Копилка опыта

О. В. Кузьмина

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в условиях сельской общеобразовательной школы

Научное общество учащихся (НОУ) – это один из путей организации их научно-исследовательской деятельности. Работа научного общества должна строиться на основе личностно-ориентированного обучения и реализовывать задачи углубления знаний по предмету, вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность, ознакомления их с методами и приемами научного исследования, а также вырабатывать необходимые для этого качества: настойчивость, точность, аккуратность, наблюдательность, дисциплину. Именно здесь ребята учатся общаться с аудиторией, выступая на различных конференциях, учатся отвечать на вопросы, отстаивать свою точку зрения. Опыт показывает, что те ребята, которые занимались в научном обществе, становятся более успешными студентами, а впоследствии и более креативными работниками.

Одной из важных задач руководителя НОУ является привлечение новых учащихся. Такая работа проводится начиная с 5-го класса. Я предлагаю ученикам небольшие, но интересные проекты, включая в них обязательный элемент исследования. Чем старше учащиеся, тем сложнее проекты. Очень важно не допустить, чтобы работа носила реферативный характер.

Самое сложное при введении в учебный процесс исследовательских проектов – подготовительный этап. Используя рекомендации С.В. Кульневича и Т.П. Лакоцениной из книги «Современный урок», при планировании на учебный год выделяю ведущую тему, которая будет вынесена на проектирование. Так, в этом году ведущей в 5-м классе стала тема по природоведению «Тела и вещества». После этого планирую индивидуальные и групповые темы, работа по которым требует от учащихся усвоения необходимых программных знаний и формирования собственного опыта. В 8-м классе ребята работали над проектом «Самое удивительное вещество на Земле», после этого один ученик всерьез занялся исследовательской работой «Изучение органолептических и химических свойств питьевой воды».

Для привлечения учащихся в научное общество использую и творческие домашние задания (написать сказку, стихотворение по теме урока, проделать доступные опыты). Основной проблемой в работе научного общества является выбор методик исследований, т.к. их подробные описания встречаются в специальной литературе нечасто, да и найти такую литературу в глубинке достаточно сложно. Но выход есть и из этой ситуации: методики исследований можно найти в специализированных журналах, например «Юннатский вестник», «Исследовательская деятельность учащихся», на сайте «Портфолио» Издательского дома «Первое сентября» (речь идет только о методиках, а не о перекачивании готовых работ).

Статья опубликована при поддержке компании "Климат Профф". Климатическая техника для дома, офисов и коттеджей от ведущих производителей. Кондиционеры, электрокамины, проветриватели, осушители, очистители, обогреватели, увлажнители, приточная вытяжная вентиляция в квартире, алмазное бурение. Бесплатная доставка и выезд инженера, гарантия качества, доступные цены. Посмотреть каталог товаров, цены, контакты и сделать заказ Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://www.klimatproff.ru/.

Возникает проблема и рецензирования работ учащихся специалистами по профилю. Рецензирование необходимо для того, чтобы руководитель и ученики могли увидеть просчеты в работе, научились грамотно оформлять работы. Участие исследовательских работ в Конкурсах им. В.И. Вернадского и «Юность. Наука. Культура» помогает решить и эту проблему. Жителям Дальневосточного региона можно установить связь с научно-координационным центром «Живая вода» при Биолого-почвенном институте ДВО РАН, в котором всегда окажут помощь при организации исследовательской работы. Так, мы проводили исследования по теме «Влияние автомобильного и железнодорожного транспорта на почвы исследуемого биоценоза». После того как результаты нашей работы были заслушаны на конференции при ДВО РАН и мы получили рецензию специалистов Конкурса им. В.И. Вернадского, мы смогли ознакомить с результатами и жителей нашего поселка.

Вот уже несколько лет руководя работой научного общества, я замечаю, что основная цель некоторых учеников, приходящих в НОУ, – занимать призовые места на конференциях. Цель благая, но задача руководителя – нацелить ребенка на практический выход работы, ее пользу для общества. Правда, обидно, что не всегда этот практический выход можно реализовать в жизни, т.к. результаты работ зачастую не интересуют администрацию сельского совета, а на претворение некоторых рекомендаций в жизнь у них просто нет денег. Но думаю, что со временем и эту проблему можно будет решить.

Ну и, конечно, каждый учитель должен помнить, что в настоящее время во многих отдаленных регионах нашей страны НОУ – это одна из немногих возможностей самореализации учащихся, повышения их самооценки, это место, где они могут получить необходимые знания и умения для проведения исследовательской деятельности.

Вот как отвечают ребята на вопрос: «Что значит для тебя научное общество?»

«Я мечтаю стать врачом, а каждый врач, по моему мнению, чтобы успешно лечить, должен заниматься исследовательской деятельностью, и я надеюсь, что в академии я смогу заняться исследовательской деятельностью, используя тот багаж знаний, который получила в нашем научном обществе».

«Меня очень волнует экологическая обстановка в нашей стране и мире. Свою жизнь я хочу связать с экологией и экологическим мониторингом, а для этого я должен овладеть основами научных исследований».

А для руководителя научное общество учащихся – это возможность роста, как духовного, так и профессионального. А это уже шаг вперед.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru