БОТАНИКА

Г.И. ЛЕРНЕР

Продолжение. См. № 17, 18, 19/2007

Ботаника

Рабочая тетрадь для 6-го класса для совместной работы учителя, ученика и родителей

5. Заполните пропуски в тексте:

Мхи – это __________________ растения. В наших лесах распространены мох ____________________ и мох _____________. У мхов при размножении наблюдается чередование _________________. Бесполое ____________ представлено ________________________________, а половое _________________. Гаметы созревают на ____________________., а споры – в ____________. Из споры развивается ____________, а после оплодотворения

вырастают __________________________________. Сфагнум отличается от кукушкина льна тем, что у него нет ______________. Вода впитывается и удерживается _______________ клетками, заполненными ________________. Нижние части сфагнума, отмирая, образуют _________________________.

Часть А

Отвечая на вопросы тестовых заданий, вам надо дополнить правую часть таблицы. Правда, теперь задача несколько усложняется. Мы не даем указаний на то, какой ответ верен или неверен. Напишите нужное слово вместо точек самостоятельно.

А1. В природе реальные взаимоотношения существуют между представителями:

Ответы

1) отделов
2) классов
3) видов
4) семейств

Обсуждение

............... потому, что особи разных отделов не могут ________________между собой
............... потому, что ____________________
............... потому, что ____________________
............... потому, что ____________________

Объяснения этого вопроса могут быть достаточно трудными. Прежде всего подумайте о том, представителям какой группы (не только растений) легче оставить потомство, конкурировать друг с другом за пространство, пищу.

А2. Водоросли отличаются от других растений:

Ответы

1) способностью к фотосинтезу
2) отсутствием вегетативных органов
3) отсутствием хлорофилла
4) другим способом дыхания

Обсуждение

………… потому, что________________________
………… потому, что________________________
………… потому, что________________________
………… потому, что________________________

Отвечая на этот вопрос, надо сравнить водоросли с представителями других отделов по внешнему строению и образу жизни.
_________________________________________________________

А3. Мхи считаются просто организованными организмами потому, что:

Ответы

1) они невелики по размерам
2) у них нет настоящей проводящей системы
3) они размножаются спорами
4) у них нет полового размножения

Обсуждение

………… потому, что_______________________
……….... потому, что_______________________
……….....потому, что_______________________
………… потому, что_______________________

Отвечая на этот вопрос, надо вспомнить про места обитания мхов, их внешний вид и сравнить мхи с представителями других отделов.

А4. Половые клетки в цикле развития папоротника образуются:

Ответы

1) в спорангиях
2) в спорах
3) на заростке
4) на корневищах

Обсуждение

……….. потому, что_______________
……….. потому, что_______________
……….. потому, что_______________
……….. потому, что_______________

Этот вопрос может оказаться трудным, если вы точно не знаете про место образования половых клеток у папоротников. Однако ответ на него можно вывести, если немного знать биологию растений. Например, где образуются споры, что такое корневище. В крайнем случае при тренировке можно заглянуть в учебник.

Контрольная часть

А1. Органоидом, реагирующим на свет, у хлореллы является:

1) хроматофор;
2) жгутик;
3) глазок;
4) ядро.

 

А2. Хлорелла отличается от хламидомонады тем, что:

1) у нее нет хроматофора;
2) у нее нет жгутиков;
3) она не образует спор;
4) она вырабатывает меньше органических веществ.

 

А3. Фотосинтезирующий аппарат водорослей называется:

1) хлоропластом;
2) хлорофиллом;
3) хроматофором;
4) хромопластом.

 

А4. Хлореллу используют для очистки водоемов потому, что она:

1) содержит много витаминов и белков;
2) богата жирами и углеводами;
3) питается бактериями, очищая воздух;
4) поглощает соли азота и выделяет кислород.

 

А5. Зигота – это:

1) женская половая клетка;
2) мужская половая клетка;
3) оплодотворенная яйцеклетка;
4) неоплодотворенная яйцеклетка.

 

А6. Одним из главных отличий зиготы от неоплодотворенной яйцеклетки является:

1) размеры;
2) форма;
3) число хромосом;
4) подвижность.

 

А7. Бесполое размножение одноклеточных водорослей происходит:

1) путем слияния гамет;
2) спорами или делением пополам;
3) неравными частями тела;
4) всеми указанными способами.

 

А8. Водоросли питаются:

1) создавая органические вещества из неорганических;
2) потребляя готовые органические вещества;
3) создавая неорганические вещества из органических;
4) способами, описанными в п. 1 и 2.

 

А9. К многоклеточным зеленым водорослям относится:

1) хламидомонада;
2) спирогира;
3) хлорококк;
4) хлорелла.

 

А10. Из названных растений можно считать водорослью:

1) ряску;
2) камыш;
3) морскую капусту;
4) кувшинку.

 

А11. Водоросли, из которых добывают агар-агар:

1) красные;
2) зеленые одноклеточные;
3) бурые;
4) зеленые многоклеточные.

 

А12. Половое размножение улотрикса происходит с помощью:

1) спор;
2) клеток тела;
3) гамет, образующихся на разных особях;
4) зиготы.

 

А13. К красным водорослям относится:

1) порфира;
2) кладофора;
3) ламинария;
4) фукус.

 

А14. Водоросли поглощают воду и минеральные вещества:

1) ризоидами;
2) листьями;
3) корнями;
4) всем телом.

 

А15. Мхи относят к высшим растениям потому, что у них есть:

1) ризоиды;
2) хлорофилл;
3) органы растения;
4) споры.

 

А16. После оплодотворения у кукушкина льна развиваются:

1) споры;
2) коробочки со спорами;
3) зеленые нити (предростки);
4) листостебельные растения.

 

А17. Спора от зиготы отличается тем, что:

1) спора состоит из одной клетки, а зигота – из многих;
2) зигота состоит из одной клетки;
3) в споре в два раза меньше хромосом, чем в зиготе;
4) в зиготе в два раза меньше хромосом, чем в споре.

 

А18. Коробочка со спорами (спорангий) – это :

1) самостоятельное растение;
2) паразитирующая часть мха;
3) предросток;
4) гаметофит.

 

А19. Половые клетки у сфагнума образуются:

1) на зеленой части растения;
2) в коробочках со спорами;
3) в спорах;
4 ) в предростке.

 

А20. Из споры мха вырастает:

1) коробочка со спорами;
2) зеленое растение с листьями и стеблем;
3) предросток (зеленая нить);
4) заросток.

 

А21. Мхи отличаются от многоклеточных водорослей тем, что у них есть:

1) ризоиды;
2) стебли и листья;
3) хлорофилл;
4) бесполое поколение.

 

А22. В торфе хорошо сохраняются остатки растений потому, что в торфяном пласте:

1) много кислорода;
2) нет бактерий;
3) мало кислорода;
4) много бактерий.

 

А23. Расположение листьев у хвоща полевого:

1) очередное;
2) супротивное;
3) мутовчатое;
4) встречаются все указанные виды.

 

А24. Спорофит хвоща – это:

1) предросток;
2) зеленое растение;

 

3) заросток;

4) спороносный колосок.

 

А25. Хвощи живут:

1) во влажных условиях;
2) в условиях недостатка влаги;

 

3) в засушливых условиях;

4) в любой указанной среде обитания.

 

А26. Почвы, на которых встречаются заросли хвощей:

1) щелочные и нуждаются в гипсовании;
2) кислые и нуждаются в известковании;
3) нейтральные и не нуждаются в указанных мерах;
4) могут быть всех указанных видов.

 

27. Подземная часть хвощей образована:

1) корнями;
2) корневищами;
3) корнеклубнями;
4) луковицами.

 

А28. Папоротники – это:

1) только травянистые растения;
2) только кустарники;
3) травянистые и древовидные растения;
4) кустарники и травы.

 

А29. Хлорофилл в листьях папоротника находится:

1) в хроматофорах;
2) в хлоропластах;
3) рассеян по цитоплазме клеток;
4) в спорангиях.

 

А30. Спорофит папоротника – это:

1) предросток;
2) заросток;
3) взрослое зеленое растение;
4) спорангий.

 

А31. Из споры папоротника вырастает:

1) заросток;
2) спорангий;
3) взрослое растение;
4) зигота.

 

А32. Оплодотворение у папоротников происходит:

1) на листьях;
2) в спорангиях;
3) в цветках;
4) на заростке.

 

А33. В клетках мхов есть, а в клетке хламидомонады нет:

1) ядра;
2) хроматофора;
3) цитоплазмы;
4) хлоропластов.

 

А34. Из зиготы у папоротников развивается:

1) гаметофит;
2) спорофит;
3) коробочка со спорами;
4) заросток.

 

А35. Спорангии у папоротника орляка расположены на:

1) спороносном колоске;
2) корневище;
3) верхней стороне листьев;
4) нижней стороне листьев.

 

А36. Папоротники отличаются от мхов тем, что:

1) они размножаются спорами;
2) у них есть настоящие проводящие сосуды стебля;
3) они способны к фотосинтезу;
4) у них есть половой процесс.

Задания части В

В1. Выберите правильные утверждения.

А. Водоросли относятся к высшим растениям.
Б. Ламинария живет в северных морях.
В. Ламинария прикрепляется ко дну ризоидами или плавает.
Г. Красные водоросли способны к фотосинтезу.
Д. В некоторых морских водорослях накапливается йод.
Е. У спирогиры кольцеобразный незамкнутый хроматофор.
Ж. Водоросли размножаются вегетативным, бесполым и половым способами.

 

В2. Выберите правильные утверждения.

А. Мхи относятся к высшим споровым растениям.
Б. Спорофитом кукушкина льна является зеленое растение.
В. У мхов впервые появляются проводящие ткани.
Г. Мхи – наземные растения.
Д. Оплодотворение у мхов тесно связано с водой.
Е. У кукушкина льна на гаметофите созревает несколько спорофитов.
Ж. Спорофиты кукушкина льна образуются на женских растениях.

 

В3. Из приведенного списка выберите растения, не размножающиеся семенами.

А. Сфагнум
Б. Орляк.
В. Сосна.
Г. Пшеница.
Д. Спирогира.
Ж. Лотос.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru