Я ИДУ НА УРОК

О.И. КОВАЛЬСКАЯ,
учитель биологии МОУ СОШ № 6, г. Тында

Приспособленность птиц к сезонным явлениям природы

Оборудование: проигрыватель, пластинка «Голоса птиц», киноаппарат, кинофильм «Перелетные птицы», карточки с двумя вариантами тестов, таблица «Характерные признаки птиц в связи с приспособлениями к сезонным явлениям природы».

Ход урока

I. Изучение нового материала

Учитель. На территории нашей страны обитает более 700 видов птиц. Они встречаются в любом уголке природы и всегда обращают на себя внимание мелодичным пением, яркой окраской оперения, интересным поведением. Каждую осень многие птицы улетают в теплые края, а весной вновь возвращаются к нам на север. Цель нашего сегодняшнего урока – раскрыть особенности сезонных явлений в жизни птиц, связанные с изменениями в природе. В зависимости от того, как птицы ведут себя в разные времена года, среди них выделяют оседлых, кочующих и перелетных. Сегодня некоторые из вас подготовили сообщения об этих группах птиц. А остальные, слушая их выступления, будут заполнять таблицу.

Характерные признаки птиц в связи с приспособлениями к сезонным явлениям природы

Название группы птиц

Характерные признаки

Представители

1.

2.

3.

   

Сообщение «Оседлые птицы»

Оседлые птицы – глухари, совы, воробьи, сороки – живут весь год в одной и той же местности. В конце лета некоторые из них делают запасы на зиму. Сойки прячут орехи и желуди в ямки, в мох или в дупла. Синицы и поползни запасают семена и насекомых, засовывая их в трещины коры и среди лишайников на ветвях деревьев. Зимой они питаются семенами и зимующими насекомыми, отыскивая и свои запасы. Совы хищничают, сороки собирают падаль и отбросы у жилья человека, семеноядные птицы собирают семена высохших трав. Тетерева и рябчики клюют на деревьях сережки, а глухари едят хвою. Ночуют тетеревиные птицы под снегом, как под пуховой периной.

Учитель. Итак, ответим на вопрос: где живут зимой оседлые птицы, как они выживают? (Ответ. Они живут в том же месте, где и летом, и выживают, питаясь кормом, который можно легко раздобыть и зимой и частично запасенным с лета.)

А теперь отгадайте загадку.

Плотник острым долотом
Строит дом с одним окном.
Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник:

Черный жилет,
Красный берет
Нос, как топор,
Хвост, как упор.

Да, это дятел, и относится он к кочующим птицам, о которых следующее сообщение.

Сообщение «Кочующие птицы»

Кочующие птицы не имеют определенных постоянных мест зимовок. Снегири, грачи, свиристели, поползни, синицы, дятлы, клесты, щуры, корольки, пищухи всю зиму перелетают с места на место в поисках корма. Если корма в той местности, где они живут летом, много, они остаются дома, как и оседлые птицы. Но если год неурожайный или морозы очень суровые, могут откочевывать в поисках кормных мест или более благоприятных условий за сотни километров. Кочуют они обычно стайками, иногда состоящими из птиц разных видов. Но где бы ни кочевали эти птицы, а к весне они вернутся к своим гнездовьям.

Учитель. Итак, сделаем вывод: кочующие птицы, объединяясь в стайки, после сезона размножения улетают сравнительно недалеко – туда, где можно найти больше корма. Они не имеют определенных мест зимовок.
А сейчас мы посмотрим кадры из кинофильма «Перелетные птицы». Вы должны будете ответить на вопрос: почему птицы улетают в теплые края осенью и возвращаются весной?

(После просмотра фильма ученики делают вывод: на юг улетают птицы, питающиеся кормом, которого зимой в наших краях нет.)

А что же служит для птиц сигналом, что пора отправляться на юг, ведь к началу перелета корма обычно и на месте еще довольно много?
Ответ на этот вопрос найдите в учебнике самостоятельно.

При совместном обсуждении формулируются выводы: перелеты – это особенность биологии, сформировавшаяся в ходе эволюции миллионы лет назад под влиянием смены условий в разные сезоны. Включает безусловные рефлексы перелета изменение долготы дня, которое приводит к гормональным изменениям.

Учитель. Много уже известно о перелетах птиц, но немало тайн еще осталось. До сих пор ученые спорят – как же все-таки птицы находят дорогу?

Сообщение «Как птицы ориентируются во время перелетов»

Некоторые птицы летят на юг в одиночку или небольшими группами, другие перед перелетами образуют тысячные стаи. Одни виды птиц летят днем, используя зрительную память и ориентируясь по солнцу. Другие птицы летят ночью, а днем кормятся. Эти виды птиц способны ориентироваться по звездам. Некоторые птицы способны воспринимать изменения магнитного поля Земли. Однако полностью вопросы ориентации птиц еще не изучены.

Учитель. При перелетах птицам приходится преодолевать значительные пространства без остановки. Так, пересекая Северное или Средиземное моря, они пролетают без отдыха 600–700 км. Пересекая Мексиканский залив, птицы летят безостановочно около 1000 км. Самый длинный «беспосадочный» перелет в 3300 км совершают кроншнепы и ржанки. А скажите, пожалуйста, ребята, какие особенности внутреннего и внешнего строения птиц являются приспособлениями к полету?

(Предполагаемые ответы: киль для крепления мощных грудных мышц, воздушные полости в костях, воздушные мешки, отсутствие мочевого пузыря, один яичник, отсутствие зубов, перьевой покров, обтекаемая форма тела, сросшиеся хвостовые позвонки как основа для укрепления рулевых перьев.)

Сообщение «Как изучают перелеты птиц»

Чтобы лучше узнать птичьи пути-дороги, скорость перелетов, места зимовок, продолжительность жизни птиц, их кольцуют – надевают на лапки колечки с номерами и выпускают на свободу. В специальный журнал записывают название вида окольцованной птицы, номер кольца, дату и место кольцевания. Если окольцованную птицу ловят, то снимают кольцо и пересылают его в указанный на кольце город, сообщая, где и когда птица была поймана.

Перелетный белый аист

II. Закрепление, повторение и проверка полученных знаний

Учитель. Чем мы сегодня занимались на уроке? Чем вызваны сезонные перелеты птиц? Какие птицы зимуют в нашей местности?

На прошлом уроке мы изучали размножение и развитие птиц, давайте проверим, насколько вы усвоили этот материал.

Тесты по вариантам

Выберите один правильный ответ из нескольких предложенных.

Вариант 1

1. Толстая белковая оболочка, окружающая желток, служит:

а) основным источником питательных веществ и воды;
б) источником воды;
в) важным источником воды и защитой собственно яйца (желтка) от резких толчков.

2. Птица-наседка регулярно поворачивает насиживаемые яйца, иначе:

а) зародыш не будет равномерно обогреваться;
б) зародыш может слипнуться с оболочками яйца;
в) не будет нормально осуществляться обмен газами между зародышем и внешней средой.

3. Объем воздушной камеры в яйце:

а) при развитии зародыша не изменяется;
б) увеличивается по мере развития зародыша;
в) уменьшается по мере развития зародыша.

Вариант 2

1. По мере развития зародыша и усиления газообмена с внешней средой в скорлупе яйца увеличивается:

а) количество пор;
б) просвет пор;
в) количество и просвет пор.

2. Зародыш в яйце курицы или другой домашней птицы, загрязненном пометом, дольше сохраняется живым, если яйцо:

а) слегка обмыть водой и вытереть мягкой тряпочной;
б) оставить таким, каким оно было;
в) обмыть водой, обсушить на воздухе и смазать каким-нибудь жиром.

3. Птенцы появляются на свет зрячими, покрытыми пухом, способными передвигаться (бегать) у:

а) тетеревов, рябчиков, уток, гусей, пингвинов;
б) орлов, ястребов, соколов;
в) у всех названных видов.

Графический диктант

Отметьте правильные и неправильные утверждения.

1. У птиц хорошо развиты средний мозг и мозжечок. (+)
2. Все птицы строят гнезда. (–)
3. Во время развития зародыша скорлупа яйца частично расходуется на образование скелета. (+).
4. Развивающийся зародыш питается в яйце веществами, имеющимися в белке. (–)
5. Белок в яйце – одна из оболочек, окружающих желток. (+)
6. Зародышевый диск всегда направлен вниз благодаря канатикам. (–)
7. Оплодотворение у птиц наружное. (–)
8. Гнездостроение – одно из проявлений заботы птиц о своем потомстве. (+)
9. По мере насиживания яиц в скорлупе уменьшается просвет пор. (+)
10. Только что отложенное яйцо легче яйца уже насиженного, с развитым зародышем. (+)

Код: «+» – да, «–» – нет.

Терминологический диктант

Дайте определения терминам.

Вариант 1

1. Желток.
2. Гнездовые птицы.
3. Киль.

Вариант 2

1. Выводковые птицы.
2. Цевка.
3. Канатик.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru