Дидактические задания по теме: «Тип Членистоногие»

Я ИДУ НА УРОК

Г.И. ЛЕРНЕР

Дидактические задания по теме:
«Тип Членистоногие»

Общая характеристика и внешнее строение членистоногих

1. Выберите признаки, характерные для членистоногих:

а) самый многочисленный тип животных;
б) тело сегментировано;
в) в основном ведут паразитический образ жизни;
г) роль внутреннего скелета выполняет хитиновый покров;
д) органы чувств развиты плохо;
е) органами зрения служат простые и сложные глаза;
ж) замкнутая кровеносная система;
з) органами дыхания служат кожные покровы;
и) у некоторых конечности превратились в крылья;
к) все покрыты хитиновым покровом.

2. Назовите отделы тела насекомых:

а) _________________ ;
б) _________________ ;
в) _________________ .

3. Больше всего ног у:

а) краба;
б) майского жука;

4. Хитиновый покров не выполняет функцию:

а) защиты;
б) терморегуляции;

5. Подпишите названия классов членистоногих и назовите общие признаки типа:

6. Подпишите отделы тела краба.

Особенности внутреннего строения членистоногих

1. Выберите признаки, характерные для: 1 – раков; 2 – пауков; 3 – насекомых, а также общие для всех классов признаки (некоторые признаки могут повторяться):

1 ________________________
2 ________________________
3 ________________________

а) в пищеварительной системе имеются жевательный и цедильный желудки;
б) есть мускулистая «сосательная» глотка;
в) глаза только простые;
г) у большинства есть сложные глаза, между которыми могут находиться простые глазки;
д) дышат жабрами;
е) органами дыхания служат трахеи и легочные мешки;
ж) органы дыхания – трахеи;
з) органы выделения – мальпигиевы сосуды;
и) ротовые аппараты лижущего, грызущего, колющего и др. типов;
к) большинство – раздельнополые животные;
л) у большинства глаза сложные, расположены на стебельках.

2. Зеленые железы у рака относятся к системе:

а) пищеварительной;
б) выделительной;
в) половой;
г) кровеносной.

3. В процессе эволюции у насекомых возникла новая система органов. Это система:

а) кровообращения;
б) выделения;
в) размножения;
г) дыхания.

4. Насекомые развиваются:

а) только в воде;
б) только на суше;
в) в воде, в почве и на ее поверхности;
г) только в почве.

5. Подпишите названия органов тела паука-крестовика.

6. Подпишите названия отделов нервной системы паука.

Класс Ракообразные

1. К десятиногим ракам относятся:

а) мокрица;
б) дафния;
в) циклоп;
г) дальневосточная креветка.

2. Клешни рака – это:

а) вторая пара ходильных ног;
б) первая пара ходильных ног;
в) ногочелюсти;
г) видоизмененные усики.

3. К выделительной системе рака относятся:

а) задняя кишка;
б) зеленые железы;
в) почки;
г) половые железы.

4. Жабры речного рака расположены у основания:

а) брюшных ножек;
б) усиков;
в) грудных ног;
г) хвоста.

5. Подпишите отделы тела речного рака.

6. Какая связь существует между риштой и циклопом?

Класс Паукообразные

1. Выберите правильные утверждения:

а) тело пауков состоит из головогруди и нерасчлененного брюшка;
б) пауки дышат кислородом, растворенным в воде;
в) у скорпионов несколько пар простых глазков;
г) ловчие сети пауки ткут ногочелюстями;
д) паутина может служить пауку средством защиты, передвижения, выведения и охраны потомства;
е) все пауки дышат атмосферным воздухом;
ж) переваривание пищи происходит в сосательном желудке паука.

2. В этом пункте перечислены только представители класса паукообразных:

а) пауки, клещи, клопы;
б) пауки, клещи, скорпионы;
в) пауки, клещи, тараканы.

3. Эта система органов существенно различается по строению у паука-крестовика и майского жука:

а) нервная;
б) кровеносная;
в) дыхательная;
г) половая.

4. К паразитическим паукообразным относится:

а) паук-птицеед;
б) чесоточный зудень;
в) каракурт;
г) паук-крестовик.

5. Подпишите на рисунке отделы тела паука.

6. К каким отрядам относятся изображенные животные?

Класс Насекомые

1. Распределите перечисленные органы по отделам тела насекомого: 1 – голова; 2 – грудь; 3 –
брюшко:

1 ___________________________________
2 ___________________________________
3 ___________________________________

а) глаза; б) конечности; в) органы осязания; г) окологлоточное нервное кольцо; д) яйцеклад; е) желудок; ж) сердце; з) половые железы; и) пищевод.

2. Подпишите отделы тела насекомого.

3. Органами осязания у большинства насекомых являются:

а) ротовые органы;
б) крылья;

4. Ротовой аппарат грызущего типа у:

а) мухи;
б) бабочки;

5. Общественное поведение свойственно:

а) пчелам;
б) жукам-навозникам;

6. Подпишите названия типов конечностей насекомого.

Типы развития насекомых

1. Распределите насекомых в соответствии с типом их развития:

1 – развитие с неполным превращением ____________________
2 – развитие с полным превращением ______________________

а) жук-плавунец;
б) пчела;
в) комар;
г) комнатная муха;
д) стрекоза;
е) клоп;
ж) бабочка-крапивница;
з) саранча.

2. Выберите правильные утверждения:

а) у гусеницы бабочки-капустницы и ее взрослой формы – разные типы ротовых аппаратов;
б) личинки бабочки-капустницы окукливаются под землей;
в) куколки активно питаются листьями капусты и превращаются во взрослую форму;
г) развитие с полным превращением происходит в следующей последовательности: яйцо – личин-
ка – куколка – взрослая форма;
д) к насекомым, развивающимся с полным превращением, относятся кузнечики, саранча, стрекозы;
е) к насекомым, развивающимся с полным превращением, относятся мухи, комары, бабочки, жуки;
ж) личинки саранчи похожи на взрослую саранчу.

3. Подпишите названия стадий развития саранчи.

4. Подпишите названия стадий развития тутового шелкопряда.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru