Рисунок как средство активизации интеллектуальных возможностей учащихся

МОИ МЕТОДИЧЕСКИЕ НАХОДКИ

В.Г. ГОЛЯТО,
учитель биологии,
школа № 697, г. Москва

Рисунок как средство активизации интеллектуальных возможностей учащихся

Современная школа призвана формировать творчески мыслящего человека.

Еще К.Д. Ушинский указывал на необходимость системы стимуляции творческого мышления ученика. Л.Н. Толстой писал: «Если ученик в школе не научится ничего сам творить, то и в жизни он все-гда будет только подражать, копировать».

Однако не всякое обучение способствует творческому развитию. Здесь решающее значение имеют методы обучения. Обучение должно, прежде всего, развивать мыслительные способности, интеллект, будить воображение, фантазию.

В 5–6-х классах хорошие результаты дает использование на уроках рисунка – это обусловлено психофизиологическими особенностями данного возраста. Восприятие предмета в процессе рисования не сводится к пассивному созерцанию. Оно состоит из ряда целенаправленных зрительных суждений, и каждое суждение – звено в логической цепи, направленной на постижение предмета.

Как правило, в дошкольном возрасте ребенок овладевает довольно сложными и точными движениями рук, осуществляемыми под контролем зрения: манипулирование предметами, хватание, бросание. Тем не менее при рисовании координация зрительных представлений с движением рук часто оказывается недостаточной. Линии получаются «дрожащие» или прерывистые. Устойчивый навык появляется лишь в результате многократных упражнений. В процессе рисования постепенно усложняются отражения связей и отношений предметов, их частей в изображении, что объясняется развивающимся восприятием, осмыслением изображаемого и, конечно, тренировкой мелких мышц рук.

К сожалению, не все родители обращают внимание на то, рисует ли их ребенок, работает ли с пластилином, хотя полученные при этом навыки чрезвычайно важны для общего развития. Подчас этот пробел не восполняется в начальной школе и переносится в 5–6-е классы. Часто ребенок, не имея элементарных навыков, отстает от сверстников, становится нарушителем дисциплины.

Возможности использования рисунка на уроке многочисленны и разнообразны, он:

– организует внимание и наблюдательность;
– способствует проявлению положительных эмоций;
– направляет устный ответ;
– развивает мелкие мышцы рук;
– прививает навыки глазомера, умение рационально использовать пространство листа (рис. 1);
– стимулирует познавательную деятельность (рис. 2);
– внушает уверенность в своих силах.

Рис. 1. Цыбанев Митя, 5-й класс

Рис. 1. Цыбанев Митя, 5-й класс

Рис. 2. Остахова Марина, 6-й класс

Рис. 2. Остахова Марина, 6-й класс

Рисунок можно использовать, чтобы кратко сформулировать вопрос. Он может стать материалом для быстрой фронтальной проверки знаний. Кроме того, рисунок может служить показателем общей (интеллектуальной) развитости ребенка.

Вот лишь некоторые приемы работы с рисунком в школе:

  • Изучение нового материала желательно начинать с рассматривания рисунков. К 5–6-му классу у учащихся уже выработано произвольное внимание, и картинки дают первоначальную информацию. Внимание – сподвижник мышления, поэтому на заданные вопросы по новому материалу дети отвечают правильно.

  • Яркие, красочные иллюстрации всегда стимулируют интерес. Хочется самому нарисовать так же. Не следует чинить препят-ствия, нужно только умело дать к рисунку задания по теме (для этого на парте всегда должны быть цветные карандаши).

  • Не все ученики способны пересказать заданный материал отвлеченно, опираясь только на память, поэтому более слабым может помочь собственный рисунок или иллюстрация из учебника. Особенно продуктивно использовать рисунок для рассказа, закрывая обозначения.

  • Как в 5-м, так и в 6-м классах учитель часто дает задание: «Выполнить рисунок, сделать подписи к нему». При этом он проходит между рядами парт, указывая и исправляя недостатки, одобрением подтверждая правильное выполнение задания.

  • Размещение рисунка на листе также контролируется учителем, т.к. некоторые ученики склонны делать изображения очень мелкими или слишком крупными; не могут рационально разместить рисунок на листе бумаги. Как правило, учащиеся с большим вниманием относятся к замечаниям. По мере исправления недостатков в рисунках ученики начинают чувствовать себя увереннее в выполнении заданий, быстрее сосредотачиваются (дисциплинируются), правиль-
    но размещают рисунки в тетради, достаточно эмоционально выражая свою победу над недостатками.

  • Рисунки можно давать в качестве домашнего задания, например:

– изобразить лекарственные, теневыносливые или светолюбивые, влаголюбивые или засухоустойчивые растения; указать название, местообитание, использование человеком;

– изобразить растительноядное или плотоядное животное, земноводное или пресмыкающееся, снабдить рисунок сопутствующей информацией. Учащиеся показывают свои рисунки товарищам, лучшие работы вывешиваются на стенде для всеобщего обозрения. Каждому хочется выполнить следующую работу как можно лучше или переделать свою неудачную заново.

  • Рисунок используется учителем для краткого объяснения или уплотненного опроса; учениками – при выборе способа ответа. При уплотненном опросе за 7 мин с помощью рисунков с обозначениями на половине тетрадной странички учащиеся могут продемонстрировать свои знания, например, о строении цветка. Проверять эти работы легко и просто!

Таким образом можно сделать вывод, что использование рисунка на уроках, контроль и корректирование умений и навыков изображения объекта, дифференцированный подход поднимают интерес к учебе, развивают и дисциплинируют учащихся.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru