Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №21/2009

Экология

И. А. Колесникова

Городские школьники и природа

Как известно, урбанизация не способствует общению современных городских школьников с природой. Для подавляющего большинства из них эта составляющая нашей жизни не является значимой. В этом мы еще раз убедились, проведя  анкетирование  учащихся 8–9-х классов школ № 1, 8, 30 и 32 г. Костромы (всего 211 человек).

Респондентам предлагалось ответить на 12 вопросов, выбрав ответ из предложенных вариантов (в скобках указано количество учащихся, выбравших данный ответ).

1. Как часто ты бываешь на природе?

1 раз в неделю (44); 1 раз в месяц (53); чаще 1 раза в неделю (73); реже 1 раза в месяц (39).

2. Где чаще всего ты бываешь на природе?

В лесу (52); возле дома (63); в парке (37); на даче (66).

3. Чем обычно ты занимаешься на природе?

Рыбалкой, охотой (26); сбором грибов и ягод (26); работаю в огороде, в саду (30); гуляю или иду в поход (101).

4. Что это тебе дает?

Возможность любоваться красотой природы (66); общаться с друзьями (94); преодолевать препятствия (11); получать новые знания (19); делать запасы на зиму (14).

5. С кем ты чаще проводишь время на природе?

С друзьями (98); с родными (97); с педагогом-наставником (1).

6. Есть ли у тебя дома животные?

Да (144); нет (30); нет, но очень бы хотелось (37).

7. Принимаешь ли ты участие в уходе за животными?

Постоянно, мне это нравится (80); не принимаю, так как мне это неинтересно (12); время от времени, когда меня просят домашние (58); у меня их нет (58).

8. Много ли у тебя дома комнатных растений?

Вообще нет (16); несколько (73); очень много (122).

9. Принимаешь ли ты участие в уходе за растениями?

Постоянно, мне это нравится (30); не принимаю, так как мне это неинтересно (40); время от времени, когда меня просят домашние (124); у меня их нет (16).

10. Приходилось ли тебе принимать участие в акциях по озеленению школы, города?

Да, очень понравилось и хотелось бы еще (31); я никогда этого не делал (104); нет, я считаю это пустой тратой времени (29); нет, но заставляют (47).

11. Хотел бы ты в будущем получить профессию, связанную с природой?

Я бы хотел получить профессию ветеринара (25); эколога (4); геолога (6); агронома (2); в области туризма (39); не хотел бы связывать свою профессию с природой (134).

12. Считаешь ли ты, что каждый человек должен заботиться о природе?

Да, я считаю, что это дело каждого человека (152); это дело любителей и профессионалов (58).

Оказалось, что примерно половина опрошенных школьников бывают на природе достаточно часто – раз в неделю и чаще, причем места пребывания весьма разнообразны. Больше всего времени подростки проводят на даче, что, видимо, связано с  работами в саду или в огороде и возле дома.

Многие из опрошенных (47%) предпочитают общение с друзьями на природе (прогулки или походы). Духовно-эстетическое общение с природой, любование ее красотой занимают второе место в этих отношениях (32%). Меньше всего в общении с природой подростков привлекают мероприятия, направленные на ее изучение (9%), преодоление природных препятствий (5%) и сбор даров природы (7%).

Более половины опрошенных школьников содержат дома животных (68%) и почти все имеют комнатные растения (92%). Однако предпочтение отдается уходу за домашними питомцами (38%). Видимо, при общении с животными подростки получают больше позитивных эмоций, поднимается настроение, успокаивается душа.

В сознании далеко не всех подростков сформирована идея о личной значимости каждого  в деле сохранения природы. 49% школьников никогда не принимали участия в акциях озеленения города и пришкольной территории, а 19% считают это пустой тратой времени.

К сожалению, в школе мало времени отводится экологическому образованию и  воспитанию учащихся непосредственно в природе. Но такая работа по силам внешкольным объединениям юных натуралистов.

Исследование природы – познавательная деятельность человека, направленная на раскрытие тайн и загадок окружающего мира. Изучая природу, человек взаимодействует с ней, при этом происходят усвоение культурных ценностей и социальных норм, саморазвитие и самореализация человека в обществе. Поэтому исследование природы можно рассматривать как фактор воспитания личности.

Работа внешкольных объединений юных натуралистов обычно подразделяется на два сезона: зимний и летний. В зимний период (с октября по апрель) идет в основном подготовка к летнему сезону, участие в различного рода конференциях, олимпиадах, конкурсах. Подготовительный период предполагает следующие этапы исследования:

• выбор направления и темы исследования;
• ознакомление с научной проблемой и с объектом исследования по литературным источникам;
• постановка целей и формулировка задач исследования;
• ознакомление с возможными методиками исследования и выбор среди них оптимальных;
• подготовка снаряжения и научного оборудования;
• выбор маршрута проведения исследований;
• апробирование методик работы и при необходимости внесение в них корректировок.

Летний период может включать как отдельные полевые выходы, так и длительные исследовательские экспедиции. В них дополняются и закрепляются знания ребят по различным предметам; развивается исследовательская компетентность; формируется образ родного края, осознаются его проблемы и собственная польза при решении социально значимых задач; воспитывается любовь к родине.

После завершения сбора первичной информации проводят обработку результатов исследований: систематизацию и обработку коллекционного материала, образцов и проб; представление полученных данных в форме таблиц и графиков; статистическую обработку данных. Результаты исследовательской работы могут быть оформлены в виде научного доклада, статьи, заявки на грант или итоговой аттестационной работы.

Так осуществляется процесс воспитания школьника не просто познающего природу, а юного исследователя, способного увидеть новые грани обыденных явлений и фактов, раздвинуть привычные рубежи человеческих знаний, преобразовывающего окружающий мир.

Это преобразование, в частности, может включать сельскохозяйственную деятельность по возделыванию агрокультур и разведению сельскохозяйственных животных. Это поможет воспитанию грамотных работников сельского хозяйства. Не случайно с конца 1990-х гг. во многих регионах России началось возрождение уже подзабытой практики воспитания школьников в трудовых объединениях, свойственной началу 1950-х гг.

Трудовые объединения школьников решают комплекс социально-педагогических задач, связанных с освоением учащимися ценностей в сфере экономических отношений, профессиональным самоопределением, овладением способами решения производственных задач, включением в трудовую деятельность и в возникающие в ней отношения со взрослыми и сверстниками, установлением социального контроля над несовершеннолетними, обеспечением их законными способами заработка. Преобразуя внешнюю природу, человек вместе с тем преобразует и свою собственную.

От природы можно брать не только материальные блага, но и духовные. Сама природа – это первооснова всякой красоты. Общение с природой носит созерцательно-эстетический характер, формирует комплекс морально-нравственных ценностей.

И, наконец, еще одно направление взаимодействия человека с природой – туризм. Это  преодоление себя в природных условиях в походах, экспедициях. В этой работе тоже существует сезонность. Зимний период предполагает подготовку к летнему сезону: работа в архивах, библиотеках, разработка исследовательского инструментария. Летний сезон – это время походов. Поход обладает рядом воспитательных возможностей: улучшение межличностных отношений, формирование нравственных качеств (ответственность, взаимопомощь), расширение кругозора участников, формирование ценностного отношения к природе и историческому наследию.

Туристско-краеведческая деятельность дает знания о родном крае и на примерах истории малой родины позволяет формировать и развивать у подрастающего поколения России чувства патриотизма и гражданственности.

Выполняя краеведческие задания, проводя поисковую работу в походах, экспедициях, ребенок не просто пополняет свои знания, а включается через общение с другими людьми в сложный мир человеческих отношений, выполняет различные социальные роли, и чем богаче мир, окружающий ребенка, тем богаче и разнообразнее его личность.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru