Элективный курс «Сквозь призму науки»

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ

Н.П. ПОДШИВАЛОВА,
учитель биологии, зам. директора по УВР,
МОУ «Новосергиевская СОШ № 3»,
Оренбургская обл.

Элективный курс «Сквозь призму науки»

Качественное биологическое образование становится в наше время особенно актуальным. Развитие новых технологий, интеграция наук, достижения генетики, биотехнологии, бионики с одной стороны и ухудшение здоровья населения, экологические проблемы – с другой поставили биологическую компетентность человека на одно из первых мест в системе личностных представлений и убеждений. Поэтому развитие биологической компетентности выпускника, а тем более выпускника, готового продолжить биологическое образование, способного решать проблемы как личностные, так и социальные, является одним из приоритетов современной школы.

Мне хочется поделиться своим опытом апробации курса «Сквозь призму науки». Возможно, идея посмотреть на биологию как на науку и через науку биологию на окружающий мир не нова. Может быть, кто-то из учителей биологии также разработал подобный курс. Но подчас мы, взяв за основу какую-либо идею, идем каждый своим путем и получаем разные результаты. Может быть, этот элективный курс послужит кому-нибудь просто отправной точкой, а кто-то возьмет его для апробации. В любом случае, я надеюсь, каждый из нас сможет, работая творчески, сделать этот курс интересным для своих учеников, научить их чему-либо новому, помочь им определиться в будущей жизни. А мне хотелось бы найти единомышленников, сделать следующий шаг вперед.

Предлагаемый курс способствует построению индивидуальных образовательных траекторий. При проектировании программы курса я включила в его содержание не только информацию, расширяющую сведения по биологии, но и материал, знакомящий учеников с профессиональными сферами деятельности. В рамках данного курса вместе с учениками был разработан и апробирован учебный проект «Сквозь призму науки», были созданы как творческие работы учащихся, так и комплект электронных учебно-дидактических материалов. В этот комплект вошли:

– программа элективного курса;
– поурочно-тематическое планирование курса;
– презентация курса;
– презентация проекта «Сквозь призму науки»;
– презентация к уроку-лекции «Биология как наука»;
– быстрые публикации «Из истории биологии. Мифы и легенды»;
– презентация к спектаклю об истории анатомии «Драма идей от косности людей»;
– бюллетень «Лауреаты Нобелевской премии»;
– буклет из серии «Люди науки: творчество, личность» – «Путешественник, ученый, педагог»;
– презентация к уроку-лекции «СПИД – чума XX в.»;
– веб-сайт «В мире научных открытий»;
– публикация «Биология в мире профессий».

Творческие работы учащихся, созданные в рамках проекта, – это отражение их интересов и склонностей:

– «В мире биологических наук...» (буклет);
– «Страницы истории/Календарь памятных дат»;
– «Люди науки» (презентация);
– «Союз теории и практики» (сообщения);
– «Новое в мире биологии» (бюллетень);
– «Биология и мир профессий» (презентация);
– «Кем быть?» (фильм);
– «Сказочные мечты или реальность завтрашнего дня?» (веб-сайт);
– сборники творческих работ.

Пояснительная записка

В курсе биологии недостаточно внимания уделяется биологии как науке, ее истории, достижениям и перспективам. Эти вопросы разбросаны по разным темам, поэтому у учащихся не формируется полное представление о науке. Предлагаемый элективный курс позволит не только обогатить знания старшеклассников по биологии, а показать, что наука – это не просто отдельные факты и законы, но и результат трудов многих поколений ученых-исследователей. Современные открытия, великолепные перспективы делают биологию наукой XXI в. Биология глубоко проникла в мир профессий, поэтому данный курс интересен тем учащимся, которые собираются связать свою жизнь с медициной, сельским хозяйством, психологией, физкультурой и спортом.

Курс предназначен для учащихся естественнонаучного профиля обучения и расчитан на 17 ч.

Цели курса: формирование знаний о биологии как о науке, рассмотрение основных направлений научной мысли на разных этапах развития биологии.

Задачи:

– ознакомить учащихся с системой биологических наук, достижениями и перспективами развития;
– развивать биологические и поликультурные знания на основе рассмотрения вопросов интеграции наук и внедрения биологии в мир профессий;
– формировать целостное научное мировоззрение, биологическое мышление, понимание значимости биологии в настоящее время;
– развивать устойчивый интерес к изучению живой природы, расширять кругозор учащихся, повышать мотивацию к учению.

При проведении курса реализуются информационные, групповые и проектные педагогические технологии, а также используются следующие формы и методы работы: лекция, семинар, конференция, «круглый стол», деловая игра, экскурсия, практическая работа, работа с компьютером, презентация.

Актуальность использования информационно-коммуникативных и проектных технологий в учебном процессе не вызывает сомнений. В рамках данного курса учащиеся работают по проектной методике Intel «Обучение для будущего». Учебный проект в программе Intel предполагает совместную работу педагога и учащихся над созданием учебно-дидактических материалов. Он не только расширяет знания о биологической науке и профориентации старшеклассника, но и знакомит их с компьютерными программами: PowerPoint, Publisher, Excel.

По окончании курса издается сборник лучших работ учащихся. Лучшими признаются работы, получившие райтинг не менее 7/7. Ученики со своими работами принимают участие в научно-практической конференции и конкурсах.

Проведение предлагаемого курса предусматривает самостоятельный поиск учащимися учебного материала, работу с различными источниками информации, разнообразные формы занятий. При этом каждый ученик выбирает «индивидуальную траекторию»: он может предпочесть исследовательскую или проектную работу в группе по одной из тем курса или индивидуальную работу с проведением мини-исследовательских, проектных, творческих работ по различным темам курса с последующим оформлением собственного портфолио.

Подбираемая информация должна быть научной. Приветствуется творческий подход, любое проявление нестандартности решения проблемы.

На последних занятиях проводится конференция, на которой учащиеся защищают свои работы. Для оценки работ применяется райтинг – двойная (ученика и учителя) оценка по 10-балльным шкалам.*

После прохождения курса учащиеся должны знать:

– основные направления в биологической науке;
– основные научные методы;
– основные этапы развития биологии;
– имена наиболее известных ученых-биологов, области их работ;
– важнейшие открытия в биологии, сделанные в ходе ее истории;
– основные достижения современной биологической науки;
– перспективы развития биологии;
– названия и содержание профессий, связанных с биологией.

Учащиеся должны уметь:

– ориентироваться в источниках научной, научно-популярной, публицистической информации по биологии;
– использовать отдельные научные методы;
– выполнять различные виды творческих работ;
– работать в группе;
– представлять результаты выполненной работы.

Содержание курса

Тема 1. Биология – наука о живой природе (2 ч)

1. Биология как наука. Система биологических наук.

Форма урока: беседа.

Домашнее задание: составить схему «Система биологических наук».

2. Предметы изучения биологии. Методы науки. Задачи биологии.

Форма урока: мини-исследование.

Домашнее задание: провести самостоятельное мини-исследование.

Тема 2. История биологии (3 ч)

1. История развития биологии как науки. Первые представления о живой природе. Возникновение культурных растений и домашних животных.

Форма урока: беседа.

Домашнее задание: найти материал об истории биологии.

2. Мир человека древности в мифах и легендах.

Форма урока: сообщения.

Домашнее задание: найти в литературе легенду или миф о животном или растении.

3. Развитие наук о природе в античном мире и в эпоху Средневековья.

Форма урока: беседа.

Домашнее задание: ответить на вопросы.

Тема 3. Ученые-биологи (3 ч)

1. Великие ученые-биологи. Русские и советские биологи.

Форма урока: спектакль.

Домашнее задание: найти материалы о русском или советском ученом-биологе.

2. Современные ученые и их достижения. Нобелевские лауреаты.

Форма урока: работа с литературой.

Домашнее задание: оформить сообщение.

3. Важнейшие открытия в биологии.

Форма урока: беседа.

Домашнее задание: дополнить таблицу.

Тема 4. Достижения современной биологии (3 ч)

1. Достижения в медицине, генетике, селекции.

Форма урока: экскурсия.

Домашнее задание: оформить отчет об экскурсии.

2. Связь с другими науками.

Форма урока: мини-исследование.

Домашнее задание: дополнить исследование

3. Возникновение новых отраслей биологии: биофизика, бионика, биотехнология, генная и клеточная инженерия.

Форма урока: лекция.

Домашнее задание: найти дополнительный материал.

Тема 5. Биология и мир профессий (2 ч)

1. Использование биологических знаний в различных сферах деятельности человека.

Форма урока: экскурсия.

Домашнее задание: оформить отчет об экскурсии.

2. Профессии, связанные с биологией.

Форма урока: «круглый стол».

Домашнее задание: написать сочинение «Моя будущая профессия».

Тема 6. Биология – наука XXI в. (2 ч)

1. Перспективы развития биологии в XXI в.

Форма урока: деловая игра.

Домашнее задание: оформить синквейн.

2. Научные лаборатории, институты. Задачи науки в будущем.

Форма урока: экскурсия.

Домашнее задание: оформить отчет об экскурсии.

Зачетные занятия (2 ч)

Конференция – защита творческих работ: коллективных (исследовательских, проектных) или портфолио – 6 (по одной на каждую тему курса) индивидуальных небольших, но разнообразных по форме работ.

Литература

Биология. – ИД «Первое сентября», 1997–2006.

Биология. Лабораторный практикум. 6–11-й класс (электронное издание).

Занимательные факты и материалы по общей биологии в вопросах и ответах. 9–11-й класс/Авт. сост. М.М. Бондарчук, Н.В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2005.

Как это было на самом деле? Нераскрытые тайны и удивительные повороты истории//Ридерз Дайджест, 2003.

Макаревич В. Мифы: Энциклопедия. – М.: ООО «РОСМЭН-ИЗДАТ», 2001.

Малая энциклопедия персоналий: 2000 великих людей. – М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: «Торсинг», 2001.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1999.

Резанова Е.А., Антонова И.П., Резанов А.А. Биология человека в таблицах, рисунках, схемах. – М.: Издат-школа 1999, 2002.

Репетитор «Биология» 1С (электронное издание).

Рувимский А.О., Шумный В.К., Дымшиц Г.М. Общая биология. 10–11 класс. – М.: Просвещение, 2001.

Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Резникова А.З. Учебно-тренировочные материалы по ЕГЭ. Биология. – М.: Интеллект-Центр, 2004.

Энциклопедия Кирилла и Мефодия (электронное издание).

Я познаю мир. Детская энциклопедия. Растения. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.

Я познаю мир. Детская энциклопедия. Животные. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2000.

Я познаю мир. Детская энциклопедия. История. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002.

Я познаю мир: История древнего мира: Энциклопедия. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004.

Спонсор публикации статьи: интернет проект «Наука-Просто». Посетив сайт проекта, посвященный интересной науке, по адресу http://science-interest.ru/, Вы найдете большое количество публикаций и научных статей по таким дисциплинам, как биология, физика, техника, медицина, и астрономия, которые позволят интересно и с пользой провести время. А так же, к Вашему вниманию новости науки и техники, которые расскажут о последних открытиях и результатах исследований.


* Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 2004.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru