Олимпиады, викторины, конкурсы, кроссворды

В. В. Пасечник ;
А. М. Рубцов ;
Г. Г. Швецов

Методические рекомендации по разработке олимпиадных заданий

Методические рекомендации (МР) подготовлены Центральной предметно-методической комиссией по биологии для оказания помощи методическим комиссиям и жюри при составлении заданий для школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по биологии в субъектах Российской Федерации в 2009/2010 г. Рекомендации составлены в соответствии с действующим Положением о Всероссийской олимпиаде школьников, утвержденным приказом Минобрнауки России № 286 от 22 октября 2007 г.

Мы публикуем лишь некоторые разделы Методических рекомендаций.

Полностью работу можно просмотреть на сайте http://bio.rusolymp.ru/default.asp?trID=1478

Общие положения

• Согласно Положению, основными целями и задачами Всероссийской олимпиады являются выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганда научных знаний. Олимпиада проводится в четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный и заключительный.

• Организаторами Олимпиады на школьном этапе являются образовательные организации, а на муниципальном этапе – органы местного самоуправления муниципальных и городских округов в сфере образования. Методическое обеспечение проведения Олимпиады осуществляют предметно-методические комиссии, создаваемые организаторами соответствующих этапов.

• Школьный и муниципальный этапы Олимпиады проводятся по заданиям, разработанным предметно-методической комиссией муниципального этапа Олимпиады, с учетом настоящих методических рекомендаций.

• При составлении заданий важно помнить, что в школьном этапе Олимпиады принимают участие обучающиеся 5–11-х классов средних общеобразовательных учреждений, желающие участвовать в Олимпиаде, а в муниципальном этапе – обучающиеся 7–11-х классов – победители и призеры школьного этапа Олимпиады текущего учебного года.

• Школьный и муниципальный этапы Олимпиады по биологии являются соревнованием учащихся средних общеобразовательных учебных заведений. Содержание заданий проверяет знания школьников и их умение решать биологические проблемы, проводить простейшие научные эксперименты. 

В основе содержания заданий должны лежать нормативные документы, регламентирующие обязательный минимум содержания общего среднего и среднего полного образования – Государственный образовательный стандарт и программно-методические материалы, утвержденные Министерством образования и науки Российской Федерации.

Для подготовки заданий повышенной сложности могут быть использованы и другие учебно-методические и справочные пособия, допущенные или рекомендованные к использованию в учебном процессе компетентными органами управления образованием Российской Федерации. Основная цель введения таких заданий – ориентация участников олимпиады на содержание заданий последующих этапов Всероссийской олимпиады. Постепенное усложнение заданий регионального и заключительного этапов Олимпиады обусловлено необходимостью постепенного отбора наиболее сильных школьников для резерва национальной команды на международную олимпиаду текущего года. Минимум содержания заданий Международной биологической олимпиады (МБО) отражен в Положении о данном соревновании (http://www.ibo-info.org/pdf/IBO_Guide16_ru.pdf).

• Проверку выполненных олимпиадных заданий осуществляют жюри соответствующих этапов Олимпиады. Победители и призеры всех этапов Олимпиады определяются на основании результатов участников, которые заносятся в итоговую таблицу результатов, представляющую собой ранжированный список участников, расположенных по мере убывания набранных ими баллов. Участники с равным количеством баллов располагаются в алфавитном порядке.

Подготовка методической базы Олимпиады

Подготовка Олимпиады включает два направления деятельности – создание материальной базы Олимпиады и создание методической базы Олимпиады.

За подготовку методической базы отвечает методическая комиссия Олимпиады в лице специалистов рабочей группы, которая начинает работу после закрытия предыдущей Олимпиады до объявления новой, очередной, Олимпиады.

Подготовка к новой Олимпиаде ведется с учетом опыта предыдущей, а содержание отчета является отправной точкой для перспективного планирования деятельности рабочей группы, которая осуществляется в виде последовательности взаимосвязанных этапов.

На первом этапе уточняются принципы и подходы к построению содержания конкурсных мероприятий олимпиады. Затем начинается формирование содержания конкурсных заданий Олимпиады и в первую очередь устанавливается объем теоретических и практических знаний, которыми должны владеть участники. Для этого используются программно-методические материалы, в которых раскрывается обязательное базовое содержание образовательной области и требования к уровню подготовки выпускников основной и средней школы по биологии. Далее анализируется содержание предметной области «Биология» с целью определения полного объема биологической информации, которая будет использована для составления заданий.

Только после такой предварительной процедуры специалисты методической комиссии приступают к разработке конкурсных заданий.

Председатель методической комиссии раздает поручения по разработке заданий специалистам методической комиссии и назначает сроки их выполнения. После этого осуществляется взаимное (внутреннее – специалистами методической комиссии) рецензирование разработанных заданий, после которого они дорабатываются авторами. При необходимости председатель методической комиссии отдает все задания или их часть на внешнюю рецензию независимым специалистам, не связанным с Олимпиадой, замечания и предложения которых рассматриваются на очередном заседании комиссии.

Для каждой новой Олимпиады разрабатываются оригинальные, новые по содержанию задания. В число конкурсных включают отдельные задания предыдущей олимпиады, решение которых вызвало у участников наибольшие затруднения.

Обращаем внимание, что Всероссийская олимпиада школьников по биологии на региональном и заключительном этапе проводится в два тура: теоретический и практический. Поэтому при проведении школьных и муниципальных этапов олимпиады также следует стремиться к организации и проведению обоих туров, а не ограничиваться одним теоретическим!

Требования к заданиям теоретического тура

– Задания для проведения теоретического тура школьного и муниципального этапов олимпиады по биологии необходимо готовить в тестовой форме закрытого типа, что повышает объективность оценивания конкурсантов и позволяет охватить больший объем контролируемых элементов знаний;

– задания следует ориентировать на уровень теоретических знаний, установленный программно-методическими материалами, в которых раскрывается обязательное базовое содержание образовательной области «Биология» и требования к уровню подготовки выпускников основной и средней школы по биологии;

– форма заданий должна быть такой, чтобы на решение каждого участник тратил минимальное время;

– задания должны быть написаны понятно, доходчиво и лаконично и иметь однозначные решения (ответы);

– в заданиях выбора (деструкторах тестового задания) для маскировки правильного ответа должны быть использованы только реально существующие термины, понятия и формулировки, составляющие предметную область «Биология»;

– задания следует разнообразить по форме и содержанию, однако задания в блоке желательно группировать по типам;

– в заданиях следует использовать фактологический материал местного, регионального, национального и глобального уровней.

Требования к заданиям практического тура

– Задания практического тура, с одной стороны, следует ориентировать на уровень практических знаний, установленный программно-методическими материалами, в которых раскрывается обязательное базовое содержание образовательной области и требования к уровню подготовки выпускников основной и средней школы по биологии, а с другой стороны, ориентировать на потенциальное содержание регионального и заключительного этапов Всероссийской олимпиады;

– уровень сложности заданий должен быть таким, чтобы на их решение в каждом из кабинетов (при наличии минимального опыта) участник тратил не более одного академического часа (45 мин);

– в целях экономии времени в процессе проверки результатов выполнения работ в кабинетах следует продумать формы фиксации результатов конкурсантами на бланках ответов, т.е. желательно использовать задания с закрытыми формами фиксации результатов.

Разработка заданий

Цель первого тура – определение уровня теоретической подготовки участников олимпиады. Однако такая цель не совсем точно отражает содержание тура, особенности которого в первую очередь определяются спецификой применения тестовых заданий. Использование тестовых заданий для соревнований имеет известные преимущества, главным из которых является возможность за относительно короткий временной интервал проверить теоретические знания участников олимпиады.

Тестовый контроль позволяет быстро проверить уровень знаний учащихся, выявить материал, который был плохо ими усвоен, т.е. дает учителю возможность оперативно установить обратную связь и при необходимости не только оценить работу учащихся, но и внести коррективы в методику изучения учебного материала. Многие учителя считают, что тестовый контроль недостаточно объективен, так как существует вероятность угадывания учеником правильного ответа. Действительно, ученик может угадать правильный ответ в тесте, но вероятность угадывания можно свести к минимуму, если тестовые задания будут корректно составлены.

Во-первых, важно, чтобы в тесте было как минимум четыре варианта ответов. В этом случае вероятность угадывания будет составлять не более 25% и, следовательно, с каждым новым тестом процент вероятности угадывания будет уменьшаться.

Во-вторых, вопрос теста должен быть четко сформулирован и предусматривать однозначный и конкретный ответ.

В-третьих, все варианты ответов должны быть сформулированы в одном стиле, были корректными и правдоподобными по содержанию.

Очень важен обсчет результатов тестирования. Методика обсчета должна учитывать сложность теста (задания) и нацеливать учащихся на поиск правильного ответа, а не на попытку угадать его.

Основная цель второго, практического, тура – определение уровня подготовленности участников к осуществлению практической деятельности в сфере биологии.

Этот тур позволяет более объективно оценить знания участников олимпиады и выявить сильнейших. Учащиеся должны показать умения работы с микроскопом, морфологического описания растений, приготовления микропрепаратов, проведения простейших экспериментальных исследований. Задания практического тура разрабатываются методическими комиссиями исходя из имеющейся материальной базы.

Учитывая, что уровень подготовки учащихся разных классов отличается, организаторы могут провести участников разных возрастных групп через разное количество этапов практического тура.

Так, девятиклассники соревнуются в умении проводить исследования в трех обязательных кабинетах: «Морфология растений», «Зоология беспозвоночных», «Гистология. Ткани и стадии эмбриогенеза».

Учащиеся 10-х и 11-х классов обязательно демонстрируют умения проводить исследования в кабинете «Анатомия растений». Кроме того, в зависимости от материальной базы им могут быть предложены задания в кабинетах: «Зоология позвоночных», «Физиология растений», «Цитология», «Анатомия и физиология человека», «Микробиология». Задания в кабинетах «Биохимия» или «Молекулярная биология», а также «Генетика» могут быть предложены учащимся 11-х классов.

После создания массива конкурсных заданий методическая комиссия приступает к корректировке и уточнению критериев и показателей оценки их выполнения. Разработка заданий завершается их экспертизой. Оценка качества конкурсных заданий должна быть проведена не менее чем тремя специалистами.

В итоге методической комиссией создается пакет методических материалов для проведения Всероссийской олимпиады школьников по биологии, содержащий:

– комплекты заданий теоретического тура;
– пустые бланки ответов на задания теоретического тура (матрицы);
– ответы на задания теоретического тура;
– примерные задания для поведения практического тура;
– методические рекомендации для проведения соответствующего этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии;
– примерный перечень оборудования для проведения практического тура.

Рекомендуемое количество заданий и их оценивание

Примерное количество заданий теоретического тура для школьного этапа представлено в таблице 1 исходя из длительности тура в 2 часа (120 мин).

Примерное количество заданий теоретического тура для муниципального этапа представлено в таблице 2 исходя из длительности тура в 3 часа (180 мин).

Таблица 1. Количество заданий теоретического тура для школьного этапа

Комплект

Часть I

Часть II

Часть III

Часть IV

6-й класс

10

5

5

1

7-й класс

15

5

10

1

8-й класс

20

5

10

2

9-й класс

25

10

15

2

10-й класс

30

10

15

3

11-й класс

35

10

20

5

Таблица 2. Количество заданий теоретического тура для муниципального этапа

Комплект

Часть I

Часть II

Часть III

Часть IV

7-й класс

20

5

5

1

8-й класс

30

5

10

2

9-й класс

40

10

15

3

10-й класс

50

10

20

4

11-й класс

60

15

25

5

Задания части I. Участникам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать, определяется из расчета 1 балл за каждое тестовое задание. Индекс ответа, который конкурсант считает наиболее полным и правильным, должен быть указан в матрице ответов.

Задания части II. Участникам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать за данную часть, определяется из расчета 2 балла за каждое тестовое задание. Индекс ответа, который конкурсант считает наиболее полным и правильным, должен быть указан в матрице ответов.

Задания части III. Участникам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо не согласиться. В матрице ответов конкурсанты должны указать вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать, определяется из расчета 1 балл за правильный ответ на каждое суждение.

Задания части IV. Участникам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать, указано для каждого задания индивидуально. Конкурсанты должны заполнить матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

Матрица ответов
на задания теоретического тура ________________ этапа
Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 2009/2010 уч. год
___________ класс (максимально 68 баллов)

Часть I. (макс. 25 баллов, по 1 баллу за каждый верный ответ) ________ баллов

Часть II. (макс. 20 баллов, по 2 балла за каждый верный ответ)  ______ баллов

 

Часть III. (макс. 15 баллов) ___________ баллов

Часть IV. (макс. 8 баллов) ___________ баллов

1. (макс. 4 балла)

2.  (макс. 4 балла)

Проверил Ф.И.О.  _________________

Перепроверил Ф.И.О.     _________________                    Итого ______________ баллов

Оценивание заданий практического тура

На практическом туре учащиеся должны показать умения работы с микроскопом, морфологического описания растений, приготовления микропрепаратов, проведения простейших экспериментальных исследований.

Уровень сложности заданий должен быть таким, что на их выполнение в каждом из кабинетов участник затрачивал бы не более одного академического часа (45 мин). Работа в каждой лаборатории оценивается максимум в 20 баллов.

Оценивание работы в целом. Определение итогового рейтинга

По результатам конкурсных работ по каждой параллели (7–11-е классы) выстраивается итоговый рейтинг конкурсантов, определяемый по сумме равновзвешенных баллов, набранных участниками во время теоретического и практического туров.

Равновзвешенные баллы за каждый из двух туров определяются путем пересчета набранных абсолютных баллов к 100% от максимально возможного количества баллов, которое можно было набрать за соответствующий тур.

Для этого вводятся коэффициенты, которые рассчитываются путем деления максимального количества баллов, которое можно набрать за тур (отдельно за теоретический и практический), на 100%. Например, пусть по итогам теоретического тура максимально можно набрать 159 баллов, тогда коэффициент для пересчета будет равен 1,59, а для практического тура (при максимально возможных 80 баллах) коэффициент составит 0,80.

Разделите абсолютные баллы, набранные участником в соответствующих турах, на рассчитанные коэффициенты – вы получите равновзвешенные результаты отдельно для теоретического и практического туров. Сложите равновзвешенные результаты обоих туров – вы получите результат по каждому участнику и сможете составить итоговый рейтинг. При такой методике подсчета результатов максимальное количество баллов, которое могут набрать участники по всем параллелям, всегда будет составлять не более 200 баллов.

Определение итогового рейтинга на основе равновзвешенных баллов по итогам теоретического и практического тура позволяет выровнять значимость обоих туров, выявить наиболее подготовленных конкурсантов и сформировать соответствующий контингент участников для следующего этапа олимпиады!

Дополнительная информация

Задания Всероссийской олимпиады школьников по биологии прошлых лет, а также методические рекомендации по их проверке и оценке публикуются в разделе «Биология» портала www.rusolymp.ru.

Официальный сайт Международной биологической олимпиады www.ibo-info.org.

Региональный сайт Всероссийской олимпиады школьников (Московская обл.) по биологии, химии, географии и экологии – www.olimpmgou.narod.ru.

Центральная предметно-методическая комиссия по биологии – glebec13@mail.ru.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru