Основы лесоводства

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ

О.В. КОРОТИНА,
руководитель школьного лесничества,
Владимирская обл.

Основы лесоводства

Элективный курс для учащихся 9-го класса

Пояснительная записка

Цели курса:

– формирование у учащихся основ знаний по экологии леса и специальных лесоводческих знаний;
– формирование у учащихся бережного, экологически и экономически обоснованного социально активного отношения к природе;
– формирование представлений о лесоводстве как науке о жизни леса и выращивании высококачественной древесины, о деятельности лесного хозяйства;
– формирование умений осуществлять на практике мероприятия, по сбережению и приумножению лесного богатства, сохранению и усилению защитных, оздоровительных и иных полезных природных функций леса.

Знания и умения, приобретенные учащимися при изучении данного курса, могут быть использованы ими в сферах своей будущей деятельности. Изучение данного курса будет способствовать подготовке учащихся к выбору профессии.

Курс предусматривает теоретическое обучение по следующим разделам.

  • Раздел 1. Лесоводство (4 ч).Раздел 2. Технология лесовыращивания (3 ч).

  • Раздел 3. Защита и охрана леса (4 ч).

  • Раздел 4. Механизация лесного хозяйства (1 ч).

  • Раздел 5. Основы лесной таксации (4 ч).

Теоретическое изучение курса дополняется практическими занятиями в лесу, в питомнике. Данные работы рекомендуется проводить в весенний период. Учитель может самостоятельно определить количество времени на изучение тем и практическую часть курса.

Проведение всех видов занятий сопровождается систематическим контролем знаний школьников путем устного опроса, выполнения тестовых заданий.

На вводном занятии учитель дает краткий обзор всех разделов курса и предлагает каждому из учащихся выбрать одну из тем рефератов, над которой он будет работать в ходе изучения курса. На итоговом занятии проводится защита рефератов учащимися. Работа с проектом может проводится как группой учащихся, так и индивидуально.

Раздел 1. Лесоводство

Тема 1. «Лес в нашей жизни». Лес как объект природы и хозяйственной деятельности. Характеристика лесов Земли, России, Владимирской области. Роль леса в природе и жизни человека.

Тема 2. «Основы дендрологии». Общие сведения о важнейших хвойных и лиственных породах деревьев, их биологические особенности, хозяйственное значение (сосна обыкновенная, сосна сибирская, лиственница сибирская, ель обыкновенная, можжевельник обыкновенный, дуб черешчатый, береза бородавчатая, липа мелколистная, клен остролистный и др.).

Практическое занятие «Определение древесных пород по зимним побегам, листьям и хвое, шишкам и плодам, семенам и коре, и др.»

Тема 3. «Основы лесоведения». Определение понятия «лес». Составные растительные элементы леса. Признаки леса. Экологические факторы, влияющие на лес: абиотические, биотические, антропогенные. Понятие о росте и развитии лесных пород. Понятие о смене пород и ее хозяйственное значение.

Практическое занятие «Определение растительных элементов леса».

Тема 4. «Лесоводство». Основы лесного законодательства РФ. Понятие о рубках главного пользования. Способы рубок: сплошные, выборочные, постепенные. Рубки ухода за лесом, их цели, задачи, методы и время проведения. Побочные виды пользования лесом.

В результате изучения раздела учащиеся должны знать:

– значение леса в природе и жизни человека;
– биологические особенности и хозяйственное значение основных хвойных и лиственных пород леса;
– составные растительные элементы леса;
– возрастные этапы леса;
– типы леса.

Учащиеся должны уметь:

– определять основные виды хвойных и лиственных пород деревьев и кустарников;
– определять растительные элементы леса.

Раздел 2. Технология лесовыращивания

Тема 1. «Возобновление леса и лесоведение». Понятие о возобновлении леса. Естественное возобновление леса (семенное и вегетативное, их сравнительная характеристика). Искусственное возобновление леса. Заготовка семян, сроки заготовки семян различных пород. Сбор и переработка шишек. Хранение семян.

Тема 2. «Лесные питомники». Виды питомников, посадочный материал (сеянцы, саженцы, черенки), выращивание в питомниках и его назначение. Основные хозяйственные части питомника. Технология выращивания сеянцев.

Практическое занятие. «Посев семян в питомнике вручную».

Тема 3. «Производство лесных культур». Искусственное лесовосстановление и лесоразведение. Лесокультурные площади, лесокультурный фонд. Способы создания лесных культур. Посадочный материал, его подготовка к посадке, время и сроки посадки, агротехнический уход.

В результате изучения раздела учащиеся должны знать:

– виды возобновления леса;
– сроки заготовки семян и условия их хранения;
– виды питомников;
– технологию выращивания сеянцев и саженцев;
– способы создания лесных культур;
– время и сроки посадки саженцев.

Учащиеся должны уметь:

– проводить посев семян в питомнике.

Раздел 3. Защита и охрана леса

Тема 2. «Основы лесной энтомологии и фитопатологии». Главнейшие виды вредителей плодов, семян, молодняков, хвои. Листогрызущие, стволовые вредители. Признаки появления и распространения вредных насекомых. Меры борьбы с болезнями леса. Полезные насекомые. Понятие о болезнях растений и их причины. Иммунитет растений.

Тема 2. «Лесные звери и птицы». Насекомоядные и хищные птицы, млекопитающие (грызуны, копытные и насекомоядные животные), их роль в лесном биогеоценозе. Обзор главнейших видов лесных птиц и зверей. Промысловые звери и птицы.

Тема 3. «Основы лесной пирологии». Лесной пожар, его виды и причины возникновения. Особенности различных видов и форм лесных пожаров. Правила пожарной безопасности в лесу. Практика тушения лесных пожаров.

Тема 4. «Охрана лесов от лесонарушений». Государственная лесная охрана РФ. Должностные обязанности лесника, его права и льготы. Вооружение лесной охраны, форменное обмундирование. Оперативный контроль за охраной лесов от лесонарушений, ревизия обхода, клеймение леса. Порядок выдачи и оформления документов на различные виды лесопользования.

В результате изучения раздела учащиеся должны знать:

– признаки появления и распространения вредных лесных насекомых и болезней леса;
– меры борьбы с вредными насекомыми и болезнями леса;
– основные виды лесных животных и их роль в жизни леса;
– характеристика лесных пожаров;
– способы и средства тушения лесных пожаров.

Учащиеся должны уметь:

– распознавать вредных и полезных насекомых, лесных зверей и птиц.

Раздел 4. Механизация лесного хозяйства

Значение механизации в лесном хозяйстве. Бензиномоторные пилы и мотокусторезы, их назначение и применение. Тракторы, применение тракторов в лесохозяйственном производстве. Технологические машины и орудия, машины для сбора семян, посева и посадки леса, машины и орудия для лесных питомников, внесение удобрений, механизмы для рубок.

Раздел 5. Основы лесной таксации

Тема 1. «Таксация ствола растущего и срубленного дерева». Таксационные показатели ствола. Инструмент для измерения толщины ствола растущего дерева. Мерные вилки. Правила измерения толщины растущего дерева. Измерение высоты растущего дерева приборами и инструментами. Измерение длины и толщины ствола срубленного дерева.

Практическое задание: измерение толщины и высоты ствола растущего дерева различными приборами и инструментами; сравнение результатов измерения.

Тема 2. «Таксация насаждения». Общие понятия о насаждении. Основные компоненты насаждения. Таксационные показатели насаждения: состав, полнота, происхождение, средний диаметр и средняя высота, форма и полоса древостоя, бонитет и запас.

Тема 3. «Лесной фонд. Подготовка лесосечного фонда». Понятие о лесном фонде. Деление леса на кварталы. Лесоустроительные знаки в лесу. Понятие о годичном лесосечном фронде. Пересчет деревьев на лесосеках, намечаемых под сплошную вырубку. Особенности пересчета деревьев на лесосеках выборочных рубок.

Тема 4. «Основы лесного товароведения». Понятие о породах древесины. Классификация лесной продукции. Защита лесоматериалов, хранящихся в лесу, от гниения и порчи вредителями.

В результате изучения темы учащиеся должны знать:

– значение лесной таксации;
– основные таксационные показатели растущего дерева;
– таксационные показатели насаждения;
– виды работ на лесосеках;
– виды лесной продукции;
– устройство измерительных приборов и правила работы с ними.

Учащиеся должны уметь:

– определять толщину и высоту ствола растущего дерева различными измерительными приборами.

Литература

Виноградов Г.К. Лесосечные работы. – М.: Лесная промышленность, 1981.

Виноградов Г.К. Технология лесозаготовок. – М.: Лесная промышленность, 1981.

Желгунов Ю.В. и др. Лесоэксплуатация. – М.: Лесная промышленность, 1972.

Поляков А.Н., Набатов Н.И. Основы лесоводства и лесной таксации. – М.: Лесная промышленность, 1981.

Рульков В.В. Основы ботаники, лесоводства и лесных культур. – М.: Высшая школа, 1981.

Стерин Л.З. Справочная книга лесника. – Минск: Ураджай, 1989.

Храбрый В.М. Атлас-определитель птиц. – М.: Просвещение, 1988.

Храбрый В.М. Атлас-определитель насекомых. – М.: Просвещение, 1988.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru