КОПИЛКА ОПЫТА

И.А. АКПЕРОВА,
учитель биологии;
Е.Б. АЛЦЫБЕЕВА,
учитель химии;
Е.С. РЕПНИЦЫНА,
учитель химии;
Н.Г. ШАБАРДИНА,
учитель биологии.
Школа № 46, г. Киров.

Продолжение. См. № 1, 3/2007

Предметные декады в школе

Географический этап

  • Он растет на высоте 2500 м в самых высоких горах, на что намекает его название. Найдите его на страницах учебника. (Ответ. Кедр гималайский, с. 72.)

  • Самое загадочное место на Земле – Бермудский треугольник, где обитает эндемик, придающий этой части океана определенные свойства. Что это за эндемик? Какое географическое название с ним связано? (Ответ. Саргассовы водоросли (с. 39), от них получило свое название Саргассово море.)

  • Его название состоит из двух слов: прилагательное связано с островом на севере Атлантики, а существительное является довольно грубой биологической ошибкой. Найдите этот организм в учебнике и объясните ошибочность его названия. (Ответ. Исландский мох (с. 30). На самом деле является лишайником.)

Скоростной этап

  • Подсчитайте, сколько видов организмов изображено на с. 24–25 учебника.

Шуточные вопросы

  • Из какого льна не ткут полотно? (Ответ. Из кукушкина льна, с. 52.)

  • Название какого растения связано с частью одежды, обычно обхватывающей запястье? (Ответ. Манжетка, с. 77.)

  • На какой подушке не уснешь – сыро? (Ответ. На моховой, с. 51.)

Математический этап

  • В одной столовой ложке морского песка насчитывается примерно 100–200 тыс. раковин этих животных. Кто они? (Ответ. Фораминиферы, с. 97–99.)

  • На территории Антарктиды обитает всего два вида цветковых растений и примерно 350 видов... Кого? (Ответ. Лишайников, с. 28–31.)

  • В этом состоянии они могут пережить почти 16 лет неблагоприятных условий. Что это за состояние? (Ответ. Циста простейших, с. 95; споры бактерий, с. 13.)

  • До недавнего времени самыми крупными обитателями Земли считались синий кит (30 м, 90 т) и секвойя (высота 150 м, 1000 т). Но потом выяснилось, что самый крупный организм надо искать не среди растений и животных, а среди 100 тыс. других существ. Кто он? (Ответ. Опенок, гриб, с. 20.)

Исторический этап

  • Во время Кавказской войны в XIX в. (1817–1864) в крепости «Адлер», окруженной болотами, за 5 лет вымер весь гарнизон русских солдат численностью 922 человека. Убитых горцами среди них почти не было. В гибели солдат были виноваты два существа, изображения которых можно обнаружить на страницах учебника. (Ответ. Малярийный комар и малярийный плазмодий, с. 98.)

  • В 1772 г. он вывел из строя кавалерию Петра I перед сражением с турками. Кто он и каким образом ему это удалось? (Ответ. Ядовитый гриб спорынья, поражающий хлебные зерна и попадающий в муку, с. 24.)

  • Он спас тысячи раненых бойцов в годы Великой Отечественной войны, остановив гнойные воспалительные процессы. Сейчас он по-прежнему спасает жизни людей, помогая им выздороветь. (Ответ. Пеницилл, с. 25.)

Вопросы на внимание

(Учащиеся работают без учебника, на каждый во-прос – не более 10–15 секунд)

  • Напишите полное название учебника.

  • Назовите фамилии и инициалы авторов.

  • Каким цветом написано слово «Биология»?

  • Какого цвета цифра «7» на обложке учебника?

  • Где – в начале или в конце учебника – располагается оглавление?

  • Что изображено на форзацах учебника?

  • Какие организмы изображены на обложке?

Интеллектуальный турнир «Химия живого организма».
Авторы – И.А. Акперова и Е.С. Репницына

(Биология + химия, 9-й класс)

Интегрированный урок «Химия живого организма» проводится в 9-м классе после изучения на уроках химии материала об элементах, входящих в состав живого организма, и темы «Химический состав клетки» в курсе биологии. Урок проводится в форме интеллектуального турнира. Класс делится на группы по 4–6 человек. После обсуждения в группе ответы по каждому заданию пишутся на отдельных листах и сдаются на проверку. Итоги всех конкурсов, кроме последнего, оперативно подводятся по ходу урока, информация о промежуточных результатах фиксируется в таблице на доске. Окончательные итоги подводятся к следующему уроку после проверки последнего конкурсного задания.
При подготовке к уроку учащимся рекомендуется повторить параграфы учебников биологии и химии, в которых описан химический состав клетки и организма и охарактеризована биологическая роль некоторых химических элементов.

ХОД УРОКА

Урок начинается с поэтического вступления – стихотворение Ефима Ефимовского «Травинка и ракета» не только создает определенный настрой, но и помогает учащимся на эмоциональном уровне почувствовать сложность живого.

Прошу мне ответить без всякой заминки:
Ракета сложней или проще травинки?
Вы скажете сразу: ракета сложнее,
Она и нужнее, она и важнее.
Она состоит из мильона деталей,
Её миллион человек собирали.
Тогда вам услышать, быть может, в новинку,
Что сделать нельзя полевую травинку.
Верней, для травинки найдутся детали,
Но вы соберете травинку едва ли…
Вам даже не сделать пустячной соринки –
Кусочка от этой зеленой травинки…
Выходит, травинка сложней, чем ракета.
Как просто всё это! Как сложно всё это!

Краткое вступительное слово учителей определяет цели урока и знакомит с условиями турнира.

Первый конкурс. «Главные слова»

В качестве разминки учащимся предлагается разгадать слова, имеющие самое непосредственное отношение к теме урока. Конкурс проводится с элементом игры «Поле чудес». На доске начерчены клеточки по количеству букв в каждом слове. Выслушав задание, команды поочередно называют буквы. Если в загаданном слове эта буква есть, она вписывается в соответствующую клеточку, а команда, правильно назвавшая букву, получает один балл. После того, как каждая команда назовет по одной букве, участники турнира на листочках записывают свои варианты разгаданных слов.

  • Название науки, которая изучает химический состав живых организмов и процессы, в них происходящие. (Ответ. Биохимия.)

  • Это словосочетание означает то, с чем часто сравнивают живой организм. (Ответ. Химическая лаборатория.)

Второй конкурс. «Верю – не верю»

Учащимся предлагается ряд суждений, истинность или ложность которых они должны определить. Каждое утверждение зачитывается вслух только один раз, поэтому следует напомнить о необходимости быть предельно внимательными и со-
бранными. После очень краткого обсуждения каждая группа на своем листочке рядом с соответствующим номером ставит знак «+» или «–».

1. Телятина полезнее говядины. (–)
2. На атомарном уровне различий между живой и неживой природой нет. (+)
3. Эндемический зоб связан с недостатком фтора в пище. (–)
4. В состав витаминов и ферментов входят только микроэлементы. (–)
5. Большую часть живых организмов составляет вода. (+)
6. В клетках растений углеводов больше, чем в животных. (+)
7. В запас обыкновенно откладываются моносахариды. (–)
8. Переваривание пищи в желудке невозможно без соляной кислоты. (+)
9. Ионов Na+ внутри живой клетки больше, чем за ее пределами. (–)
10. Главным элементом для постройки костного скелета является кальций. (+)
11. Ферменты обычно поступают в организм с пищей. (–)
12. Для успокоения нервным больным рекомендуются бромсодержащие препараты. (+)
13. Соленый вкус крови обусловлен хлоридом калия. (–)
14. Выпадение волос может быть связано с недостатком серы в организме. (+)
15. Для усвоения кальция в организме нужен жир. (+)

Третий конкурс. «Тайны черной сумки»

В черной сумке находится ряд объектов. Учащимся нужно определить, по какому принципу эти предметы оказались вместе или после соответствующей подсказки определить, какой объект находится в сумке. Версии по каждому заданию этого конкурса пишутся на листочке. За каждый точный ответ учащиеся могут получить по 2 балла. Максимальное количество баллов за этот конкурс – 14.

  • Из большой черной сумки достается маленький пакетик, в котором находятся раковина моллюска, кусочек мела и куриное яйцо. Учащимся предлагается определить, какая соль объединяет эти предметы. (Ответ. Карбонат кальция, CaCO3.)

  • Во втором пакетике, который был в черной сумке, находятся: кусок сахара, панцирь краба, клубень картофеля и древесный спил. Что мы хотели вам показать? (Ответ. Разнообразие углеводов.)

  • Следующие наши объекты: косметический крем, семена подсолнечника, восковая свеча, кусочек сала. Какое органическое вещество содержится во всех этих объектах? (Ответ. Липиды.)

  • Из четвертого пакетика выкладываются: курага, фасоль, зеленый горошек, изюм, чернослив. Учащимся предлагается определить, каким микроэлементом богаты все эти продукты. (Ответ. В этих продуктах содержится много калия.)

  • Следующий объект вам предстоит угадать (из сумки достается очередной пакетик, но на сей раз он черный). Это хорошо знакомое всем гигиеническое сред-ство, в которое часто добавляют один из важнейших микроэлементов. (Ответ. Зубная паста с фтором.)

  • Еще один загадочный объект, и даже не один. В их состав обычно входят микроэлементы. Они были открыты русским врачом Н.И. Луниным. В их названии есть латинское слово «жизнь». (Ответ. Витамины.)

  • Здесь целый килограмм того, что в древности было величайшей ценностью. Ценность этого объекта еще больше, т.к. к нему добавлено 0,01% одной из калиевых солей. (Ответ. Пачка йодированной соли.)

После того, как группы сдадут листочки со своими вариантами ответов, можно «раскрыть тайну» трех последних объектов и показать, что же находилось в черных пакетиках.

Четвертый конкурс. «В кабинете у врача»

Сейчас вам предстоит на несколько минут превратиться в медиков. Представьте себе, что к вам на прием пришли больные с жалобами на свое здоровье. Проблемы со здоровьем часто бывают связаны с недостатком в организме каких-либо химических элементов. Каждому из наших больных не хватает какого-то одного элемента. Ваша задача – не только правильно поставить диагноз, но и дать рекомендации, т.е. сказать, что надо делать, чтобы восстановить количество недостающего элемента. Говорят, что хороший врач за одну минуту может поставить диагноз. У вас 5 больных и соответственно время работы – 5 минут.

Группы работают с карточками.

Ознакомьтесь с жалобами больных, определите, каких элементов в их организме не хватает, и дайте каждому соответствующие рекомендации.

Больной А жалуется на то, что у него сильно кровоточат даже мелкие царапины. Порой у него судорожно сокращаются мышцы, и он с трудом удерживает в руках мелкие предметы. Кроме того, у больного имеются перебои в работе сердца, а окружающие заметили, что в последнее время он стал каким-то необычно нервным.

(Ответ. Больному недостает кальция. Необходимо употреблять в пищу сыр, творог, петрушку, салат или специальные препараты, содержащие кальций.)

Больной Б жалуется на проблемы с зубами: трижды за последние полгода ему пришлось посетить стоматолога. Кроме того, возникли какие-то непонятные проблемы с эндокринной системой.

(Ответ. Больному не хватает фтора. Необходимо чаще чистить зубы, используя зубную пасту, богатую фтором.)

У больного В тоже, вероятно, эндокринные проблемы. У него понизился аппетит, наблюдается общая слабость, вялость, редкий пульс. В последнее время ему почему-то стали тесными воротнички практически всех рубашек и свитеров.

(Ответ. Больному не хватает йода. Рекомендуется употреблять в пищу йодированные продукты (хлеб, молоко, соль), яйца, морскую капусту. Можно порекомендовать морские путешествия и прием йодсодержащих препаратов.)

Больная Г жалуется на проблемы с кишечником, отечность и ревматические боли в суставах.

(Ответ. Больной не хватает калия. Рекомендуется есть изюм, курагу, чернослив, сою, фасоль, зеленый горошек.)

Больная Д жалуется на вялость, быструю утомляемость, особенно при физической нагрузке. При осмотре врач обратил внимание на синие круги под глазами и необычную бледность пациентки.

(Ответ. У больной недостаток железа. Необходимо есть шпинат, капусту, яблоки, гранаты или употреблять железосодержащие препараты.)

Пятый конкурс. «Марафон «ХБЛ» (Химия + Биология + Логика)»

Для выполнения заданий этого конкурса вам понадобятся не только знания биологии и химии, но и умение логически мыслить: вам придется анализировать информацию, выделять главное и обобщать, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. Из большого количества заданий выберите те, которые окажутся вам «по зубам».

Учащиеся работают в группах до конца урока.

1. Подберите наиболее точные обобщающие понятия:

Азот – водород – кислород – углерод.
H2O – NaCl – CaCl2 – CaCO3.
Белки – жиры – углеводы – нуклеиновые кислоты.
Крахмал – гликоген – хитин – целлюлоза.
Молибден – бор – марганец – кобальт.
Ферменты – витамины – гормоны.
Жиры – воск – стероиды.

2. Найдите в каждой строке «лишнее» понятие и объясните свой выбор:

Азот – кислород – углевод – водород.
Вода – кислород – водород – углерод.
Йод – железо – фтор – азот.
Белки – минеральные соли – углеводы – липиды.
Гликоген – гемоглобин – хитин – крахмал.
Углеводы – крахмал – гликоген – клетчатка.
Крахмал – жир – гликоген – гемоглобин.

3. Определите в каждой паре более общее (широкое) понятие:

Жиры – липиды.
Белки – ферменты.
Неорганические вещества – минеральные соли.
Моносахариды – углеводы.

4. Расположите понятия в последовательности от наиболее широкого к наиболее узкому. Ответ зашифруйте в виде последовательности букв.

А – белки; Б – вещества; В – гемоглобин; Г – органические веществa; Д – полимеры.
А – глюкоза; Б – органические вещества; В – углеводы; Г – вещества; Д – моносахариды.
А – минеральные соли; Б – вещества; В – CaCO3; Г – неорганические вещества; Д – карбонаты.

5. Установите, в каких соотношениях находятся первые два понятия, и закончите равенство:

Кислород : элемент = жир : ?
Липиды : тестостерон = углеводы : ?
Растения : крахмал = животные : ?
Защита от холода : жиры = защита от микробов : ?
Глюкоза : энергия = ? : транспорт кислорода

6. Определите, о каких веществах идет речь в следующих загадках.

В роге – прочный, в крови – красный, у змеи порой опасный.
Если б не было их в клетке – не узнать нам, где чьи детки.
Утолить помогут голод и спасут в жару и в холод.
Мышцы каждое движенье – этих нитей сокращенье.
Нервный импульс проведут, прочность кости придадут.
Эти вещества подчас – стратегический запас.

7. Вставьте пропущенные слова:

Без ... не было бы хлорофилла, а без хлорофилла не было бы ... .
Без азота не было бы ..., а без него не было бы жизни.
Без ... не было бы АТФ, а без АТФ в организме не было бы ... .

8. Дайте краткие ответы на вопросы.

Почему говорят «органические вещества», но не говорят «органичaеские элементы»?
Почему сахар горит, а соль – нет?
Какие органические вещества обеспечивают движение животных?
Почему растения откладывают в запас преимущественно углеводы, а животные – жиры?
Почему кровь соленая?
Почему морские путешествия благотворно действуют на нервных больных?
Почему говядина полезнее телятины?
Почему жители Крайнего Севера употребляют пищу, содержащую много жира?
Почему от попавшей на сушу медузы остается лишь тонкая пленка?
Почему в организме молодых содержится больше воды?

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru