Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №5/2006

КОПИЛКА ОПЫТА

Т.А. ПУГАЧЕВА,
завуч лицея № 1560 СЗОУО, г. Москва

Школьный музей

Методика организации и работы

Мы привыкли, что во многих школах функционируют Музеи боевой славы. Эти музеи «живут» – они пополняются экспонатами, воспоминаниями ветеранов войны. В помещениях Музеев боевой славы проходят торжественные собрания, встречи. Но главное в создании, оформлении, работе такого музея – нетрадиционные формы внеурочной работы, широкие методические возможности для формирования патриотических чувств школьника.

Можно ли создать в школе музеи другого содержания? Конечно! И всегда это будет интересно. Музей – это коллекция, фонды, а сбор экспонатов, их изучение всегда познавательны. Возможности музейной работы неисчерпаемы так же, как и предмет изучения. Можно создать музей карандаша, тетради, игрушки, предметов старины и современного быта…

В лицее № 1560 СЗОУО г. Москвы создано 11 музеев, все они получили сертификат Московского департамента образования, еще 5 музеев готовятся к сертификации. Семь лет работает один из первых музеев – «Путешествие с комнатными растениями». Работу по его созданию возглавила учитель биологии Л.А. Берсенева. Сейчас в музее около 200 видов растений. Это подарки лицеистов, их родителей, растения, полученные по обмену с другими школами.

В течение учебного года за работу музея отвечает Совет музея, в который входят лицеисты 7—11-х классов (всего 7 человек). Руководит работой Совета учитель биологии Л. А. Берсенева. Документацию ведет один из членов Совета. Совет музея собирается 1 раз в месяц. На совете музея утверждается план работы на год; подводятся итоги работы за четверть; составляется график работы экскурсоводов; отмечается работа лучших экскурсоводов; объявляется благодарность учащимся лицея, пополнившим фонды музея; на итоговом заседании Совета анализируется работа за год, составляется план на новый учебный год, определяется работа на летний период.

Совет музея ходатайствует перед директором о награждении лучших работников лицея.

С чего же начинается музейная работа с растениями? На первом этапе все растения нужно правильно назвать, установить их видовую принадлежность. Итогом этого этапа работы стало этикетирование растений (своего рода инвентаризация фондов). Оказалось, нелегко найти нужный формат этикетки, шрифт, систему символов для характеристики экологических признаков вида, способ прикрепления этикетки к растению. Обсуждали разные варианты, работали с определителями растений, атласами, журналами. Итог работы – инвентарные списки фондов музея.

На втором этапе было необходимо собрать информацию о каждом виде. Желающие, а их было немало, выбрали по 3–5 видов растений и стали собирать информацию о них. Без литературных источников в этом деле не обойтись, поэтому стали собирать библиотеку. Сейчас в кабинете биологии более 60 книг по комнатному цветоводству, множество журналов, отдельных статей. Всю найденную информацию нужно было оформить: материалы перепечатали, проиллюстрировали и вложили в файлы. Файлы сброшюровали в альбом-каталог, куда вошли описания видов комнатных растений на 270 страницах.

Третий этап работы – подготовка экскурсий и экскурсоводов. К экскурсоводу мы предъявляем следующие требования:

– знание материала;
– умение его преподнести (форма изложения материала должна быть яркой, эмоциональной, личностно-значимой);
– умение использовать приемы, вызывающие у слушателя интерес к растению, побуждающие больше узнать о нем.

Первые экскурсии были проведены в день открытия музея. Оно прошло по всем правилам: разрезали символическую зеленую ленточку, заслушали поздравления гостей (методистов других округов Москвы, учителей школ нашего округа, родителей), презентовали книгу отзывов, которая до сих пор пополняется положительными и эмоциональными оценками посетителей. Музей работает уже четыре года. Проведено множество экскурсий – для учеников лицея, учеников других школ, учителей – слушателей курсов повышения квалификации, директоров школ округа, гостей из городов России.

Экспонаты музея живые – они могут болеть, умирать, страдать от недостатка освещения, плохого ухода, поражения вредителями. Для работ по пересадке растений, их оздоровлению, размножению (деление, черенкование) выделено специальное помещение. Из молодых экземпляров комнатных растений формируется подарочный фонд; подарки получают ученики-победители олимпиад, конкурсов и экскурсанты. В юбилейном, 2005, г. подарки от музея получили ветераны Великой Отечественной войны. Это были растения, которые лечат, к ним прилагалась памятка, как использовать растения с оздоровительной целью.

Музейная работа с комнатными растениями будет развиваться и совершенствоваться. Планируется придать музею большую экологическую направленность: сгруппировать растения по экологическим признакам. Появятся отделы растений засушливых, влажных местообитаний и др. Значительно удобнее станет изучать разделы биологии и географии. В курсе ботаники (практически во всех разделах программы); в курсе «Человек и его здоровье» (в разделах «Гигиена», «Здоровье и окружающая среда»); в курсе «Общая биология» есть множество возможностей для использования экспозиций музея. Использовать музейные экспозиции можно и во внеурочной работе.

Создан в нашем лицее и музей «Писатели-натуралисты». Автор проекта – учитель русского языка и литературы Е.А. Савушкина. В оформлении кабинета-музея участвовали не только ученики, но и их родители – художники и дизайнеры. Фондами музея стали материалы о М.М. Пришвине, К.Г. Паустовском, Ю.Казакове, И.С. Тургеневе, С.Т. Аксакове, зарубежных писателях, посвятивших себя изучению и описанию природных богатств, ученых-натуралистах – Дж.Даррелле, Ж.-И.Кусто. Собраны биографические справки и многочисленные отрывки из произведений, подборки текстов художественного и научно-популярного описания природы и деятельности человека, наблюдающего и изучающего природную среду. Будущие экскурсоводы много читали, подбирали отрывки из литературных произведений и изображения героев, чтобы в дальнейшей работе использовать эти материалы. Удивительно изменился кабинет литературы, где размещена экспозиция музея «Писатели-натуралисты». Здесь не только портреты писателей, краткое изложение их биографий, фотографии из архивов, но и объекты исследований: обитатели русского леса, океанических глубин. В красивых витринах – коллекции раковин, кораллов, морских звезд и ежей. А рядом «Корзина с еловыми шишками» – коллекция шишек разных видов сосны из Подмосковья, с Юга России, из Сибири, Греции, Италии... Лесные коряги, причудливые пни, чучела зверьков. Под классной доской «сидит» очень искусно сделанная такса в натуральную величину. А живые экспонаты – попугаи, хомячки, рыбки в прекрасном аквариуме и множество растений. Создатели музея проявили много творчества, фантазии, тонкого художественного вкуса, готовясь к его открытию.

Экскурсии для учеников лицея, гимназий и школ округа и детей детского сада проводят семиклассники. Отзывы восторженные. К 60-летнему юбилею Победы ребята подготовили литературную композицию «Собаки на фронте».

По ходу работы в музее возникло желание подготовить выставку «Цветы в живописи». Выставку разместили в рекреации, здесь же проводили экскурсии. Но этим не ограничились – подготовили костюмированный праздник цветов: много музыки, стихов и ботанические описания цветков растений (при участии учителя биологии).

В лицее готовится к сертификации музея коллектив учеников 10-го класса. Этот музей посвящен разнообразию мира микроорганизмов, их роли в жизни человека. Руководит работой кандидат химических наук, доцент кафедры биотехнологии РХТУ им. Д.И. Менделеева, учитель химии лицея А.А. Красноштанова. Мир бактерий велик и разнообразен: бактерии – возбудители болезней; бактерии и приготовление молочно-кислых продуктов; сыроварение; виноделие; бактерии и ликвидация последствий разливов нефти.

Методика музейной работы разрабатывается, это новое направление в образовании. Для учителей оно связано с настоящим творческим поиском. Музейная работа носит междисциплинарный характер, она объединяет учителей-предметников, учеников и родителей. Ученики в процессе обучения нацелены на быстрый конечный результат – таков закон детской психологии. В музейной работе это реально – за обозримый отрезок времени оформлена витрина, проведена экскурсия, организован праздник. С другой стороны, создание музея, его открытие, проведение экскурсий – это деловая игра, где школьник играет роль профессионала-экскурсовода в реальной жизненной ситуации, приобретая навыки, необходимые для данной специальности.

В целом можно сказать, что музейная работа представляет собой максимально активную форму обучения, воспитания и организации деятельности учеников и является поэтому очень привлекательной и перспективной.

Приложение 1

План работы музея «Путешествие с домашними растениями»

1. Организационная работа

  • Провести собрание учащихся, работающих в музее.

  • Подвести итоги работы за лето по сбору новых растений для экспозиций музея.

  • Выбрать Совет музея из числа старшеклассников и вновь принятых лицеистов – семи- и восьмиклассников.

  • Составить план работы Совета.

2. Работа по увеличению фондов музея

  • Обращение ко всем лицеистам по поводу пополнения фондов музея.

  • Пополнение фондов музея за счет растений, привезенных из отдаленных от Москвы мест обитания растений, где проводят летний отдых учащиеся лицея (субтропики, степи, полупустыни России).

  • Создание обменного фонда музея.

  • Создание подарочного фонда музея.

3. Организация ухода за растениями

  • Сентябрь–март: досвечивание растений в экспозиции; полив, рыхление почвы; опрыскивание растений и протирание листьев; подкормка растений — один раз в месяц; борьба с вредителями растений.

  • Февраль–июнь: подкормка растений 3 раза в месяц жидкими и твердыми удобрениями; перевалка и пересадка растений; размножение растений с целью создания обменного и подарочного фондов.

Организация ухода за растениями в летний период

4. Организация работы с музейными экспозициями

  • Изменить оформление экспозиций кабинета биологии, подчинив расстановку растений экологическому принципу.

  • Сгруппировать растения в соответствии с климатическими зонами Земли.

  • Сделать описание экологических ниш видов растений, обитателей тропиков, субтропиков, пустынь, высокогорья и других климатических зон (совместно с учителями географии).

  • Предусмотреть при оформлении экспозиций демонстрационное многообразие видов одного рода растений.

  • Использовать возможности музейных экспозиций в процессе формирования эволюционных понятий на уроках биологии по теме: «Многообразие видов как результат эволюции».

5. Просветительская работа

  • Проводить апробированные экскурсии с воспитанниками детского сада, учениками лицея, родителями учащихся лицея, учителями школ округа по установленному графику.

  • Подготовить экскурсии нового содержания, экологической направленности, развивающие эволюционные положения.

  • Оформить материалы новых экскурсий, сброшюровать их в отдельный альбом.

  • Подготовить олимпиады по комнатным растениям для учащихся лицея.

  • Принять участие в московских, городских и окружных конференциях по методике музейной работы.

  • Принять участие в окружном конкурсе «Лидер».

6. Научно-исследовательская работа

  • Работа с литературой по составлению экологических характеристик видов растений, представленных в музее.

  • Составление морфологических и географических характеристик видов растений одного рода с целью изучения видового разнообразия (визуально и с помощью литературы).

  • Практическое применение полученных данных: составление памятки по уходу за каждым видом.

  • Составление этикетки-памятки по уходу за отдельно взятым растением.

  • «Поиск» факторов видообразовательного процесса, гипотеза происхождения вида.

  • Описание абиотических факторов мест произрастания растений, привезенных в музей (по литературным данным и личным наблюдениям).

  • Обобщение работы в виде рефератов, подготовка работы к публикации.

Приложение 2

План работы Совета музея «Путешествие с домашними растениями» на 2005/2006 учебный год

  • Сентябрь

    • Утверждение плана работы музея на 2005/2006 учебный год.

    • Утверждение графика проведения экскурсий.

  • Октябрь

    • Подведение итогов работы за лето.

    • Оценка качества описаний вновь поступивших растений.

  • Ноябрь

    • Подведение итогов работы за I четверть.

  • Декабрь

    • Обсуждение итогов работы за сентябрь–декабрь.

  • Январь

    • Подведение итогов работы за II четверть.

  • Февраль

    • Обсуждение вариантов участия работников музея в общелицейских мероприятиях («День здоровья», «День Земли»), в окружных конкурсах и олимпиадах.

  • Март

    • Обсуждение готовности музея к участию в «Дне здоровья», «Дне Земли» и других мероприятиях.

  • Апрель

    • Подведение итогов работы за год, объявление благодарности лучшим работникам музея.

  • Май

    • Обсуждение плана работы на новый учебный год и заданий на лето по пополнению фондов музея (растения разных регионов России; растения и семена из зарубежных поездок детей во время летнего отдыха).

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru