ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Л.К. ФЕДУЛОВА,
учитель биологии МОУ СОШ № 16,
г. Березники, Пермский кр.

Обобщающие таблицы по систематике растений и животных

Предлагаемый дидактический материал по биологии предназначен для самостоятельной работы учащихся на уроке или дома. Он содержит учебный материал к учебникам Захарова В.Б., Сонина Н.И. «Биология. Живой организм. 7-й класс»; Пономаревой И.Н., Корниловой О.А., Кучменко В.С. «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6-й класс»; Константинова В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. «Биология. Животные. 7-й класс».

Данный дидактический материал включает:

– обобщающие таблицы динамического характера (игровое поле, разрезные карточки и образец заполненной таблицы);
– диагностический материал в виде закрытых тестов для тематического контроля знаний.

Таблицы составлены к концентрическим программам по биологии. Их содержание соответствует государственным образовательным стандартам для базового уровня общеобразовательной подготовки, а также предлагает дополнительный материал для углубления знаний и расширения кругозора учащихся.

Работа с данным дидактическим пособием формирует у учащихся умение объединить большой объем научной информации, концентрируя ее в виде визуальных и знаковых образов, структурировать полученные знания в виде обобщающих сравнительных таблиц, помогает организовать самоконтроль знаний и дать оценку своей работе, способствует экономии времени при повторении большого объема материала. Повышается эффективность восприятия информации, заинтересованность учащихся в работе с учебным материалом, увеличивается продуктивность памяти (зрительной, тактильной), тренируются умения сравнивать, анализировать, обобщать, синтезировать, классифицировать изученный материал. Развиваются познавательные процессы у школьников: восприятие, внимание, память, наблюдательность, сообразительность. Таблицы с успехом можно использовать при обобщении и закреплении знаний, при подготовке к ЕГЭ и вступительным экзаменам в вуз, биологическим олимпиадам.

Работа с данным дидактическим материалом может проводиться индивидуально, парами или в группах.

Алгоритм действий

1. Прочти название таблицы и сформулируй цель.
2. Составь обобщающую таблицу из разрезных карточек на игровом поле согласно его структуре.
3. Сравни составленную таблицу с образцом, найди несовпадения, определи причину ошибок, устрани их.
4. Сделай вывод по таблице, вставив в текст пропущенные слова.
5. Оцени свои знания и свою работу по критериям, прилагающимся к таблице.
6. Выполни тест и сдай работу учителю.

Царство Прокариоты (доядерные)

Образец, разрезные карточки

Подцарство

Представители

Отношение к кислороду

Способ питания

Особенности строения

Особенности размножения

Значение в природе и в жизни человека

Настоящие бактерии
(эубактерии)

Клубеньковая бактерия
(род Ризобиум)

Аэроб

Гетеротроф
(симбионт)

Клеточная стенка из муреина, могут иметь слизистую капсулу.
В клетке кольцевая хромосома. Некоторые имеют жгутики

Бесполое деление надвое

Вступает в симбиоз с растениями семейства Бобовые

Туберкулезная палочка

Аэроб

Гетеротроф
(паразит)

Часто встречается почкование, или ветвление

Вызывает инфекционные болезни человека и животных

Архебактерии

Метанобразующие бактерии

Анаэроб

Хемоавтотроф

Клеточная стенка без муреина. В клетке кольцевая хромосома, некоторые имеют жгутики

Бесполое деление

Образуют весь природный газ биогенного происхождения

Серобактерии

Аэроб

Хемоавтотроф

Участвуют в круговороте серы; окисляют H2S, вызывают коррозию металлов

Оксигенные фото-трофные бактерии
(цианобактерии)

Анабена

Аэроб

Фотоавтотроф

Клетка поверх толстой клеточной стенки покрыта слизью, содержит хлорофилл и каротиноиды

Фрагментация цепочки клеток

Способна фиксировать азот, вызывает «цветение» воды

Спирулина

Аэроб

Фотоавтотроф

Используют в качестве пищевых добавок

Баллы:              3

6

6

6

3

6

6

 

Микобактерии: а – форма колоний; б – бактерии на поверхности агара
Внедрение бактерий через корневой волосок
Цианобактерии: а – анабена; б – спирулина

Критерии оценок

Максимальное количество баллов – 36: менее 18 баллов – «2», от 19 до 24 баллов – «3», от 25 до 33 баллов – «4», от 34 до 36 баллов – «5»

Царство Прокариоты (доядерные)

Игровое поле

Цель: обобщить знания об особенностях строения, функциях и значении бактерий

Подцарство

Представители

Отношение к кислороду

Способ питания

Особенности строения

Особенности размножения

Значение в природе и в жизни человека

             
         
             
         
             
         

Баллы:      3

6

6

6

3

6

6

Вывод

Прокариоты – ... организмы, появившиеся на Земле, наиболее ... устроенные. Большинство бактерий по способу питания ..., среди них есть ..., вызывающие болезни животных и человека. (Первые, просто, гетеротрофы, паразиты.)

Тест «Царство Прокариоты»

Вариант 1

1. Бактерии, расположенные в форме кисти винограда:

а) стафиллококки;
б) кокки;
в) стрептококки;
г) бациллы.

2. Холерный вибрион – организм:

а) автотрофный;
б) симбионтный;
в) патогенный;
г) хемоавтотрофный.

3. Обогащают почву азотом:

а) клубеньковые бактерии;
б) гнилостные бактерии;
в) метанобразующие бактерии;
г) серобактерии.

4. Органоид, отсутствующий у бактерий:

а) ядро;
б) рибосома;
в) клеточная стенка;
г) цитоплазма.

5. К архебактериям относится:

а) анабена;
б) серобактерия;
в) стафиллококк;
г) туберкулезная палочка.

Вариант 2

1. Бактерии шаровидной формы:

а) вибрионы;
б) кокки;
в) спирохеты;
г) спириллы.

2. Цианобактерии по способу питания являются:

а) симбионтами;
б) гетеротрофами;
в) хемоавтотрофами;
г) фотоавтотрофами.

3. В образовании природного газа участвуют:

а) цианобактерии;
б) пурпурные бактерии;
в) серобактерии;
г) метанобразующие бактерии.

4. Органоид, отсутствующий у бактерий:

а) митохондрия;
б) рибосома;
в) цитоплазма;
г) клеточная стенка.

5. К настоящим бактериям относится:

а) кишечная палочка;
б) цианобактерия;
в) метанобразующая бактерия;
г) серная бактерия.

ОТВЕТЫ

Вариант 1: 1 – а; 2 – в; 3 – а; 4 – а; 5 – б.

Вариант 2: 1 – б; 2 – г; 3 – г; 4 – а; 5 – а.

Царство Грибы

Образец, разрезные карточки

Отдел и класс

Представители

Способ питания

Особенности строения и размножения

Значение в природе и в жизни человека

1. Отдел
Низшие грибы
А) Класс Зигомицеты

Мукор

Гетеротроф
(сапрофит)

Мицелий одноклеточный многоядерный без перегородок – септ. Споры образуются в спорангиях

Разложение органических остатков в почве; порча продуктов (плесневение)

Б) Класс Оомицеты

Фитофтора

Гетеротроф
(паразит)

Мицелий развивается в тканях растения-хозяина. Размножается при помощи зооспор с двумя жгутиками

Паразит паслёновых (томата, картофеля); снижает урожаи

2. Отдел
Высшие грибы
А) Класс Аскомицеты

Спорынья пурпурная

Гетеротроф
(паразит)

«Черные рожки» – склероции, образующиеся в колосе, содержат галлюциногены, выделяют медвяную росу для привлечения насекомых. Мицелий многоклеточный

Паразит злаков, портит муку

Пекарские дрожжи

Гетеротроф
(сапрофит)

Одноклеточные организмы. Бесполое размножение почкованием. В неблагоприятных условиях размножаются половым путём

Содержат витамины (PP, H, B1, B6, BC); используются в хлебопечении, виноделии, пивоварении

Пеницилл
(«кистевик»)

Гетеротроф
(сапрофит)

Мицелий многоклеточный. Образует конидии

Разрушает органическое вещество почвы. Получают антибиотик – пенициллин. Портит продукты (плесневение)

Сморчок

Гетеротроф
(сапрофит)

Имеет коническую шляпку с ячейками и ножку

Съедобен после отваривания; корм лесных животных

Б) Класс
Базидиомицеты
(базидиальные грибы)

Шампиньон

Гетеротроф
(сапрофит)

Многоклеточное плодовое тело, снизу шляпки пластинчатый слой

Разрушает органическое вещество почвы; съедобен

Подберезовик

Гетеротроф
(симбионт)

Плодовое тело из ножки и шляпки. Снизу шляпки трубчатый слой

Вступает в симбиоз с высшими растениями, образуя микоризу; съедобен

Трутовик

Гетеротроф
(паразит)

Плодовое тело деревянистое, без ножки

Паразитирует на деревьях, разрушает древесину

3. Отдел Лишайники

Кладония

Автогетеротроф
(симбионт)

Имеет верхний корковый слой. Клетки – водоросли, гифы гриба (сердцевина). Размножается вегетативно либо спорами

Почвообразование; корм животных; сырье для химической промышленности; индикатор чистоты воздуха

Баллы:             6

10

10

8

10

Критерии оценок

Максимальное количество баллов – 44: менее 22 баллов – «2», от 23 до 30 баллов – «3», от 31 до 41 баллов – «4», от 42 до 44 баллов – «5»

Царство Грибы

Игровое поле

Цель: обобщить знания об особенностях строения, размножения, питания и значении грибов и лишайников

Отдел и класс

Представители

Способ питания

Особенности строения и размножения

Значение в природе и в жизни человека

         
         
         
       
       
       
         
       
       
         

Баллы:             6

10

10

8

10

Вывод

Грибы – ..., тело которых состоит из нитей – ..., клеточные стенки которого образованы ... . Споры служат для ... . Человек и животные употребляют грибы в ..., как ..., а некоторые являются ... растений и животных. (Гетеротрофы, гифы, хитин, размножение, пища, лекарство, паразит.)

Литература

1. Биологический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1989.

2. Богданова Т.А. Биология. Задания и упражнения. Пособие для поступающих в вузы. – М.: Высшая школа, 1991.

3. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. – М.: Мир, 1993.

4. Гуленкова М.А., Дмитриева Т.А. Дидактический материал 6–7: растения. – М.: Просвещение, 1997.

5. Жизнь животных: Т.1. – М.: Просвещение, 1986.

6. Кузнецов Б.А., Чернов А.З., Катонова Л.Н. Курс зоологии. – М.: Агропромиздат, 1989.

7. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Основы биоло-гии. – М.: Просвещение, 1992.

8. Мир растений. – М.: Просвещение, 1991.

9. Никишов А.И., Петросова Р.А. и др. Биология в таблицах для 6–11. – М.: Илекса, 1998.

10. Никишов А.И., Теремов А.В. Дидактический материал по зоологии. – М.: «ФАУБ» Цитадель, 1996.

11. Пособие по биологии для поступающих в вузы. – Минск: Университетское изд-во, 1993.

12. Рейвн П., Эверт Р., Айкхорн С. Современная ботаника. Т.2. – М.: Мир, 1990.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru