Копилка опыта

Н. О. Недельская

Использование проектного метода в преподавании биологии

С учетом индивидуальных особенностей обучающихся разных классов

Педагогическая практика постоянно сталкивается с тем, что дети существенно отличаются друг от друга по таким качествам, как работоспособность, сосредоточенность, переключаемость, внимание, запоминание, узнавание, актуализация знаний, скорость мыслительной деятельности, а также по динамическим особенностям эмоционально-волевой сферы. Это обусловлено индивидуальными особенностями нервной системы, которые педагог не вправе игнорировать. Учиться в школе, успешно развиваться могут все психически здоровые дети, однако каждый должен уметь использовать в учебе сильные стороны своих психофизиологических особенностей, компенсируя за их счет слабые. Только в этом случае особенности нервной системы не будут влиять на школьную успеваемость и на уровень умственного развития.

Необходимость одновременно работать с учащимися, различными по подготовке, особенностям мыслительной деятельности, типам памяти, свойствам нервной системы, сформированности умений и навыков, умению учиться ставит педагога в сложные условия, требующие индивидуального подхода к обучающимся.

Обычно в физико-математическом классе учатся дети с лабильной и сильной нервной системой. Для них характерен высокий уровень владения мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, обобщением, систематизацией, классификацией, которые опосредуют знания учащихся. Эти ученики легко и быстро усваивают материал, отличаются гибкостью мыслительных процессов, умением находить несколько обоснованных способов решения задачи и свободным переключением с одной умственной операции на другую. Для них характерен творческий поиск решения проблемы.

Учащиеся естественнонаучного класса несколько отличаются от выбравших физико-математическое направление. Характеристики их нервной системы варьируют между лабильностью и инертностью. У них эмпирическое мышление, и они действуют методом проб и ошибок. Им труднее вычленять исходные данные, у них бывают затруднения в решении мыслительных задач. Для успешного усвоения материала этим учащимся требуется тренировочная работа. Они выделяют главное и существенное в изучаемом материале лишь после выполнения упражнений под руководством учителя. Учащиеся этого класса умеют анализировать и делать несложные выводы на основании изученного, но к обобщению материала в состоянии подойти только после выполнения целого ряда промежуточных видов работы. У этих детей быстрая утомляемость, долгая врабатываемость, поэтому требуется переключение с одного вида деятельности на другую1.

В гуманитарном классе оказываются чаще всего правополушарные дети. Они очень творческие, креативные, нестандартно мыслящие. Эти ученики очень эмоциональны и легко возбудимы. При работе с ними особенно необходимы учет индивидуальных особенностей и личностный подход, а также свобода творчества.

Для полноценной работы учитель должен учитывать психологические особенности каждого ученика во всей параллели классов. Хорошо знать своих учеников – значит дать им возможность проявить свою индивидуальность, фантазию, творчество, избавить их от чувства страха и вселить веру в свои силы.

СРЕДНЕСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ В ФОРМЕ РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ПАРАЛЛЕЛИ 7-х КЛАССОВ

I вариант – урок для физико-математического класса. Ролевая игра «Квартальный отчет научно-исследовательских лабораторий»

Подход: разработка и презентация проектов об основных систематических группах рыб и их представителях.

План подготовки проекта (за 10–14 дней до презентации)

1. Информирование учащихся о предстоящей ролевой игре, ее целях и задачах, правилах и ходе проведения.

2. Создание 5 творческих групп для выполнения кооперативно-групповой работы.

1-я группа – «Лаборатория по изучению хрящевых рыб»,
2-я группа – «Лаборатория по изучению осетровых рыб»,
3-я группа – «Лаборатория по изучению двоякодышащих и кистеперых рыб»,
4-я группа – «Лаборатория по изучению костных рыб».
(1–4-я группы формируются на добровольной основе.)
5-я группа – «Комиссия ученых» (формируется под руководством учителя из сильных учеников).

3. Задание для 1–4-й групп: разработать проект-отчет с тремя запланированными ошибками и подкрепить его фактическими материалами (рисунки, фотографии, слайды, видеоролики и т.д.).

Задание для комиссии ученых – владеть материалом темы, чтобы суметь проанализировать и исправить допущенные ошибки в отчетах научно-исследовательских лабораторий.

4. Самостоятельное разделение ролей. В группах 1–4: руководитель научно-исследовательской лаборатории, 2 ихтиолога и 1–2 технических специалиста по подводным видео- и фотосъемкам (художники); в группе 5: председатель комиссии («почетный академик») и 4 профессора (по каждой группе рыб).

5. Самостоятельная разработка проекта в группах.

Презентация проекта

I. Организационный момент: выступление учителя, определение цели занятия, представление участников игры, принятие регламента.

II. Ход игры

1. Вступительное слово председателя (1 мин).
2. Выступление с отчетом комиссии лаборатории по изучению хрящевых рыб (5 мин).
3. Анализ и исправление ошибок в отчете профессором по хрящевым рыбам (2–3 мин).
4. Выступление с отчетом лаборатории по изучению осетровых рыб (5 мин).
5. Анализ и исправление ошибок в отчете профессором по осетровым рыбам (2–3 мин).
6. Выступление с отчетом лаборатории по изучению двоякодышащих и кистеперых рыб (5 мин).
7. Анализ и исправление ошибок в отчете профессором по двоякодышащим и кистеперым рыбам (2–3 мин).
8. Выступление с отчетом лаборатории по изучению костных рыб (5 мин).
9. Анализ и исправление ошибок в отчете профессором по костным рыбам (2–3 мин).
10. Заключительное слово председателя комиссии – анализ работы комиссии (3–4 мин).

III. Заключительное слово учителя.

II вариант – урок для гуманитарного класса. Ролевая игра «Научно-теоретическая конференция по результатам работы ихтиологических экспедиций»

Подход: разработка и презентация проектов об основных систематических группах рыб и их представителях.

План подготовки проекта (за 10–14 дней до презентации)

1. Информирование учащихся о предстоящей ролевой игре, ее целях и задачах, правилах и ходе проведения.

2. Создание 4 творческих групп на добровольной основе для выполнения кооперативно-групповой работы:

1-я группа – «Исследователи хрящевых рыб»,
2-я группа – «Исследователи осетровых рыб»,
3-я группа – «Исследователи двоякодышащих и кистеперых рыб»,
4-я группа – «Исследователи костных рыб».

3. Задание каждой группе: разработать проект-доклад и подкрепить его фактическими материалами (рисунки, фотографии, слайды, видеоролики и т.д.), создать и использовать значки рыб для географической карты в целях иллюстрации экспедиционных исследований, подготовить по 1–2 вопроса для другой группы по «их» рыбам.

4. Самостоятельное разделение ролей: руководитель экспедиции, 2 ихтиолога, 1–2 специалиста по подводным видео- и фотосъемкам, 1 географ.

5. Самостоятельная разработка проекта в группах.

Презентация проекта

I. Организационный момент: выступление учителя, определение цели занятия, представление участников игры, принятие регламента.

II. Ход игры

1. Доклад исследовательской экспедиции по хрящевым рыбам, сопровождающийся демонстрацией видео- , фото- и др. материалов. Географ по ходу доклада размещает на карте значки рыб, о которых идет рассказ (5–6 мин).
2. Прения: команды других экспедиций задают вопросы по прозвучавшему докладу (2–3 мин).
3. Доклад исследовательской экспедиции по осетровым рыбам (5–6 мин).
4. Прения (2–3 мин).
5. Доклад исследовательской экспедиции по кистеперым и двоякодышащим рыбам (5–6 мин).
6. Прения (2–3 мин).
7. Доклад исследовательской экспедиции по костным рыбам (5–6 мин).
8. Прения (2–3 мин).

III. Заключительное слово учителя.

III вариант – урок для естественнонаучного класса. Ролевая игра «Наш гость – Нептун»

Подход: проверка в ходе игры усвоения материала по систематике и многообразию рыб с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

План подготовки (за 10–14 дней до игры)

1. Информирование учащихся о предстоящей ролевой игре, ее целях и задачах, правилах.

2. Разделение учащихся на пары для совместной работы – на добровольной основе. Одного мальчика и одну девочку (желательно лидеров класса) учитель выбирает для особого задания (это будущие Нептун и русалочка Ариэль – ведущие игры). Каждая пара учащихся готовит сообщение о какой-либо рыбе в доказательном и описательном аспектах (например: катран, или кошачья акула, относится к хрящевым рыбам, так как 1-е, 2-е, 3-е и т.д.), также ребята рисуют и вырезают из бумаги свою рыбу.

3. Самостоятельная работа в парах.

Ход игры

I. Организационный момент.

II. Опрос (проводит учитель).

Теперь вы знаете, что рыбы различаются не только по местообитаниям и образу жизни, но и по особенностям организации, т.е. по своему внешнему и внутреннему строению, древности происхождения. В связи с таким разнообразием рыб разделили на систематические группы.

Вопросы

1. Сколько крупных систематических групп рыб выделяют на сегодняшний день?

(Хрящевые рыбы; осетровые рыбы (костно-хрящевые); двоякодышащие рыбы; кистеперые рыбы; костистые рыбы2.)

2. Укажите характерные черты хрящевых рыб.

(Хрящевой скелет; кожа покрыта чешуей, имеющей зубцы, покрытые эмалью (плакоидная чешуя); жаберных крышек нет, 5–7 жаберных щелей открыты; форма тела у акул торпедовидная, у скатов – уплощенная; плавательного пузыря нет.)

3. Укажите характерные черты костно-хрящевых рыб.

(Скелет костно-хрящевой; жабры прикрыты жаберными крышками; есть плавательный пузырь; имеется 5 рядов крупных костных чешуй и много мелких; удлиненная передняя часть головы – рострум; добыча пищи из ила со дна.)

4. Укажите характерные черты двоякодышащих рыб.

(Имеют легкие, образованные из плавательного пузыря; могут дышать как растворенным в воде кислородом, так и атмосферным воздухом; всю жизнь сохраняется хорда и не развиваются тела позвонков.)

5. Укажите характерные черты кистеперых рыб.

(Осевой скелет – хорда; остальной скелет в основном хрящевой; плавательный пузырь развит плохо; плавники (особенно парные) похожи на мясистые, покрытые чешуей лопасти.)

6. Укажите характерные черты костистых рыб.

(Хорда имеется только у зародышей, у взрослых рыб скелет костный; жабры прикрыты жаберными крышками; тело, как правило, покрыто чешуей.)

III. Ролевая игра.

Учитель (обращаясь к классу). Я вижу, вы прекрасно ориентируетесь в вопросах ихтиологии.

Вбегает Нептун, за ним русалочка Ариель.

Нептун (возмущенно). Кто? Кто это прекрасно ориентируется в моем царстве подводном? Да они знать о нем ничего не знают. (Ударяет трезубцем.)

Ариель. Ну зачем ты так, папа? (Гладит его, успокаивая.) Наука движется вперед и, может быть, они действительно много знают.

Учитель. Конечно, Ваше Величество, мы довольно много говорили о ваших подводных обитателях – рыбах.

Нептун. Да о чем вы говорили? У вас в классе и приличного аквариума-то нет.

Ариель. А это что, папа? (Подходит к аквариуму.)

Нептун. Я же сказал… (подходит, заглядывает в аквариум) приличного нет.

Ариель. Ну, так давай поможем ребятам сделать свой аквариум. Помоги, папа, ведь ты у меня отчасти волшебник. (Улыбается Нептуну.)

Нептун (подумав). Ну, хорошо… Чего не сделаешь для любимой дочери. (Подходит к магнитной доске, направляет трезубец.) Повелеваю исполнить наше желание. (Ударяет трезубцем.) Готово. Но только обитателей подбирайте сами.

Ариель. Давайте заселим наш аквариум. Поместите сюда самых красивых, полезных… ну, словом, самых интересных рыб и расскажите о них.

Ученики «заселяют» аквариум, Ариель и Нептун одобряют каждого выступающего (реплики экспромтом).

Нептун. Ну, это вы знаете. А вот теперь отгадайте загадки.

  • В Польше и Чехии эту рыбу называют шпротом, а мы – в точности так же, как и в Эстонии. (Килькой.)

  • Эта популярная аквариумная рыбка имеет высокий «сан» в католической церкви. (Кардинал.)

  • За рубежом в ресторане вам подадут обычную скумбрию, но в меню ее назовут по-другому. (Макрель.)

  • Эту светящуюся мелкую рыбку можно встретить в реках Амазонии, в собственном аквариуме и даже в таблице Менделеева. (Неон.)

  • Стрелой из иглы этого ската был убит Одиссей – герой поэмы Гомера. (Хвостокол.)

Ариель. Папа, расскажи лучше об электрических рыбах.

Нептун. Ну слушайте… (Рассказ сопровождается демонстрацией видео-, фотоматериалов и слайдов.) Наиболее мощным электрическим органом обладает электрический угорь – крупная, до 2 м длиной и 20 кг весом, рыба, живущая в реках Центральной и Южной Америки. Его электрические органы располагаются в мышцах по бокам тела и представляют собой нечто вроде живого вольтова столба: каждый состоит из ряда пластинок (до 6 тыс.) особой мышечной ткани, разделенных прослойками соединительной ткани. К органам подходят многочисленные разветвления нервов. Напряжение электрического разряда достигает 300 В, т.е. настолько велико, что оказывается чувствительным даже для переходящего через реку крупного животного или человека. Подобравшись к стае рыб или к скоплению лягушек, угорь электрическим разрядом убивает добычу. Так как при этом рыбы погибает больше, чем нужно для питания угря, то в некоторых местах электрического угря считают виновным в оскудении запасов рыбы
Для ловли электрических угрей, мясо которых, кстати сказать, очень вкусно и питательно, применяется иногда следующий прием. В реку сначала загоняют скот, на который угри быстро расходуют запас своих электрических зарядов. Затем ослабленных рыб без опаски вылавливают сетями или даже просто руками.
В Ниле и реках Западной Африки водится электрический сом, применяющий свое электрическое «оружие» только в целях самозащиты. Есть сведения, что местные жители используют эту рыбу как своеобразный физиотерапевтический аппарат при лечении ревматизма.
Электрический угорь и электрический сом хорошо выживают в аквариумах, что, конечно, облегчает изучение этих интересных рыб и создает возможности для постановки над ними различных опытов.
А вот ты, Ариель, расскажи ребятам о рыбьих разговорах.

Ариель. (Рассказ сопровождается демонстрацией видеоматериалов и слайдов.) «Я буду нем, как рыба», – не верьте такому обещанию. Не все рыбы и не всегда немы. Правда, голоса большинства обитателей моря можно услышать только с помощью специального прибора – микрофона-гидрофона.
Оказалось, что ставрида издает звук, похожий на треск зубьев гребенки, по которым быстро проводят пальцами, белуга свистит, акула катран урчит, барабуля цокает, морской петух коротко «кудахчет», а звуки, издаваемые морским коньком, напоминают щелканье пальцами рук.
Небольшая прибрежная калифорнийская рыбка мичман интересна тем, что она способна светиться. Ее светящиеся органы расположены так, что напоминают ряд блестящих пуговиц; отсюда и возникает название «морской мичман». Пойманная рыба мичман издает своеобразное жужжание, за что ее называют поющей рыбой.
Бычок-кругляк издает звуки, напоминающие слабое кваканье, рычание или резкий скрип.
Встречаются рыбы, которые издают очень мелодичные звуки, напоминающие гудение органа, колокольный звон и даже игру на огромной арфе. Хорошими «певцами» считаются сциены – маленькие рыбки Средиземного моря. Они издают легкие музыкальные звуки, похожие на отдаленное пение. Может быть, отсюда и родилась легенда о сиренах – морских девах, своим чарующим пением заманивающих в морскую пучину неосторожных моряков.
Попробуйте пустить в аквариум пару горбуш. Если у вас есть соответствующий аппарат, вы очень скоро услышите: тук-тук… Это переговариваются горбуши. Отсадите одну из них в другой аквариум – звуки исчезнут. Соедините их опять, и вы вновь услышите эти звуки.
Кроме хитрых приборов, есть на свете простой, но верный способ услышать бессловесных животных. И не только услышать, но и понять, что они говорят. Для этого нужно очень их полюбить.
Если бы рыбы могли, они рассказали бы, что люди о жизни рыб знают очень мало – куда меньше, чем о жизни зверей и птиц. И вероятно, они пожаловались бы на жадных рыбаков, которые вылавливают их сетью с мелкой ячейкой. В такой сети запутываются даже мальки, которым еще расти и расти. Они пожаловались бы на бесхозяйственных людей, которые сваливают в озера и реки всякий хлам и спускают туда загрязненную воду: от этого гибнут все рыбы – старые и малые.
Рыбы просят ребят расчищать стоки в озерах, в которых от застоя начинает портиться вода. Обитатели мелких водоемов очень просят пробивать зимой лунки во льду, чтобы рыбы не задыхались. И за все это рыбы обещают – все в один голос! – не покидать водоемов и веселее клевать летом на ребячьи удочки.

Нептун. Ариель, загадай ученикам свои загадки.

Ариель. С удовольствием (раздает загадки-карточки). Расставьте буквы в нужном порядке и получите название рыбы.

Цыебр (рыбец), парк (карп), бовал (вобла), секрат (треска), сухари (хариус), тапвол (плотва), торес (осетр), млина (налим), дукса (судак), егмас (семга), знаас (сазан), арьсак (карась).

Папа, они все знают!

Нептун. Пусть мои вопросы угадают

Нептун. Ну, что ж, Ариель, ты права. Они очень много знают, но… (улыбнувшись) согласись все-таки, что не все…

Ариель. Я думаю, папа, что, познакомившись с тобой, они захотят знать больше. И когда мы придем в следующий раз, ребята расскажут нам много интересного.

Нептун. А теперь нам пора идти. До свидания!

Ариель. До свидания! И помните, что теперь в подводном мире у вас есть хорошие друзья (уходят).

IV. Заключение. Учитель выступает с заключительным словом и анализирует работу каждого ученика на уроке.


1 Редакция газеты «Биология» не согласна с такой однозначной оценкой мыслительных способностей учащихся и считает необходимым отметить, что приведенную характеристику (и соответственно предлагаемую ниже ранжировку заданий) не стоит распространять на всех учащихся, выбравших в своих школах естественнонаучный профиль.

2 Подобное разделение при изучении разнообразия рыб в школе допустимо, однако следует помнить, что приводимые группы имеют совершенно разный таксономический ранг. Группа отрядов «Костистые» вместе с группой отрядов Ганоидные (куда входят осетровые) объединяются в подкласс Лучеперые. Отряды Рогозобообразные (двоякодышашие) иЦелакантообразные (кистеперые) образуют подкласс Лопастеперые. Лучеперые и Лопастеперые образуют класс Костные рыбы. Хрящевые рыбы (акулы, скаты и химеры) являются отдельным классом живых существ. При распределении заданий по группам необходимо также помнить, что костистые рыбы (более 20 тыс. видов) несравненно более разнообразны как по строению, так и по экологии (образу жизни), чем остальные группы (менее 1 тыс. видов, включая весь класс Хрящевые рыбы). – Прим. ред.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru