Может ли слепой прозреть?

Я ИДУ НА УРОК

И.А. ТЯГИНА,
учитель биологии,
Л.М. АНТОСЮК,
учитель литературы,
Тюльганская СОШ № 2,
Оренбургская обл.

Может ли слепой прозреть?

Интегрированный урок по произведению В.Короленко «Слепой музыкант»

Оборудование: восьмицветовой набор теста Люшера, магнитофон, аудиокассета.

ХОД УРОКА

Всё видеть, всё понять,
всё знать, всё пережить,
Все формы, все цвета
вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле горящими ступнями,
Всё воспринять и снова воплотить.

М.Волошин

… он прозрел и сумеет напомнить счастливым о несчастных.

В.Короленко

Учитель биологии. Человеку непросто жить в мире, особенно тому, кто родился с физическими недостатками.

Учитель литературы. Об этом повесть русского писателя В.Короленко «Слепой музыкант». Она была задумана как экспериментальный этюд. В ней свобода художественного вымысла сочетается со строгими принципами научного анализа. В повести раскрываются два аспекта: биологический (слепорожденный мальчик тянется к свету) и социальный (естественная природа человека протестует против частного случая нарушения ее законов).

Учитель биологии. На земном шаре насчитывается более 40 млн человек, пораженных слепотой, 80% из них живут в развивающихся странах. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в мире число людей, теряющих зрение из-за болезней глаз, растет с каждым годом.
Каждые 5 секунд в мире слепнет 1 человек. В 80% случаев слепоту можно предотвратить.

Учитель литературы. Автор ставит в повести ряд вопросов и отвечает на них.

1. Может ли человек тянуться к «неизведанному и недостижимому»? Или человек с физическими недостатками ограничен узкими пределами своих возможностей?
Автор утверждает: может, человек неизбежно стремится к свету, к полноте жизни.

2. А когда такой человек начнет познавать мир, как это отразится на его психике, его душевных качествах?
И автор показывает два пути: человек озлобится, будет мстить (как звонарь Егорий) или же постигнет чужое страдание, через которое духовно прозреет (как бандурист Юрко, звонарь Роман). Мы увидели, что Петрусь Попельский чуть не пошел по первому пути.
– Но кто ему помог? (Дядя, старый гарибальдиец, защитник свободы в Италии. Он убедил его, что сражаться можно не только саблей.)
Дядя Максим всем сердцем желал, чтобы слепой Петр стал активным участником жизни.
– Как дядя пробуждает Петра к активной жизни?

(Пересказ эпизодов: общение с деревенскими детьми; учеба; музыка; дружба с Эвелиной.)

– Достаточно ли этого было слепому? (Нет.)
– Чего хотелось Петру? (Познать мир.)
(Пересказ эпизода «Случай с аистом»).
– Почему дядя рассердился на сестру? (Зачитать цитату: «Максим хотел… закрыть внешние источники родников для блага слепого мальчика».)
– Это правильно? (Нет. Это было биологическое стремление ребенка к свету, познанию недоступного.)
– Забудет ли об этом Петруша? (Нет. Через несколько лет он побывает на колокольне звонаря Егория и услышит «красный звон».)
– Что захочет узнать Петр? (Цвета мира: красный, голубой, зеленый и др.)
– Возможно ли посредством звука передать какой-либо цвет? Как вы думаете?

Учитель биологии. Человек всегда жил в окружении цвета. Цвет для человека был внешним фактором, на который следовало реагировать определенным образом.
Темно-синий цвет ночного неба сигнализировал о наступлении ночи – времени отдыха, покоя, безопасности.
Ярко-желтый цвет восходящего солнца означал время пробуждения, надежды, интереса к новому дню.
Красный цвет крови говорил о необходимости мобилизовать силы для нападения и защиты.
Цвет определяет эмоциональное, и даже физиологическое состояние человека. А как в повести герои соотносят звук и цвет?

(Учитель обращается к 8-цветовому набору теста Люшера.)

Выделяют четыре основных цвета: зеленый, синий, красный, желтый. Что же они символизируют?
Зеленый – символизирует спокойствие, удовлетворенность, нежность, привязанность;
синий – настойчивость, самоуверенность, упрямство, самоуважение;
красный – силу воли, активность, агрессивность, наступательность, властность;
желтый – активность, стремление к общению, любознательность, оригинальность, веселость.

Учитель литературы. Но вот дядя сказал, что черный цвет – это символ смерти… И Петр, «видя» только черноту, заключил, что смысла в его жизни нет, он несчастнее всякого нищего. Мудрый дядя Максим говорит: «Если бы тебе было хуже, то, может быть, сам бы ты был лучше». И отправляет его познать «счастье» нищих. После этого Петр повзрослел, многое понял и, когда женился на Эвелине, что он однажды почувствовал? (Ему показалось, что он на миг прозрел и всё увидел.)
– Это возможно? Почему дядя Максим сказал: «Он прозрел»? (Он «видел» сердцем, накопленным опытом, пережитым страданием.)

Учитель биологии. А можно ли было Петра вылечить? (Повесть была написана в 1886 г. Тогда врожденную слепоту лечить не умели.)
Известно немало случаев рождения слепых детей. Причиной слепоты чаще всего бывает нарушение прозрачности одной из оболочек глаза – роговицы, так называемое бельмо. Когда-то судьба таких детей была трагичной. Однако во второй половине XX в. медики научились удалять бельмо и восстанавливать прозрачность роговицы. Многим слепым от рождения людям, уже достигшим возраста 40–50 лет, врачи вернули зрение. Но неожиданно оказалось, что слепым от рождения людям после восстановления зрения очень сложно научиться видеть.

Сообщения учащихся

  • Врачи, конечно, понимали, что слепые от рождения люди не знают, что такое цвет, что им придется учиться разбираться в определении цветов и оттенков окружающих предметов и заучивать их названия: что мы называем красным, а что зеленым. Но оказалось, что прозревшие люди, легко замечая разницу между цветом предметов, долго не могут запомнить названия этих цветов.

  • То же самое относилось к форме предметов. Прозревшим людям приходилось учиться отличать шар от куба, хотя на ощупь они прекрасно умели это делать.

  • Описан случай, когда больной очень долго не мог отличить петуха от лошади. Видимо, в его мозгу неправильно сформировались представления о различных признаках. Путаницу внес хвост, достаточно пышный и у лошадей, и у петухов. Привлечь для опознания количество ног этот больной долго не догадывался.

  • Большие затруднения у прозревших вызывало чтение. Больному в возрасте 52 лет, умевшему читать по выпуклым буквам (шрифту Брайля), почти не потребовалось специального обучения, чтобы научиться узнавать крупные печатные буквы. Зато мелкие прописные, о существовании которых он раньше не подозревал, долго ему не давались. В конце концов, за 3 года он сумел научиться читать только простые, короткие слова.

  • Зрению приходиться учиться. Люди, прозревшие после оперативного вмешательства и уже научившиеся узнавать основные предметы, продолжали путаться при малейшем изменении ситуации. Если такой пациент научился узнавать тарелку, имеющую синий ободок, то такую же тарелку, но с золотым ободком он не узнает. Он не узнает ложки, если ее положить не перпендикулярно к краю стола или не тем концом к едоку.

  • Обычно судьба поздно прозревших людей трагична. Большинство из них, в конце концов, отказываются пользоваться зрением и впадают в сильнейшую депрессию, несмотря на то, что до восстановления зрения они адаптировались к своему дефекту и были достаточно жизнерадостными людьми.

Учитель биологии. Как важны для человека первые годы жизни, во многом определяющие его личность! Приведенные примеры помогают нам понять, какое колоссальное значение имеет обучение, тренировка нервных клеток нашего мозга, без которой никакие задатки, полученные от родителей, не помогут человеку стать полноценным человеком.

Учитель литературы. И снова художественная литература учит нас поступать по законам добра и любви.

Учитель биологии. Еще в древности были известны упражнения, активизирующие кровообращение в мозге и области глаз. После таких упражнений люди чувствуют себя значительно бодрее, особенно хорошо эти упражнения снимают умственное утомление. В основе этого – определенные функциональные связи между глазодвигательным нервом и нервными клетками сосудов мозга.

Физзарядка для глаз

1. Крепко зажмурить глаза на 3–5 секунд, затем открыть их на 3–5 секунд. Повторить 6–8 раз.

Это упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению крообращения и расслаблению мышц глаз.

2. Быстрое моргание в течение 10–15 секунд. Способствует улучшению кровообращения.

3. Вращайте глазами, стараясь как можно больше увидеть по сторонам. Глаза быстро «сбросят» усталость.

4. Несколько движений бровями вверх–вниз.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru