Элективные курсы

Н. Р. Маилян

Лекарство и человек

Программа элективного курса для учащихся 9-х классов

Пояснительная записка

Программа данного курса, имеющего профессионально-ориентированную направленность, предназначена для расширения кругозора учащихся основной школы посредством знакомства с основами фармакологии. На его изучение отводится 17 ч, по 1 ч в неделю.

Предмет фармакологии – лекарства, интересны всем и каждому, поскольку приходится повсеместно сталкиваться с ними в реальной жизни. Далеко не каждого интересует причина заболевания, однако всех волнует вопрос о том, как и чем необходимо лечиться. Современная медицина не в состоянии обойтись без лекарственных препаратов, которые с каждым днем совершенствуются и модернизируются. Вместе с этим растет объем информации по данному вопросу, порой не обоснованной, и одна из задач данного курса – это предостережение учащихся от самолечения, понимание того, что только профессионал способен прописать необходимое ле-
карство. На мой взгляд, именно модульные курсы такого характера вызывают познавательный интерес учащихся и способствуют осознанному выбору профиля обучения в старшей школе.

В процессе реализации программы создаются условия для самостоятельной деятельности, что содействует развитию умений работать с большими объемами информации, выявлять проблемные во-просы, пытаться найти на них ответы.

Цель курса: формирование особой образовательной среды, в которой ребенок может удовлетворять свои познавательные интересы и компетенции, реализовать свой творческий потенциал, творческую активность, приобрести навыки самостоятельного труда, развить свои способности, самоопределиться.

Задачи курса:

  • обеспечить усвоение учащимися первичных знаний о фармакологии;

  • воспитывать осторожность в обращении с лекарствами, осознание необходимости соблюдать правила их хранения;

  • сформировать интерес к профессиям, связанным с медициной;

  • создать условия для самостоятельного выполнения мини-проектов, презентаций, содействуя развитию умений работать с большими объемами информации;

  • развивать такие личностные качества, как аккуратность, трудолюбие, ответственное отношение к своему здоровью;

  • развивать коммуникативные способности;

  • стимулировать потребности в труде, приобщение к коллективной деятельности.

Формами обучения являются лекции с элементами беседы, дискуссии, проектная деятельность, семинарские занятия, экскурсии, практические работы. При проведении уроков предполагаются де-монстрации фильмов, слайдов, учебных дисков, по-сещение аптек и поликлиник, кафедр Ивановской государственной медицинской академии (ИГМА), встречи с медицинским персоналом школы и поликлиники. Такое многообразие форм является одним из факторов развития компетентностей учащихся. Основной технологией обучения является личност-но-деятельностный подход, а доминирующим методом – метод проектов. Он основан на понимании учеником того, для чего ему необходимы полученные знания и где он их может потом применить. Учитывая возраст учащихся, проекты будут носить, в основном, информационный характер и представляться в форме презентаций PowerPoint. Такие проекты готовят учащихся к профильному обучению и будут иметь продолжение в 10–11-х классах уже в виде исследовательских проектов.

Таким образом, данный курс способствует не только расширению предметных знаний и умений, но и усиливает практическую и жизненную направленность, что очень важно при предпрофильной под-
готовке в современных условиях компетентностно-деятельностного подхода.

Ожидаемые результаты

1. Данный курс поможет учащимся в выборе будущего профиля и, возможно, профессии.

2. Учащиеся приобретут новые знания по биологии: узнают об истории зарождения и формирования фармакологии, ее значении, новых лекарственных средствах.

3. Ученики овладеют азами методики проектной деятельности, благодаря которой научатся само-стоятельно ставить проблему, находить пути ее решения и получать результаты.

В программе распределение времени дано ориентировочно, при желании оно может меняться за счет сокращения или увеличения практической части. Именно с этой целью перечень экскурсий, практических работ и тем мини-проектов сделан достаточно вариативным.

Учебно-тематический план

Содержание курса

Количество часов

Форма занятия

Форма подведения итогов

всего

теория

практика

1. Фармакология как самостоятельная медицинская дисциплина

3

2

1

Лекции, экскурсии

Презентация

2. Взаимодействие лекарств с организмом

6

4

2

Лекции, экскурсии

Презентация, отчет

3. Современные лекарственные средства

6

3

3

Лекции, экскурсии, практические работы

Проект

Итоговое занятие

2

 

2

 

Семинар

Итого:

17

9

8

 

 

Содержание курса

Тема 1. Фармакология как самостоятельная медицинская дисциплина (3 ч)

Зарождение фармакологии на стыке биологии и химии. Алхимия и ятрохимия. Фармакогнозия и фармакология.

Темы презентаций (на выбор): «Лекарства и яды», «Ядовитые растения», «Использование ядов в Средние века», «Яды и противоядия».

Экскурсия в Медицинскую академию.

Тема 2. Взаимодействие лекарств с организмом (6 ч)

Законы взаимодействия организма и лекарств. Действие лекарств на организм. Почему важна концентрация препарата? Зависит ли доза лекарства от пола, возраста, массы, расы, индивидуальных особенностей?

Темы презентаций (на выбор): «История появления шприца», «Способы введения в организм ле-карственных средств», «Пути выведения лекарств из организма».

Экскурсия в поликлинику и больницу.

Тема 3. Современные лекарственные средства (6 ч)

Классификация и номенклатура лекарств. Источники лекарственных средств. Витамины. Гомеопатические средства. Лекарственные растения. Фитотерапия. Лекарственные формы. Рецепт.

Темы мини-проектов (на выбор): «Медицина народная и научная», «Зеленая» аптека», «Моя домашняя аптечка», «Подобное лечит подобное», «Ле-чебные свойства лекарственных растений», «Рецепт уполномочен выписать только врач».

Экскурсия в аптеку.

Практические работы

1. Приготовление настоев и отваров.

2. Определение лекарственных растений.

3. Комплектование домашней аптечки.

4. Правила пользования домашней аптечкой.

Итоговое занятие (2 ч)

Представление индивидуальных и групповых презентаций, мини-проектов, анализ и рефлексия, оценка и самооценка, выбор двух лучших работ на школьный тур научно-практической конференции.

Литература для учителя

1. Кривых С.В. Реализация предпрофильной подготовки и профильного обучения учителем биологии // Биология. ИД «Первое сентября». 2007, № 17–19.

2. Крылов Ю.Ф., Смирнов П.А. Путешествие в мир фармакологии. – М.: Знание, 1988.

3. Синадский Ю.В., Синадская В.А. Целебные травы. – М.: Педагогика, 1991.

4. Живайкина О. Современные лекарственные средства. – М.: Этрол, 2007.

5. Чередниченко И.П. Предпрофильная подготовка. – Волгоград: Учитель, 2007.

6. Сергеев И.С, Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности. – М.: Аркти, 2007.

7. Электронное издание: «Справочник пациента, или как ставится диагноз». – М.: ИД «Равновесие», 2007.

8. Степанов Е.Н. Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности. – М.: ТЦ СФЕРА, 2003.

9. Электронное издание: «Элективные курсы». – Волгоград: Учитель, 2007.

Литература для ученика

1. Гоголев М.И. Медико-санитарная подготовка учащихся. – М.: Просвещение, 1995.

2. Крылов Ю.Ф., Смирнов П.А. Путешествие в мир фармакологии. – М.: Знание, 1988.

3. Учебный диск: «Лекарственные растения». – М.: ИД «Новый Диск», 2004.

Приложение

Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий

Лекции

Рекомендуется начинать лекции с проблемных вопросов или ситуаций, возможны дискуссии, активные обсуждения.

На занятиях рекомендуется рассмотреть исто-рию зарождения фармакологии, упомянув об Аптекарском приказе, который давал распоряжения о сборе местных лекарственных трав и кореньев, рассказать о первых рецептурных прописях, сигнатурах, назвать имя Парацельса – основоположника ятрохимии, пришедшей на смену алхимии. Акцентировать внимание учащихся на том, что фармакология, появившись как связующее звено между химиками и врачами, приобрела большую значимость для практической медицины. Фармакокинетика как раздел фармакологии изучает процессы, определяющие концентрацию лекарства в организме: всасывание, превращение в продукты другого состава, выделение. Следует выяснить, почему люди с разной массой тела по-разному реагируют на лекарство. Говоря о современных лекарственных средствах, необходимо указать:

критерии и принципы классификации лекарст-венных средств;

источники получения лекарственных средств (минеральные, растительные, синтетические, бактериальные и др.);

формы лекарственных средств (жидкие, мягкие, твердые, ингаляционные);

лекарственные растения, гомеопатические средства. При желании можно воспользоваться учебным диском «Лекарственные растения» (ИД «Новый Диск»);

правила обращения с лекарствами и условия их хранения.

Экскурсии

Во время экскурсий в ИГМА, поликлинику, аптеку учащиеся узнают о том, как выписывают рецепты, как по рецептам выдаются лекарства, знакомятся с некоторыми историями болезней и узнают, что лекарственные препараты назначаются только после полного обследования больного с учетом особенностей организма, возраста и т.п.

Рекомендуется использовать учебный диск «Справочник пациента, или как ставится диагноз» (ИД «Равновесие»), в котором очень доступно излагается, на что следует обратить внимание при приеме выписанных лекарств.

Практические занятия

1. Приготовление настоев и отваров.

2. Определение лекарственных растений.

3. Комплектование домашней аптечки.

4. Правила пользования домашней аптечкой.

Презентации и мини-проекты

Задается определенная тема интересующей учеников проблемы или ученики, прослушав лекции и побывав на экскурсиях, сами предлагают тематику презентаций или мини-проектов.

С помощью учителя ставится цель, далее ученики определяют необходимые задачи для достижения цели: выбирают адекватные методы исследования, подбирают необходимую литературу, информацию с использованием ресурсов Интернет, осваивают технику подготовки презентации, при необходимости готовят оборудование для проведения микроисследования и т.д.

После того, как цели и задачи установлены, преподаватель проводит в группах консультацию по выполнению проектов, раздает методические пособия, устанавливает сроки и место подведения итогов.

Далее ученики выполняют практическую часть и анализируют полученные данные, после чего формулируются выводы и заключения, подтверждающие или опровергающие гипотезу.

На последних занятиях ученики выступают с презентациями результатов исследований, где излагают все этапы работы, представляют выводы, подводят итоги проекта.



Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru