Копилка опыта

В. Д. Ильичев

Знакомимся с цифровой фотографией

Цифровой фотоаппарат прочно вошел в нашу повседневную жизнь. Причин этому несколько. Прежде всего, цифровая фотоаппаратура быстро дешевеет. Если 10 лет назад цифровая камера стоила около 1000 долларов, то сейчас ее можно купить за 100–200. Согласитесь, такая разница ощутима. Конечно, она во многом «лукавая», так как, купив сам фотоаппарат, придется приобретать и различные аксессуары к нему: принтер, сканер, штатив, чехол и т.д. А главное – компьютер, за который придется выложить немалую сумму.

Но ведь многие семьи, где подрастают наследники и наследницы, уже имеют компьютер – для него сейчас найдется много и других задач. А можно объединиться с «компьютеризированными» соседями.

Еще мы не упомянули принтер, необходимый для печати фотографий. В настоящее время самый дешевый из принтеров обойдется вам примерно в 2000 рублей, хотя, приобретая его, поинтересуйтесь и стоимостью расходных материалов (картриджей с краской) к нему. Другой путь – печатать снимки в фотолабораториях, которых в любом городе множество. Получится дешевле и проще. Вы извлекаете из фотоаппарата карту памяти или из компьютера диск и идете с ними в ближайшую фотолабораторию.

И все же, подумывая о приобретении цифрового фотоаппарата, следует взвесить все плюсы и минусы цифровой технологии. Прежде всего отметим, что нас интересует обычный «открыточный» размер отпечатка (10 × 15 см) и мы не стремимся увеличить его размеры. Это принципиально важно. На уровне этого формата цифровая фотография обеспечивает очень хорошее качество отпечатков. Если вы заинтересованы в крупных форматах, недорогие цифровики лучше не использовать, так как даже самые лучшие из них будут проигрывать в негласном «соревновании» с пленочными камерами. Профессионалы знают, что один кадр пленки содержит вдесятеро больше информации, чем аналогичное изображение, сделанное супердорогим цифровиком. Но если мы условимся ограничить свои интересы дешевыми аппаратами, то «цифровик» получит заметное преимущество перед дешевой же, но пленочной «мыльницей».

Не придется экономить кадры и потом возиться с проявкой пленки, чтобы увидеть порой, увы, удручающий результат. Цифровая фотография позволяет увидеть изображение сразу, и тут же в случае необходимости удалить неудачный кадр и снять объект заново, изменив параметры съемки и композицию. В дальнейшем изображение можно или дополнительно обработать на компьютере, скорректировав яркость, насыщенность цветов и т.д. Наконец, негативы и фотографии со временем портятся и выцветают. Старые снимки страдают от небрежного хранения. А компьютерные файлы этому не подвержены – стоит только продублировать их на нескольких носителях.

Общие принципы цифровой фотографии те же, что и у обычной. Проходя через объектив, свет попадает на светочувствительную поверхность – в данном случае на светочувствительные элементы, составляющие матрицу. Когда свет попадает на элемент матрицы, последний генерирует электрический сигнал, зависящий от интенсивности светового потока. Процессор обрабытывает сигналы, поступающие с матрицы, сжимает данные и записывает в электронную память.

Каждый светочувствительный элемент матрицы создает одну точку изображения – пиксель. Число элементов в матрице определяет ее разрешение. Приобретая цифровик, предназначенный для «альбомных» снимков, можно ограничиться разрешением в 3 и даже 2 млн пикселей. Знакомясь с характеристиками компьютерных мониторов, вы встречаете цифры 1600 × 1200 и им подобные. Первое число отражает количество пикселей по горизонтали, второе – по вертикали. Если вы умножите одно число на другое, то получите общее разрешение экрана.

«Трехмиллионный» цифровик имеет разрешение 2000 × 1500 точек (пикселей). При распечатке размером 10 × 15 см фотографии, состоящие из такого числа точек, будут выглядеть вполне прилично. С помощью недорогого цифровика можно успешно фотографировать пейзажи и участки леса, животных, растения, здания и архитектурные сооружения, спортивные сцены, делать фотопортреты друзей и знакомых.

Излюбленным объектом экофотографа можно считать пейзаж. Под эту категорию подпадают, например, различные типы леса – ельник, сосняк, березняк, липняк, ольшанник и т.д. В каждом из них стоит уделить внимание травянистому покрову и составляющим его компонентам, например сныти, кисличнику или хвощам, мхам и т.д. Интересны низкорослые кустарнички, представленные в одних случаях брусникой и черникой, а в других клюквой. А выше глаз может остановиться на красных ягодах волчьего лыка, подросте рябины, крушины и других ягодников. Для ботаников и лесоводов отображение всех этих особенностей составит основную, если не главную задачу. Для эколога не менее важными окажутся фаутность (нарушения роста) древесных стволов, их поврежденность короедами и другими насекомыми, подолбы желны, зеленого и большого пестрого дятлов, поползней и синиц. Если все это фотографировать цифровой камерой и ограничиться снимками 10 × 15 см, то мы можем получить исчерпывающую картину нужных нам участков леса.

Экофотографы много занимаются съемкой цветов и цветущих растений. Делают они это, следуя не столько своим эстетическим порывам, сколько желанию запечатлеть те или иные экологические события и объекты. Так, фотографируя весенние цветы, экофотограф запечатлевает начало тех событий в мире растений, которые будут в полном объеме происходить позже.

Цветы можно фотографировать группами, одиночно и крупным планом с небольшой глубиной резкости. Возможности цифровой камеры, «умеющей» снимать в режиме макросъемки, вполне позволяют сфотографировать цветок крупным планом, но при этом не следует усложнять композицию, чтобы снимок не получился вычурным.

Казалось бы, лесные цветы лучше снимать в полдень при ярком свете, но тогда помешать вам могут черные тени в контрасте со светлыми пятнами. Чтобы избежать этого, лучше использовать лист бумаги или пластиковый зонт, прикрывая им яркий свет, падающий на цветок. Некоторые фотографы перед съемкой брызгают на цветок и листья водой, другие выбирают ветреную погоду, для того чтобы с помощью длинной выдержки запечатлеть движение лепестков.

Мы рассказали лишь о нескольких, на наш взгляд, важных технологических тонкостях. Опыт приходит с практикой. Дерзайте!

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru