ЭКОЛОГИЯ

А.А. ПРОСЕКИНА,
учитель биологии и экологии Майской СОШ,
Курумканский р-н, Республика Бурятия
К.А. ПРОСЕКИН,
зам. директора по науке Джергинского заповедника

Государственный природный заповедник «Джергинский»

Джерга – это прекрасное место, где медведи ревут,
соперничая с речными потоками,
где рыба танцует в прозрачных водах и лебеди кричат,
призывая подруг. Покрытые снегом и льдом
большую часть года, его хребты и широкие долины порождают короткое, волшебное лето,
в которое я надеюсь когда-нибудь вернуться!

Пол Гриффин (американский натуралист)

Джергинский государственный природный заповедник, сохраняющий уголок девственной природы северо-восточного Прибайкалья, был образован 14 августа 1992 г. Раскинулся он на стыке трех крупных горных массивов – Баргузинского, Икатского и Южно-Муйского хребтов – на площади 238 088 га, из которых 894 га занято водой.

Территория заповедника является природным эталоном северо-восточного бассейна оз. Байкал. Здесь находится исток р. Баргузин, второго по величине притока Байкала, несущего свои воды через земли легендарной золотой тайги.

Отличительная особенность заповедника – отсутствие промышленных центров и крупных населенных пунктов в радиусе более 200 км. Это сводит к минимуму влияние антропогенных факторов даже вблизи границы заповедника.

Основная задача заповедника – сохранение в естественном состоянии природного комплекса Икатского хребта и истоков р. Баргузин, изучение естественного хода природных процессов и явлений, сохранение генофонда растений и животных, типичных и уникальных экосистем, разработка научных основ охраны природы.

В настоящее время на территории заповедника отмечено 1208 видов животных из них: беспозвоночных – 1003 вида, рыб – 8, земноводных – 3, пресмыкающихся – 5, птиц – 146, млекопитающих – 43 вида. Флористический список составляет 1170 видов. Здесь обитают и произрастают 3 вида растений, занесенные в Красный список МСОП, 19 видов, занесенных в Красную книгу РФ, и 66 видов, занесенных в Красную книгу Бурятии.

Сердцем заповедника называют реликтовую ледниковую Амутскую котловину с сетью кристально чистых озер и расположенным в ней местом совершения религиозных обрядов и жертвоприношений исчезнувшего древнего племени баргутов.

Работа в заповеднике проводится тремя основными отделами – научным, эколого-просветительским и отделом охраны территории.

Отдел экологического просвещения занимается экологическим образованием разных слоев населения. Работа ведется по нескольким направлениям.

Информационная работа опирается в основном на сотрудничество с местными (районными) СМИ. В 2000 г. разработан и открыт сайт заповедника «Джергинском» www.jerga.narod.ru на русском и английском языках, но обновить его, к сожалению, пока не удается. Создаваемая кино- и видеопродукция учит любить и ценить природу родного края и дает возможность виртуального посещения заповедника тем, кто реально этого сделать не может.

В визит-центре заповедника, открытом в 2002 г., дети и взрослые могут получить любую информацию о заповеднике, о природе и экологии, о государственных природоохранных программах в России и за рубежом.

Экологические экскурсии и познавательный туризм – традиционные и высокоэффективные формы эколого-просветительской деятельности. Заповедник курирует эколого-туристический клуб «Баргуты» (с. Курумкан). Соприкосновение с живой природой способно превратить обычных посетителей в активных сторонников развития заповедного дела. Экологическая тропа «Живая природа» позволяет продемонстрировать почти весь спектр ландшафтов северо-восточного Прибайкалья. На экотропе работают школьные лагеря, ведется школьная летопись природы, осуществляет свою деятельность школьный центр экологического мониторинга. За последние годы экотропу посетили путешественники из разных уголков нашей страны и зарубежья. Большая часть посетителей – школьники. Они активно участвуют в работе экологических профильных лагерей, экспедиций, экскурсий, проводимых заповедником.

Взаимодействие с образовательными структурами, учителями, экоцентрами района и республики состоит в совместной разработке школьных программ, уроков. Оказывается методическая помощь школам района, учителям-естественникам.

Экологические праздники и акции, выставки, конференции, семинары, «круглые столы», проводимые как в районе, так и в Улан-Удэ и Иркутске, позволяют привлечь внимание к проблемам заповедного дела широких слоев населения, органов государственной власти, местного самоуправления, и это помогает решать многие проблемы.

Работа со школьниками

Одним из важнейших направлений эколого-просветительской деятельности является работа со школьниками и, в частности, с учащимися Майской средней общеобразовательной школы Курумканского района Республики Бурятия. Методические разработки эколагерей, экспедиций, экотроп, научных исследований составляют крупный авторский проект «Живая природа», созданный авторами настоящей статьи. Проект был реализован благодаря поддержке Всемирного фонда дикой природы (WWF).

Территория Майской средней школы разбита на экопосты, которые закреплены за каждым классом. Учащиеся занимаются озеленением экопостов и по-стоянным уходом за ними. Раз в четверть проводится конкурс экопостов. Каждый конкурс имеет свое название и посвящается определенной теме. Например, «Чудеса жизни» – учащиеся собирали факты удивительного в живом мире (изучающие анатомию человека искали удивительные факты, относящиеся к анатомии, изучающие ботанику – к ботанике и т.д.). При проведении конкурса «Удивительный заповедный мир» у каждого класса была своя тема, например «Насекомые заповедника», «Птицы заповедника» и т.д. Участники конкурса «Клумба» должны были оформить клумбу комнатными растениями.

Ежегодно проводятся внутришкольные экологические конференции по результатам экспедиций. Учащиеся представляют картосхему своего маршрута, ботанические и зоологические описания, результаты собственных исследований по отдельным темам.

Организуются тематические «Недели биологии и экологии» с разнообразными внеклассными мероприятиями, такими как конкурс инсценировок «Великие биологические открытия», викторина «Что ты знаешь о родном крае?» и т.п. Проводятся внутришкольные олимпиады по экологии и биологии, победители которых представляют свою школу на районных олимпиадах.

В начале учебного года проводятся традиционные мероприятия – «Праздник урожая», «Осенний бал», на которых учащиеся демонстрируют достижения в работе на пришкольном опытном участке.

Каждую весну на празднике «Марш парков» проводятся экодесанты по уборке территории школы и побережья р. Баргузин у поселка. Организуется посадка саженцев деревьев в пришкольном парке («Аллея выпускников»).

На празднике «День птиц» обычно соревнуются младшие школьники. Ежегодно к этому дню ребята изготавливают скворечники и развешивают их на экотропе «Живая природа».

В школе действует школьное лесничество, за которым закреплен участок леса рядом с п. Майский. Юные лесники помогают Верхне-Баргузинскому лесхозу в заготовке семян сосны, в посадках саженцев сосны на гарях и вырубках, патрулируют окрестности поселка в предновогодние праздники, охраняя молодые сосенки от незаконных порубок.

С помощью заповедника «Джергинский» в школе создан экоклуб «Лаборатория природы». Основной его задачей является формирование научно-исследовательских навыков школьников в области экологии растений, энтомологии, гидробиологии. Занятия проводятся регулярно, а их результат – ежегодные призовые места на различных конференциях и олимпиадах разного уровня.

В школе работает экологический лекторий, где регулярно читают лекции сотрудники заповедника. Тематика их разнообразна, например: «Человек у Байкала», «Редкие виды животных Джергинского заповедника», «Природа заповедника Джергинский», «Охраняемые территории Республики Бурятия».

Учащиеся школы постоянно посещают визит-центр заповедника. Здесь проводятся консультации, лабораторные работы, а также беседы на темы: «Для чего необходимы заповедники», «Насекомые заповедника «Джергинский», «Млекопитающие заповедника «Джергинский», «Красная книга Бурятии», «Отряд грызунов в заповеднике «Джергинский», «Природа нашего края» и т.д. Для младших школьников в музее заповедника проводят экскурсии. Учащиеся, готовясь к урокам экологии, занимаются в научной библиотеке. Здесь же проводятся фотовыставки и демонстрации слайд-фильмов о природе, животном мире Баргузинской долины. К празднику «День Байкала» организуется выставка «Эндемики Байкала», где многие учащиеся впервые видят удивительную байкальскую губку, гигантского плоского червя – байкальскую планарию, невероятно крупных акантагаммарусов и, конечно же, малую и большую голомянок.

Ежегодно отдел экопросвещения заповедника совместно с Майской школой организует фестиваль «Марш парков» с выставками детских рисунков и поделок из природных материалов. В работах детей, изображающих чудесный мир Прибайкалья, отражается любовь к природе родного края. Становятся традицией конкурсы художественной фотографии и собственных литературных произведений. И, конечно, самая интересная часть праздника – «Эко-КВН», в котором участвуют 12 команд школ района.

В 2007 г. было создано многопрофильное Научное общество школьников (НОШ), организующее научные изыскания школьников по различным вопросам биологии, физики, истории, географии, математики и т.д. Было разработано Положение о Научном совете школьников. Ребята распределяются по дисциплинам. Учитель формулирует научную проблему, задачу, и затем ученик работает над ними, консультируясь с учителем. В процессе такой работы дети учатся собирать информацию по теме исследования, анализировать данные, выявлять логические взаимосвязи. Результаты их работ обсуждаются в прениях и дискуссиях на Ученом совете школы. Так закрепляются знания, полученные ранее, вырабатывается творческий подход к решению задач, умение открыто, не стесняясь своей позиции, выступать и дискутировать по разным вопросам.

Не важно – станет ли ученик в будущем ученым или специалистом именно в той области, которую он избрал в школе. Главное, он научится быть творческим человеком. И в своей будущей профессии, в какой бы отрасли он ни трудился, будет достигать высоких результатов.

Школьный экологический лагерь «Живая природа»

Под руководством администрации заповедника ежегодно организуется профильный экологический лагерь, лучший в районе. Это одна из наиболее эффективных форм экологического образования, поскольку она объединяет экологические праздники, игры, лекции, экскурсии, наблюдения и исследования.

В экологическом лагере «Живая природа» используются различные формы педагогической работы: экскурсии, наблюдения, опыты с природными объектами, экологические игры, эколого-психологические тренинги, экологический театр и т.п. Лагерь располагается на особо охраняемой природной территории (в буферной зоне) или прилегающей к ней местности. Здесь, непосредственно в природной среде, с детьми, наряду с ведущим педагогом, постоянно работают научные сотрудники заповедника: орнитолог, ихтиолог, протозоолог, геоботаник и т.д. Никто не сможет рассказать о науке и ее проблемах красочнее и занимательнее, нежели профессионал.

Программа эколагеря рассчитана на детей старшего школьного возраста. Продолжительность программы 7 дней, оптимальное количество детей – 15 человек.

Программа предусматривает практическую, экологически ориентированную и творческую деятельность ребят. Теоретические знания, полученные в первой половине дня, закрепляются на практике во второй его половине. Таким образом, процесс обучения и воспитания построен по алгоритму научного исследования: обзор литературы и детальное изучение известных данных об объектах или предметах исследований (теория), затем практическое знакомство с объектом или предметом исследования в природе (практика: геоботанические описания, орнитологические, гидробиологические наблюдения). Как показал 4-летний опыт работы, после лагеря примерно 80% детей продолжают заниматься исследованиями по заинтересовавшим их темам.

Посетив однажды наш лагерь, дети ежегодно в него возвращаются, продолжая свои исследования. Однако программы разных лет по содержанию лабораторных и практических занятий меняются. Вот, например, программа работы лагеря в 2006 г.

Программа летнего экологического лагеря «Живая природа»

Дата проведения: 28 июля – 3 августа 2006 г.

Руководитель программы: учитель биологии МСОШ А.А. Просекина.

Соруководитель: заместитель директора по науке ФГУ «ГПЗ «Джергинский»» К.А. Просекин.

Место проведения: территория заповедника «Джергинский».

Район работ: Республика Бурятия, Курумканский район.

Срок выполнения программы: 7 дней.

Цель программы: формирование у школьников научно-познавательного интереса к изучению природы; знакомство с работой научного отдела заповедника; активный отдых на природе с элементами обучения.

Задачи программы:

– полноценный активный отдых школьников;
– развитие научно-исследовательского интереса школьников;
– экологическое воспитание учащихся, формирование позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром;
– формирование умений и навыков практической экологически ориентированной деятельности;
– профессиональная ориентация.

Формы работы

1. Научно-исследовательская деятельность учащихся (теория, практика) в работе с малой (5 человек) и всей группой (15 человек).
2. Беседы: индивидуальные, с малой группой, со всей группой.
3. Консультации: индивидуальные, с малой группой, со всей группой.
4. Экскурсии: с малой группой, со всей группой.
5. Обсуждение итогов дня работы со всей группой.

Структура лагеря

Руководитель лагеря – организует и координирует работу педагогов и консультантов.

Педагогический коллектив (учитель-инструктор ботаник, консультант-ботаник, учитель-инструктор зоолог, консультант-зоолог, учитель-инструктор гидробиолог, консультант гидробиолог) – работает непосредственно со школьниками в соответствии с программой лагеря. Консультанты – сотрудники научного отдела заповедника.

Повар (по договору) – организует 4-разовое питание для всех участников лагеря.

Врач (закрепляется за лагерем участковой больницей) – проводит ежедневный медицинский осмотр.

Отряды №1, № 2 и № 3 (по 5 чел. – старший отряда, ответственный за дисциплину, ответственный за питание, ответственный за снаряжение, санитар).

Всего: 24 участника лагеря. Возраст участников-школьников – 13–14 лет.

План работы лагеря

Заезд, открытие лагеря – 28.07.2006 г.

Теоретические и практические занятия:

29.07.2006 г. – полевые занятия по геоботанике,

30.07.2006 г. – полевые занятия по зоологии,

31.07.2006 г. – полевые занятия по гидробиологии.

Камеральные работы – 1.08.2006 г.

Конференция и закрытие лагеря – 2.08.2006 г.

Отъезд – 3.08.2006 г.

Программа занятий

Ботаника

Полевые работы: морфологическое описание растений, описание и закладывание геоботанических площадок на экотропе.

Лабораторные работы: приспособления растений к обитанию в различных биотопах – морфологические, анатомические, физиологические; работа с самостоятельно изготовленными микропрепаратами.

Зоология

Полевые работы: наблюдение птиц в различных биотопах; зарисовка городищ длиннохвостого суслика и примерный подсчет его численности, описание энтомофауны участков экотропы; взятие проб грунта для выявления почвенных простейших; заполнение зоологических карточек.

Лабораторные работы: работа с самостоятельно приготовленными микропрепаратами почвенных простейших.

Гидробиология

Полевые работы: описание водоема, определение доминирующих гидробионтов (р. Баргузин, пр. Балагун, оз. Безымянное), заполнение гидробиологических карточек.

Лабораторные работы: биологическое описание рыб на примере плотвы, паразитологическое исследование плотвы, описание паразитов.

Распорядок дня устанавливается в соответствии с программой работы лагеря.

Результаты работы

За время работы в лагере дети получили базовый минимум знаний и умений для проведения небольших самостоятельных научно-исследовательских работ по ботанике, гидробиологии, зоологии.

Составлены описания растительного и животного сообществ, мини-определители доминирующих растений (50 видов), типичных наземных животных (54 вида) и гидробионтов трех водоемов (25 видов) экотропы, ботаническая, зоологическая и гидробиологическая картосхемы трех участков экотропы.

Выпущена газета «Живая природа», отснят видеофильм о жизни и работе лагеря, организована выставка «Живая природа» в администрации района.

Работа лагеря освещалась в местных СМИ.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru