Филателия учителю биологии

С.А. Потапов,
учитель биологии и химии
гимназии № 441, г. Санкт-Петербург

Обсуждение гуманитарных проблем
на уроках биологии в старших классах

Одной из задач школьного биологического образования является формирование у каждого учащегося собственного отношения к действительности, природе, обществу, развитие самостоятельности и критичности мышления как основы мировоззрения. Решение этой задачи обретает новые аспекты в связи с процессами гуманизации и гуманитаризации образования, особенно характерными для гимназического образования.
В данной статье мы рассмотрим возможности обсуждения гуманитарных проблем со старшеклассниками, приемы создания на уроках ситуаций, в которых изучение биологических процессов и явлений связано с их гуманитарной оценкой.
При изучении курса генетики старшеклассники узнают, что теперь стало возможным решение проблем, казавшихся ранее неразрешимыми. Однако эти решения привели к осознанию исключительной ответственности человека за последствия научных открытий. При использовании достижений генетики (особенно в сфере генной инженерии) возникает немало ситуаций, перед лицом которых человек чувствует себя иногда просто беспомощным. Именно поэтому в современной науке возникла специальная область – биоэтика. Вопросы биоэтики на уроках биологии могут стать одним из средств активизации интереса старшеклассников к гуманитарным проблемам науки, предметом обсуждения, что особенно важно для становления мировоззренческих ориентаций в пору юности, воспитания ценно-стного отношения к получаемым предметным знаниям из области физики, химии, биологии.
С чем связать проектирование таких ситуаций? В первую очередь с теми противоречиями, которые возникают при развитии любой науки и как последствия научных открытий. Этих противоречий сегодня много, поэтому так часто и в научной среде, и среди неспециалистов возникают дискуссии по проблемам, истоки которых кроются в невозможности предвидеть все последствия научных процессов, согласовать научную и нравственную позиции ученых. Вот некоторые их таких проблем:
– перспективы клонирования и генотерапии;
– возможность опытов на человеке и на животных;
– опасность переноса генов из генетически модифицированных организмов в природные экосистемы;
– проблемы биотерроризма и использования биооружия;
– этические проблемы использования генов человека в других организмах.
Обсуждение ситуаций, отражающих эти проблемы, ощутимо поднимает интерес старшеклассников к самой биологии и активизирует их нравственную позицию. Оно требует от учащихся тщательной аргументации доводов как с научной, так и с нравственной позиций, а от учителя – серьезной предварительной подготовки к подобному обсуждению.
Наши ученики вовсе не обязательно станут исследователями в области биологии. Однако, поступив в вузы, они будут выполнять учебно-исследовательские задания, защищать курсовые проекты, дипломные работы, писать магистерские диссертации. Во всех видах этих работ необходимо соблюдение норм научной этики, представление о которой нужно закладывать уже в школьном курсе биологии. При изучении таких тем, как «Биотехнология», «Клеточная и генная инженерия», «Регуляция экспрессии генов» и др., целесообразно познакомить старшеклассников с описаниями поступков, квалифицируемых как нарушение научной этики и типологизированных в «Нормах научной этики» Сената Общества Макса Планка: фабрикация и фальсификация данных, плагиат, заимствование и кража идей. Это тем более актуально в наше время когда использование компьютерных технологий дает возможность «скачать» чужой текст, использовать чужие данные, снять кавычки при использовании чужого текста, «забыть» о ссылках и пр. Органично включенные в контекст урока дискуссионные ситуации привлекают внимание учащихся к проблеме уважительного отношения к результатам чужих исследований, изложенных в научных текстах и публикациях.
Знакомство с выдающимися открытиями в области биологии вызывает интерес к личности ученого, его нравственному облику. Какие качества необходимы человеку, занимающемуся научной деятельностью? Связаны ли научный потенциал человека и его нравственно-мировоззренческая зрелость? В курсе биологии имеются широкие возможности «прикоснуться» к личностям многих выдающихся ученых-естествоиспытателей. В самых разных темах можно показать, например, нравственную цельность личности Н.И. Вавилова, о котором академик С.П. Костычев писал: «…Он идет по особому им намеченному направлению и является одновременно генетиком, географом, систематиком и физиологом растений. Его открытие закона гомологических рядов, капитального нового закона наследственной изменчивости, имеет неисчислимые последствия. Его приемы установления новых видов оригинальны и точны. Его изыскания центров происхождения культурных растений блещут остроумием и точностью. …Каждая его работа была неожиданным научным событием… Смелость мышления и научный энтузиазм удачно сочетаются у него с огромным трудолюбием и точностью работы».

Биология – наука о жизни, о гармонии живого, сочетающего в себе уникальность и многообразие, неиссякаемые источники разнообразных связей между живыми существами. Научные знания о природе могут быть дополнены ее художественными описаниями. В современной науке широко используются термины «научная картина мира» и «художественная картина мира». Биология прекрасно объединяет эти два понятия. Сопоставление научных и художественных образов возможно и необходимо на уроках биологии. К красоте, пропорциям, симметрии, единству и многообразию в природе можно подойти как к феноменам и науки, и искусства, тем более что в классе всегда есть юноши и девушки, увлекающиеся литературой, поэзией, музыкой. Их интересы можно активно использовать в раскрытии неисчерпаемой красоты природы.
На уроках биологии можно показать взаимосвязь научных открытий с их гуманитарно-нравственной ценностью. Так, при изучении темы «Клонирование» в 11-м классе помимо познавательных целей, таких как изучение сущности, механизмов, перспектив развития этого направления генетики, раскрытия возможности репродуктивного и терапевтического клонирования, мы выделили и воспитательную цель – ответить на вопросы: есть ли система регуляции развития генетики и отдельных ее направлений; как оценить нравственные проблемы открытий генетики (на примере клонирования); верно ли утверждение, что сама наука не является ни добром, ни злом? Как и любой другой, этот урок тоже потребовал строгого и тщательного отбора материала, поскольку «воспитывающие» ситуации создают опасность ухода от учебной темы, и она (такая ситуация) может подменить изучение сущности биологических явлений и процессов обыкновенным разглагольствованием по их поводу. Учащимся было дано предварительное задание: повторить основные понятия из ранее изученных тем и познакомиться с отрывком из романа О.Хаксли «О, дивный новый мир».
Урок начался с интеллектуальной разминки, что создало энергичный настрой на новую тему. Учащимся предлагались толкования ранее изученных понятий, а они называли сами понятия. После этого было раскрыто понятие «клонирование» и с помощью видеоролика продемонстрирован процесс клонирования. Были наглядно представлены два вида клонирования: репродуктивное (предполагает получение целого организма) и терапевтическое, которое предполагает остановку развития эмбриона на ранних стадиях развития для выделения стволовых клеток.
Видеоролик позволил четко организовать эвристическую беседу о перспективах клонирования. Учащиеся с помощью учителя выделили следующие перспективы:
– обретение детей бесплодными семьями;
– создание стад высокопродуктивных сельскохозяйственных животных;
– восстановление исчезнувших видов и сохранение редких видов живого мира;
– использование стволовых клеток для лечения заболеваний, сопровождающихся значительными повреждениями тканей (инсульты, параличи, диабет, инфаркт, последствия травм и ожогов);
– выращивание из стволовых клеток органов, не отторгающихся при пересадке.
Впечатляющие перспективы клонирования были сопоставлены со сравнительно небольшой его историей – его основные вехи и открытия были представлены на слайде:
1883 г. – открытие яйцеклетки немецким цитологом Оскаром Гертвигом;
1943 г. – журнал Science сообщил об успешном оплодотворении яйцеклетки «в пробирке» (экстракорпоральное оплодотворение);
1977 г. – профессор зоологии Оксфордского университета Дж. Гердон клонирует более полусотни лягушек;
1978 г. – рождение в Англии Луизы Браун, первого ребенка «из пробирки»;
1985 г. – 4 января в одной из клиник северного Лондона родилась девочка у миссис Коттон – первой в мире суррогатной матери;
1997 г. – 27 февраля журнал Nature поместил на своей обложке – на фоне микрофотографии яйцеклетки – знаменитую овечку Долли, родившуюся в Эдинбурге;
2004 г. – в декабре южнокорейские ученые заявили, что создали клон молодой женщины; эксперимент был прерван на пренатальной стадии…
Последняя ситуация позволила перейти к обсуждению путей развития науки, к факторам, которые определяют этот процесс. Было выяснено, что развитие науки и научные открытия зависят от многих обстоятельств: наличия исследовательской базы, разработанности методологического инструментария, от уровня развития «смежных» наук, от материального обеспечения научных исследований, от таланта самого ученого, а также от целого ряда общественных институтов: права, религии, морали.
Моральные проблемы клонирования и стали предметом активного обсуждения на уроке. В обсуждении этих проблем им помог заранее прочитанный фрагмент романа О.Хаксли «О, дивный новый мир». Писатель в романе-антиутопии детально описал возможную модель общества будущего, в котором размножение шло, в том числе, и при помощи клонирования (метод Бокановского).
Учащиеся воспроизводили текст и пересказывали те его фрагменты, которые описывали методы воспроизведения людей, их селекцию. Используя литературные, исторические, обществоведческие знания, они давали нравственную оценку тому обществу, которое с нескрываемой иронией изобразил автор. Да, в этом придуманном мире все устроено очень рационально, целесообразно, стабильно. Так, может, этот мир, действительно, прекрасен? Но почему же тогда, чем больше мы смотрим в этот мир, тем больше ужасаемся?
В классе, где биология пока еще не стала предметом выбора будущей профессиональной деятельности, юноши и девушки активно дискутировали о мире, описанном О.Хаксли. Они не принимают общество, в котором живут и действуют не люди с их разнообразными потенциальными возможностями, а клоны, обреченные на выполнение запрограммированных функций. Так что же делать, чтобы не допустить возникновения такого общества? Запретить клонирование или не запрещать?
Недостаток времени на уроке не позволяет обсудить все возможные ответы на эти вопросы. И смысл проблемы, наверное, не в формулировке единственного верного ответа, а в нравственной рефлексии в связи с изучением одной лишь учебной темы, которая помогает высветить всю остроту проблемы соотношения науки и нравственности, нрав-ственной ответственности ученого и всего общества за использование достижений науки.
Возможностей создания гуманитарно-воспитывающих ситуаций на уроках биологии немало. Их ценность и в том, что они важны сами по себе, и в том, что процесс их обсуждения побуждает учащихся к глубокому анализу предметных знаний, рассмотрению их под новым (мировоззренческим) углом зрения. В этом случае биология предстает уже не просто как система знаний и умений, а как область знаний, в которой познавательные и нравственно-мировоззренческие проблемы тесно связаны между собой.