Копилка опыта

З. Б. Минина

Реализация в школах окружной программы «Научное будущее России»

Педагогический марафон 2009

Дистанционная обучающая олимпиада по биологии

Тема олимпиады: Фармакология

В настоящее время перед образованием ставятся такие задачи,
как внедрение профильного обучения, а также формирование
у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения
и способы деятельности в реальной жизни для решения
практических задач.

С 2006 г. в Северо-Западном округе Москвы проводится эксперимент «Северо-Западный округ – научное будущее России: воспроизводство фундаментальной (практико-ориентироанной) науки». Это один из вариантов столичного подхода к реализации Национального проекта «Образование», выводящего к Московской школе будущего.

Участие образовательных учреждений в реализации окружной целевой программы хорошо согласуется с задачами, поставленными в программах «Столичное образование-4» и «Столичное образование-5», и позволяет успешно их решать.

Новая образовательная модель позволяет включать учащихся в построение будущего. В основе ее – установление интегративной связи между образованием, наукой и промышленностью. В рамках эксперимента в округе уже 3 года работает Школа Генеральных конструкторов (ШГК). Учащиеся вместе со взрослыми проектируют новые отрасли либо решают проблемы старых на основе новейших технологических «прорывов». Научное руководство осуществляют сотрудники НИИ ИСРОО.

В 2006/2007 учебном году ШГК работала по направлениям: «Ядерно-водородная энергетика», «Самолетостроение», «Мусоропереработка», «Микроэлектроника». В 2007 г. было открыто новое направление – «Фармакология». Актуальность работы в этом направлении обусловлена тем, что отечественная фармакологическая промышленность на мировой арене неконкурентоспособна, хотя во всем мире производство лекарственных препаратов является высокорентабельным. Необходима подготовка специалистов, способных к решению проблем в этой отрасли на основе новейших технологических «прорывов». Немаловажную роль в принятии решения об открытии фармакологического направления сыграло и то, что в Северо-Западном округе расположен Российский химико-технологический университет, который может оказывать помощь учащимся и педагогам в их деятельности.

В течение 2007/2008 учебного года в работе по направлению «Фармакология» приняли участие более 80 учащихся 8–11-х классов из 19 образовательных учреждений. В 2008/2009 учебном году количество образовательных учреждений, работающих по данному направлению, увеличилось до 34, а количество учащихся достигло почти 180 человек.

Проблему отсутствия эффективного отечественного производства стратегически важных фармпрепаратов учащиеся 8–11-х классов решают, опираясь на знания школьных предметов биологии и химии и дополнительные знания из области фармакологии, которые они получили, посещая в течение двух лет лекции в РХТУ. Тематика лекций – «Проблемы отечественной фармакологической отрасли», «Технология изготовления лекарственных форм», «Нанотехнологии в фармакологии и медицине», «Группы лекарственных препаратов», «Оценка качества лекарственных препаратов», «Основы биофармации» – была предложена педагогами, а их содержание разрабатывалось научными сотрудниками РХТУ с учетом  возраста слушателей.

С технологией изготовления фармпрепаратов и с новейшим технологическим оборудованием ребята знакомились на экскурсиях в РХТУ, на международной выставке последних достижений в области технологии производства современных лекарств «Фармтех-2008». Была также организована экскурсия во Всероссийский научно-исследовательский институт лекарственных и ароматических растений (ВИЛАР) – единственное в России научное учреждение, проводящее весь комплекс научных исследований лекарственных препаратов: от поиска биологически активных веществ, тестирования, доклинических, фармакологических и токсикологических исспытаний до разработки технологий получения лекарственных форм, создания сырьевой базы и разработки агротехнологий. Здесь разработано около 200 лечебных средств, что составляет значительную долю созданных в России растительных лекарственных препаратов.

С 2003 г. педагоги Северо-Западного округа под руководством Окружного методического Центра организуют дистанционные обучающие олимпиады по биологии (ДООБ). Темой ДООБ-2009 стала фармакология. В ней участвовали ученики 7–11-х классов из 12 школ округа. Проверка знаний не является основной целью такой олимпиады. Ее задачи: дать учащимся новые знания по предмету, в том числе и за рамками школьного курса; научить самостоятельно осуществлять поиск информации; осваивать и применять новые ИТ; формировать коммуникативные навыки ребят.

Олимпиада включала несколько туров: конкурс приветствий, обучающий тур, конкурсный тур. В качестве творческого задания учащимся было предложено разработать проект школьного аптекарского огорода и дать его обоснование. Для составления заданий олимпиады была сформирована творческая группа педагогов округа. Учащиеся впервые выполняли задания  в СДО Moodle, а проектировали аптекарский огород – в системе Wiki. В рамках олимпиады проводился дистанционный семинар для педагогов «Уроки и внеурочные занятия с фармакологическим содержанием», на котором учителя представляли свои методические разработки. Было представлено более 270 сообщений с примерами уроков и внеклассных мероприятий. Всего в олимпиаде соревновались команды из 57 населенных пунктов России и сопредельных стран.

С середины 1990-х гг. в округе организуются и проводятся ежегодные ученические конференции «Искатели» (для 5–9-х классов) и «Лидер» (для 10–11-х классов). Учителям был предложен ряд тем, связанных с фармакологией, которые были бы интересны школьникам. Многие темы предложили сами ребята, а учителя помогли сформулировать названия проектов, корректировали их выполнение.

Школьники 8–11-х классов выявляли особенности и проблемы существующей фармакологической отрасли: «Использование лекарственных препаратов в семьях» (ОУ № 1155), «Экономическое обоснование размещения фармакологического производства», «Российская фармакология вчера, сегодня, завтра» (ОУ № 70), «Фармакогнозия» (ОУ № 1519). Много работ было посвящено аудиту современных фармпрепаратов, в которых ребята давали рекомендации по их усовершенствованию: «Хининсодержащие препараты и их аналоги» (ОУ № 1943), «Отечественные поливитамины: за и против» (ОУ № 820), «Лечебные косметические средства» (ОУ № 69), «Новейшие лекарственные препараты для лечения сердечно-сосудистых заболеваний» (ОУ № 883, 1743), «Медикаментозное лечение костного аппарата человека» (ОУ № 1944), «Определение качества отечественных препаратов на примере ацетилсалициловой кислоты» (ОУ № 1747), «Скрытые мишени болеутоляющих лекарственных препаратов» (ОУ № 116), «Исследование фармакологической несовместимости мазей при несоблюдении технологии» (ОУ № 1010), «Профилактические инъекции школьников на примере дифтерийно-столбнячного анатоксина» (ОУ № 703), «Антибиотики» (ОУ № 1571), «Цитамины», «Алкалоиды» (ОУ № 821). В 2008 г. учащиеся школ № 70 и 821 успешно представляли свои проекты на выставках «Молодежная ЭКСПО» и «Московское образование» на ВВЦ. Работа «Цитамины» (ОУ № 821) заняла первое место на Московской конференции «Мы и биосфера».

Одной из форм работы учителей была организация участия школьников в ИКТ-проекте «Эпистемотека». Эпистемотека – это специальное пространство для коллективного мышления и построения новых, прорывных знаний, пространство применения особых, мыследеятельностных технологий и знаний. Образовательная цель эпистемотеки: 1) используя новейшие информационно-технические средства, включить учащихся в создание важнейших открытий, имеющих сегодня решающее значение для развития науки и культуры; 2) показать ребятам передовые рубежи современного знания и дать возможность двигаться по этим прорывным линиям эпистемического развития, обеспечить к ним доступ.

Схема работы в эпистемотеке предусматривает постановочный вопрос для исследования, на основе которого модератором (ведущим проекта) разрабатываются тексты с эпистемическим содержанием. Затем модератором инициируется дискуссия, результатом которой должно явиться разрешение проблемной ситуации. Темой проекта в эпистемотеке была выбрана проблема: «Возможна ли в России передовая отечественная фармакология?» Школьники пытались нарисовать «цикл жизни» лекарства, т.е. построить схему деятельности, которая разворачивается вокруг лекарственной формы в России. Предполагается, что на основе этой схемы возможно выявить проблемы отечественной фармакологии и разработать предложения по развитию этой важнейшей для жизни каждого человека отрасли.

Построена схема жизненного цикла лекарства

В помощь учителям при освоении ими этой новой формы работы проводились консультации. Сотрудники НИИ ИСРОО провели с учащимися  очные занятия, а также выездную организационно-деятельностную игру, совместную с педагогами.

В проектировании эффективного производства на сайте «Эпистемотека» активное участие приняли ребята из нескольких школ округа. В результате двухлетней работы  учащиеся построили схему жизненного цикла лекарства. На ее основе были выявлены проблемы российской фармакологической отрасли. Одной из них стала проблема мишени для лекарства, т.е. той структуры в организме, на которую направлено действие лекарства. 

Работа по решению данной проблемы будет продолжена в следующие годы. Направление «Фармакология» в рамках ШГК заявлено в плане работы Окружного Управления образования на предстоящий трехлетний период.

Результаты работ учащихся по фармакологии в 2007–2009 гг. представлялись на окружной выставке «Молодежная ЭКСПО на Северо-Западе-2009», а также на конференции «Партнерство образования, науки, промышленности, власти в развитии инновационного потенциала округа» с участием представителей органов власти, научных учреждений и промышленных предприятий.

Таким образом, работа ШГК помогает внедрению в содержание образования новейших знаний из разных областей науки, развитию у школьников теоретического мышления. Учащиеся работают, исходя из собственных интересов, связанных с их будущим профессиональным самоопределением, обучаются разным типам деятельности: исследовательской, проектной, конструкторской. Тематика работ актуальна, идея часто действительно «прорывная» и в научном, и в промышленном плане.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru