Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №14/2006
Сохраним природу Хакасии

Я ИДУ НА УРОК

Н.Ф. ВАСИЛЬЕВА,
учитель химии и биологии,
п. Усть-Бирь,
Республика Хакасия

Сохраним природу Хакасии

Цели урока

Образовательная: закрепить первые представления о наиболее значимых экологических проблемах, стоящих перед человеком; обрисовать картину возможных разрушений в биосфере; обозначить пределы изменения условий, превышение которых может привести к экологическому кризису.

Развивающая: знать экологические понятия; развивать мышление, сообразительность; работать творчески на уроке; прививать умение работать с дополнительной литературой.

Воспитательная: воспитывать у детей чувства ответственности за природу Хакасии, любви к природе, и другим людям; содействовать становлению гражданской зрелости.

ХОД УРОКА

Учитель. Есть мудрая пословица, которая говорит о том, что в каждом человеке природа восходит либо злаками, либо сорной травой. Пусть же человек своевременно поливает злаки и истребляет сорняки.
Сегодня у нас будут соревноваться две команды (называет имена капитанов команд).
Представители жюри – ученики 10-го класса.

Конкурс «Охраняемые растения Хакасии»

Участники должны за определенное время прочитать зашифрованные названия охраняемых растений. Для этого в каждом горизонтальном ряду букв надо вычеркнуть повторяющиеся.

  • м б г е д о у б г о н в г и в к ц а к (Медуница.)

  • а г д б п е ж к и ж к д а е о г б н (Пион.)

  • б я а г т д р з ы д з ш б н и а к г (Ятрышник.)

  • х э ю а г в д я г о в ю э н я и х с (Адонис.)

  • с б г и ж ш н г к ю ш р к х р ж а б (Синюха.)

  • я г щ б в е х о щ з х б д е и я к а (Гвоздика.)

Конкурс «Угадай растение по описанию»

Команда № 1

Это растение – сорняк, его семена – великолепный корм для многих лесных и полевых птиц. В голодные годы из его семян делали муку и добавляли ее в хлеб. Хлеб при этом получался низким, тяжелым, напоминавшим ком земли. Употребление его вызывало боли в области желудка, головные боли, малокровие. Именно такой хлеб ели жители городов и деревень во время Великой Отечественной войны. (Полынь.)

Команда № 2

Это растение – сорняк, но его молодые листья съедобны, русские крестьяне готовили из его семян столовую приправу, по вкусу напоминающую горчицу. Эта невзрачная трава наделена силой останавливать кровь, особенно внутренние кровотечения. Встретить это растение можно повсюду: на огородах, возле дорог, на пустырях. (Пастушья сумка.)

Конкурс «Литературный»

Команда № 1

В каком литературном произведении автор так говорит о единстве человека и природы:

«Зверь и человек в мор и пожары, во все времена природных бед не раз и не два оставались один на один – медведь, волк, рысь – грудь в грудь, глаз в глаз, ожидая смерти, иной раз много дней и ночей. Такие страсти, ужасы об этом сказывались, но чтобы повязались одной долей человек и рыба, холодная, в панцире плащей, с желтенькими, восково плавящимися глазками, похожими на глаза не зверя, нет – у зверя глаза умные, а не поросячьи, бессмысленно-сытые глаза – такое-то на свете бывало ль?» (О единстве человека и природы говорит В.Астафьев в рассказе «Царь-рыба».)

Команда № 2

«С одной стороны, вроде учат: природа – дом родной. А с другой стороны, что имеем? А имеем покорение природы. А природа, она все покуда терпит. Она молчком умирает, долголетне. И никакой человек не царь ей, природе-то. Не царь, вредно это – царем зваться. Сын он ей, старший сыночек. Так разумным же будь, не вгони в гроб маменьку!»

Герою, какого произведения принадлежат эти слова и где они были произнесены им? (Слова эти Егор Полушкин из романа Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» произнес на Всесоюзном совещании работников лесного хозяйства.)

Конкурс «Экологическая ситуация»

Команда № 1

Человек – часть живой природы. Здоровье человека определяется не только состоянием окружающей среды, но и образом жизни, питанием. В магазинах города Абакана довольно широкий выбор молочных продуктов. В то же время, частные лица в неустановленных местах реализуют молоко в полиэтиленовых бутылках, используемых вторично.

Опишите кратко дальнейшее развитие экологической ситуации, ее возможные последствия для здоровья человека и предложите пути ее решения.

(При употреблении молока, купленного у частных лиц, возможны пищевые отравления, поскольку полиэтиленовые емкости не подлежит термической обработке. Микробы могут вызвать острые кишечные заболевания. При реализации молока от больных животных возникает риск заболеть ящуром, бруцеллезом. Лица, торгующие молоком в пластиковой таре, часто не имеют справок о состоянии здоровья животных и качестве реализуемой продукции. Кроме того, бутылки могут быть подобраны в мусорных контейнерах.)

Команда № 2

На одном острове люди решили уничтожить комаров. Они использовали для этого ядохимикаты. Комары, действительно, исчезли, но через некоторое время появилось множество крыс. Они полчищами нападали на поля и сараи местных жителей, поедали зерно. Люди не могли понять, откуда появилась эта напасть.

Раскройте причинно-следственные связи, которые привели к развитию данной экологической ситуации, предложите выходы из нее.

(Ядохимикаты уничтожили комаров, попали на растения. Насекомые питались растениями, но не погибали от яда, который накапливался в их телах. Этих насекомых ловили ящерицы, слабели от яда и становились легкой добычей кошек. Для кошек яд оказался смертельным, и вскоре их совсем не осталось на острове. Наступило раздолье для крыс.)

Конкурс «Биологические отношения»

Команда № 1

А. Какую опасность представляют кошки, лишенные человеческого крова? (Одичавшие кошки убивают птиц, которые в свою очередь уничтожают насекомых-вредителей, в результате урожайность сельскохозяйственных культур падает.)

Б. Люди часто убивают хищных птиц, считая, что делают доброе дело. Подумайте над словами из книги: «Орел беркут был еще жив, только большие его глаза глядели гордо и в упор, и столько злобной ненависти к нам, убийцам и разорителям его гнезда, чудилось мне в этом взгляде, что защемило сердце и было немного стыдно». Какую роль беркут играет в природе? (Питается мышами, крысами, крупными насекомыми (саранчей), лягушками.)

Команда № 2

А. Задержанный браконьер утверждал: раз доказано, что волков и других хищников нельзя истреблять, значит и браконьеров преследовать не надо: ведь говорят же, что браконьер – хищник? Убедителен ли этот довод? (Нет, хищники уничтожают больных и ослабленных животных, а браконьеры – любых.)

Б. Что называют «Черным списком»? («Черный список» – международный список вымерших видов животных и растений, от которых остались лишь чучела, скелеты, тушки, рисунки, гербарии.)

Конкурс «Дальше, дальше, дальше...»

Команда № 1

1. Абрикос сушеный с косточками. (Урюк.)
2. Абрикос сушеный без косточек. (Курага.)
3. Обезьянье хлебное дерево. (Баобаб.)
4. Символ плодородия у египтян. (Гранат.)
5. Дерево – символ России. (Береза.)
6. Самый калорийный фрукт. (Авокадо.)
7. «Медовое» дерево. (Липа.)
8. «Чертово яблоко». (Картофель.)
9. Культурные злаки из бывших сорняков. (Овес, рожь.)
10. Название конфеты и растения. (Ирис, барбарис.)
11. Самые мелкое цветковое растение. (Ряска.)
12. Гриб и масличное растение. (Рыжик.)
13. Самое высокое дерево. (Секвойя эвкалипт.)
14. Окислы на поверхности железа и гриб-паразит. (Ржавчина.)
15. Водное растение с огромными листьями. (Виктория.)

Команда № 2

1. Какое растение кормит, лечит, одевает, наказывает? (Крапива.)
2. Царский желудь. (Грецкий орех.)
3. Человек-корень. (Женьшень.)
4. Дерево – символ Канады. (Клен.)
5. Северный шелк. (Лен.)
6. Какой гриб ели викинги для храбрости? (Мухомор.)
7. Дерево, излечивающее от малярии. (Хинное.)
8. Самый быстрорастущий злак. (Бамбук.)
9. Анютины глазки, или ... (Виола.)Ъ
10. Растение – символ Японии. (Хризантема.)
11. Самый сладкий злак. (Сахарный тростник.)
12. Что получают из гевеи бразильской? (Каучук.)
13. Пеларгония зональная, или … (Герань.)
14. Второй хлеб человека. (Рожь.)
15. Самое маленькое цветковое растение. (Ряска.)

Конкурс «Ароматный»

Определить растение по запаху. (Герань душистая, помидор, черная смородина и др.)

Заключение

Подведение итогов.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru