Олимпиады, викторины, конкурсы, кроссворды

Составитель: М. Т. Генгин

XXIV Всероссийская олимпиада школьников по биологии (региональный этап, 2008 г.)

Окончание. См. № 1, 2 /2010

Задания практического тура

Ответы на выполненные задания участники вносят в специальные листы.

9-й класс

Морфологическое описание растений

Сделать описания двух экземпляров растений по предлагаемому плану. (В скобках указаны баллы за два правильных ответа. Максимальное количество баллов – 20.)

План описания

1. Жизненная форма растения (4,0).
2. Подземные органы (2,0).
3. Побеги:

– по функциям (0,25);
– по структуре (0,25);
– по положению в пространстве (0,25).

4. Стебель: форма и опушение (1,0).
5. Листорасположение (0,75).
6. Лист:

– черешковый, сидячий (0,25);
– наличие прилистника (0,25);
– простой, сложный (0,25);
– жилкование (0,25).

7. Тип соцветия (2,25).
8. Характеристика цветка (2,0).
9. Формула и диаграмма цветка (2,25).
10. Определите растение и семейство, к которому оно относится (4,0).

Зоология беспозвоночных

Выясните систематическое положение пяти особей (1, 2, 3, 4, 5) членистоногих, вписав для каждой из них русские названия таксонов. (В скобках указаны баллы за 5 правильных ответов. Максимальное количество баллов – 20.)

1. Тип (1,25).
2. Класс (1,25).
3. Отряд (2,5).
4. Семейство (5).
5. Род (2,5).
6. Вид (2,5).    
7. Внесен в Красную книгу Пензенской области на 2005 г. (2,5).
8. Вредитель сельского хозяйства, леса (2,5).

Гистология

Определите 5 предложенных вам микропрепаратов, т.е. определите ткань или стадию эмбриогенеза и укажите ее характерные особенности, позволившие вам сделать свой вывод. (В скобках указаны баллы за 5 правильных ответов. Максимальное количество баллов – 20.)

1. Ткань или стадия эмбриогенеза (10).
2. Характерные особенности (9).
3. Техника работы с микроскопом (1).

10–11-е классы

Анатомический анализ органов растений

Оборудование и объекты исследования: микроскоп, предметные и покровные стекла, лезвия, препаровальные иглы, йод, спирт, раствор флороглюцина, концентрированная соляная кислота, фильтровальная бумага, части исследуемых органов растений (например, сердцевина бузины или кусочки клубня картофеля), стакан с водой.

Ход работы

1. Приготовьте поперечный срез предложенного вам растительного объекта, соблюдая правильную методику и технику.
2. Зарисуйте срез и обозначьте составляющие его ткани, используя наиболее подходящие коды.
3. Определите орган растения, который вы исследовали.
4. Укажите систематическое положение изучаемого растения. Ответ обоснуйте.

Коды для обозначения анатомо-систематической характеристики исследуемого среза, органа растения и его систематического положения

01. Верхний эпидермис

26. Эндодерма

02. Ризодерма

27. Пропускные клетки эндодермы

03. Нижний эпидермис

28. Перицикл

04. Устьице

29. Флоэма

05. Столбчатая ассимиляционная паренхима

30. Ксилема

06. Губчатая ассимиляционная паренхима

31. Сердцевина

07. Ассимиляционный складчатый мезофилл

32. Пучковый камбий

08. Мезофилл листа однодольного растения

33. Межпучковый камбий

09. Гиподерма

34. Сердцевинный луч

10. Мезофилл листа папоротника

35. Годичное кольцо

11. Водоносные (гиалиновые) клетки мха

36. Воздухоносная полость

12. Моторные клетки

37. Основная паренхима

13. Друзы

38. Коллатеральный пучок

14. Склереиды

39. Биколлатеральный пучок

15. Рафиды

40. Концентрический пучок

16. Цистолит

41. Радиальный пучок

17. Жилка листа

42. Пластинки ассимиляторы листа мха

18. Пробка

43. Корень

19. Кора

44. Лист

20. Пластинчатая колленхима

45. Стебель

21. Уголковая колленхима

46. Тип Моховидные

22. Смоляной ход

47. Тип Папоротниковидные

23. Склеренхима

48. Тип Голосеменные

24. Экзодерма

49. Тип Покрытосеменные

25. Эпиблема

50. Класс Однодольные

Анатомия растений

(В скобках указаны баллы за каждый правильный ответ. Максимальное количество баллов – 20.)

Название тканей и их комплексов

1. Покровные ткани:

– эпидермис (0,5);
– пробка (0,5);
– корка (0,5).

2. Кора:

– колленхима (0,5);
– паренхима (0,5);
– эндодерма (0,5).

3. Центральный цилиндр:

– перицикл (1);
– флоэма (0,5);
– мягкий луб (0,5);
– твердый луб (0,5);
– камбий (0,5);
– сосуды (0,5);
– волокна (1,0);
– основная паренхима (1,0).

4. Сердцевина (0,5).

5. Тип (схема) проводящего пучка (1,0).

6. Название органа растения (5,0).

7. Тип и класс семенных растений, к которым относится изучаемый объект (5,0).

Разделение пигментов методом тонкослойной хроматографии

(В скобках указано количество баллов за каждый правильно выполненный этап задания. Максимальное количество баллов – 20.)

Оборудование и материалы: спиртовая вытяжка, химический стакан, капиллярная трубка, хроматографическая пластинка, колбочка со спиртом.

Ход работы

1. На хроматографической пластинке на расстоянии 1 см от основания проведите простым карандашом стартовую линию (без нажима, чтобы не повредить хроматографический слой). С помощью микрокапилляра на эту линию по каплям в ряд нанесите спиртовую вытяжку. После полного высыхания процедуру нанесения спиртовой вытяжки повторите 8–10 раз. Далее хроматографическую пластинку поместите в химический стакан, в который предварительно налейте 2 мл спирта. Стакан накройте чашкой Петри. Работа проводится до четкого разделения пигментов. (8.)

2. После разделения пластинку извлечь из стакана, вклеить в рамку на оценочном листе, перечислить все основные и вспомогательные пигменты фотосинтеза и стрелками указать их расположение на хроматограмме. (3.)

3. Объясните, почему пигменты располагаются на разных уровнях. (3.)

4. Почему пигменты имеют различную окраску? (4.)

Зоология позвоночных

Изучите животных и определите их систематическое положение. (В скобках указаны баллы за все правильные ответы. Максимальное количество баллов – 20.)

Оборудование: набор из 5 тушек мелких млекопитающих (птиц, рыб, земноводных, пресмыкающихся) и их черепов.

1. Определить животное (2,5):

– отряд;
– семейство;
– вид.

2. Определить по особенностям строения клюва, нижних конечностей характер питания. Указать место в трофической цепи (7,5).
3. По строению тела определить образ жизни или принадлежность к определенной экологической группе (10).

Анатомия и цитология

(В скобках указаны баллы за правильные ответы по двум образцам костей и четырем электронным микрофотографиям. Максимальное количество баллов за оба задания – 20.)

А. Определите, к каким отделам скелета относятся предлагаемые вам кости. Дайте им название. Опишите строение и функции.

1. Название кости (1).
2. Отдел скелета (1).
3. Строение (5).
4. Функции (3).

Б. Определите, какие структуры клетки представлены на 4 электронных микрофотографиях.

1. Клеточная структура (4).
2. Функции (6).              

Биохимия

Определение биомолекул с помощью качественных реакций.

Используя в качестве реагентов только растворы CuSO4, NaOH и I2, определите, в какой из 4 склянок находятся: раствор овальбумина, раствор крахмала, раствор виноградного сахара, раствор сахарозы.

Составьте план эксперимента, внося в ячейки таблицы соответствующий реактив(ы).

Результаты опытов внесите в таблицу. (Максимальное количество баллов – 20.)

Вещество

Реактив
(схема эксперимента)

Нагревание
(да/нет)

Наблюдения и ваши объяснения результатов опыта

№ склянки

Биологическая роль идентифицированных веществ

Баллы

Овальбумин

 

 

 

 

 

4

Крахмал

 

 

 

 

 

2

Виноградный
сахар

 

 

 

 

 

4

Сахароза

 

 

 

 

 

4

Составление плана эксперимента

6

Анализ результатов олимпиады

Анализ результатов теоретического тура

Авторы заданий детально проанализировали результаты теоретического тура по каждому заданию, включая отдельные разделы (растения, животные, человек), и по каждому участнику Олимпиады, что позволило каждому ученику оценить свои знания в сравнении с другими участниками Олимпиады. В сводных таблицах были отражены набранные каждым участником баллы и соответственно степень полноты выполнения задания в процентах, которая колебалась в очень широких пределах: от 15% до 86%. Средние данные по выполняемости заданий по классам свидетельствуют в целом об удовлетворительной подготовленности учеников – участников Олимпиады к теоретическому туру.

Анализ результатов практического тура

Задания практического тура олимпиады предполагали наличие двух составляющих: знание теоретического материала и умение проводить несложные исследования, пользуясь теми или иными препаратами, владея техникой химического эксперимента (задание по биохимии и физиологии растений) и умение работать с микроскопом.

Приведем основные слабые стороны практической подготовки участников Олимпиады по разделам.

Морфология растений

– слабое представление о подземных, репродуктивных органах растений;
– неумение определять семейство, род, вид растений.

Анатомия растений

– неумение готовить микропрепараты органов растений;
– смешение понятий «покровная ткань», «кора»;
– в большинстве случаев отсутствуют навыки работы с микроскопом.

Физиология растений

– слабые знания о видах растительных пигментов и их функциях;
– не владеют методическими приемами в проведении опыта по разделению пигментов бумажной хроматографией.

Зоология

– затруднения в описании образа жизни животных по особенностям строения тела;
– слабое знание видов позвоночных животных.

Анатомия, гистология, цитология

– слабые знания по гистологии, что не позволяет ученикам отличать кровь, например, лягушки от крови человека;
– затруднения в идентификации клеточных структур, представленных на микрофотографиях и слабые знания их функций;
– недостатки в знаниях по строению костей скелета человека.

Задания по биохимии

– отсутствие навыков работы в химической лаборатории: нагревание на спиртовке, работа с реактивами (11-й класс);
– не знают простейших качественных реакций на биомолекулы (сахароза, глюкоза, белок, даже крахмал);
– путают понятия «строительная», «запасающая» функции;
– очень низкие знания в области биохимии, молекулярной биологии.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru