Копилка опыта

Г. А. Воронина

Проектная деятельность по теме «Ароморфозы и параллельная эволюция»

В последнее время при обучении биологии в школе активно применяют проектную деятельность. Она подразумевает знакомство учащихся с основными подходами к решению любой проблемы: осознание проблемы, постановка конкретных задач, применение необходимых способов действий, оформление и представление результатов изысканий. Ведущую роль в проектной деятельности занимают такие методы и приемы обучения, как проблемное изложение, мозговой штурм, эвристическая беседа, диспут, практикум, моделирование исследуемых ситуаций и др.

Этапы проектной деятельности:

• выбор и обоснование темы;
• анализ источников информации;
• определение плана деятельности в зависимости от решаемых задач;
• организация и проведение эксперимента;
• обобщение и выводы по работе;
• отчет о результатах деятельности.

Конечно, не все перечисленные этапы присущи каждому проекту. Существуют проекты, предполагающие только теоретические изыскания, как, например, тема «Ароморфозы и параллельная эволюция». Однако в содержание проекта могут быть органично включены практические работы с коллекционными материалами по сравнительно-анатомическим и палеонтологическим доказательствам эволюции.

Отметим, что проекты учащиеся выбирают в соответствии с собственными интересами и способностями из нескольких предложенных им тем проектов. Для выполнения проекта учащиеся объединяются в группы по 2–4 человека. Как правило, перечень предлагаемых школьникам тем проектов невелик, так как для их разработки и осуществления требуется специальная подготовка педагога и наличие материально-технической базы (лабораторное оборудование, объекты наблюдения, хорошая доступная научная библиотека). Основная деятельность осуществляется во внеучебное время, а защита полученных результатов может происходить на уроке.

Готовность старшеклассников к участию в проектах формируется постепенно в процессе обучения в средней школе: написание небольших сообщений и отчетов, стендовых и устных докладов. Первичное введение элементов самостоятельной проектной деятельности может происходить при изучении нового материала. Например, при изучении темы «Происхождение птиц» в 7-м классе можно использовать небольшое интересное сообщение из рубрики «Орнитизация» с обязательным комментированием текста учителем. В 9-м классе при преподавании темы «Эволюция» этот материал следует расширить и представить в виде стендового доклада или устного развернутого сообщения, самостоятельно подготовленных школьниками на основе имеющихся материалов. Сходным образом можно использовать материалы и из других рубрик.

В старшей школе учащиеся фактически уже готовы к самостоятельной работе над проектами, так как у них имеется опыт участия в конференциях, круглых столах, диспутах. Предлагая тематику проектной деятельности, педагогу следует продумать, каким образом будут представлены отчеты учеников. Так, возможно проведение ролевой игры «Защита научного открытия по эволюции» с высказыванием разных, иногда полемических точек зрения.

При изучении темы «Эволюция» в10–11-х классах учащимся можно предложить следующие темы проектов.

• Закономерный характер эволюции: параллелизм.
• Ароморфозы и идиоадаптации в мире животных.
• Загадки антропогенеза.

План работы над проектом

1. Распределить роли участников в группе.
2. Проанализировать основные источники информации (научная и популярная литература, учебники, Интернет).
3. Отобрать необходимые теоретические источники.
4. В кабинете биологии найти наглядные материалы, иллюстрирующие основные положения защищаемой темы.
5. Составить план выступления.
6. Подготовить презентацию (можно с использованием мультимедиасредств).
7. Защитить проект и ответить на заданные вопросы.

Итак, предлагаемый материал можно использовать в основной и старшей школе в таких традиционных приемах обучения, как отчет, сообщение, доклад, а также для организации проектной деятельности и инновационных форм отчетности школьников.

Статья опубликована при поддержке компании "Профессионал". "Профессионал" - лидер кузовного ремонта. Компания предлагает Вам услуги по кузовному ремонту автомобилей, комплексное восстановление авто после дтп, покраска автомобиля, слесарный ремонт, электрика, полировка, предпродажная подготовка. Узнать подробнее о компании и услугах, контакты, рассчитать стоимость, а также посмотреть вакансии Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://77professional.ru/.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru