КОПИЛКА ОПЫТА

Т.В. СУРКОВА,
преподаватель биологии профучилища № 34,
г. Электрогорск, Московская обл.

Окончание. См. № 8/2008

Не море, не земля, корабли не плавают... а ходить нельзя

Болота – всегда загадка, тайна не только для нас, но и для ученых. Это поистине еще неоткрытая сокровищница, откуда мы можем узнать не только о прошлых ландшафтах, но и о нашей истории. Помимо остатков растений болота хранят в своей толще предметы прошлого и даже останки хозяев этих предметов. Несмотря на всю загадочность болот люди издавна селятся возле них.

Лечебные свойства болотных растений

Клюква обладает комплексом полезных качеств. Ее пищевые и лечебные достоинства известны издревле. В этой кислой ягоде уникальное сочетание фруктозы и кислот (лимонной, урсоловой, хинной, бензойной, аскорбиновой). Благодаря высокому содержанию в клюкве биологически активных веществ, прежде всего фенольных соединений (антоцианов, катехинов, флавонолов, фенокислот), а также комплекса микроэлементов, она с глубокой древности широко используется в качестве ценнейшего лечебно-профилактического средства. Клюква и продукты ее переработки обладают капилляроукрепляющим, противовоспалительным, бактерицидным, фунгицидным, радиопротекторным, ранозаживляющим свойствами и применяются при лечении ревматизма, диабета, гипертонической болезни, токсикозах беременности, вирусном гепатите, нефритах, болезнях кожи и т.д. По научным данным, лейкоантоцианы обладают противоопухолевым действием, катехины усиливают эффект рентгенооблучения при лечении опухолей и повышают сопротивляемость организма к действию рентгеновских лучей. В народной медицине клюква используется при простудных заболеваниях, нарушении обмена веществ, спазмах сосудов и гипертонической болезни, некоторых заболеваниях пищеварительного тракта, одышке, анемии, при горячке, цинге. Соки, сиропы, морсы из ягод клюквы употребляются при лихорадочных состояниях как напитки, хорошо утоляющие жажду. Сок клюквы, обладающий бактерицидным действием против стафилококков, стрептококков, кишечной палочки и протея, применяется для лечения гнойных ран и ожогов. Листья клюквы заваривают вместо чая, используют для полоскания горла при простудных заболеваниях, применяют внутрь при пониженной кислотности желудочного сока и при заболеваниях мочевыводящих путей. Кисели употребляют в диетическом питании.1

Ягоды голубики применяются в качестве антицинготного средства и как продукт питания в свежем и сушеном виде, а также для приготовления компотов, соков и варения.

Отвар ягод, компоты и кисели из черники используют в лечебных целях при желудочно-кишечных заболеваниях. Свежие ягоды, а также отвар и настой из листьев применяют при диабете, подагре и малокровии.

Употребление в пищу черники способствует улучшению зрения в сумерках и ночью, глаза быстрее приспосабливаются к плохой видимости, уменьшается усталость глаз при длительной работе и искусственном освещении.

Настои побегов и цветков вереска обладают отхаркивающим, мочегонным и успокаивающим действием. Чай из его цветков применяют как заменитель обычного чая и как антисептическое средство при заболеваниях мочевыводящих путей.

В высушенных корневищах рогоза содержится до 58% крахмала, 11% сахара, 24% белка. Из них получают муку, готовят мучные кисели, каши. Корневища можно использовать в печеном и даже сыром виде. Из поджаренных корневищ получают заменитель кофе. Молодые ростки рогоза вместе с прилегающими частями корней ранней весной употребляют в вареном или жареном виде, а также маринуют. Осенью аналогичным образом используют зачаточные ростки, извлекаемые из старых отмирающих листьев.

В сфагнуме содержатся тритерпены, пектины, сахара, смолы, фенолоподобные вещества (сфагнол), обладающие бактерицидными свойствами при наружном применении. Благодаря высоким гигроскопическим и бактерицидным свойствам сфагнум употребляется как перевязочный материал, препятствующий инфицированию ран. Для повязок применяются стерилизованные марлевые подушечки, неплотно заполненные сфагнумом и слегка увлажненные.

При заготовке подушки сфагнума удобнее всего брать вилами. Дерновину очищают от бурой нижней части стеблей и выбирают мусор. Лучше использовать мох с длинными стеблями (10–20 см). Из мха выдавливают воду и сушат его на воздухе. Высушенный мох прессуют в кипы. Перед использованием их обрызгивают водой, чтобы мох не крошился.

В высушенных корневищах тростника содержится до 15% сахара и до 50% крахмала. В его молодых ранневесенних побегах много сахаристых и белковых веществ, до 500 мг% аскорбиновой кислоты, 3–5 мг% каротина, 18% сахаров. Из высушенных и истолченных корневищ тростника, собранных ранней весной или осенью, можно получить заменитель муки. Из жареных корневищ получают суррогат кофе. Молодые корневища можно есть сырыми, вареными и печеными. Молодые сочные побеги употребляются в пищу в сыром и вареном виде, из них готовят винегреты, салаты, супы.

Различия между естественными и искусственными сообществами

Таблица. Естественные и искусственные сообщества

Естественные природные сообщества

Искусственные сообщества

1. Существуют на основе сложных взаимоотношений, которые поддерживаются благодаря разносторонней приспособленности организмов разных видов друг к другу и к окружающим условиям неживой среды, сложившимся в процессе эволюции.

2. Источник энергии – только Солнце.

3. Все элементы минерального питания, изъятые растениями, со временем возвращаются в почву.

4. Саморегулирующиеся системы.

1. Поддерживаются человеком посредством больших затрат энергии.




2. Организмы получают дополнительную энергию (искусственный полив, удобрения).

3. Большая часть питательных веществ изымается человеком (выносится с урожаем).

4. Регулируются человеком.

Практическая часть

Задание 1. Собрать коллекцию «Палитра сфагнума» из растений разных окрасок.

Задание 2. Извлечь из толщи мха отдельный стебель и измерить его длину с помощью линейки.

Отдельное растение сфагнового мха – маленькое и слабое; в одиночку оно не может поддерживать вертикальное положение. Но многочисленные особи, растущие рядом, цепляются друг за друга, образуя плотный моховой покров. Сфагнумы не имеют корней; только верхняя часть их растет, а нижняя постоянно отмирает и пополняет запасы торфа. Длина тяжа растения сфагнума, осторожно выдернутого из дернины, может достигать 0,5 м.

Задание 3. Выяснить, почему растения, наполовину погруженные в воду, в результате эволюции приобрели черты ксероморфности.

Справка. Кожистые листовые пластинки с восковым налетом, волосистое или войлочное опушение с нижней стороны листьев у кустарничков и опушенные, узко свернутые листья у трав. Чтобы уменьшить испарение, устьица глубоко погружены в мякоть листа. Получается парадокс: влаги вокруг растений более чем достаточно, однако они приспособлены к понижению испарения.

Это связано с тем, что:

1) растения болот не могут поглощать воду быстро: она здесь очень холодная;

2) уровень основной части воды расположен слишком низко, до корней ксероморфных видов доходит

лишь небольшое количество воды, т.к. 60–75% ее впитывают гиалиновые клетки сфагнумов;

3) в воде болот почти нет минеральных веществ, и ее интенсивный обмен приведет скорее к вымыванию этих веществ из растения, а не к поступлению их в растения.

Задание 4. С помощь рамки определить количество различных растений на болоте на площади 1 м2. Установить принадлежность обнаруженных видов растений к семействам.

Например:

  • Семейство Вересковые – 12 растений;

  • Семейство Брусничные – 83 растения;

  • Семейство Осоковые – 0;

  • Растения других семейств:

  • Береза пушистая – 1 растение.

Задание 5. Определить визуально высоту растущей на болоте сосны и подсчитать ее возраст по мутовкам.

Наиболее распространенный представитель древесного яруса на верховом болоте – сосна обыкновенная. Однако ее рост подавлен обилием воды, малым количеством элементов минерального питания и кислорода. Растущие на болотах сосны отличаются от суходольных своим строением, о чем еще в начале XX в. писал В.Н. Сукачев. У них короче хвоя, в которой больше смоляных ходов, мельче шишки и семена, другая форма ствола. Древесина их плотная, поэтому долго не разрушается. Годичные кольца очень тонкие, а рост стебля в высоту происходит медленно.

Задание 6. Определить физические показатели качества воды (температура, цвет, запах, прозрачность).

Например:

При температуре воздуха +21 °С (определили с помощью термометра) температура воды в болоте (определили, опустив водный термометр в воду на 5 мин) была +12 °С. Для определения цвета воды набрали ее в колбу и сравнили с дистиллированной водой на фоне белого листа при дневном освещении. Цвет болотной воды – бурый, что говорит о наличии в воде гуматов железа. Прозрачность определили визуально. Вода оказалась достаточно мутной.

Задание 7. Определить уровень кислотности болотной воды.

В стакан поместите 20–50 г болотной воды. Добавьте раствор хлорида калия в количестве 5 мл. Профильтруйте содержимое стакана через бумажный складчатый фильтр. Добавьте к фильтрату пипеткой-капельницей 4–5 капель (около 0,10 мл) раствора универсального индикатора (ГОСТ 1030–80). Сравните окраску раствора со стандартной шкалой, определите по этой шкале уровень кислотности образца.

Заключение

За унылыми и невыразительным болотным пейзажем скрывается одна из наиболее ценных экосистем нашей планеты. Болота выполняют важнейшие регулирующие функции, действуя как огромные губки, фильтры и буферные зоны, поддерживающие общий водный баланс. Накапливая воду, они предотвращают паводки и позволяют экономить средства на возведение дорогостоящих дамб и водохранилищ. Густые фильтры торфяников улавливают азотные и фосфорные удобрения, которые накапливаются в грунте либо всасываются корнями растений. Таким способом очищается вода и улавливаются ядохимикаты. Кроме того, на болоте произрастает много ценных лекарственных растений.

Опыт проведения этой практической работы показал, что подобная форма деятельности вызывает у учащихся большой интерес к экологическим проблемам, способствует формированию навыков исследовательской работы, развитию познавательного интереса, выработке умений и навыков по изучению окружающей среды, применению теоретических знаний на практике, выработке активной жизненной позиции.

Литература

Березина Н., Лисс О., Самсонов С. Мир зеленого безмолвия. – М., 1983.

Блинников В.И., Блинникова Л.Н. Биоэкологические экскурсии в природу. – Рязань, 1993.

Денисенков В.П. Болотные экосистемы хвойно-лесной зоны Европейской России // Сб. материалов рабочего совещания в России 21–23 апреля 2000 г. – Тула, 2000.

Жоголев Д.Т. Дикорастущие растения и грибы в медицине и кулинарии. – М.,1994.

Кузнецова М.А., Резникова А.С. Сказания о лекарственных растениях. – М., 1992.

Мирских И.А. От Электропередачи до Электрогорска. – М., 2006.

Попов С.Ю. Удивительные болота // Биология. Приложение к газете «Первое сентября», 2006, № 6.

Юрсковская Т.К. Несколько слов о верховых болотах // Сб. материалов рабочего совещания в России 21–23 апреля 2000 г. – Тула, 2000.


1 Жоголев Д.Т. Дикорастущие растения и грибы в медицине и кулинарии. – М., 1994.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru