КОПИЛКА ОПЫТА

И.А. АКПЕРОВА, учитель биологии;
Е.Б. АЛЦЫБЕЕВА, учитель химии;
Е.С. РЕПНИЦЫНА, учитель химии;
Н.Г. ШАБАРДИНА, учитель биологии. Школа № 46, г. Киров.

Предметные декады в школе

Уважаемые коллеги! Мы представляем школьное методическое объединение учителей биологии и химии и хотим поделиться с коллегами опытом проведения предметных биолого-химических (или химико-биологических) декад.

Задачи, которые мы решаем, традиционны: развитие интереса к биологии и химии, расширение естественнонаучного кругозора, развитие творческих способностей и самостоятельности учащихся. Кроме того, мы стремимся сформировать у наших учеников интерес к поиску информации в разных источниках и создаем условия для осмысления найденной информации.

Мы не любим (а потому и не проводим!) мероприятий с заранее расписанными ролями и многочасовыми репетициями, а преимущество отдаем формам работы, которые не требуют от учащихся большой предварительной подготовки. При этом мы стремимся к тому, чтобы все наши мероприятия были больше познавательными, чем развлекательными, и чтобы всем при этом было интересно. В общем, «максимум удовольствия при минимуме затрат». Надеемся, что наши методические идеи и находки будут интересны учителям биологии и химии.

Информационные листы

Одной из традиций наших декад является подготовка учащимися информационных листов. Тематика и требования к работам сообщаются заранее, за 2–3 недели.

Например, в 2006 г. учащимся 8–11-х классов предлагались темы из серии «Вещества и здоровье человека» (именно эта идея была стержневой в проводимой декаде):

  • Яды вокруг нас (можно выбрать любой аспект).

  • Ужасы в наших квартирах (вредное воздействие ПВХ, фенолформальдегидных пластмасс и других веществ на здоровье человека).

  • Загрязнение окружающей среды тяжелыми металлами и их влияние на здоровье человека.

  • Оксиды углерода (СО и СО2) и здоровье человека.

  • Мысли великих людей о вредных привычках.

  • История табака.

  • Химический состав табачного дыма.

  • Влияние курения на организм человека (желательно рассмотреть влияние на разные системы органов).

  • Курение и потомство.

  • Ложные мифы о курении.

  • Курение глазами математика.

  • Наказания за курение в разных странах.

  • История потребления алкоголя в России.

  • Отношение к алкоголю в мировых религиях.

  • Влияние алкоголя на организм человека (желательно рассмотреть влияние на разные системы органов).

  • Алкоголь и потомство.

  • Образы жертв алкоголизма в русской литературе.

  • Алкоголь в личной и творческой судьбе русских литераторов, деятелей искусств.

  • Алкоголь и преступность в нашем городе.

  • Наказание за пьянство в разных странах.

  • Пьянство глазами математика.

  • Мифы о наркотиках и их разоблачение.

  • Генетически модифицированные продукты: есть или не есть?

  • Алфавит здоровья (о витаминах).

  • Вещества, стимулирующие умственную деятельность.

  • Чай и здоровье человека.

  • Кофе и здоровье человека.

  • Шоколад и здоровье человека.

  • Химия красоты (химические средства косметики).

  • Химия чистоты (химические средства гигиены).

  • Химия на нашем столе.

  • Химия в белом халате.

  • Химия здоровья и болезней.

  • Химия нашего организма.

Материалы, представленные в информационных листках, должны быть:

– интересными и познавательными;
– не слишком «заумными» (должны быть понятны любому ученику с 5-го по 11-й класс);
– не занудными (чтобы ваше творение дочитали до конца);
– осмысленными и творчески переработанными;
– яркими и красочными;
– аккуратно оформленными (желательно в печатном виде, т.к. они будут вывешиваться на общее обозрение).

Желающие выбирают заинтересовавшую их тему, находят информацию и представляют ее в удобной для чтения форме. Это могут быть листы формата А3 или А4, а также традиционные стенгазеты на листах ватмана. Затем наиболее интересные работы (или все, если их немного) размещаются в коридорах школы, и возникает очередная задача – привлечь к ним внимание читающей публики. Мы нашли, как нам кажется, довольно удачное решение.

Аукцион знаний

Нашим ноу-хау стал аукцион знаний – командная игра, в которой могут участвовать все желающие (состав одной команды – 5–6 человек). Вопросы для игры составляются по содержанию информационных листов.

Что это дает? Во-первых, участники игры очень внимательно прочитают всё, что вывешено в школьных коридорах. А большое количество читателей информационных листов обязательно привлечет к ним внимание и тех, кто в игре не участвует.

Во-вторых, появляется возможность соревноваться «на равных» всем участникам. Шансы на победу в этой игре совсем не зависят от уровня исходных знаний учащихся, а зависят только от того, насколько внимательно они прочитали информационные листы. Поэтому не самые сильные по успеваемости девятиклассники вполне могут оказаться впереди «звездной» сборной 11-го класса, и это придает игре дополнительную остроту и азарт.

Оптимальное количество команд – 6. Но если команд, желающих принять участие в игре, значительно больше, можно провести игру по одним и тем же вопросам в разные дни или организовать турнир с выбыванием: отборочные игры, четвертьфинал, полуфинал, финал.

К аукциону готовятся специальные деньги (у нас это были «здравики» достоинством в 1, 3 и 5 единиц).

Если информационных листов подготовлено много, целесообразно сузить тематику игры, выбрав 5–7 наиболее интересных тем. Разумеется, участники предупреждаются об этом заранее.

По содержанию информационных листов составляются разные по сложности вопросы и определяется стоимость каждого из них. Вопросов должно быть много (примерно по 20–25 в каждой тематической группе). Мы пишем вопросы на маленьких разноцветных карточках (каждая тема – определенный цвет), на обороте указываем стоимость вопроса, и все карточки с помощью магнитов размещаем на доске, группируя их по темам.

Ведущие аукциона – учителя. Нас четверо, поэтому мы делим обязанности следующим образом: один – хронометрист – следит за временем и наблюдает за порядком игры, второй общается с командами на этапе выбора вопроса: находит на доске и снимает нужную карточку. Третий зачитывает во-прос и определяет правильность ответа. Четвертый решает с командами «финансовые» вопросы: выдает или забирает «здравики».

Порядок игры отражен в информации, которую мы предлагаем участникам.

Информация для участников аукциона знаний

  • Официальными деньгами нашего аукциона являются «здравики», которые вам предстоит зарабатывать своими собственными знаниями.

  • Начальный капитал одинаков у каждой коман-ды – по 10 «здравиков».

  • Все вопросы поделены на шесть категорий: чай, кофе, шоколад, косметика, яды, всякая всячина.

  • Вопросы в зависимости от сложности имеют разную стоимость: 1, 2, 3, 5 «здравиков».

  • Если стоимость вопроса складывается из двух чисел (2+2, 1+3), значит, вам предстоит ответить на два взаимосвязанных вопроса.

  • Точки в стоимости вопроса (1+…) означают, что в ответе требуется перечислить что-либо, и чем больше вы назовете, тем больше заработаете.

  • Стоимость вопроса, указанная через косую черту (например, 1/3) означает, что в зависимости от глубины ответа можно получить 1 или 3 «здравика».

  • На нашем аукционе вы «покупаете» вопросы, указывая их категорию и стоимость.

  • Внимание!!! Если вам не удалось ответить на выбранный вопрос – вы обязаны стоимость вопроса выплатить нашему Здравбанку.

  • Участники игры «покупают» вопросы по очереди, определенной жеребьевкой.

  • Время на обдумывание ответа – не более 15 секунд.

  • Если команда затрудняется с ответом – право ответа переходит к следующей по очереди команде.

  • Этот ответ является дополнительным, при этом команда не теряет право на выбор вопроса в свою очередь.

А дальше начинается азартная, динамичная, увле-кательная игра.

Как долго играем? На первых порах мы пытались ограничивать количество вопросов, «купленных» каждой командой, или время игры. Но накал страстей обычно таков, что играем «до конца», т.е. до самого последнего вопроса.

Приведем примеры некоторых вопросов нашего аукциона «Вещества и здоровье человека».

  • Чай – 1. Каким чаем лечат язвы на коже?

  • Чай – 1/3. Почему маленьким детям не рекомендуется пить чай поздно вечером?

  • Чай – 5. Почему дипломатические и деловые переговоры хорошо проводить за чашкой крепкого чая?

  • Кофе – 1+… В каких странах производится больше всего кофе?

  • Кофе – 5. Натуральный – растворимый – кофе без кофеина. Какой из них наиболее полезен для здоровья, а какой – самый вредный? Ответ поясните.

  • Шоколад – 1+3. Какой шоколад полезнее: белый или темный? Почему?

  • Шоколад – 1/3/5. Почему, съев шоколадку, человек чувствует себя счастливее?

  • Косметика – 1. Что означает выражение «насурьмить брови»?

  • Косметика – 2. Что получится, если смешать декстрин, мыло и сажу?

  • Косметика – 5. Как действуют на кожу кремы, содержащие сахара и гиалуроновую кислоту?

  • Яды – 1. Название какого растения говорит о его вредном воздействии на голову?

  • Яды – 3. Почему в стоматологической практике до сих пор применяется ядовитый As2O3?

  • Яды – 1+3. Какое растение и почему А.С. Пушкин выбрал для описания завышенных требований старухи из Сказки о Рыбаке и Рыбке?

  • Яды – 5. Что означает выражение «умрешь от персика»?

  • Всякая всячина – 2. Их используют в медицине, в сельском хозяйстве, а иногда и в быту. Порой они несут спасение от чего-то или от кого-то, а порой – смерть. Что это?

  • Всякая всячина – 3. Сначала думали, что он только согревает, а потом выяснили, что он устраняет голод, но при этом повышает работоспособность, ликвидирует усталость. О чем речь?

Разумеется, в игре, которая будет проводиться в других школах, вопросы будут совсем другими, т.к. составляться они будут по той информации, которую подготовят сами ученики.

«Звездные войны»: старшеклассники против учителей

На первый взгляд, это самый обычный «мозговой штурм» по решению проблемных познавательных задач, но вся прелесть этого мероприятия в том, что много команд старшеклассников соревнуются не только друг с другом, но и с командой учителей. Когда мы впервые решились на подобную авантюру – было очень страшно проиграть. Впоследствии оказалось, что процесс в этой игре значительно интереснее результата.

Примерно за месяц до начала декады в кабинетах биологии и химии появляются объявления следующего содержания:

«Учителя биологии и химии предлагают самым смелым старшеклассникам во время предметной декады сразиться в интеллектуальном турнире «Звездные войны».

В битве против звездной команды учителей может принять участие любая команда, состоящая из 6 старшеклассников (учеников 9–11-х классов).

Это могут быть ученики одного класса, звездные «гиганты мысли» из разных классов или даже разных параллелей.

Условия турнира будут обсуждаться на секретном совещании капитанов команд, которое состоится …»

А далее все предельно просто: мы готовим во-просы друг для друга (главное условие – чтобы во-просы были интересными, имели отношение к биологии или химии и были рассчитаны, прежде всего, не на знания, а «на размышление»). Капитаны команд учеников, собравшись вместе, отбирают лучшие вопросы своих команд и в условиях строжайшей секретности готовят для нас пакет из 20 вопросов. Учителя, разумеется, тоже готовят 20 вопросов (они одинаковы для всех команд учеников).

В определенный день мы встречаемся, обмениваемся вопросами и расходимся по разным кабинетам, где даем краткие письменные ответы на вопросы друг друга. Во время поиска ответов разрешается пользоваться любыми источниками информации. Через 100 минут (по 5 минут на каждый вопрос) встречаемся вновь, обмениваемся ответами, после проверки подводим итоги и определяем победителей. Кроме того, мы награждаем авторов самого интересного и самого трудного для нас вопроса. Дополнительные награды – тем, чьи вопросы оказались нам «не по зубам».

На первый взгляд, вроде бы все очень просто, но если бы вы только видели, как это выглядит на самом деле! Желание во что бы то ни стало выиграть у нас стимулирует учеников на поиск трудных и интересных вопросов. А процесс проверки учительских ответов! Выяснилось, что, несмотря на огромное желание выиграть, наши ученики точно так же, как мы, радуются правильным ответам команды соперников. А последующий «разбор полетов» – обсуждение игры, совместный анализ вопросов и ответов… Мы никогда больше не испытывали такого интеллектуального единения с нашими учениками.

Те, кто знаком с теорией решения изобретательских задач (ТРИЗ), понимают, что ТРИЗовские задачи для этой игры подходят лучше всего, поэтому можно не выдумывать вопросы самим, а использовать то, что можно найти в литературе и на бескрайних просторах Интернета.*

Приведем примеры вопросов и задач, использованных в нашей игре.

Учителя – ученикам

Почему подмороженный картофель приобретает сладкий вкус?

В какую погоду – теплую или холодную – летят осенью на юг журавли? Ответ поясните.

Почечные камни обычно содержат оксалат кальция (соль кальция и щавелевой кислоты). Раньше медики рекомендовали больным употреблять как можно меньше кальция. Однако позже выяснилось, что увеличение содержания кальция в пище значительно уменьшает риск появления камней в почках. Как это можно объяснить?

Очистку водной поверхности от нефтепродуктов можно проводить путем сжигания нефтяной пленки. Но поджигать можно только толстый слой нефти. Каким образом все-таки удается сжигать тонкие пленки нефтепродуктов на поверхности воды?

В наших прудах есть растение водокрас. Почка водокраса зимует на дне пруда, а летом «выскакивает» на поверхность водоема – и растение начинает активную жизнь. Как удается почкам водокраса подняться со дна на поверхность?

В северных широтах лов рыбы всегда лучше, чем в южных, несмотря на то, что температура воды в северных морях ниже. Предложите возможные объяснения этому факту.

В мутной воде южноамериканских болот обитает электрический угорь, использующий при своей охоте «знания химии». Каким образом ему удается привлекать к себе добычу?

Продолжение следует


* Горький опыт заставляет нас уточнить: в специальной (учебники, справочники) литературе и на сайтах, заслуживающих доверия, – принадлежащих образовательным учреждениям или созданным специалистами. – Прим. ред.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru