Я иду на урок

Г. А. Капецкая

Межпредметная игра «Океан»

Цель: расширение кругозора учащихся, создание условий для развития логического мышления, умения работать в группе.

Правила игры

В игре принимают участие три команды. Правила сходны с правилами телевизионной игры «Своя игра»: право первого хода разыгрывается по жребию, затем команда называет вопрос, на который желает ответить. Если команда дает правильный ответ, то она получает сумму баллов, назначенных за вопрос, и продолжает играть, если отвечает неправильно – право хода передается соперникам. В игру внесены следующие дополнения.
«Счастливый случай» – команда получает число баллов за данный вопрос, не отвечая.
«Несчастный случай» – команда штрафуется на указанное число баллов.
«Своя игра» – команда имеет право увеличить или уменьшить число баллов за данный вопрос.
«Вопрос-аукцион» – одна команда может перекупить у другой вопрос, назначив более высокую цену.
«Кот в мешке» – вопрос на другую тему.
«Ва-банк» перебивается только «Ва-банком».
В последнем раунде команды записывают свои версии на листках и сдают их ведущему. У ведущего должно быть два помощника: «Таймер», который следит за временем, и «Компьютер», который подсчитывает баллы каждой команды.
Для игры надо заготовить фишки с цифрами 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100 и пустые фишки (для аукциона). На доске рисуется таблица; стоимость выбранного вопроса просто стирается. Так, для «Синего раунда» игры таблица имеет следующий вид.

Физические свойства морской воды

10

20

30

40

50

Морские льды

10

20

30

40

50

Морская вода

10

20

30

40

50

Химия океана

10

20

30

40

50

Морская биология

10

20

30

40

50

Синий раунд

Тема: «Физические свойства морской воды»

10. Своя игра. Какова плотность морской воды? (Средняя плотность 1,025 г/мл. Плотность возрастает при повышении солености и увеличении давления. Принимается ответ: «Плотность больше 1 г/мл».)

20. С какой скоростью распространяется в океане звук? (В 4,5 раза быстрее, чем в воздухе.)

30. Почему море синего цвета? (Вследствие молекулярного рассеивания солнечного света. Коротковолновое излучение, соответствующее синему участку спектра, лучше рассеивается на микрочастицах взвесей и других неоднородностях, чем длинноволновое.)

40. Кот в мешке. На какую глубину проникает в океан солнечный свет? (На глубину 800–1000 м.)

50. Почему подводные объекты кажутся аквалангистам более крупными, чем они есть на самом деле? (Это вызвано различием коэффициентов преломления света в воде и в воздухе, который заполняет маску аквалангиста.)

Тема: «Морские льды»

10. При какой температуре замерзает морская вода? (Морская вода не имеет определенной точки замерзания. В среднем при минус1,9 °С.)

20. Счастливый случай.

30. Что произошло бы, если бы лед не плавал в воде, а тонул? (Все водоемы на Земле промерзли бы до дна, на Земле царил бы вечный ледниковый период.)

40. Вопрос-аукцион. Почему лед плавает в воде? (При замерзании воды объем ее увеличивается на 9%, поэтому плотность льда меньше плотности воды и по закону Архимеда он должен плавать.)

50. Что произойдет с Мировым океаном, если весь лед растает? (Уровень Мирового океана повысится более чем на 100 м.)

Тема: «Морская вода»

10. Какие газы растворены в морской воде? (Все атмосферные газы, хотя соотношение их концентраций не такое, как в воздухе.)

20. Почему состав морской воды во всех океанах однороден? (Все океаны образовались из единого древнего океана при движении материков. Они и сейчас соединены между собой, и воды их непрерывно перемешиваются.)

30. Кот в мешке. Содержание каких элементов-галогенов в морской воде выше, чем на суше? (Хлора и брома.)

40. Вопрос-аукцион. Сколько химических элементов содержится в морской воде? (Приблизительно 70.)

50. Каким образом различные вещества попадают в морскую воду? (Из атмосферы, со стоками вод с суши, за счет растворения горных пород, за счет преобразования веществ организмами, из подземных источников на дне океана.)

Тема: «Химия океана»

10. Несчастный случай.

20. Добывают ли поваренную соль из моря? (В основном мировая добыча соли сосредоточена на суше, однако получают хлорид натрия и из мор-ской воды на мелководье методом выпаривания.)

30. Почему в Черном море низкая соленость воды? (Это объясняется стоком крупных рек: Дуная, Днестра, Днепра, Дона.)

40. Кот в мешке. Почему в морской воде мало силикатов? (Ежегодно реки выносят в море около 400 млн т силикатов, но они, образуя глины, осаждаются на дно, и, кроме того, их используют диатомовые водоросли.)

50. Правда ли, что когда-то вода в океанах была пресной? (Это науке не известно.)

Тема: «Морская биология»

10. Почему водорослям не нужны корни? (Водоросли живут в растворе питательных веществ и могут поглощать их всей поверхностью.)

20. Каких рыб в морях больше: костистых или хрящевых? (К классу костистых относится 20 тыс. видов, к классу хрящевых – 600 видов.)

30. Кот в мешке. Существуют ли в океане водные массы, не содержащие кислорода? (Такие районы редки, но встречаются. Например, в Черном море на глубине более 200 м.)

40. Амбра применяется в качестве фиксатора запаха дорогих духов. Где она образуется? (Амбра образуется в желудке кашалота, но как и поче-му – доподлинно не известно.)

50. Своя игра. Почему планктон не тонет? (Некоторые организмы активно двигаются, у других средняя плотность сравнима с плотностью воды.)

Тайм–аут

Красный раунд

Тема: «Экология»

20. Почему у морского дна на глубине жизнь беднее, чем в поверхностном слое? (У дна на большой глубине нет света и в воде меньше кислорода.)

40. Своя игра. Как попадает в воду необходимый для фотосинтеза углекислый газ? (Он образуется при дыхании животных и попадает в воду из атмосферы.)

60. Почему в холодных водах животные крупнее, чем в теплых водах? (Производство тепла организмом пропорционально массе тела, его поте-ри пропорциональны поверхности тела, а отношение массы к поверхности больше у крупных организмов.)

80. Счастливый случай.

100. Кот в мешке. В каком диапазоне рН морской воды могут жить рыбы? (При значениях рН от 5 до 9.)

Тема: «Человек и море»

20. Вопрос-аукцион. Сколько времени человек может находиться под водой, задержав дыхание? (Большинство – не более 1 мин, профессиональные ныряльщики – до 3 мин.)

40. Почему водолазы не дышат чистым кислородом? (Избыток кислорода под большим давлением вызывает отравление.)

60. Пресную воду из соленой можно получить, используя мембрану, процесс кристаллизации и ... (... дистилляцией.)

80. Кот в мешке. Изобретатель акваланга Жак-Ив Кусто в 1962 г. провел первый успешный эксперимент по длительному пребыванию человека под водой. Что было построено для этой цели на глубине 10 м? (Подводный дом.)

100. Что такое азотный наркоз? (На глубине более 90 м повышается парциальное давление азота в крови, может наступить потеря сознания и смерть. На больших глубинах следует дышать не воздухом, а гелиево-кислородной смесью.)

Тема: «Галогены в океане»

20. Несчастный случай.

40. Какую часть мировой добычи поваренной соли составляет соль, полученная из морской воды? (Приблизительно 1/3.)

60. Для получения этого галогена морскую воду обрабатывают серной кислотой с добавлением хлора. Около 80% этого вещества получают из мор-ской воды. (Бром.)

80. Чтобы извлечь из моря 20 г этого галогена, надо обработать 20 т морской воды. Такое же его количество можно получить из 200 г высушенных бурых водорослей. (Йод.)

100. Кот в мешке. Почему золото не добывают из морской воды? (Из морской воды действительно, можно получить золото, но его себестоимость будет очень высока.)

Тема: «Мифы и легенды»

20. В эпоху парусного флота бытовали легенды, что в Саргассовом море корабли запутывались в огромных массах водорослей, их команды сходили с ума и погибали. Соответствуют ли легенды действительности? (Нет. В плавающих саргассовых водорослях не может увязнуть даже небольшая парусная лодка.)

40. Существуют ли в действительности белые киты, вроде Моби Дика? (Да. Альбиносы встречаются среди морских животных, в том числе и среди китов.)

60. Правда ли, что дельфины сознательно спасают тонущих людей? (Дельфины действительно любят подталкивать различные предметы, но нет доказательств, что они оказывают помощь человеку сознательно.)

80. Каково происхождение легенд о кракенах – гигантских животных, напоминающих осьминогов, способных потопить рыбацкое судно? (Прообразом кракена, видимо, послужил гигантский глубоководный кальмар, достигающий 18 м в длину вместе с щупальцами. Только в 2005 г. японским ученым удалось впервые заснять гигантского кальмара в естественной среде обитания.)

100. Кот в мешке. Что происходит с разлитой в море нефтью? (Летучие фракции испаряются, а оставшаяся часть разлагается бактериями.)

Всего понемногу

20. Вопрос-аукцион. Что означает масштаб карты океана? (Отношение расстояния, измеренного на карте, к действительному расстоянию на местности.)

40. Что такое риф? (Скальные или коралловые поднятия дна моря.)

60. Своя игра. Какая разница между морем и океаном? (Море – часть океана, представляет собой бассейн значительно меньший, чем океан.)

80. Какие полезные ископаемые разрабатываются на морском дне? (В основном нефть и газ.)

100. Влияют ли пестициды, попавшие в морскую воду, на атмосферу? (Пестициды замедляют рост морских растений, что грозит уменьшением запаса кислорода в океане и атмосфере. Кроме того, пестициды непосредственно попадают в атмосферу с морским аэрозолем и переносятся на большие расстояния.)

Раунд «Своя игра»

Тема: «Металлы»

Какой металл применялся в старину для защиты деревянных судов от обрастания? (Медь.)

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru