Это интересно

Ю. П. Супруненко

Закононепослушные животные

Животным не раз приходилось отвечать за свои «злодеяния» перед судом. Их карали за нарушение закона еще в библейские времена. В книге Исход сказано: «Бык, забодавший мужчину или женщину до смерти, должен быть забит камнями». В 1639 г. во французском городе Дижоне к смертной казни была приговорена лошадь, сбросившая седока, который после этого скончался. А в России в конце XVII в. в Сибирь однажды сослали козу!

Но закон нарушали не только четвероногие. Преступниками становились слепни, кроты, гусеницы, саранча, улитки. Первый «животный» судебный процесс состоялся в 864 г. н.э., когда власти города Вормса постановили, что рой пчел, зажаливших человека до смерти, должен быть уничтожен. В XI в. cвятой Бернар служил мессу в одной из церквей Франции. Рой мух раздражал его своим жужжанием. Священник тотчас отлучил этот рой от церкви. На следующий день из храма лопатами выгребли целую кучу мух, погибших, вероятнее всего, от ночной стужи.

Действие законов распространялось и на птиц. В 1471 г. в швейцарском Базеле виновной была признана курица, которая снесла яйцо с яркой пестрой скорлупой «в нарушение законов природы». Ее приговорили к смерти на костре.

В Cредние века по улицам французских сел свободно бродили свиньи, которые порой совершали неблаговидные поступки. В 1394 г. в Нормандии свинья была повешена за то, что сожрала ребенка. В 1547 г. в таком же преступлении были обвинены свинья и шестеро ее поросят. Свинью казнили, а поросят отпустили – по малолетству.

Одно из самых мягких наказаний было назначено нескольким кротам в Cеверной Италии, в городке Стельвио. Кротов обвинили в уничтожении урожая «рытьем нор, после чего ни трава, ни иная зелень не могли расти». От них потребовали «объяснить причины своего поведения острой необходимостью и плачевным положением». Кроты не явились в суд по повесткам и были заочно приговорены к ссылке. Однако суд смилостивился и постановил не выселять кротов насильно, а также дал «отсрочку на две недели матерям и новорожденным кротятам».

Обычно процессы над животными проводились в соответствии с установленным судебным регламентом. Некоторые законники сделали себе имя, защищая зверей. Например, суд над медведем, разорившим в 1499 г. несколько германских сел, был отложен на том основании, что медведь имел право сначала предстать перед судом своих соплеменников, т.е. других медведей.

Французский юрист Бартоломью Шассени прославился защитой крыс, которые в 1521 г. уничтожили урожай ячменя. Когда его клиенты не явились в суд, он искусно доказал, что повестки незаконны: их следовало вручить всем крысам в округе. Когда и новые повестки были проигнорированы, Шассени заявил, что «злобные коты», принадлежащие обвинителям, запугали его подзащитных. Он потребовал гарантий, что коты не будут нападать на крыс по пути в суд. Обвинение отказалось предоставить такие гарантии, и дело было прекращено.

Животные появлялись в судах не только в качестве уголовных преступников, но и как свидетели. В Савойе в XVII в. верили, что скорее Бог наделит зверя или птицу даром речи, чем позволит душегубу уйти от правосудия. Так, если человек, обвиненный в убийстве в своем собственном доме, клялся в невиновности в присутствии домашней живности, а та не возражала, его оправдывали.

Один из самых причудливых процессов над насекомыми состоялся в Италии в 1659 г. Тогда в суд по делу о нарушении границ частного владения и умышленной порче собственности были вызваны гусеницы. Копии повесток развесили на деревьях во всех пяти округах, которым был причинен ущерб. Обвиняемым было предложено вернуться в леса и перестать поедать урожай. Суд был справедливый и признал право гусениц на жизнь, свободу и стремление к счастью при условии, что их поведение «не омрачает и не делает ущербным довольство людей».

Лет через 50 после этого община францисканских монахов бразильского штата Мараньяо подала жалобу на термитов, поедавших монастырские припасы и источивших мебель. Термитам, вызванным в суд для объяснения своего поведения, назначили адвоката, который произнес убедительную речь в их защиту. Он подчеркнул, что термиты изначально были собственниками этой земли, и убедил суд в том, что монахи опозорили себя своими деяниями. После длительного заседания судья вынес компромиссный вердикт, который был вслух зачитан над термитниками. По решению суда обе стороны должны были соблюдать приличия: термиты прекращают беспокоить монахов, а монахи, в свою очередь, должны перестать беспокоить местных термитов.

В XIX столетии американские семьи, дома которых кишели крысами, посылали им вежливые письма с предложением убираться вон. При этом соблюдались все правила вежливости: письма обмазывались маслом и черной патокой, после чего их опускали в крысиные норы.

Суды над животными продолжались в Европе вплоть до XX столетия. Один из последних состоялся в Швейцарии в 1906 г. Два брата и их собака были осуждены за убийство. Людей приговорили к пожизненному заключению, а собаку – к смерти. И уж совсем недавно, в 1974 г. в Ливии, собака была осуждена за то, что укусила человека, и приговорена к лишению свободы на месяц. Просидев этот месяц на хлебе и воде, она была отпущена на свободу. Правосудие восторжествовало.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru