый нож.

ХОД РАБОТЫ

1. Вырезать толстые ломтики из середины каждого яблока.
2. Разложить на фольге ломтики в ряд, от незрелого – к спелому.
3. Налить половину стаканчика воды, добавить 5 капель йода и размешать.
4. Обмакнуть ватный шарик в раствор и хорошо смочить поверхности всех ломтиков яблок (они должны быть полностью покрыты раствором).
5. Внимательно рассмотреть цвет и рисунок ломтиков.

Результаты

1. Ломтик незрелого яблока стал синим, хотя его центральная часть осталась белой.
2. Чем спелее яблоко, тем светлее голубой цвет.
3. Самое спелое яблоко вообще не окрасилось.

Объяснение

При созревании овощей и фруктов содержащийся в них крахмал превращается в сахар. В незрелых овощах и фруктах много крахмала и мало сахара. Йод вступает в химическую реакцию с крахмалом, образуя соединение голубого цвета, поэтому различия в цвете и рисунке поверхности ломтиков яблок отражают разное содержание крахмала.

Совет по подготовке отчета

Этот опыт можно было бы повторить прямо на уроке, однако разрезанные яблоки быстро становятся коричневыми. Поэтому лучше сделать их фотографии или рисунки.

5. Разминки

Человек, который хочет передвинуть гору, начинает с того, что переносит мелкие камни.

Китайская пословица

Разминки – короткие, но емкие и информативные задания-упражнения, расширяющие кругозор учащихся. Они позволяют заинтересовать их и заставить размышлять, поэтому наиболее подходят для отработки ключевых понятий, терминов урока.

«Вырази мысль другими словами»

Необходимо предложить несколько вариантов выражения мысли, изложенной в какой-нибудь несложной фразе, другими словами. При этом ни одно слово исходной фразы не должно повторяться в других предложениях, и смысл фразы искажать нельзя.

Примеры

1. Цветки растений очень разнообразны по своей окраске, размерам и форме.

(Органы привлечения насекомых отличаются друг от друга по внешнему виду, т.е. по цвету, величине, расположению частей.)

2. Большая часть жгутиковых – одноклеточные существа.

(Преобладающее большинство родственников эвглены – простейшие организмы.)

«Дуэль»

Класс (группа) делится на пары дуэлянтов, которые садятся друг напротив друга, образуя два ряда. Каждой паре задается вопрос. Победитель дуэли определяется по точности и полноте ответа. Побежденный дуэлянт переходит в команду победителя. Если оба ответа верны, игроки остаются в своих командах. Игра продолжается до последнего вопроса или заранее определенного перевеса одной из команд.

Это упражнение дает хорошие результаты, например, при изучении многообразия организмов, а также помогает продемонстрировать связи материала урока с другими школьными предметами.

Пример списка вопросов

Интеграция биологии и литературы

1. Какое ядовитое растение описал в одном из своих стихотворений А.С. Пушкин? (Анчар.)
2. Какие животные получили прозвище «пираты моря»? (Акулы.)
3. При встрече с этими животными канадский писатель Фарли Моуэт рекомендовал: «Не кричи: ... !»? (Волки.)
4. Что стало причиной смерти «Вещего Олега»? (Укус ядовитой змеи.)
5. Назовите животное, являющееся главным героем романа А.Мелвилла «Моби Дик» (Кит.)
6. На спине какого животного путешествовал Нильс из сказки С.Лагерлёф? (Дикого гуся.)
7. Особенности процесса питания какого глубоководного животного описал в романе «Труженики моря» В.Гюго? (Гигантского осьминога – спрута.)
8. Какую рыбу ловил старик из рассказа Э.Хемингуэя «Старик и море»? (Марлина.)
9. Какое насекомое подсказало героям «Пятнадцатилетнего капитана» Ж.Верна, что они попали в Африку, а не в Южную Америку? (Муха цеце.)
10. В какое животное превращался герой рассказа А.Конан Дойла «Человек на четвереньках»? (В гульмана – широконосую обезьяну семейства Мартышкообразные.)
11. Плиний в своей «Естественной истории» детально описал 20 болезней, от которых излечивает лекарство, приготовленное из этого крупного садового цветка. Назовите его. (Пион.)

Метод фокальных объектов

Этот метод предполагает концентрацию внимания на каком-либо объекте, который нужно изучить. Для этого произвольно выбирается другой объект, хорошо знакомый учащимся. Затем признаки этого «фокального» объекта приписываются объекту изучаемому. Получаются неожиданные сочетания известных признаков с новым объектом, что позволяет рассмотреть последний под другим углом, глубже понять его особенности, открыть новые, интересные свойства.

Примеры

При изучении понятия «птица» приписываем ему свойства любого предмета домашнего обихода, например коробки. Какая бывает коробка? Картонная, большая, красивая, маленькая, старая и т.д. Соединим все эти признаки со словом «птица» и попытаемся представить и описать ситуации, когда такое сочетание возможно.

Картонная птица – оригами.
Большая птица – аист, гриф.
Маленькая птица – колибри.
Красивая птица – декоративная (канарейка).
Старая птица – вымершая (дронт, странствующий голубь и др.).

При изучении рыб можно использовать сопоставление, например, с вазой.

Хрустальная (прозрачная) рыба – голомянка.
Красивая рыба – аквариумная.
Большая рыба – акула, белуга.
Маленькая рыба – малек.
Круглая рыба – рыба-луна.
Плоская рыба – скат, камбала.

«Ключевые слова»

Достаточно, чтобы слова выражали смысл.

Конфуций

Перед каждым учащимся кладется чистый лист бумаги и текст с пропусками. За определенное время необходимо составить список ключевых слов, «утерянных» в рассказе. По окончании работы учитель зачитывает список правильных слов, а учащиеся отмечают крестиками совпадения в своих списках и получают по одному баллу за каждое совпадение. По итогам проверки выставляются оценки.

Примеры

Кишечнополостные

Это примитивные двуслойные животные, имеющие _____ симметрию, ____ полость и ____ отверстие. Обитают в воде. Встречаются сидячие формы (_____) и плавающие (____).

Типичный представитель – _____. Хищники, питаются _____, ____, ____. Коралловые полипы могут образовывать ____ и атоллы, служащие источником известняка, который используют как _____ материал. Крупные медузы могут вызвать ____ у купающихся.

Ключевые слова: радиальную, кишечную, ротовое, кораллы, медузы, гидра, рачками, мальками рыб, водными насекомыми, рифы, строительный, ожоги.

Оценочная шкала: 12 баллов – «5», 10–11 баллов – «4», 7–9 баллов – «3», 6 и меньше – «2».

Упражнения этого типа можно усложнить, если предложить учащимся составить список ключевых слов по тексту, в котором основные термины, необходимые для выполнения задания, зашифрованы. В этом случае сначала надо определить «действующих лиц», а затем написать соответствующие им понятия.

При изучении защитных систем организма человека можно использовать логическую загадку «Новое дело доктора Квика».

Задание: прослушать текст, придумать и записать исполнителей ролей, которые учитель по мере зачитывания текста записывает на доске.

«Доктор Квик – профессор криминалистики. Он уже на пенсии, но преподает в университете, а в свободное время консультирует различные полицейские участки и частных сыщиков. Все удивляются его умению быстро раскрывать даже самые запутанные преступления.

Когда доктор Квик подходил к банку, он увидел, как подъехала машина и остановилась рядом с оградой. Из автомобиля вышел водитель и, не запирая дверцу, направился к банку. Он шел, озираясь по сторонам. На нем был коричневый жилет, под которым была голубая рубашка с расстегнутым воротом. Рубашка торчала снизу из-под жилета. Правую руку незнакомец держал в кармане мешковатых штанов, а в левой у него был клочок бумаги. Довершала наряд зеленая бейсбольная кепка с длинным козырьком. Заходя в банк, водитель низко опустил голову.

Доктор Квик зашел следом и стал наблюдать за этим человеком. Тот оглядывался по сторонам, ожидая кассира. Квик заметил растерянность на лице кассира и, когда она протянула посетителю большой мешок с деньгами, сделал знак знакомому охраннику и выхватил пистолет.

Когда грабитель повернулся, на него смотрели дула двух пистолетов. Выронив мешок с деньгами, бедолага медленно достал из кармана свой пистолет и бросил его на пол».

Роли:

Банк.
Грабитель.
Кассир.
Мешок с деньгами.
Охранник.
Пистолет.
Доктор Квик.

Исполнители:

Организм человека.
Ксенобиотик.
Кровь (лимфа).
Клетки организма
Кожа (система барьеров).
Яд (или другое вещество) ксенобиотика.
Печень.

«Создание системы»

Хорошую голову ничем заменить нельзя.

А.Аганбегян

Более сложным и эффективным упражнением является включение понятий в систему. Предлагается набор понятий, которые надо расположить так, чтобы они образовали некую систему, и объяснить, на основании каких соображений они так расположены.

«Верю – не верю»

Предлагаемые примеры либо заведомо ложны, либо истинны. Необходимо определить, достоверна ли содержащаяся в них информация, и объяснить свой выбор.

Например, верите ли вы, что:

1) птица, съевшая рыбу, пойманную в месте разлива нефти, способна отравить весь свой выводок;
2) сейчас многие экологи предпочитают гасить только те пожары, которые были вызваны людской неосторожностью, а пожарам, начавшимся от молнии, позволяют догореть до конца;
3) плоды колбасного дерева по вкусу напоминают сервелат;
4) в Эфиопии оболочки кофейных зерен смешивают с эвкалиптовой стружкой и, прессуя смесь, получают пластины, используемые для производства мебели;

Ответы:

1) да, т.к. птичьи яйца очень чувствительны даже к малейшим количествам нефти;
2) да, таким образом экологи надеются сохранить лесную мозаику – кусочки собранных воедино старых и новых областей. Такая мозаика дает возможность восстановиться некоторым частям леса;
3) нет, плоды не съедобны;
4) да, «кофейная» мебель красива, прочна, своеобразна и имеет легкий запах кофе, что прибавляет ей привлекательности.

«Да-нетка»

Одной из разновидностей разминок является всем известная детская игра «Да-нетка», по условиям которой задумавший слово на все вопросы собеседника имеет право отвечать только «Да» или «Нет», а отгадывающий слово должен задавать соответствующие этому требованию вопросы. Для достижения цели игры, т.е. развития креативности мышления школьников, необходимо, чтобы участники разработали стратегию поиска решения, а не сводили игру к беспорядочному перебору вопросов.

Начинать разминку следует с простых заданий, где все ответы можно выстроить в один ряд.

Пример

Какое растение задумано?
– Это водоросль? (Нет.)
– Это мох? (Нет.)
– Это папоротник? (Нет.)
– Это голосеменное растение? (Да.)
– Это кустарник? (Нет.)
– Значит, это дерево? (Да.)
– Это дерево является символом Нового года? (Нет.)
– Как часто меняются хвоинки у этого дерева? (Вопрос не корректен.)
– Хвоинки меняются каждые 2–3 года? (Нет.)
– Хвоинки меняются ежегодно? (Да.)
– Это лиственница? (Да.)

Другой, более сложный, вариант этого упражнения заключается в том, что загадываются объекты, имеющие множество характеристик, каждая из которых обладает своими особенностями. Найти ответ можно, лишь выявив систему свойств объекта.

Пример

Историки рассказывают, что в войске Ганнибала имелись особые сосуды, которые его воины бросали на вражеские корабли. Эта тактика часто приносила победу. Что было в этих сосудах?

– Сосуды были большие? (Нет.)
– Сосуды были тяжелые? (Нет.)
– Размер сосудов имеет значение? (Нет.)
– Сами сосуды были оружием? (Нет.)
– Оружие было внутри сосудов? (Да.)
– Они содержали дурно пахнущие вещества? (Нет.)
– Сосуды были наполнены смолой? (Нет.)
– Внутри сосудов были биологические объекты? (Да.)
– Это были болезнетворные бактерии? (Нет.)
– В сосудах были ядовитые организмы? (Да.)
– Это были пчелы? (Нет.)
– Это были змеи? (Да.)

«Домино»

Сложные названия животных разбиты на отдельные блоки, которые могут иметь вид карточек для прикрепления к магнитной или пробковой доске. Задача детей состоит в правильном соединении этих блоков (школьники могут работать самостоятельно или командой – на скорость).

Примеры сложных названий для младших школьников: кит(о)глав, хвост(о)кол, нос(о)рог, кашалот, сенокосец, древоточец, рог(о)зуб, рос(о)маха, горн(о)стай, уховертка, труп(о)ед, сух(о)нос, снегирь.

Карточки могут выглядеть так:

Учащимся старших классов можно предложить более сложные задания. Пример задания по теме «Типы стратегий организмов» (9–11-е классы) приведен ниже.

«Кроссвординки»

Предлагается разгадать миникроссворд по определенной теме (изученной ранее или новой). Можно использовать различные типы кроссвордов, например, венгерский кроссворд.

– Я всех умней! – кричит … –
Умею я считать до двух.
– Подумаешь! – ворчит … –
А я могу до четырех!
– Я – до шести! – воскликнул …
– Я – до восьми! – шепнул …
Тут подползла …
– Я, кажется, умней немножко
… и даже … –
Считаю я до сорока!
– Ах, ужас! – ужаснулся … –
Ведь я ж не глуп. Но почему ж
Нет у меня ни рук, ни ног,
А то и я считать бы мог!

Решение: петух, хорек, жук, паук, сороконожка, уж.

Типы стратегий организмов

Разные виды растений и животных различаются по способам, или стратегиям, выживания. Русский ученый Л.Г. Раменский разделил организмы по стратегиям на три группы, которые образно назвал «львами», «верблюдами» и «шакалами». Типичные «львы», «верблюды» и «шакалы» встречаются редко. Чаще организмы имеют стратегию выживания переходного типа. Организмы с разными типами стратегий обычно обитают в одной экосистеме, дополняя друг друга, что позволяет более полно использовать ресурсы и жизненное пространство, облегчает поддержание и восстановление экологического равновесия экосистем.

Задание. Разложить карточки с примерами животных и растений в три ряда, начинающихся карточкой с описанием соответствующей данному организму стратегией выживания.

Карточка № 1. Виоленты

«Львы», как правило, обитают в благоприятных условиях и могут, как говорится, постоять за себя. Они всегда сильные конкуренты.

 

Карточка № 2. Патиенты

Организмы, относящиеся к группе «верблюдов», обитают в условиях с бедными ресурсами, поэтому переносят трудности благодаря специальным приспособлениям.

 

Карточка № 3. Эксплеренты

Растения и животные, которые, как и «львы», предпочитают изобилие ресурсов, но в отличие от них имеют слабую конкурентную способность, относят к группе «шакалов». Они массово размножаются тогда, когда временно нет более сильных конкурентов.

 

росянка
лишайник
саксаул
карликовая береза
орхидея
ковыль

гиена
ворона
крыса
голубь
волнистый попугайчик

ольха
тростник
вороний глаз
пшеница
морковь
кукуруза

акула
слон
альбатрос
беркут
крокодил
тигр

ель
дуб
сосна
одуванчик
тропическая лиана

финвал
карибу
скунс
кролик

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru