КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ "ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ"

КРИВЫХ С.В.

Продолжение. См. № 17, 18/2007

Реализация предпрофильной подготовки и профильного обучения учителем биологии

Учебный материал

Номер газеты

Название лекции

17

Лекция 1. Методологические подходы, стратегия, цели и задачи профильного обучения

18

Лекция 2. Цели, задачи и содержание предпрофильной подготовки

19

Лекция 3. Требования к программам элективных курсов

Контрольная работа № 1

20

Лекция 4. Организационно-содержательное моделирование профильного обучения

21

Лекция 5. Учебно-дидактическое и информационное обеспечение профильного обучения биологии

Контрольная работа № 2

22

Методика профильного обучения биологии

23

Социальная и практическая направленность образовательного процесса в профильной школе

24

Педагогические технологии, используемые в практике профильного обучения

Итоговая работа.

Лекция 3. Требования к программам элективных курсов

Одним из самых важных компонентов предпрофильной подготовки является организация курсов по выбору для девятиклассников.

Для начала разведем понятия «элективный курс» и «курс по выбору». В принципе, это одно и то же, однако в 9-м классе их принято называть курсами по выбору в рамках предпрофильной подготовки, а в 10–11-х классах – элективными (лат. electus – избранный). Однако даже в нормативных документах их и в том, и в другом случае часто называют элективными курсами.

Для элективных курсов не существует образовательных стандартов. Вариативность курсов по выбору предполагает следующее: в рамках предпрофильной подготовки ученик 9-го класса, ориентированный на какой-то конкретный профиль (или, наоборот, еще колеблющийся в своем выборе), должен попробовать свои силы в освоении разных курсов. Наличие большого числа курсов, отличающихся друг от друга содержательным наполнением, формой организации и технологиями проведения, есть одно из важных педагогических условий эффективной предпрофильной подготовки, при этом курсы должны быть краткосрочными.

Иная ситуация в 10–11-х классах. Элективные курсы в старшей школе, когда учащиеся уже приступили к обучению по конкретному профилю, должны быть более систематичными (один или два раза в неделю), более долгосрочными (не менее 36 ч) и, что самое главное, ставить совсем другие цели, чем это было в 9-х классах в рамках предпрофильной подготовки. В 10–11-х классах целью элективного курса является расширение, углубление знаний, выработка специфических умений и навыков, знакомство с новыми областями науки в рамках выбранного профиля. Об элективных курсах в старшей школе мы еще будем говорить, сейчас остановимся на курсах по выбору в 9-м классе.

По мнению большинства авторов, курсы по выбору в рамках предпрофильной подготовки подразделяются на три основных вида: предметные, межпредметные и ориентационные курсы.

Предметные курсы по выбору являются пропедевтическими по отношению к будущим профильным предметам. Содержание и форма организации этих курсов должны быть направлены на расширение знаний и кругозора ученика. В процессе реализации предметных курсов по выбору решаются следующие задачи:

– реализация учеником интереса к выбранному предмету;
– уточнение готовности и способности осваивать предмет на повышенном уровне;
– создание условий для подготовки к экзаменам по выбору, т.е. наиболее вероятным предметам будущего профилирования.

Межпредметные курсы предполагают выход за рамки традиционных учебных предметов. Они знакомят школьников с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов, и способами их решения в различных профессиональных сферах. Задачами данных курсов являются:

– поддержание мотивации ученика на изучение предметов того или иного профиля;
– развитие склонностей, способностей и интересов школьника;
– формирование интегративной картины мира.

Ориентационные курсы представляют собой занятия, способствующие самоопределению ученика относительно профиля обучения в старшей школе, а в конечном итоге – профессии. Задачами данных курсов являются:

– создание базы для ориентации учеников в мире современных профессий;
– ознакомление на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространенным профессиям.

Элективные курсы в 9-м классе рассчитаны на небольшое количество часов (от 8 до 32), что позволяет школьникам в течение года попробовать себя в различных видах деятельности в соответствии с профилями, предлагаемыми конкретной школой, ресурсным центром, системой муниципального и регионального образования.

Реализация курсов по выбору в предпрофильной подготовке предполагает: самостоятельное изучение основной и дополнительной учебной литературы, а также иных источников информации; сочетание обзорных и установочных лекций с лабораторными работами, семинарами, дискуссиями, творческими встречами; информационную поддержку образовательной деятельности учащегося с помощью учебных видеофильмов, электронных текстов, телекоммуникационных средств; проведение творческих конкурсов, публичных защит проектов, эвристических контрольных работ; включение в учебную деятельность экскурсий на предприятия и специализированные выставки; социальные и предпрофессиональные практики на рабочих местах; волонтерство и др.

Курсы по выбору могут быть весьма разнообразными и устанавливаются исходя из конкретных условий (подготовка учителей и преподавателей, материально-техническая база, запросы учащихся и региональная специфика рынка труда и рынка образовательных услуг). В табл. 1 (см. стр. 40) дан перечень названий некоторых курсов по выбору, которые могут реализовывать учителя биологии.

Остановимся на некоторых организационных моментах.

1. Набор предлагаемых курсов должен носить вариативный характер, их количество должно быть «избыточным», т.е. у ученика должна быть возможность реального выбора. Чтобы ученик имел возможность прослушать за учебный год несколько курсов, они не должны быть длительными. Оптимальная продолжительность курсов – 8–32 ч. Набор курсов желательно определить в конце 8-го класса на основе опросов, анкетирования, собеседований и т.п.

2. Главные характеристики курсов по выбору – их краткосрочность, чередующийся характер и свободный режим проведения. Учащиеся могут изучать курсы по выбору в том режиме, который наиболее целесообразен для успешного прохождения программы. Это могут быть многочасовые тренинговые занятия в течение одной недели или изучение материала сессионно в течение всего учебного года с перерывами для выполнения проекта учащимися. Курсы по выбору в 9-м классе могут реализовываться и во время каникул, например экскурсии на предприятия или на природу. Такая организация учебного процесса позволяет широко использовать различные практико-ориентированные методы: КСО, метод проектов, модульную технологию, исследовательские методы и др.

3. Практическая направленность курсов по выбору. Содержание курсов предпрофильной подготовки должно включать не только информацию, расширяющую сведения по учебным предметам, но и знакомить учеников со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения программы того или иного профиля. В процессе реализации курсов используются разнообразные подходы к организации занятий: лекции, беседы (их должно быть минимальное количество), проектная и исследовательская деятельность, практики, тренинги, игровые технологии и т.п. Выполняемые в ходе обучения на курсах проекты и исследования могут пополнить портфель индивидуальных достижений – портфолио.

4. В целях формирования интереса и положительной мотивации к тому или иному профилю курсов их содержание может включать оригинальный материал, выходящий за рамки школьной программы, причем название курсов должно быть привлекательным для ученика.

Таблица 1. Примерные названия курсов по выбору

Название курса

Вид программы

Количество часов

Мир культурных растений
Биология в жизни и в быту
Невидимые диверсанты
Экспериментальная биология
Влияние факторов среды на системы органов
Глаз и его оптическая система
Экологические проблемы нашего города
Рациональное природопользование
Что я знаю о себе
Психофизиологические механизмы поведения
Экология и жизнь
Движение – основа жизни
Индивидуальный здоровый образ жизни
Культура интимных отношений
Я хозяин своей планеты
Рациональное питание
Ландшафтный дизайн
Флористика
Биология и медицина
Секреты агронома
Русская кухня
Косметика в моей жизни

Предметная
Предметная
Предметная
Предметная
Предметная
Межпредметная
Межпредметная
Межпредметная
Межпредметная
Межпредметная
Межпредметная
Межпредметная
Межпредметная
Межпредметная
Межпредметная
Ориентационная
Ориентационная
Ориентационная
Ориентационная
Ориентационная
Ориентационная
Ориентационная

8
12
12
14
16
12
12
10
8
16
16
12
18
12
18
14
14
12
18
10
18
18

В качестве учебной литературы по элективным курсам могут быть использованы отдельные разделы учебников, используемых в учреждениях профессионального (начального, среднего, высшего) образования, учебные пособия по факультативным курсам, пособия для кружковой работы, а также научно-популярная литература, справочные издания и т.д.

Что касается рецензирования программ, сошлемся на информационное письмо Министерства образования РФ № 14-51-277/13 от 13.11.2003, где говорится: «Создание элективных курсов – важнейшая часть обеспечения введения профильного обучения. Поэтому их разработка и внедрение должны стать частью региональных программ перехода к профильному обучению.

Опыт ряда регионов, участвующих в эксперименте по профильному обучению, показывает, что в институтах повышения квалификации, педагогических вузах, в школах на местах создаются собственные варианты элективных курсов. Многие из них представляют интерес и заслуживают поддержки. В этой связи можно рекомендовать региональным и муниципальным органам управления образованием создавать банки данных по элективным курсам, организовать информационную поддержку и обмен опытом введения элективных курсов.

Общеобразовательное учреждение принимает решение и несет ответственность за содержание и проведение элективных курсов в порядке, определенном учредителем» (курсив наш).

Таким образом, порядок рассмотрения и утверждения программ курсов по выбору в 9-м классе и элективных курсов в 10–11-х классах может быть многоуровневым:

I этап – внутренний. Программы курсов рассматривает методическое объединение учителей-предметников (научно-методический совет). На этом этапе принимается решение о соответствии учебного плана и программы существующим требованиям и уставу общеобразовательного учреждения, целесообразности их введения в учебный план (школьный компонент) или вынесения на внешнее рецензирование.

II этап – внешний. Программы, выделенные на этапе внутреннего рецензирования как спорные или в случае несогласия автора с результатами первого этапа, могут быть переданы на внешнее рецензирование, которое проводится специалистами профессионального образования.

После рецензирования программа элективного курса утверждается педагогическим советом или директором образовательного учреждения.

Сегодня выпускается масса методической литературы с готовыми программами курсов по выбору. Однако, по нашему глубокому убеждению, практикующий учитель должен реализовывать собственную программу элективного курса. Причины тому мы видим три: во-первых, программа должна быть ориентирована на профиль (именно тот, который принят в конкретной школе); программа должна быть ориентирована на конкретных учащихся (кто как не учитель знает своих учеников, их интересы, способности и склонности); любая программа составляется под собственные интересы и кругозор.

Методические рекомендации по разработке программ курсов по выбору

Общие положения

1. Программы курсов по выбору разрабатываются исходя из интересов учащихся, направления профилизации, материально-технического и дидактического обеспечения.

2. Цели новой программы выражаются в однозначных для понимания формулировках и учитывают:

– цели и процессы развития способностей, склонностей, интересов ученика;
– задачи учебной деятельности учащихся, определенные действующими планами, программами, уставом ОУ;
– знания, полученные учащимися ранее;
– соответствующий профиль обучения и его концепции;
– требования, предъявляемые уставом ОУ;
– информационные и методические возможности отрасли знаний.

3. Программа должна отражать требования Закона «Об образовании», нормативные положения, рекомендации, концепции, существующие в регионе и Российской Федерации, и обеспечивать решение задач предпрофильной подготовки учащихся.

4. Программа должна быть нацелена на:

– развитие любознательности как основы познавательной активности;
– развитие способностей, склонностей, интересов ребенка;
– формирование творческого воображения;
– развитие коммуникативности;
– формирование и развитие общеучебных и специальных исследовательских умений и навыков обучающихся.

5. Программа должна обеспечивать:

– оптимальную нагрузку на ребенка, учитывать возрастные и индивидуальные возможности учащихся;
– эмоционально-психологическое благополучие школьника;
– прикладную направленность знаний, умений, навыков;
– преемственность и развитие ранее изученных общеобразовательных программ;
– достаточность и соответствие требованиям вузов региона и страны;
– реализацию основных требований регионального компонента.

6. В программе должно быть заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности (ученик–ученик; ученик–группа; ученик–учитель; учитель–группа; учитель–класс).

7. В программе не следует допускать:

– дублирования содержания базового предметного курса;
– противоречия программам, действующим в общеобразовательной школе, и требованиям государственного стандарта.

Алгоритм разработки программы учебного курса по выбору

1. Определение общих целей предпрофильной подготовки.

2. Определение результатов обучения по программе, соответствующих целям предпрофильного обучения и уровню разработанности знаний в науке и практике.

3. Разработка содержания знаний и умений, необходимых для реализации целей обучения.

4. Определение последовательности изучения учебного материала соответствующей заявленным целям обучения.

5. Группировка содержания учебного материала по разделам и темам.

6. Определение методов раскрытия учебного материала, соответствующих целям обучения.

7. Определение времени, необходимого на изучение отдельных разделов, тем и всей программы в целом.

8. Разработка учебно-тематического плана изучения материала.

Опорные вопросы для составителя программы

Прежде чем приступить к составлению программы предпрофильного курса по выбору, педагогу полезно ответить на следующие вопросы.

  • На каком содержательном материале и через какие формы работы я смогу наиболее полно реализовать задачи предпрофильной подготовки: помочь ученику сориентироваться в выборе профиля, показать типичные для данного профиля виды деятельности, дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха?

  • Чем содержание курса будет качественно отличаться от базового курса (оно вообще не представлено в базовых курсах; оно представлено «вскользь»; оно представлено односторонне, не отражены другие точки зрения и т.п.)?

  • Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен данный курс?

  • Какие виды деятельности (профильно и профессионально ориентированные) возможны в работе с данным содержанием?

  • Какие виды работ могут выполнить учащиеся для подтверждения своей успешности в будущем профильном обучении?

  • Какова доля самостоятельности ученика при изучении данного курса? В чем он может проявить инициативу?

  • Какие критерии, ясные педагогу и ученику, позволят оценить успехи в изучении данного курса?

  • Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса к курсу, к будущему профилю?

  • Чем может завершиться для ученика изучение курса (итоговое занятие), какова должна быть форма отчетности?

Ответив на данные вопросы, учитель фактически подготовится к составлению пояснительной записки к программе.

Требования к оформлению программ курсов по выбору

В наилучшей степени общие требования к оформлению письменных работ (точнее, их текстовой части) отражают ГОСТ 29.115–88 «Оригиналы авторские и текстовые издательские», ГОСТ 2.106–96 ЕСКД «Текстовые документы», ГОСТ 2.105–95 «Общие требования к текстовым документам» (дата введения – 01.07.1996).

Программа курсов по выбору может включать следующие структурные элементы.

1. Титульный лист

Титульный лист программы включает:

1.1. Наименование образовательного учреждения, реализующего программу.
1.2. Должность и Ф.И.О. ответственного работника образовательного учреждения, утвердившего программу.
1.3. Дату утверждения программы.
1.4. Название программы.
1.5. Возрастную категорию детей, на которых рассчитана программа.
1.6. Срок реализации программы.
1.7. Ф.И.О., должность автора (авторов) программы.
1.8. Название города, населенного пункта.
1.9. Год составления программы.

2. Пояснительная записка – раскрывает общую концепцию, замысел программы

2.1. Новизна программы. Программа считается соответствующей критерию новизны в двух (взаимоисключающих) случаях: если она имеет хотя бы один содержательный признак, которого нет ни в одной из программ-аналогов, и этот признак в совокупности с другими ее признаками позволяет получить новый образовательный положительный эффект; или если она, являясь новой комбинацией известных признаков, позволяет получать новый положительный образовательный эффект, который не является суммой положительных эффектов, входящих в комбинацию компонентов, а представляет собой новое качество, не присущее ни одному из составляющих комбинацию компонентов.

2.2. Педагогическая ценность программы. Критериями педагогической ценности программы являются: соответствие результата обучения целям и задачам программы; соответствие программы современным тенденциям (парадигмам) развития образования; востребованность программы в системе образования.

2.3. Цели и задачи. Цель – это некое концентрированное описание планируемого результата. Отличие целей от задач в том, что цели формулируются на языке качества, а задачи – на языке действия. Основой конструирования общеобразовательного процесса выступает предвосхищаемый образ ученика, устанавливаемый на каждом этапе его обучения в совокупности освоения учеником всех базовых образовательных областей. Данный образ конкретизируется целевыми ориентирами, которые, с одной стороны, имеют универсальное общепредметное (общеучебное) содержание, а с другой – отражают специфику изучения конкретной образовательной области или предмета. Учитывая цели, учитель-автор ставит определенные задачи. Задачи – это этапы, через которые проходит учитель в своей инновационной деятельности. Как правило, задачи можно разделить на развивающие и задачи обучения.

В нашем случае цели и задачи программы курса по выбору должны быть адекватны целям и задачам предпрофильной подготовки.

2.4. Адресность программы (на кого рассчитана).

2.5. Уровень образования (стандартный, повышенный), на сколько часов рассчитана программа.

2.6. Место программы в структуре учебного плана ОУ.

3. Предполагаемое программой содержание образования

Содержание авторской учебной программы должно группироваться вокруг фундаментальных образовательных объектов, концентрирующих в себе основной материал, и обеспечивать первичное познание учеником реальной действительности методами изучаемых наук, а также последующее сопоставление получаемых им результатов с общекультурными аналогами (знаниями). В результате ученик имеет возможность создания собственного образовательного продукта и индивидуальной траектории освоения как реальной действительности, так и знаний о ней.

Программа должна допускать возможность корректировки и видоизменения тематического содержания в процессе обучения, чтобы обеспечить каждому из учащихся возможность индивидуальной образовательной траектории. Один из источников личностного содержания образования – это элементы творчества на уроках, тематика творческих работ, другие планируемые учителем и учениками образовательные результаты.

3.1. Учебно-тематический план программы включает:

3.1.1. Перечень разделов, тем.

3.1.2. Количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

3.1.3. Формы занятий, планируемые по каждой теме (урок, игра, беседа, дискуссия, поход, экскурсия, конкурс и т.д.).

3.1.4. Формы подведения итогов по каждой теме.

Если программа рассчитана на несколько лет обучения, то каждый год описывается отдельно. Целесообразно темы уроков объединить в блоки. Обязательно следует указать сколько учебных часов отводится на каждую тему.

3.2. Содержание программы раскрывается через:

– краткое описание тем или разделов с указанием количества часов по каждой теме;
– краткую характеристику форм занятий по каждой теме;
– описание методического обеспечения каждой темы (приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий).

4. Методические рекомендации

4.1. Краткое описание методики преподавания (словесный метод, наблюдения и др.).

4.2. Рекомендуемые формы проведения занятий (с указанием списка практических, лабораторных работ, экскурсий, т.д.).

4.3. Требования к уровню подготовленности учеников (знания, умения, навыки, компетенции, полученные в результате освоения курса).

4.4. Организация образовательной среды. Образовательная среда – часть социокультурного пространства, где взаимодействуют различные образовательные системы, процессы и явления, субъекты и предметы с целью развития и создания условий для саморазвития личности.

4.5. Техническое оснащение.

5. Информационное обеспечение программы включает:

– список литературы (библиография);
– перечень Internet-ресурсов (URL-адрес WEB-страницы);
– перечень видео- и аудиопродукции (компакт-дисков, видеокассет, аудиокассет).

Библиографию необходимо разделить на рекомендуемую для учащихся и используемую при написании авторской учебной программы.

Основными нормативными документами, регламентирующими составление библиографической записи, являются:

– ГОСТ 7.1–84 «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления»;
– Изменение № 1 к нему (введено в действие в 2000 г.);
– ГОСТ 7.80–2000 «Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления»;
– ГОСТ 7.82–2001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов».

Автор программы приводит сведения о печатном издании в установленных ГОСТ 7.2.–84 последовательности, объеме и в соответствии с основными правилами библиографического описания.

В настоящее время в ГОСТ 7.1–84 «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления» внесены изменения, которые связаны с необходимостью следовать международным правилам.

6. Приложения

Завершать программу целесообразно приложениями, в которых можно представить разработки семинаров, игр, диспутов, а также копии дидактического материала (инструктивные карточки, задания, темы проектов или рефератов, тесты, диагностики и т.д.).

Таким образом, к обязательным компонентам программы относятся:

– титульный лист;
– пояснительная записка;
– тематическое планирование;
– содержание программы;
– информационное обеспечение.

К необязательным компонентам можно отнести: методические рекомендации, поурочное планирование, приложения и т.д.

Более подробно о требованиях к оформлению программ курсов по выбору читайте в книге: Предпрофильная подготовка и профильное обучение. Часть 2. Методические аспекты профильного обучения. Учебно-методическое пособие / Под ред. С.В. Кривых. – СПб.: ГНУ ИОВ РАО, 2005. –
С. 285–334.

Ниже в качестве примера приведена программа курса по выбору, разработанная учителем биологии.

Программа курса по выбору в 9-м классе «Исторические памятники и экологические проблемы нашего города» (Фролова О.А.)

Пояснительная записка

Данная программа курса на выбор адресована учащимся 9-х классов. Программа актуальна в условиях подготовки учащихся к осознанному выбору естественнонаучного профиля обучения.

Программа реализуется в следующей логической последовательности: в начале – вводная теоретическая установка учителя, затем поисковая самостоятельная деятельность учащихся и в заключение – представление результатов самостоятельной поисковой деятельности.

Программа курса рассчитана на 12 ч, предназначена для учащихся 9-х классов и составлена как дополнение к основному курсу экологии. Программа направлена на расширение знаний учащихся о городе, в котором они живут, и о его культурно-исторических и экологических проблемах.

Цель: на региональном материале развивать интерес, склонности, исследовательские способности девятиклассников, формировать мотивацию на самостоятельную поисковую работу, расширять социокультурный потенциал личности школьника.

Задачи

1. Привлечь внимание школьников к историческим и природным достопримечательностям города, в котором они живут.

2. Изучить историю своего населенного пункта по архивным материалам (газеты, архивы, карты, музеи): а) выявить объекты истории и культуры и описать их; б) выявить памятники природы и объекты, которые можно было бы отнести к природным достопримечательностям города, и описать их.

3. Изучить регионально-экологическую обстановку. Описать экологическое состояние своего населенного пункта (водоемов, воздуха, растительности, почвы). Изучить интенсивность транспортного потока и его влияние на экологическое состояние города. Составить карты транспортных нагрузок на дорогах, проходящих через город или вблизи него.

Основные виды занятий:

— проблемная лекция;
— урок-диспут;
— урок-дискуссия;
— лабораторные и практические занятия;
— урок-экскурсия.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение (1 ч)

На вводном занятии учащиеся знакомятся с программой курса, видами заданий, с формами и планируемым объемом практических и творческих работ, а также с необходимым набором материалов, которые нужно будет использовать при изучении курса. На этом занятии определяются критерии оценки деятельности учащихся.

Тема 1. История возникновения города (2 ч)

Лекция: История населенного пункта по архивным материалам, собранным учителем. Годы образования, причины возникновения именно на этом месте. (1 ч.)

Практическая работа. Работа в архивах и библиотеках. Выяснить, какие изменения произошли. Что было на этом месте раньше? Найти стихи, рассказы, песни, частушки и т.д. Познакомиться со старожилами населенного пункта, побеседовать с ними. Записать их рассказы. Собранный материал оформить. (1 ч.)

Тема 2. Исторические памятники города (2 ч)

Лекция. Прокладка в 1732 г. Шлиссельбургской дороги. Водная и сухопутная связь с Петербургом способствовала возникновению здесь мыз и усадеб. Историческое здание на территории завода Пелла. (1 ч.)

Экскурсия в музей ОСШ № 3. Узнать, какая одежда была у жителей города в разное время. Описать, сделать фотографии, составить паспорт памятника истории или культуры. (1 ч.)

Тема 3. «Зеленые острова» города (2 ч)

Лекция. Город Отрадное – физико-географический очерк. Красота местности и Невских (Ивановских) порогов; окрестные леса, охота, рыбалка и чистый воздух привлекали в Ивановское дачников (писателя Н.Г. Помяловского, Н.А. Лейкина, А.П. Чехова и другие). (1 ч.)

Урок-экскурсия с последующим практическим занятием. Совершить прогулку, экскурсию по наиболее интересным и красивым местам города. Описать их. Сделать фотографии. Составить паспорт природы (геологического объекта, реки, родника, дерева и т.д.). (1 ч.)

Тема 4. Экологические проблемы города (3 ч)

Проблемная лекция. Предлагается форма описания родников и колодцев, для проведения исследовательских гидрогеологических работ в практической геологии. (1 ч.)

Лабораторные и практические работы. Провести исследование растительного и животного мира. Составить экологический паспорт населенного пункта или территории. (2 ч.)

Тема 5. Итоговое занятие (2 ч)

В ходе итогового занятия проводится обобщение материала курса, осуществляется профессиональная ориентация учащихся. Обработка материалов, собранных на занятиях. Проведение конкурса плакатов и рисунков, призывающих создавать как можно больше «Зеленых островов». (2 ч.)

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Содержание

Всего часов

Лекции

Практика

1. Введение

1

1

2. История возникновения города

2

1

1

3. Исторические памятники города

2

1

1

4. «Зеленые острова» города

2

1

1

5. Экологические проблемы города

3

1

1

6. Итоговое занятие

2

1

1

Итого:

12

6

6

Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий

1. Начните свое исследование с работы в архивах и библиотеках.

Изучите старые и современные карты того места, где находится город.

– Выясните, какие изменения произошли. Когда населенный пункт впервые появился на картах? Что было на этом месте раньше?
– Поработайте в архивах. Как изменилась численность населения? Какие племена и народности жили здесь раньше? Каков состав населения в настоящее время?
– Сходите в музей. Узнайте, какая одежда была у жителей города в разное время. Какой была система управления? Как она менялась?
– Поработайте в библиотеке с подшивками газет. Какие интересные и важные события произошли в городе? Найдите стихи, рассказы, песни, частушки, посвященные городу.
– Познакомьтесь со старожилами города. Побеседуйте с ними. Запишите их рассказы.

2. Совершите прогулки, экскурсии по наиболее интересным местам города. Какие природные и архитектурные достопримечательности есть в городе?

– Опишите их, сделайте фотографии;
– составьте паспорт памятника истории или культуры;
– составьте паспорт памятника природы (геологического объекта, реки, родника, дерева и т.д.);
– составьте паспорт памятника архитектуры;
– возможно, у вас появиться желание рассказать о каком-то замечательном уголке города. Вы можете сделать это в форме рассказов, стихов, эссе, рисунков, картин и т.д.

3. Проведите исследование растительного и животного мира.

– Какие растения и животные встречаются в городе?
– Какие виды растений и животных встречаются в ближайших лесах и водоемах?
– Возможно, поблизости от вашей школы есть замечательный уголок природы, над которым вы могли бы взять шефство.

4. Составьте экологический паспорт города, или территории, прилегающей к школе:

– составьте карту транспортных нагрузок;
– составьте карту несанкционированных свалок;
– изучите качество воды в больших водоемах;
– отметьте на вашей карте «зеленые островки», которые еще сохранились в городе;
– подумайте, что могли бы сделать для улучшения состояния вашего города, для создания новых «зеленых островов»;
– расскажите о том, что нужно сделать, чтобы превратить территорию вашей школы, двора, города, поселка в «зеленый островок» России? Представьте фото или видеоотчет, рассказы, рисунки;
– проведите конкурс плакатов и рисунков, призывающих создавать, как можно больше таких «зеленых островов».

Литература для учителя

1. Кузнецов Л.А., Малаховский Д.Б., Котлукова И.В. Основные памятники природы. Природа Ленинградской области и ее охрана. – Л.: Лениздат, 1983.

2. Дусманова Н.Н., Коряковцев В.П., Кузнецов Л.А. Экологическое образование в Ленинградской области. – СПб.: ЛОИРО, 2004.

3. Муравьев А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н. Экологический практикум. – СПб.: Крисмас+, 2003.

Литература для ученика

1. Ниценко А.А. Об охране природы на Северо-Западе СССР. Научные доклады высшей школы Биологические науки. – СПб., 2001.

2. Черепанов И.В., Симачев В.И. Река Рагуша. Красная книга природы Ленинградской области. – СПб., 1999.

3. Муравьев А.Г. Руководство по определению показателей качества воды полевыми методами. – СПб.: Крисмас+, 1999.

4. Муравьев А.Г., Каррыев Б.Б., Ляндзберг А.Р. Оценка экологического состояния почвы. – СПб.: Крисмас+, 1999.

Дополнительная литература

1. Воронина Г.А. Элективные курсы: алгоритмы создания, примеры программ. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 128 с.

2. ГОСТ 2.105-95 ЕСКД. Общие требования к текстовым документам.

3. ГОСТ Р6.30-97. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. – М.: Изд-во стандартов, 1997.

4. Жураковская В.М. Методические аспекты разработки программ ориентационных курсов в предпрофильной подготовке: Учебно-методическое пособие. – Новокузнецк: ИПК, 2004. – 169 с.

5. Кривых С.В., Елисеенко О.И. Педагогическое проектирование авторских учебных программ в современной школе: Методическое пособие. – СПб.: ИОВ РАО, 2005. – 28 с.

6. Предпрофильная подготовка учащихся основной школы: учебные программы элективных курсов по естественно-математическим дисциплинам / Сост. А.Ю. Пентин. – М.: АПКиПРО, 2003. – 156 с.

7. Программы элективных курсов. Биология. – М.: Дрофа, 2006.

8. Рыжаков М.В. Рекомендации по организации курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. В 3 частях. Ч. 1. / М.В. Рыжаков, И.И. Колесниченко. – http://www.profile-edu.ru/content.php?cont=123

9. Сборник программ курсов по выбору для предпрофильной подготовки школьников (по материалам конкурса программ педагогов г. Ханты-Мансийска). – Ханты-Мансийск, 2004. – 121 с.

10. Сборник программ курсов по выбору: естественнонаучное и гуманитарное направления. Методическое пособие / Отв. ред. Т.С. Шахматова, Т.Н. Рагозина. – Новокузнецк: Изд-во МОУ ДПО ИПК, 2005. – 140 с.

11. Схема разработки программы авторского курса по выбору (для предпрофильной подготовки в 9-х классах). – http://minobr.sakha.ru/iro/kcenter/profylnoe/ experiment/59.htm

12. Схема разработки программы авторского курса по выбору (для предпрофильной подготовки в 9-х классах). – http://www.mschools.ru/content.php?t=197

13. Требования к содержанию и оформлению авторских образовательных программ элективных курсов. – http://ipkps.bsu.edu.ru/source/contest/patriot_Rosii/ polozenie.asp

14. Требования к содержанию и оформлению авторских программ спецкурсов и факультативов дополнительного образования детей (гимназический компонент). – http://gymnasium.fatal.ru/method/rezenzir/

15. Филиппова Э.В. Новые правила для библиографии. – http://lib.1september.ru/2002/05/2.htm

16. Чернобытов В.А. Дидактические нормативы разработки учебных программ / В.А. Чернобытов, Э.Е. Фейгина, Ю.С. Гончаров, Ж.Л. Витлин; Науч. рук. А.П. Тряпицына; Сост. В.О. Иванова. – / http://www.emissia.spb.su/offline/a177.htm

17. Шорникова Г.Н. Курсы по выбору в основной школе: Учебно-методическое пособие. – Новокузнецк: ИПК, 2004. – 123 с.

18. Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в предпрофильной подготовке школьников / Науч. ред. С.Н. Чистякова. – М.: АПКиПРО, 2003. – 102 с.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru