ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

В.Г. СМЕЛОВА,
г. Ноябрьск, ЯНАО

Реалии профильного обучения

Из личного опыта

Профильное обучение, о необходимости которого так долго говорили на всех уровнях, все же настигло общеобразовательную школу вместе с принятием нового Федерального базисного учебного плана 2004 г. Хотя во многих регионах эта форма обучения использовалась давно, может быть, не так структурированно и не под таким названием. Эта статья – «мысли вслух» об опыте работы по данному направлению заместителя директора по учебно-воспитательной работе, который в течение 6 лет курировал химико-биологическое направление в школе и одновременно вел уроки биологии в классах углублен-ного изучения предмета и в профильных классах.

Из Концепции профильного обучения. Возможные направления профилизации и структуры профилей

«Важнейшим вопросом организации профильного обучения является определение структуры и направлений профилизации, а также модели организации профильного обучения. При этом следует учитывать, с одной стороны, стремление наиболее полно учесть индивидуальные интересы, способности, склонности старше-классников (это ведет к созданию большого числа различных профилей), с другой – ряд факторов, сдерживающих процессы такой во многом стихийной дифференциации образования: введение Единого государственного экзамена, утверждение стандарта общего образования, необходимость стабилизации федерального перечня учебников, обеспечение профильного обучения соответствующими педагогическими кадрами и др.»

Определение структуры и направлений профилизации

Одним из основных моментов при организации профильного обучения является наличие социального заказа общества. Поэтому необходимо на стадии подготовки к переходу на профильное обучение провести опрос родителей и учащихся по вопросу направления профилизации школы. Это можно сделать на родительских и классных собраниях, предложив заполнить анкету. Но предварительно на этих собраниях должны выступить представители администрации с подробным и в то же время доступным изложением Концепции профильного обучения.

Сложность заключается в том, что к моменту окончания основной школы вопрос выбора дальнейшей профессии еще не решен в большинстве семей. Поэтому естественной является опора на уже существующие классы углубленного изучения предмета, если таковые в школе были и если их функционирование осуществлялось достаточно эффективно (обеспечение выполнения стандарта и качества образования, наличие победителей городских и региональных олимпиад, поступление выпускников в вузы по профилю и пр.).

 Например, в нашей школе, с 1993 г. в 5-м классе комплектуются классы углубленного изучения английского языка (на основе плана комплектования, куда входят такие пункты как работа с родителями, пропедевтическая работа с учащимися, определение кадрового состава учителей-предметников, проведение входного лингвистического тестирования и пр.). Поскольку классов углубленного изучения других предметов на этом уровне родителям и учащимся не предлагается, естественным является то, что наиболее успешные учащиеся начальной школы (отличники и хорошисты) выражают желание обучаться в этом классе (понятно, что в этом возрасте решение за них в большинстве случаев принимают родители). В результате в класс попадают как будущие гуманитарии, так и «технари».

В 8-м классе, с началом изучения химии, открывается класс углубленного изучения этого предмета. Соответственно, во втором полугодии предыдущего учебного года в параллели 7-х классов читается пропедевтический курс химии с целью выявления учащихся, желающих обучаться в этом классе. Часть учащихся (будущих естественников) переходят из класса углубленного изучения английского языка в класс углубленного изучения химии (6 ч в неделю в лучшие времена) и биологии (3 ч в неделю). К сожалению, выбор оказывается однозначным не для всех детей. Попадают и «случайные» учащиеся, те, у кого не сложились отношения в классном коллективе, «нелингвисты», понявшие, что изучение английского языка в объеме 5–6 ч в неделю им не нужно или трудно. Но поскольку в дальнейшем на базе этого класса комплектуется класс химико-биологического профиля, который целенаправленно в течение ряда лет (см. ниже) успешно готовит выпускников к поступлению в медицинские университеты и другие вузы по профилю, дети идут. Сильное влияние на этом этапе оказывают и родители, очень часто имеющие родственные профессии, – врачи, медсестры и т.п.

В 10-м классе определение профиля оказывается окончательным. Открываются классы гуманитарного профиля (на базе класса углубленного изучения английского языка), информационно-технологического профиля (куда из «англичан» и «ботаников» переходят «технари»), химико-биологического профиля (на базе класса углубленного изучения химии) и универсальные классы (раньше они назывались базисные).

Из Концепции профильного обучения. Предпрофильная подготовка (на второй ступени общего образования). Курсы по выбору

Реализация идеи профильности старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.

Необходимым условием создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося основной ступени, является введение предпрофильной подготовки через организацию курсов по выбору.

В этих целях необходимо:

  • увеличить часы вариативного (школьного) компонента Базисного учебного плана в выпускном классе основной ступени общего образования;

  • при организации обязательных занятий по выбору ввести деления класса на необходимое число групп;

  • образовательным учреждениям использовать часы вариативного компонента, прежде всего на организацию предпрофильной подготовки.

Итак, приступая к организации профильного обучения в школе, кроме социального заказа, необходимо учесть следующие факторы.

1. Наличие в школе классов углубленного изучения предмета (например, химии и биологии, английского языка и пр.). Функционирование классов углубленного изучения предмета в основной школе, бесспорно, значительно увеличит эффективность профильного обучения в старшей школе. Во всяком случае, анализ эффективности их работы может быть в дальнейшем использован при выборе профиля (профилей).

2. Наличие необходимых педагогических кадров. Наличие квалифицированных педагогических кадров является пунктом № 1 в профильном обучении, которое предполагает изучение отдель-ных предметов на углубленном уровне. Однако к работе в таких классах могут быть привлечены и молодые учителя. Здесь важным критерием отбора является желание учителя работать по углубленной программе и его профессиональный потенциал.

3. Программно-методическоеобеспечение. В связи с переходом на новый Федеральный базисный учебный план 2004 г. выпущены сборники нормативных документов по каждому учебному предмету, в том числе и по биологии. В этом сборнике есть и «Программа по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень)» из расчета 1 ч в неделю и «Программа по биологии среднего (полного) общего образования (профильный уровень)» – 3 ч в неделю.

Автор провел апробацию программы для профильного уровня в прошлом учебном году в 10-м классе и может отметить, что в целом программа неплохая, хотя, по моему мнению, излишнее количество часов отведено на тему: «Происхождение жизни на Земле». Можно было бы эти часы перебросить на генетику, чтобы лучше закрепить навыки решения генетических задач.

4. Наличие соответствующей материально-технической базы. Много об этом писать не стоит – и так ясно, что, например, между понятиями «химико-биологический профиль» и «полностью укомплектованный кабинет химии и биологии» должен стоять знак равенства.

5. Наличие связи с вузом по профилю (сейчас или в перспективе). Значительным фактором, определяющим успешность функционирования профильных классов, является наличие тандема «школа–вуз». Это сотрудничество может предполагать:

– ведение ряда профильных предметов преподавателями вузов;
– функционирование подготовительных курсов в данный вуз на базе школы (причем к работе на них могут и, в идеале, должны быть привлечены учителя школы, что, как вы понимаете, является дополнительным материальным подспорьем последним);
– поступление учащихся в вуз на базе школы по результатам выпускных экзаменов или прием вступительных экзаменов в вуз на базе школы и др.

Наиболее успешным периодом функционирования химико-биологических классов были 1997–2001 гг., когда наша школа сотрудничала с Тюменской медицинской академией (ТМА). На базе школы велись занятия подготовительных курсов в данное учебное заведение, которые посещали учащиеся не только химико-биологического класса, но и других классов школы, а также других школ города. В каникулы для чтения лекций приезжали преподаватели из Тюмени. В конце учебного года, сразу по-сле итоговой аттестации, на базе школы проводились вступительные экзамены в ТМА. Это было очень удобно для выпускников далекого северного городка.

К сожалению, в дальнейшем, в связи со сменой администрации, сотрудничество с вузом было по-степенно сведено на нет. А следом «заглох» и химико-биологический профиль, несмотря на то, что от 50% до 80% выпускников этих классов выбирали вуз по профилю обучения, успешно продолжили учебу в вузе и сейчас уже многие из них работают врачами, учителями как у нас в городе, так и в Тюмени, Ижевске, Новосибирске, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и пр.

Следует сразу же разграничить понятия предпрофильной и профильной подготовки. На первом этапе основная масса учащихся (и их родители) еще не выбрали свою дальнейшую судьбу и колеблются. Основная задача администрации и учителей на этом этапе – правильно организовать этот выбор. Даже если ребенок уже обучается в классе углубленного изучения какого-либо предмета (скомплектованного в 5, 7, 8-м классе – везде по-разному), это совершенно не значит, что именно этот профиль он выберет в 10-м классе.

Шестилетний опыт комплектования профильных классов на третьей ступени обучения позволяет сказать, что, например, из класса углубленного изучения английского языка, скомплектованного в 5-м классе (см. выше), в 10-й класс данного профиля идут 60–70% учащихся. Остальные к тому времени уже определились с дальнейшей специальностью и выбирают классы другого профиля.

Организация предпрофильной подготовки (в дальнейшем ППП) – совместная деятельность всего педагогического коллектива:

– администрации, которая разрабатывает План предпрофильной подготовки, который затем рассматривается на заседании педагогического совета и утверждается директором; программы элективных курсов, расписания занятий элективных курсов и пр.;
– классных руководителей, которые организуют проведение классных и родительских собраний, анкетирование учащихся и родителей и пр.;
– учителей-предметников, которые проводят презентацию своих элективных курсов с целью привлечения как можно большего числа учащихся;
– педагогов-психологов, которые проводят психологический мониторинг с целью определения личностных склонностей уча-щихся.

Организационные моменты

В любом деле самое главное – организация. Предположим, что элективные курсы, которые будут читаться в этом учебном году, уже определены (как правило, они определяются в апреле-мае предыдущего учебного года, рецензируются и утверждаются на методическом совете школы, если курсы авторские), включены в учебный план, расписание элективных курсов составлено, все вроде бы готово.

Внимание! Самое главное, чтобы дети обо всем этом знали. Оптимальный вариант – в начале года провести презентацию всех элективных курсов, на которую пригласить учащихся параллели 9-х классов. Четко и ясно сказать, зачем все это надо, что обязаны делать дети и чем всё должно закончиться. Например:

– каждый девятиклассник должен посетить не менее 2 (3) элективных курсов в течение учебного года;
– все его посещения фиксируются в журнале элективных курсов (каковые обязательно должны быть заведены, поскольку все это дело включено в учебный план и оплачивается);
– каждый курс заканчивается зачетом (презентацией, защитой проекта, театрализацией и пр.);
– в журнале элективных курсов напротив фамилии каждого учащегося в последний день занятий ставится «зачтено» или «не зачтено» (в зависимости от результата);
– в конце учебного года это может повлиять на комплектование профильного класса – брать или не брать.

Концепция не оговаривает обязательность посещения элективных курсов, но если уж организовывать предпрофильную подготовку, то все надо делать очень серьезно и пунктуально.

Если кто-то, прочитав эти строки, подумал, что это излишние строгости и дети у нас сознательные, то совершенно напрасно. Когда мы в нашей школе проводили предпрофильную подготовку первый год, то тоже были наивными. Вроде бы мы всё делали правильно: и элективные курсы из разных образовательных областей подобрали (были химия, биология, английский язык, русский язык, технология, математика и пр.), и расписание составили, вывесили его на всеобщее обозрение рядом с расписанием уроков. А когда пошли проверять, как они функционируют, – ахнули – детей-то нет! А потому что сказали: «По желанию». А какие желания у наших «середнячков», сами знаете, – компьютер и диван. Конечно, «англичане» ходили на английский, «ботаники» на химию с биологией, а все остальные никуда не ходили. На следующий год стали умнее – два курса в год обязательно! Но было и исключение из правила, об этом ниже.

Успех функционирования элективного курса зависит от многих факторов. Важным здесь являются и личность учителя, и содержание курса. Но все-таки на первом месте все равно стоит организация занятий. В нашей школе из-за того, что элективный курс «Ценности и смыслы профессиональной карьеры» был включен в общее расписание, завершался экскурсиями в профессиональное училище, колледжи, техникум, количество учащихся, продолживших свое обучение в этих профессиональных учебных заведениях, резко увеличилось за последние два года.

Плюсы: из школы ушли дети, присутствие которых в десятом классе было для школы не совсем желательно (из-за низкой учебной мотивации и дисциплины).

Минусы: сократилось количество десятых классов-комплектов в параллели (и соответственно учебная нагрузка, а значит и заработная плата учителей). В этом учебном году вместо обычных 5–6 десятых классов мы еле-еле набрали 4.

Мораль: палка всегда о двух концах.

Заканчивая этот раздел, хочу напомнить последний абзац п. 2.1. Положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI(XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации.

Выпускники IX класса общеобразовательного учреждения, желающие продолжить обучение в профильных классах III ступени общего образования, сдают два экзамена по предметам, соответствующим данному профилю обучения».

Другими словами, учащиеся, выбравшие себе профиль в конце 9-го класса, на государственной итоговой аттестации за курс основной школы обязаны сдавать экзамены по будущему профилю обучения (например, химию и биологию, если профиль химико-биологический).

Заключение (обращение к учителям биологии)

Дорогие коллеги!

Несмотря на то, что новый Базисный учебный план кастрировал (надеюсь, этот биологизм здесь уместен) наш предмет в 6–7-х классах и в 10–11-х во всех профилях, кроме химико-биологического, – это реальность, которую надо принять. Но если вы хороший учитель, у вас прекрасно оборудованный кабинет биологии, ваши ученики регулярно поступают в медицинские вузы, на биологические и экологические факультеты университетов и в другие вузы по профилю обучения и (это уже программа-максимум!) есть возможность сотрудничества с каким-либо «биологическим» вузом – боритесь за наш профиль! ЮНЕСКО объявил XXI век веком биологии, и этого не знают только в нашей стране. Бесспорно, гуманизация образования – вещь нужная и хорошая, но жизнь имела и будет иметь клеточное строение, и биология всегда будет миллионнолетним базисом социальной надстройке человечества.

Публикация статьи произведена при поддержке крупнейшей в Москве сети школ английского языка English Lingua Centre. Обучение производится в стандартных и мини группах, парах и индивидуально. Занятия возможны как с российскими преподавателями, так и с носителями языка. Классические курсы английского языка в Москве по методике New Headway Университета Оксфорда, интенсивы, подготовка к ЕГЭ или корпоративное обучение, бесплатные ознакомительные уроки, широкая сеть филиалов и удобный график занятий – все это ELC.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru