Я иду на урок

А. Н. Руднев

Обобщающее повторение по теме: «Тип Членистоногие»

Ход урока

Учитель. Мы закончили изучение темы «Тип Членистоногие», и сегодня нам предстоит обобщить изученный материал, привести знания в систему, чтобы подготовиться к контрольной работе. Но не только. Знания о представителях типа членистоногих в дальнейшем помогут вам осознать этапы эволюции жизни на Земле, ведь именно членистоногие (ракоскорпионы) были одними из первых животных, которые вышли на сушу. Но перед тем как приступить к выполнению заданий, вспомним общие особенности представителей этого типа.

I. Фронтальная беседа

Ключевые тезисы, которые должны быть сформулированы учащимися:

– членистоногие имеют билатерально-симметричное сегментированное тело и членистые конечности;

– тело покрыто плотной хитинизированной кутикулой (наружный скелет, его роль);

– сегменты разных частей тела членистоногих имеют разное строение: различают головной, грудной и брюшной отделы, которые в разных комбинациях сливаются друг с другом. Так, голова образована головной лопастью и четырьмя первыми сегментами тела. Число сегментов груди и брюшка сильно варьирует. Конечности могут преобразовываться в ротовые части, ходильные ноги, органы плавания, жабры, присоски, паутинные бородавки;

– дыхание легочное, трахейное или жаберное;

– нервная система членистоногих представлена головным мозгом и брюшной нервной цепочкой. Многие представители типа имеют хорошо развитые органы чувств: сложные фасеточные глаза, механорецепторы и хеморецепторы, органы слуха;

– подавляющее большинство членистоногих – раздельнополые животные, развитие часто проходит с метаморфозом;

– рост возможен только путем периодических линек;

– кровеносная система незамкнутая, с метамерным сердцем над кишечником.

II. Выполнение заданий

Работа в группах по 3–4 человека.

Задание 1. Вам выданы карточки с перечнем слов: осада, кожух, каркас, поводья, хурма, астрономия. Используя часть или все буквы этих слов в любом сочетании, найдите зашифрованные в каждом слове названия представителей типа членистоногих и укажите, к каким классам они относятся. (Ответ: оса, жук, рак, овод, муха, омар.)

Задание 2. На столах у каждой группы имеется натуральный раздаточный материал: речной рак, скорпион, оса (или майский жук), клещ *.

Из предложенных объектов на основе особенностей внешнего строения выберите представителя класса насекомых. Свой выбор поясните.

(Ответ: оса или майский жук, так как они имеют характерные признаки представителей класса насекомых:

– три отдела тела: голова, грудь и брюшко;
– три пары ходильных конечностей;
– одна пара усиков.)

Дополнительный вопрос группам и организация межгрупповой дискуссии: к каким классам типа членистоногих относятся оставшиеся представители, почему?

Задание 3. Биологические задачи.

• Почему во время линьки речной рак не питается?

(Ответ:

– уязвим для хищников;
– возникают трудности с передвижением, т.к. мягкий «скелет» плохо выполняет опорную функцию для мышц;
– кроме внешнего заменяется и внутренний слой хитина мускульного желудка, и нет возможности для перетирания пищи.)

• Представьте себя врачом-анестезиологом, дающим пациенту наркоз. Вам необходимо усыпить насекомое. Как вы это сделаете, если у вас есть вата и медицинский эфир?

(Ответ: так как у насекомых трахейное дыхание, то смоченную в эфире вату нужно подносить не ко рту, а обмотать ею брюшко.)

• Прогуливаясь в лесу, вы обнаружили на ноге присосавшегося клеща. Какой будет последовательность ваших действий? Какие меры предосторожности вы предпримете во время следующей прогулки?

После выполнения заданий заслушиваются доклады учащихся.

Темы докладов (например, «Клещи – переносчики возбудителей трансмиссивных болезней: энцефалита, боррелиоза, геморрагической лихорадки», «Паразитические формы клещей: чесоточный клещ») предлагаются группам за 10–14 дней до проведения урока.

III. Индивидуальная работа

Учитель. Чтобы точнее оценить вашу индивидуальную работу на уроке и выявить пробелы знаний, которые необходимо ликвидировать до проведения контрольной работы, позанимаемся на биологическом тренажере.

Учащимся раздаются задания и таблица, в которую нужно вписать номера правильных ответов.

А. Деление тела на отделы.

1. Голова, грудь, брюшко.
2. Головогрудь и брюшко.

Б. Наличие усиков.

1. Имеют две пары усиков.
2. Имеют одну пару усиков.
3. Усиков не имеют.

В. Количество ног.

1. Четыре пары.
2. Более десяти пар.
3. Три пары.

Г. Особенности питания.

1. Всеядны, могут поедать падаль, иногда ловят живую добычу.
2. Питаются растениями.
3. Хищники, питаются исключительно живой добычей.

Д. Особенности пищеварения.

1. Предварительное переваривание пищи происходит вне организма.
2. Пища перетирается в желудке, имеющем хитиновые зубцы.
3. Пища переваривается в желудке, состоящем из двух отделов: в более крупном пища перетирается, в меньшем – процеживается через пластинки с волосками.

Е. Органы дыхания.

1. Дышат растворенным в воде кислородом при помощи жабр.
2. Дышат атмосферным воздухом при помощи трахей.
3. Дышат атмосферным воздухом при помощи легочных мешков и двух пучков трахей.

Ж. Органы зрения.

1. Пара сложных фасеточных глаз с мозаичным зрением.
2. Несколько пар простых глазков.

З. Откладка яиц.

1. Отложенные яйца самка прикрепляет к ножкам брюшка и носит их с собой до вылупления молоди.
2. Самка откладывает яйца в кокон среди листвы или под корой деревьев.
3. Самка откладывает яйца в почву.

И. Тип развития.

1. Развитие прямое, протекает без превращения.
2. Развитие непрямое, протекает с превращением.

Оценка работы:

одна ошибка – «5»;
три ошибки – «4»;
правильно 50% – «3»;
правильно менее 50% – «2».

Ответы.

Проверка работы может осуществляться как учителем, так и по ключу самими учащимися (взаимопроверка или проверка более сильными учениками).

IV. Домашнее задание

Объем и содержание определяется для каждого ученика индивидуально на основе его деятельности на уроке.


* Собрать подобный раздаточный материал и работать с ним довольно сложно. Использование изображений в данном случае кажется более предпочтительным. – Прим. ред.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru