КОПИЛКА ОПЫТА

Ф.А. МАЛИКОВА,
учитель биологии лицея-интерната № 2,
г. Казань, Респ. Татарстан

Система работы с одаренными детьми на уроках биологии

Мой учительский стаж пока невелик – 7 лет, однако есть неплохие результаты: в течение последних 6 лет мои ученики – в числе призеров Всероссийских олимпиад по биологии. Как мы этого достигли?

Специфика нашего лицея состоит в том, что у нас учатся одаренные дети из Казани и различных районов Татарстана. Одним из основных критериев конкурсного отбора является желание учиться и получить качественное образование. А это предъявляет высокие требования к преподавательскому составу лицея.

В основе преподавания биологии в нашем лицее лежит авторская программа Сонина–Захарова, по которой изучение биологии идет концентрически или по спирали. Так, в программу 7-го класса включены темы по многообразию живого мира: бактерий, грибов, растений и животных.

Значительный объем программы и большое количество фактического материала при 34 ч (вместо положенных 68!) отведенного на ее изучение времени, заставили меня переработать ее, адаптировав для преподавания в нашем лицее.

На изучение каждого крупного таксона (отдела, типа) отводится только один урок, который должен вместить в себя повторение пройденного, объяснение нового материала, а также его закрепление. На мой взгляд, в такой ситуации образовательная сторона обучения должна «уступить место» развивающей и воспитательной, т.е. обучение понимается не столько как передача определенной суммы знаний для ознакомления и заучивания, а как формирование естественнонаучного мировоззрения.

Такой подход особенно оправдан в образовательном учреждении с раздельным обучением (у нас учатся только мальчики). Каким же должен быть современный урок биологии для мальчиков?

В наше время, когда дети перегружены огромным потоком информации из различных источников (телевидение, газеты, познавательная литература, видеофильмы, Интернет), задачей учителя становится проблемная подача материала, т.е. нужно так подать материал, чтобы ученик включился в процесс поиска ответов на вопросы: «А почему это так?», «Что могло привести к этому?» и т.д.

В процессе проблемного обучения используются методы различного уровня сложности. Это может быть эвристическая беседа, когда я ставлю перед учащимися проблемную задачу, а затем задаю ряд последовательных взаимосвязанных вопросов, ответы на которые ведут к решению вопроса. При частично-поисковом методе ученики решают проблемную задачу самостоятельно, я же только помогаю с составлением плана действий. Метод выявления причинно-следственных связей (строение–функция, строение–образ жизни и т.д.) помогает добиться осознанных знаний и заложить фундамент мировоззрения учащихся. И, наконец, это может быть обращение к собственным наблюдениям учеников при общении с живой природой (у себя на дачном участке, во дворе, во время прогулки по лесу).

Только разнообразные формы деятельности сделают уроки интересными и неутомительными. А психологически комфортная среда даст ребятам возможность смело высказываться, не боясь ошибиться, и испытывать удовлетворение от совместной работы.

При проведении уроков я учитываю характерное для мальчиков умение мыслить логически, их любознательность и развитый дух соперничества и использую широкий спектр информации. Ориентируясь на естественный интерес мальчиков к технике, провожу параллели между техническими устройствами и объектами живой природы.

Из множества различных типов уроков я чаще всего использую традиционные комбинированные уроки, а также урок-исследование, урок-семинар, игровые уроки – «биологический бой», урок-викторину.

Работа на уроке идет в режиме поисковой активности либо индивидуально, либо в группах по 2–6 человек, непременно с элементами соревнования и постоянной сменой лидера, а также обязательным подведением итогов: кто победил?

Закрепление материала провожу в виде заполнения сравнительных таблиц, построения логических схем, определения основных понятий.

В таких условиях ребята учатся свободно ориентироваться в огромном потоке информации, анализировать, обобщать, творчески перерабатывать ее. Применяя основные логические операции, выделяют главное, учатся сравнивать, классифицировать, устанавливать взаимосвязи, искать ответы на необычные вопросы, подбирать и опровергать доказательства – т.е. решать проблемные задачи. А это и есть творческое мышление. И, конечно, в такой работе формируются навыки общения, умение слышать и понимать других, с уважением относиться к чужому мнению.

Подобные уроки биологии уже в 7-м классе помогают мне выявлять ребят, интересующихся биологией и экологией и желающих в дальнейшем участвовать в олимпиадах, конкурсах и конференциях.

Внеурочная работа по биологии в нашем лицее проходит в клубной форме, что позволяет, на мой взгляд, добиться целей, стоящих перед профильным обучением. Клубная работа подразумевает ежедневные занятия в биологическом клубе; профильные смены; участие в учебно-тренировочных сборах, в различных конкурсах, олимпиадах (очных и заочных), конференциях, летних школах («Квант», «Биосфера»).

Во внеурочной работе мы придерживаемся следующих принципов:

– использование системы предметных олимпиад как средство мотивации учебной деятельности учащихся;
– регулярность проведения занятий;
– добровольность участия;
– разнообразие форм учебной деятельности с преобладанием активных направлений;
– постоянный мониторинг знаний, умений и навыков (ЗУН);
– организация преемственности (разновозрастные группы), участие в работе «ветеранов» олимпиадного движения;
– создание и пополнение «базы данных» (учебно-методический комплекс) на бумажных и электронных носителях;
– систематическая самостоятельная подготовка учащихся.

На базе кабинета биологии в лицее функционирует биологический клуб. Занятия в нем проводятся ежедневно. Разновозрастность кружковцев позволяет «ветеранам» проявить себя в роли лекторов, консультантов и просто старших товарищей. Для младших же участие в работе клуба – не просто приобретение разностороннего опыта, но и самая лучшая мотивация к учебе. Учащиеся старших классов, члены клуба, углубленно изучают различные биологические дисциплины: зоологию (например, энтомологию, ихтиологию, герпетологию и др.), ботанику (альгологию, фитопатологию, физиологию растений), общую биологию (цитологию, гистологию), анатомию и физиологию человека. При этом они используют не столько школьные учебники, содержащие базовые знания, сколько специальную учебную литературу для биологических и медицинских вузов. Углубленная подготовка учащихся по биологии в нашем лицее ориентирована на требования всероссийских и международных олимпиад, ЕГЭ.

В клубе проводятся учебные занятия (лекции-беседы, разбор различных по сложности заданий и тестов), выполняют практические работы, пишут и представляют рефераты, осуществляют проектную деятельность, что предполагает работу учащихся с литературой. Ребята участвуют в различных очных и заочных олимпиадах, турнирах и конкурсах. Популярны интеллектуальные игры (викторины, конкурсы) и интегрированные учебно-игровые занятия, которые мы называем «биологический бой» – они оказались одной из самых эффективных форм контроля и актуализации знаний учеников. В последние четыре года «Биологический бой» применялся в процессе подготовки к олимпиадам по биологии различных уровней, и эффективность игры была многократно подтверждена хорошими результатами учащихся.

Правила «биобоя»

В игре принимают участие либо отдельные ученики, либо команды из 3–6 человек, всего до 5 команд. Команды должны быть равноценны по своему составу. В каждой из них должен быть лидер – всеми уважаемый ученик с опытом участия в «биобое» и различных олимпиадах.

По заранее заданной теме (темам) участники команд или их руководители, используя различные источники информации, готовят для соперников вопросы двух типов: на знание терминов и на понимание (теоретические вопросы).

«Биобой» может состоять из 1–3 туров. Если команд много, целесообразно провести игру в один тур, иначе у детей накапливается усталость и снижается работоспособность. В каждом туре предполагаются два этапа. На первом команды задают друг другу (очередность определяется жребием) вопросы на знание терминов. На обдумывание дается 1–3 мин. За правильный ответ начисляется до 6 баллов. Дополнение оценивается 1–3 баллами в зависимости от полноты ответа. Штрафные очки начисляются либо за некорректный вопрос – 6 баллов, либо за подглядывание в учебники (шпаргалки) – 10 баллов.

Второй этап игры включает в себя вопросы на понимание биологических процессов и явлений, определение причинно-следственных связей, соотношений строения и функции и т.д. Поскольку это более сложная работа, времени на обдумывание вопроса отводится больше – 2–3 мин. Кроме того, на этом этапе могут возникать дискуссии, что должно всячески поощряться учителем. Важно только контролировать обсуждение, оговаривая критерии приемлемости и аргументированной позиции отвечающего и его оппонентов. По завершении этого этапа учащиеся анализируют свои ответы и ответы «противников».

Примерная продолжительность всей игры – до 2–2,5 ч. Следует, однако, помнить, что начинающие «бойцы» на первых порах будут быстро уставать, поэтому для них «биобой» должен длиться 40–50 мин.

Учитель фиксирует все вопросы, из которых затем формируется «база данных биологического боя». Рекомендуется вырабатывать у участников игры привычку к систематическим записям неизвестных им терминов и фактов, использованных другими участниками.

В качестве жюри при проведении игры могут выступать как учителя биологии, так и старшеклассники, призеры республиканских и всероссийских олимпиад. Целесообразно (даже предпочтительнее), чтобы степень корректности вопросов, полноту и аргументированность ответов команды оценивали самостоятельно в процессе игры. Однако право согласиться или не согласиться с решением команд руководитель оставляет за собой.

Подводя итоги игры, руководитель дает оценку подготовленности команд, объявляет результаты, поздравляет победителей (вручает призы, если есть такая возможность) и может поинтересоваться у ребят, какие разделы и в какой форме они считают нужным проработать еще раз.

Что же дает ученикам участие в «биологическом бое»?

1. Умение самостоятельно добывать информацию, работать с различными источниками, выделять главное.
2. Знание и понимание терминологии, умение формулировать и применять знания в условиях цейтнота.
3. Умение вести дискуссию.
4. Умение работать в команде, добиваться успеха, но и быть готовыми к возможному проигрышу.
5. Способность адекватно оценивать уровень своей подготовки и подготовки соперника.
6. Возможность получать дополнительные знания и перенимать опыт, анализируя вопросы и ответы других участников.

А в чем ценность игры для учителя?

«Биологический бой» позволяет выявить пробелы в знаниях учащихся, обнаружить недостатки подготовленности группы в целом и на основании этого изменить тактику подготовки, использовать другие формы работы.

Подобные «бои», естественно со своими нюансами, в нашем лицее проводят также математики и историки.

Таким образом, «биологический бой» позволяет формировать у учащихся как научно-позновательные и информационно-коммуникативные способности и умения, так и мировоззренческую позицию. А это уже не что иное, как компетентностный подход в обучении...

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru