КОПИЛКА ОПЫТА

О.А. ЛОСКУТНИКОВА,
учитель биологии Новобурейской СОШ № 3

Рациональное питание.
Питание в экстремальных условиях

Занятие факультатива по валеологии (9-й класc)

Нужно есть для того, чтобы жить,
а не жить для того, чтобы есть...

Сократ

Оборудование: «Рабочая тетрадь спасателя», карточки с названиями продуктов, таблица «Рациональное питание», открытки с изображениями и гербарные экземпляры ядовитых растений, учебная коллекция «Ядовитые грибы», магнитофон, аудиокассета с музыкой для релаксации и с песней группы «Уматурман» «Эй, толстый!», плакат «Последствия переедания», рогоз (стебли с соцветиями в вазе и корневища), желуди в чашечке, магниты, указка.

Учитель. На прошлых занятиях мы начали разговор об основных принципах здорового образа жизни (ЗОЖ). Назовите их. (Двигательная активность, отказ от вредных привычек, закаливание и т.д.). Сегодня мы выясним, какое питание можно назвать рациональным, поговорим о проблемах, связанных с питанием школьников, сформулируем свои «Золотые правила питания», а также узнаем о питании в экстремальных условиях.
Как вы можете объяснить высказывание Сократа, вынесенное в эпиграф нашего занятия? (Ответ. Питательные вещества необходимы для жизни человека. Но потребление пищи нельзя превращать в культ. Следует питаться рационально.)
И.И. Мечников считал, что люди преждевременно стареют и умирают из-за неправильного питания и что человек, питающийся рационально, может прожить 120–150 лет.
Можем ли мы назвать питание школьников рациональным? (Обсуждение результатов анкетирования.)

Ученик. Было опрошено 96 учащихся 9–10-х классов. На вопрос, сколько раз вы питаетесь, большинство (40%) ответили, что 5 раз в день. 5% питаются 2 раза в день, остальные – 3–4 раза в день. Но 21% ребят утром не завтракают. 77% обходятся утром лишь чаем с печеньем или бутербродом. В школьной столовой 51% опять-таки пьют чай с пиццей, хот-догом или пирожком. Остальные не едят до обеда.
Придя из школы домой, учащиеся едят помногу и часто. Последний ужин у них бывает и в 8, и в 10–11 ч вечера. В питании преобладают продукты, богатые углеводами, мало белков и овощей.
По данным школьного врача, в нашей школе из 870 учащихся около 200 страдают хроническими заболеваниями желудочно-кишечного тракта: гастрит, язвенная болезнь желудка, холецистит, дискинезия желчевыводящих путей и др. Есть дети с избыточной массой тела, нарушением обмена веществ.

Учитель. Итак, наши школьники питаются неправильно. Как, по-вашему, это можно исправить? (Прикрепляет на доску листы со словами: «умеренность», «сбалансированность», «разнообразие», «ритмичность».)
Проблема рационального питания школьников остро стоит во всем мире. Взрослые обеспокоены тем, что на детских площадках и школьных дворах всего развитого мира весело резвятся не в меру упитанные и часто страдающие явным ожирением мальчики и девочки. О толстых снимают фильмы («Толстушка»), сочиняют стихи, песни. (Звучит песня группы «Уматурман» «Эй, толстый!»)

«Эй, толстый! Эй, толстый! Эй, толстый!»
Я целыми днями лежу на боку.
Съедаю в минуту по окороку,
15 батонов, 50 куличей
И сотню зажаренных толстых грачей,
Селедку под шубой, картошку с ботвой.
Засаленный город, сегодня я твой!
Друзья понимают, ступеньки трещат.
Мне все очень рады и все мне кричат:
«Эй, толстый. Эй, толстый! Эй, толстый!»...

Почему герой песни толстый, да и в нашей жизни так много полных людей? (Учащиеся высказывают свое мнение: люди переедают. Едят много мучного, сладкого, жареного, мало двигаются и т.д.)
Бывают случаи, когда переедают не по своей воле. Родители стараются напичкать своих маленьких детей всем, чем можно, уговаривают их: «Съешь за маму, съешь за папу...» В гостях многие съедают лишнее, чтобы не обидеть хозяйку. Помните случай с Демьяном и Фокой в известной басне И.А. Крылова «Демьянова уха». (Инсценировка басни.)
Посмотрите на этот плакат – на нем кадры рисованного фильма «Последствия переедания». Обсудите в парах, дайте названия этим трем фрагментам. (Ребята предлагают свои варианты, например: «Съеденное вечером впрок не пойдет», «Не в меру еда – болезнь и беда», «От умеренной еды – сила, а от обильной – могила».)

Вывод. Переедание, малоподвижный образ жизни, а также неравномерное питание в течение суток (взгляните еще раз на рисунки на доске) – это питание нерациональное. В конечном итоге оно приводит к ожирению, болезням сердца и сосудов, а также к преждевременной смерти.

Учитель. Обратимся к заповедям рационального питания известного врача-психотерапевта Владимира Леви, приведенных в ваших «Тетрадях спасателя». (Обсуждение прочитанного.)
Итак, как рационально питаться в повседневной жизни, нам понятно. А теперь представьте, что вы собираетесь в многодневный поход. На ваших столах карточки с названиями продуктов. Выберите из них только те продукты, которые можно взять с собой. (Сухие крупы, макаронные изделия, мясные и рыбные консервы, сухие приправы, сгущенное молоко, сахар, печенье, конфеты, лук, чеснок, соль, чай, мука, растительное масло, сода.)
А колбасу, свежие молочные продукты, свежее мясо и рыбу брать с собой нельзя. Эти продукты быстро портятся и могут вызвать пищевое отравление.
Давайте представим себе, что в походе случилась непредвиденная ситуация: вы заблудились в лесу, продукты закончились. Что можно предпринять? (Можно собирать съедобные грибы, орехи лещины, водяной орех-чилим, различные ягоды, крапиву, корни лопуха, луковицы лилий, заячью капусту – молодило, мокрицу и т.д.)
Совершенно верно. «В лесу есть все, что нужно для человека», – так писал знаменитый английский писатель Сетон-Томпсон. Главное – не растеряться и не впадать в панику.
Утолить голод в экстремальной ситуации может помочь и заболонь березы, клена, липы, осины, ивы, ели, сосны. Заболонь – это слой клеток камбия под корой. Чтобы до него добраться, надо снять кору с дерева и этот светлый сочный слой можно есть. (Демонстрация заболони – съедобной части ствола березы, ивы.) Осенью можно собрать зрелые желуди. Их следует отварить, затем поджарить и есть.
Вблизи озера или болота можно найти съедобные корневища рогоза, который в народе называют камышом. А знаете ли вы, какое растение древние славяне называли одолень-травой? (Кувшинку. Кусок корневища кувшинки зашивали в ладанку (мешочек) и носили на шее). В самые трудные минуты, когда нечего было есть, корневища спасали путнику жизнь. Их поджаривали и ели вместо хлеба. Обычный сор-
няк – пырей – тоже может оказаться полезным. Его корневища имеют сладковатый вкус, хорошо утоляют не только голод, но и жажду.
При сборе растений и грибов не забывайте, что среди них есть ядовитые. Ягодами бузины, луносемянника, ландыша, вороньего глаза, купены можно отравиться. Ядовитые грибы – ложный опенок, ложная лисичка очень похожи на своих съедобных собратьев. В случае отравления надо промыть желудок, вызвать рвоту, дать пострадавшему обильное питье.
Существует международная система сигналов бедствия. F – этот знак означает, что вам требуется вода и пищевые продукты. Если вы находитесь на открытой местности, можно выложить его из подручного материала – веток, камней и т.д.
После того, как человек длительное время голодал, сразу набрасываться на пищу нельзя. Принимать пищу нужно малыми порциями, есть овощные супы, жидкие каши, побольше пить жидкости.
Всем, кто хочет прожить долгую здоровую жизнь, надо вести здоровый образ жизни, учиться правилам выживания, оказанию первой помощи пострадавшим, соблюдать Золотые правила питания.
Чтобы проверить, как вы усвоили материал сегодняшнего занятия, выполните задание в «Рабочей тетради спасателя» под рубрикой «Проверь себя». (Самопроверка. Результаты теста учитель вывешивает на доску.) Если у вас 9 правильных ответов, поздравляю, вы – настоящий Спасатель; 8–6 – вы смело идете вперед; менее 5 – продолжайте изучать литературу по рациональному питанию и поведению в чрезвычайных ситуациях. Большое спасибо всем за работу. Будьте здоровы!

Литература

1. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. – Любое издание.

2. Детская энциклопедия «Помоги себе и другим» (Познавательный журнал для девочек и мальчиков), № 9, 2005 г.

3. Елкина С.И. Азбука питания и воспитания. – М.: Знание, 1972.

4. Коростелев Н. Шаг за шагом. Твой календарь здоровья. – М.: Молодая гвардия, 1987.

5. Лоранский Д.Н., Лукьянов B.C. Азбука здоровья. – М.: Профиздат, 1990.

6. Популярно о питании. – Киев: Здоровье, 1989.

7. Пицхелаури Г.З. Образ жизни и здоровье. – М.: Знание, 1976.

8. Энциклопедический справочник медицины и здоровья. – М., 2003.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru