Развитие творческих способностей учащихся на уроках биологии c применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ)

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ "ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ"

БУХВАЛОВ В.А.

Развитие творческих способностей учащихся на уроках биологии

c применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ)

Учебный план курса

№ газеты

Учебный материал

17

Лекция 1. Структура и содержание биологического исследования

18

Лекция 2. Биологические проблемы и методы их решений

19

Лекция 3. Проблематизация биологических понятий
Контрольная работа № 1 (срок выполнения – до 25 ноября 2006 г.)

20

Лекция 4. Экспертные работы по биологии

21

Лекция 5. Проектные работы по биологии
Контрольная работа № 2 (срок выполнения – до 25 декабря 2006 г.)

22

Лекция 6. Введение в технологию научных открытий

23

Лекция 7. Творческая биография ученого

24

Лекция 8. Методика организации учебной деятельности учащихся для эффективного развития творческих способностей

Итоговая работа.
Итоговые работы, сопровождаемые справками из учебного заведения (актами о внедрении), должны быть направлены в Педагогический университет не позднее 28 февраля 2007 г.

Лекция 5. Проектные работы по биологии

Специфика проектирования

Помнится, в советские годы проектирование рассматривалось лишь как частный метод учебной деятельности. Ему не придавалось особого значения, и в определенной степени это правильно, если помнить, что универсализация любого метода или технологии образования неизбежно приводит к однобокому развитию учащихся. Но, всячески избегая универсализации тех или иных методов, включая проектирование, учителя советских школ становились адептами фронтального информационно-репродуктивного обучения. Принцип был простой, логически понятный, но психологически и педагогически неправильный: знания первичны, творчество вторично. Считалось, что вначале необходимо сформировать основные знания у учащихся и только затем переходить к творческим заданиям и работам. Формирование знаний осуществлялось главным образом с помощью информационно-репродуктивного подхода: объяснение учителя, повторение, произвольное запоминание (чаще всего зазубривание), устные и письменные ответы – и ученики готовы к творчеству. Ведь если у ученика нет основных знаний, то разве он может выполнить творческие задания?

Подобный подход в большинстве случаев приводил к негативным результатам. Повторение и зазубривание информации никогда не вызывало у учащихся положительных эмоций, не давало и не могло дать высоких результатов обучения. В итоге педагогам хронически не хватало времени на усвоение теории, и часто по многим темам курса творческие задания применялись ограниченно либо не применялись вообще. Но память человека всегда ограниченна, а творческие способности, как известно, ограничений не имеют.

Из теории педагогики и психологии мы знаем, что заучивание и усвоение информации представляют собой разные процессы. При заучивании работает память, чаще всего произвольная, т.е. заучивание, – это процесс, направленный на запоминания информации. При усвоении работают мышление и память. Причем процесс запоминания информации осуществляется непроизвольно. У каждого из этих процессов разные результаты. Результатом заучивания являются знания – определенный объем запомненной информации, чаще всего без какого-либо понимания ее практического применения. Результатом усвоения являются убеждения – методы применения определенного объема информации для выполнения практических заданий, при этом сама информация запоминается непроизвольно, в процессе ее многократного применения для выполнения репродуктивных и творческих заданий. Заучивание осуществляется в основном информационно-репродуктивными методами, тогда как усвоение – творческими методами.

Некоторым нашим ученикам кажется, что школьное образование имеет лишь одну ценность – аттестат, позволяющий поступить в высшее учебное заведение. Иногда наши выпускники приходят в школу и заявляют с некоторой ехидцей, что вот уже второй курс в институте учатся, а школьные знания до сих пор никак не востребованы. В таких случаях всегда задаю вопрос: представьте себе, что вы не учились в школе вообще и поступили в институт без школьного образования, вы будете понимать то, что вам сейчас читают в лекционных курсах? Но школьное образование ценно не только с точки зрения понимания того, что читают на лекциях в вузах. Главная ценность школьного образования, по моему мнению, заключается в том, что оно не только формирует базовые убеждения человека, но и обучает основным методам формирования и проверки таких убеждений.

Средневековая схоластика не предполагала поиска доказательств истины. Библейские догмы должны усваиваться без каких-либо сомнений. Прочность веры в зазубренные истины подкреплялась кострами Инквизиции. Современная школа не должна заниматься схоластикой, она должна научить детей самостоятельно формировать и проверять свои убеждения, оценивать другие убеждения и проектировать новые эталоны убеждений. Ведь готовность к большой жизни, прежде всего, предполагает умение проверять объективность поступающей информации и отделять зерна от плевел. Самостоятельность критического мышления является первым условием свободы личности. Свободы от чужих убеждений, которые нам сегодня усиленно навязываются политиками, сектами, «системами правильного поведения».

Не менее важным, чем самостоятельность критического мышления, является самостоятельность проектирования своих собственных убеждений. Не секрет, что у многих людей таких проектов нет и никогда не было. Их убеждения – это «винегрет» из чужих мыслей и высказываний, которые, может быть, и красиво звучат, но лишены научного смысла. Без собственных убеждений человек не может быть творцом собственной судьбы, он всегда будет копировать чужие идеи, стиль, образ жизни и даже карьеру.

Как научиться формировать свои собственные убеждения? Как научиться создавать свои образцы профессиональной и общекультурной деятельности? Для этого и существует проектирование.

Проектирование на самом деле – это не просто метод деятельности, это целостная технология, совокупность методов создания нового на основе творческого преобразования имеющегося. Ключевые понятия проектирования – прототип, копия, проблематизация, проект, уровень новизны проекта.

Специфика проектирования заключается в том, чтобы научиться видеть основные структурные элементы и функциональные особенности прототипа – объекта, который мы желаем преобразовать, ибо в настоящее время он несет в себе целый комплекс проблем, которые не позволяют ему эффективно работать, а нам эффективно выполнять свою деятельность по его управлению.

Преобразование прототипа может осуществляться путем копирования или путем проблематизации. Причем на первом этапе копирование всегда выступает как обязательный элемент становления будущей творческой культуры личности. Юный Пушкин в своих первых виршах подражал Жуковскому, отец Моцарта требовал от Вольфганга Амадея часами проигрывать популярные в то время музыкальные произведения. И не случайно в художественных академиях студентов первых курсов заставляют многократно копировать полотна великих художников. Это обязательное условие формирования профессионального мастерства. Свой проект можно создать тогда, когда ты усвоил основы профессионального мастерства, и прежде всего практические. Первые проекты, которые ученик создает, будь то проекты по музыке или биологии, всегда представляют собой копию или совокупность копий известных решений. Копированию нужно учить, и постепенно ученики начнут комбинировать копии – использовать фрагменты различных копий для создания своего проекта. Важно, чтобы учитель предложил им варианты известных решений. Но рано или поздно ученик переходит к преобразованиям.

Преобразования начинаются с проблематизации прототипа. Проблематизация включает в себя формулирование и решение основных проблем прототипа как по структуре, так и по функциям. Следует особо подчеркнуть, что проблемы – это не только негативные аспекты в строении и функциях прототипа, но и позитивные тоже. Уменьшение или полное устранение негативных аспектов намного проще, чем усиление позитивных. Недостатки устранить не так уж сложно. А вот сделать хорошее лучшим гораздо труднее. С методами проблематизации мы познакомились во второй лекции, и нет необходимости их излагать еще раз. После формулирования проблем и поиска их решений создается проект. Проект – это преобразованный прототип, в котором реализованы заимствованные или придуманные авторами решения проблем. Проекты могут быть разного уровня новизны. Как определить, какой из них более высокого уровня? Для этого в теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г.С. Альтшуллером создан специальный оценочный инструмент – уровни творческой новизны, или уровни творчества.

1-й уровень – аналогичный: замена одного или нескольких элементов в системе на такие же (аналоги) по строению и выполняемым функциям. Это творчество самого низкого уровня, субъективно новое, объективной новизны в нем нет. По сути дела копирование. Но еще раз повторюсь: настоящее творчество всегда начинается с копирования. Например, замена одной детали автомобиля на деталь другого автомобиля, сходную по строению и выполняющую такие же функции; сохранение сюжета сказки «Красная Шапочка» разными авторами и внесение изменений лишь в детали описания леса, диалогов бабушки, волка, Красной Шапочки и охотника.

2-й уровень – гомологичный: замена одного или нескольких элементов в системе на элементы, отличающиеся по строению, но выполняющие такие же функции. Творчество этого уровня характеризуется объективной новизной лишь в незначительных деталях измененного элемента. Например, изменение формы крыла у самолета; изменение внешнего вида и жилища сказочного героя; необычное место действия детективного романа; изготовление известной модели одежды из новой синтетической ткани; замена одного овоща в блюде на другой в кулинарном рецепте.

3-й уровень – элементный: создание (внесение) нового элемента в систему, при этом сама система не изменяется. Творчество этого уровня характеризуется объективной новизной: в системе появляется новый элемент, которого раньше не было. Например, приборы автоматической навигации для кораблей и самолетов (автопилоты); новые акты в пьесах (катастрофы, военные баталии); новый метод обучения – проектирование, исследование; новая, «точечная», техника в традиционной живописи (пуантилизм) и др.

4-й уровень – системный: создание новой системы из известных или новых элементов. Например, создание радио, телевизора, самолета вертикального взлета; нового кулинарного блюда – фруктового супа; новой коллекции одежды; нового сюжета для сказки, повести или романа; новой музыкальной пьесы или оперы. Главное условие системного уровня – создается объективно новая система, которой раньше не было.

5-й уровень – пионерный: создание новой системы в новом направлении. Это высший уровень творческой деятельности. Например, создание теории освоения космоса К.Э. Циолковским; создание принципов радио- и телекоммуникации; создание нового направления в питании – лечебного питания; создание нового направления в литературе – фантастики; нового направления в образовании – развивающего обучения.

Для информации. Анализ технических изобретений за несколько десятилетий показал, что изобретения первого уровня составили 32%, изобретения второго уровня – 45%, третьего – 19%, четверто – 4%, пятого – менее 0,3%.

Какой бы проект мы ни создали, прежде всего, необходимо оценить уровень его новизны. Мы поменяли в прототипе известное на известное, включили новый элемент или нам удалось создать нечто новое, чего не было в данной сфере? В любом случае уровни творчества являются в достаточной степени универсальным инструментом, с помощью которого мы можем оценить результаты проектирования.

Технология проектирования

Вначале, в качестве примера, рассмотрим создание новой науки – гелиобиологии Александром Леонидовичем Чижевским. Летом 1915 г., наблюдая за образованием пятен на Солнце, 18-летний Александр Чижевский обнаружил следующий факт: некоторые периоды усиления пятнообразования совпадали с развертыванием и обострением военных действий на многих фронтах Первой мировой войны. Это событие стало для ученого началом его многолетних систематических исследований солнечно-биосферных связей, заложивших основы новой науки – гелиобиологии. Результатом его дальнейших исследований в этом направлении стала работа «О соотношении между периодической деятельностью Солнца и преступностью». Итак, создается прототип – комплекс гипотез о влиянии солнечной активности на поведение людей.

Осенью 1915 г. Чижевский выступил в Московском археологическом институте с докладом «Периодическое влияние Солнца на биосферу Земли». Опираясь на сравнительно немногочисленные, однако охватывающие разные страны и материки факты и наблюдения, ученый высказал смелые предположения о влиянии солнечной активности на такие массовые феномены, как заболевания и смертность. Даже эти предварительные данные позволили Чижевскому сформулировать основное положение своего учения: развитие органического мира не является процессом самостоятельным, замкнутым на самом себе, напротив, это результат действия земных и космических факторов, из которых вторые являются главнейшими. Иными словами, жизнь в значительно большей степени есть явление космическое, чем земное.

В мае 1918 г. Чижевский защитил докторскую диссертацию на тему: «Исследование периодичности всемирно-исторического процесса». В ней он проанализировал важнейшие исторические события, начиная с V в. до н.э. и кончая 1917 г. Сведения о солнечной активности в этом временном интервале частично взяты из опубликованных работ, частично восстановлены самим автором по древнекитайским и арабским хроникам, русским и армянским летописям и западно-европейским городским анналам.

Чижевский показал, что значительные исторические события имеют хорошо выраженную тенденцию повторяться примерно через 100 лет, а внутри каждого столетия отчетливо вырисовываются ровно 9 периодов максимальных напряжений человеческой деятельности. Таким образом, за минимальную естественную единицу отсчета исторического времени был принят 11-летний период (историометрический цикл, по терминологии Чижевского), что совпадает со средней продолжительностью цикла солнечной активности. В годы максимумов Землю потрясали самые кровавые мятежи и революции, войны и Крестовые походы, массовая резня и избиения иноверцев. В это время на историческую арену вступали народные и духовные вожди, реформаторы, полководцы и государственные деятели, такие как Ганнибал, Спартак, Цезарь, Аттила, Мухаммед, Тимур, Жанна д'Арк, Лютер, Минин и Пожарский, Ришелье, Вашингтон, Суворов, Гарибальди, Ленин и многие другие. В периоды спокойного Солнца гораздо чаще отмечалась склонность людей к миролюбию, а их интересы и энергия направлялись в область духовной деятельности.

Александр Леонидович Чижевский внес большой вклад в изучение влияния Солнца на возникновение эпидемических заболеваний. Результаты этих его исследований имеют особую ценность: ведь он работал с материалом тех эпох, когда медицина не умела еще бороться ни с чумой, ни с холерой, ни с тифом. Стихийный характер возникновения и распространения эпидемий давал надежду выявить их взаимосвязь с солнечной активностью в «чистом виде». На обширном материале ученый показал, что самые сильные и смертоносные эпидемии всегда совпадали с максимумами солнечной активности. Такая же закономерность была обнаружена для заболеваний дифтерией, менингитом, полиомиелитом, дизентерией и скарлатиной.

Постепенно прототип новой науки гелиобиологии в виде комплекса гипотез уточняется на основе исторических хроник, начинают проявляться первые закономерности, в данном случае 11-летний историометрический цикл повышения психической активности людей и жизнедеятельности живых организмов. Это еще не строгая наука, но уже ее прообраз. И возникает новая проблема: как объяснить механизм воздействия солнечной энергии на поведение людей и жизнедеятельность живых организмов?

В 1934 г. английские ученые Джон Бернал и Ральф Фаулер высказали гипотезу, что вода иногда может проявлять свойства, присущие твердым кристаллам. Впоследствии эта гипотеза была экспериментально подтверждена, а в наше время жидкие кристаллы широко распространены в быту: они применяются в электронных часах, калькуляторах, пейджерах и других устройствах. В обычных условиях кристаллическая структура воды крайне неустойчива и слабо себя проявляет. Но если воду поместить в постоянное магнитное поле, эта структура становится заметной, а сама вода приобретает ряд необычных свойств. Так, «намагниченная» вода дает гораздо меньше накипи, изменяется ее диэлектрическая проницаемость, она иначе поглощает свет, а прорастание семян и рост растений, обработанных такой водой, происходят гораздо быстрее.

В любом живом организме более 70% воды, которая является неотъемлемой частью клеток и тканей. Если предположить, что для «намагничивания» воды внутри организма достаточно даже относительно слабого магнитного поля Земли, то в периоды магнитных бурь следует ожидать резкого изменения процессов жизнедеятельности. Поскольку эти процессы протекают на клеточном уровне, магнитная буря будет вызывать изменения в поведении всего живого, начиная с человека и кончая микробом. Вот почему в годы активного Солнца могут происходить столь казалось бы далекие друг от друга события, как Варфоломеевская ночь и опустошительные набеги саранчи.

Мы рассмотрели пример проектирования новой науки. Какова технология этого процесса? Вначале ученый сформулировал проблему: почему происходят массовые изменения в поведении людей и живых организмов в определенные периоды времени? Готовых ответов на этот вопрос он не нашел. Тогда он создал прототип – из огромного количества фактов, выбрал те, которые, по его мнению, могли оказывать массовое влияние на поведение людей – активность солнечных процессов. После этого началась проблематизация прототипа: из разрозненных фактов необходимо было выстроить целостную систему закономерностей. Такая система была выстроена с помощью сравнительного анализа исторических процессов и пиков солнечной активности и наблюдений за поведенческой активностью участников современных ученому исторических процессов. Проект новой науки, гелиобиологии, включал в себя несколько закономерностей, комплекты фактологической информации как доказательства и материалы для дальнейшей проблематизации.

На основе вышеизложенного сформулируем основные этапы технологии проектирования.

1. Выбор прототипа и формулирование цели проектирования. Цель деятельности вообще – это планируемый результат. Цель проектирования – это образ преобразованного прототипа. В процессе преобразования прототипа необходимо достичь улучшения его положительных функций и уменьшить или устранить его отрицательные функции. В этом случае происходит проектирование как процесс преобразования. Для проектирования целями деятельности могут быть преобразование имеющихся прототипов или создание новых систем или их групп, образующих природную, техническую, социальную или культурную среду.

2. Составление структурно-функциональной модели прототипа. Модель прототипа составляется в виде схемы или рисунка. На схеме указываются все структурные элементы и их функции. Для каждого элемента системы указываются положительные и отрицательные функции. В случае если у нас нет прототипа, как это было при создании гелиобиологии, то выбирается совокупность прототипов, на основе которых мы будем создавать проект.

3. Формулирование и решение проблем функционирования прототипа. В процессе анализа структуры и функций прототипа определяются проблемы в его работе. Для решения проблем можно использовать анализ научно-популярной литературы, «мозговой штурм», метод контрольных вопросов и системный анализ.

4. Изменение прототипа на основе полученных решений и создание проекта. Полученные решения вносятся в прототип, после чего преобразуются его структура и функции. Преобразованный прототип и представляет собой проект.

5. Представление и защита проекта. Рекомендуется выделить специальный день и время, когда ученики могут защитить подготовленные проекты. При защите проекта учащиеся выступают по следующему плану:

1) обоснование выбора темы проекта, цели и прототипа;
2) основные проблемы прототипа;
3) рассказ о том, как осуществлялся поиск решений для проблем;
4) характеристика полученного проекта, оценка уровня творческой новизны;
5) практическое значение проекта.

Методика выполнения проектных работ по биологии

Ознакомление учащихся с проектными работами рекомендуется начинать уже в 6-м классе. Один из уроков следует посвятить элементарной методологии проектирования и рассмотреть основные понятия: прототип, копирование, проблематизация, проект. Ознакомление с этими понятиями необходимо провести после того, как ученики изучили и опробовали на примерах методы активизации мышления: «мозговой штурм» и метод контрольных вопросов. Эти методы являются основными при проведении проблематизации в 6–7-х классах. В 8–9-х классах при проведении проблематизации прототипа рекомендуется применять системный анализ и вещественно-полевой анализ, хотя и методы активизации мышления также можно применять.

Одной из первых проектных работ в 6-м классе может быть работа по теме: «Охраняемые грибы нашего края». Многие ученики знают об охраняемых растениях и животных, но мало или почти ничего не знают об охраняемых грибах. Выполнение проектной работы позволит им не только изучить литературу по данному вопросу, но и познакомиться с местными видами охраняемых грибов в природе, если работа выполняется осенью. Цель проектной работы – создание рапареллы (газеты, сложенной гармошкой), фотоальбома или буклета об охраняемых грибах. Приступая к проектной работе, ученики совместно с учителем определяют прототип, в данном случае – материалы Красной книги. Просто переписать отдельные тексты и включить в работу фотографии или рисунки это доклад, но никак не проект. Если в докладе излагаются проблемы жизнедеятельности охраняемых грибов в природе и описываются их решения, в том числе и гипотезы, предложенные автором работы, – это реферат, но тоже еще не проект. Об этих различиях учитель должен рассказать учащимся.

Что тогда будет проектом? Проект, как мы уже говорили, – это преобразованный прототип. Преобразование прототипа осуществляется в соответствии с поставленной целью проектирования. В данном случае ученикам предстоит составить информационно-наглядные материалы об охраняемых грибах своего края. Понятно, что не все охраняемые грибы встречаются в крае, где живут ученики. Понятно, что не вся информация из Красной книги должна войти в проект. Понятно, что информационные материалы необходимо снабдить рисунками, фотографиями и текстами о местных охраняемых грибах. Все эти вопросы и представляют собой проблемы, которые необходимо решить. Решение проблем предполагает преобразование прототипа – Красной книги и создание проекта – информационно-наглядного материала об охраняемых грибах своего края.

На первых этапах ознакомления учащихся с проектированием рекомендуется групповая работа с общим обсуждением и составлением плана работы. Предлагаем примерный план.

Охраняемые грибы нашего края

План работы

1. Изучите материалы Красной книги и определите виды охраняемых грибов, которые произрастают в вашем крае.

2. Обсудите в группе и составьте проект офор-мления материалов об охраняемых грибах – фотоальбом, рапарелла, буклет, лазерный диск.

3. Используя научно-популярную литературу, Красную книгу, составьте описания и сделайте рисунки (фотографии) охраняемых грибов вашего края.

4. Проведите наблюдения в природе и составьте описание мест произрастания обнаруженных охраняемых грибов и их фотографии или рисунки.

5. Составьте описание мер по защите охраняемых грибов в местах их произрастания.

6. Оформите материалы в проект.

Проектные работы выполняются не только в урочное, но и во внеурочное время. Их выполнение может быть организовано как перспективное домашнее задание. Проектные работы по созданию информационно-наглядных материалов можно использовать практически в каждой теме, однако, как и в случае с исследовательскими и экспертными работами, учителю необходимо составить оптимальное тематическое планирование таким образом, чтобы все виды творческих работ применялись бы в течение года в равных соотношениях.

Наряду с проектными работами по созданию информационных материалов, рекомендуется использовать проектно-конструкторские работы. Этот вид работ относится к бионике и биотехнологии и в настоящее время является весьма перспективным в сфере развития бизнеса. Приведем простейшие примеры таких работ.

Проектирование биофильтра для очистки воды с использованием водорослей

План работы

1. Изучите материалы научно-популярной литературы о фильтрационных функциях водорослей. Выберите водоросли-фильтраторы, которые обитают в вашем крае, и составьте описание условий их обитания.

2. Посетите местные водоемы и возьмите образцы водорослей-фильтраторов.

3. Проведите простейший эксперимент по очистке загрязненной воды водорослями-фильтраторами.

4. Обсудите в группе и составьте проект очистных сооружений с использованием водорослей-фильт-раторов. Оформите описание и схему проекта.

Проектирование индикатора загрязнения воды с использованием простейших

План работы

1. Возьмите пробы воды с инфузориями-туфельками из аквариума. В стаканы с инфузориями ежедневно добавляйте несколько капель молока.

2. Возьмите пробы воды из различных водоемов вашего края.

3. Приготовьте препараты, как показано на рисунке, и понаблюдайте за реакцией инфузорий. Если инфузории перемещаются в каплю с изучаемой водой (положительная реакция), то вода не загрязнена, если не перемещаются (отрицательная реакция), – вода загрязнена. Результаты опытов представьте в виде таблицы.

4. Обсудите в группе и составьте проект индикатора загрязнения воды с использованием инфузорий-туфелек. Оформите описание и схему проекта.

Примерно с 8-го класса рекомендуется вводить проектные работы по преобразованию природных объектов. Информация для таких работ публикуется в научно-популярных журналах «Наука и жизнь», «Знание – сила» и др. Приведем пример информации, на основе которой можно подготовить проектную работу.

Мрамор или тигры?

Над тиграми в знаменитом заповеднике Сариска нависла серьезная угроза: на его территории найдены месторождения мрамора, и границы заповедника все чаще нарушают владельцы каменоломен. Взрывы в карьерах, прокладка дорог для вывоза каменных глыб – все это вредит животному миру, населяющему полоску джунглей всего в 200 км. А в коридорах местной власти – толпы новых предпринимателей.

Все реже в Сариске теперь можно встретить гепарда, леопарда, кабана, индийского оленя – замбаро, но наибольший ущерб человек причинил всё же здешнему тигру: если еще в 1988 г. насчитывалось 45 особей, то всего через год – только 19. Сейчас их численность точно неизвестна, так как лесной пожар в мае 1991 г. (как раз во время переписи — уничтожил почти все живое в зарослях заповедника).

К сожалению, индийский закон об охране природы защищает Сариску лишь на бумаге, а власти Раджастхана не могут противостоять предпринимателям, приносящим в местную казну около
1,1 млн ф.ст. За последние шесть лет администрация выдала более 300 лицензий на различные ви-
ды хозяйственной деятельности в пределах заповедника. Индийским защитникам природы остается только наблюдать за исчезновением этого когда-то богатейшего уголка джунглей. (Мрамор или тигры?//Природа. 1992. № 5.)

Цель работы – создание проекта преобразования территории таким образом, чтобы люди могли добывать мрамор и популяция тигров при этом не уменьшалась. Проблема взаимодействия природы и техники носит глобальный характер. Это значит, что в каждом регионе имеются ее проявления и, следовательно, возможен подбор местных примеров. В этом случае проектирование имеет конкретный практический смысл, и созданные учениками проекты можно и нужно предлагать местным комитетам по охране природы.

Завершая лекцию по проектированию, хочется еще раз обратить внимание коллег на следующее. Основная задача – научить учащихся решать проблемы в процессе проектирования. Проект – это не доклад и не реферат, это преобразование прототипа путем улучшения его полезных и уменьшения негативных функций. Надо учить и учиться создавать новое, а не копировать существующие образцы.

Вопросы и задания

1. В каких случаях необходима разработка проекта? Чем отличается проектирование от обычного решения проблем?

2. Составьте схему этапов проектирования. Как изменяется прототип на каждом из этапов?

3. Составьте методику ознакомления учащихся с проектированием на примере темы: «Ядовитые и лекарственные растения».

4. Почему копирование является обязательным методом освоения проектирования? Почему нельзя «проскочить» этап копирования при создании проектов?

5. Чем отличается исследование от проектирования? В каких случаях необходимо объединение исследования и проектирования?

6. Кто такие бионики-проектировщики? Приведите примеры их работ.

7. Правильно ли выражение «проектирование научной теории»? Почему?

Литература для дополнительного чтения

1. Альтшуллер Г.С. Найти идею. – Новосибирск: Наука, 1986. – 209 с.

2. Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения // Биология в школе. 1987. № 1. С. 3–6.

3. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (Анализ зарубеж- ного опыта). – Рига, НПЦ «Эксперимент», 1995. – 176 с.

Контрольная работа 1

по курсу «Развитие творческих способностей учащихся на уроках биологии»

Уважаемые слушатели курсов повышения квалификации!
Контрольная работа № 1 подготовлена по материалам лекций 1-3. Она представляет собой тест, состоящий из 14 заданий. Правильное выполнение одного задания оценивается 1 баллом. Оценка контрольной работы будет производиться по системе «зачет/незачет». Для того, чтобы работа была зачтена, необходимо набрать не менее 8 баллов, т.е. выполнить правильно не менее 8 заданий.
Пожалуйста, выполните данную контрольную работу и не позднее 25 ноября вышлите ее в редакцию по адресу: 121165, Москва, ул. Киевская, д. 24, Педагогический университет.
Мы просим вас использовать бланк, напечатанный в газете или его ксерокопию.
Если у вас имеются вопросы по этому тесту или по курсу в целом, пожалуйста, запишите их в поле «Комментарии». Вы получите ответы вместе с проверенной контрольной работой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фамилия:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Имя:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отчество:

 

 

 

 

 

 

Идентификатор:

Зачеркните клеточку, соответствующую правильному ответу

Образец пометки правильного ответа: 31.

Комментарии

___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________

Контрольные задания

Выберите один правильный ответ из нескольких предложенных.

1. Экспертиза представляет собой:

а) анализ взаимодействия системы с другими системами;
б) сравнительную оценку структуры и функций системы с эталоном;
в) определение проблем функционирования системы.

2. Простейший вид экспертизы – это:

а) сравнение информации с теорией;
б) сравнение различных информационных материалов;
в) поиск ошибок в представленной информации.

3. Для проведения экспертизы необходимо:

а) составить подробное описание системы;
б) выбрать теоретический эталон;
в) определить параметры сравнения системы и эталона.

4. Качество экспертизы определяется:

а) точностью сравнения элементов системы и эталона;
б) выбором большого количества эталонов;
в) опытом эксперта.

5. Составление экспертной системы предполагает:

а) составление обобщений на основе фактов;
б) объединение основных теоретических закономерностей строения и функционирования оцениваемых систем;
в) составление последовательного алгоритма оценки структуры и функций системы.

6. Если отсутствуют необходимые теоретические эталоны, то оценка информации производится:

а) по имеющимся теоретическим эталонам;
б) на основе мнений нескольких экспертов;
в) на основе экспериментальной проверки фактов.

7. Проектирование – это:

а) создание новой системы путем копирования прототипа;
б) создание новой системы путем преобразования прототипа;
в) составление описания какой-либо системы.

8. Преобразование прототипа предполагает:

а) изменение количества элементов в системе;
б) повышение полезных и уменьшение отрицательных функций в системе;
в) решение проблем прототипа и выдвижение гипотез.

9. Проблематизация необходима для:

а) оценки плюсов и минусов прототипа;
б) выдвижения гипотез для преобразования прототипа;
в) создания измененной копии прототипа.

10. Уровни творческой новизны позволяют:

а) оценить интеллект проектировщика;
б) оценить степень новизны преобразований прототипа;
в) оценить различия между проектом и прототипом.

11. Информационные проекты для учащихся предполагают:

а) составление докладов по теме из разных источников информации;
б) создание тематических информационно-наглядных пособий;
в) составление рефератов по теме с определением и решением проблем в структуре и функциях систем.

12. Основная задача проектных работ:

а) создать вместе с детьми серию проектов;
б) научить детей технологии проектирования;
в) научить детей проблемному восприятию окружающего мира.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru