Ботаника

Л. Г. Бязров

Роза – царица цветов

Это сравнение приписывают великому китайскому философу Конфуцию (551–479 гг. до н.э.). Его восхищение розой не было неразделенным – в библиотеке китайского императора, царствовавшего в тот период, более 500 томов повествовали только об этом цветке, огромное количество роз цвело в императорских садах.

Род Роза (Rosa) из семейства Розоцветные (Rosaceae) включает большое число диких видов кустарников и великое множество (около 30 тыс.)  садовых сортов и форм. Обычно у цветков розы имеется пять чашелистиков и лепестков и непарноперистые листья. Их стебли снабжены колючими шипами, отчего дикие виды называют шиповником. С помощью этих колючек стебли дикой розы цепляются за окружающие предметы и продвигаются вверх, к свету. Кроме того, колючки предохраняют растения от поедания травоядными животными. Парадоксальность сочетания красивого цветка и ранящих шипов во все времена обыгрывалась в фольклоре и классической поэзии. Согласно одной из религиозных легенд, в раю роза росла без шипов, но обрела их после грехопадения человека как напоминание изгнанным из рая об этом проступке, при том, что аромат и красота самого цветка продолжают напоминать людям о райском блаженстве.

Однако, смирившись с судьбой, человек нашел применение и шипам: шиповник нередко служит основным элементом живых изгородей. Да и цветок розы – не только предмет восхищения, но и источник розового масла – ценного продукта для изготовления лекарственных препаратов, средств косметики, парфюмерии. Для получения 1 кг розового масла требуется около 3000 кг лепестков роз! В Южной Европе для этого чаще других культивируют розу дамасскую (Rosa damascena). Розовая вода, остающаяся после дистилляции масла, также используется в производстве косметики, парфюмерии, кондитерских изделий. А в плодах шиповника содержание разнообразных витаминов больше, чем в плодах цитрусовых.

Но все же роза – это прежде всего декоративное растение. Современное многообразие сортов и форм культурных роз происходит от нескольких диких видов. Для старинных сортов европейских махровых роз предком стала роза галльская, или вьющаяся роза (Rosa gallica), широко распространенная в Южной и Центральной Европе, куда была завезена из Малой Азии. Позднее из Азии в Европу ввезли разнообразные махровые сорта, ставшие исходным материалом для выведения так называемых чайных роз, аромат лепестков которых ассоциируется с запахом свежесобранного чая. Однако у всех этих старинных сортов роз был существенный изъян – цветение их было кратковременным и приурочено к лету. Но упорство и терпение селекционеров позволили вывести новые ремонтантные (повторяющие цветение) сорта. Их скрещивание с чайными розами привело к появлению чайно-гибридных сортов, которые ныне и составляют основу ассортимента продаваемых срезанных цветов.

В России роза как украшение садов появилась при Петре I , а розарии – сады роз – во времена Екатерины II. Происхождение фамилии Розанов связано также с этим растением – она была дана неким графом семье крепостных, которых он отпустил на волю за выдающиеся успехи в уходе за розами и их селекции.

Красота цветков розы восхищает людей с глубокой древности. Изображения роз вычеканены на серебряных монетах, найденных на Алтае в захоронениях периода 4000 г. до н.э. Розы изображены и на дворцовых колоннах Вавилона и Ассирии, сооруженных в III тысячелетии до н.э. Здесь же, в Месопотамии, сохранилось и самое старое письменное доказательство интереса к розам. В царских могилах Урука (Uruk), культурного центра шумеров (теперь руины в южном Ираке), были найдены клинописные тексты, сообщающие о войне Саргона (XXIV в. до н.э.), царя государства Аккад, простиравшегося от западной Персии до Малой Азии. Тексты свидетельствуют, что Саргон пересек горы Тавр (южная Турция) и возвратился с виноградной лозой, инжиром и розами.

Культ розы как совершеннейшего цветка зародился в Персии (современный Иран) и Китае и оттуда распространился в Индию и через Ближний Восток в Европу. В Персии настолько почитали розу, что даже сама страна получила название Гюлистан – Страна Роз (от перс. гюль – роза). В символике персидской  литературы и искусства роза занимает исключительное положение. Традиционен мотив любви соловья к розе – когда соловей увидел чудную царицу цветов, то в восторге от красоты розы прижал ее к своей груди. Но острые шипы вонзились ему в сердце, и алая кровь оросила нежные белые лепестки цветка. Не забыт этот мотив и сейчас, в чем я убедился в 2008 г. в Москве на выставке современной иранской миниатюры: лейтмотивом почти трети экспонатов был именно этот сюжет.

Для древних греков и римлян роза была растением богини любви Афродиты (Венеры) и соответственно символизировала весну, любовь, красоту, очарование, но также и состояние перехода в иной мир.

Изображающие розы фрески Кносского дворца на о. Крит датируются XVI в. до н.э. Живший в V в. до н.э. грек Геродот в своей «Истории» упоминает махровую розу из садов царя Мидаса в Македонии. Древнегреческий ботаник Теофраст (370–287 гг. до н.э.) тоже отмечал, что в садах Греции культивировали розы с 12–20 и даже со 100 лепестками, т.е. махровые. Древние греки украшали полы в общественных зданиях мозаикой в виде гирлянд махровых роз, как, например, в акрополе в Пергаме, центре эллинской культуры в Малой Азии (территория современной Турции). При раскопках античного города Помпеи, засыпанного пеплом в 79 г. при извержении вулкана Везувий, на стенах домов были обнаружены фрески с изображениями махровых роз. Есть свидетельства, что розы выращивали как на крупных плантациях, так и в частных садах.

Выражение «путь, усыпанный розами» подразумевал абсолютно счастливую жизнь, добрую и заслуженную славу. В последний период существования Римской империи эта метафора стала действительностью. Дионисий II, тиран Сиракуз, спал на ложе, усыпанном лепестками роз. Нерон во время своих оргий приказывал сыпать на головы своих гостей настоящий дождь из роз. Сибариты – жители города Сибариса в Италии – спали на лепестках роз вместо матрасов. Египетская царица Клеопатра приказала для одного из своих празднеств засыпать пол в огромном зале розовыми лепестками слоем в локоть.

В то же время роза – символ тайны и молчания. Согласно греко-римской мифологии, бог тишины Гарпократ склонил Венеру к любовной связи. В качестве вознаграждения за молчание сын Венеры, Купидон, дал ему белую розу. В древности рисунки или барельефы, изображающие розы, размещали
на потолках залов или комнат для совещаний в знак того, что все, сказанное «sub rosa» (под розой), является конфиденциальным. Розы, изображавшиеся в помещениях для пиршеств, предостерегали от излишней болтовни. Выражение «sub vino sub rosa est» означает, что сказанное было произнесено под воздействием вина.

Ранние христиане отвергали символы развратного и греховного, по их представлениям, Рима, в том числе и цветы. Но ближе к концу I тысячелетия роза, наряду с другими цветами, стала символом Девы Марии. В центре витражей-розеток на «женских» фасадах западноевропейских соборов обычно изображалась Дева Мария. Богословы утверждали, что непорочное зачатие Марии произошло не без помощи волшебной розы – мать Марии, Анна (Хана), зачала ее, наслаждаясь ароматом розы. Как и Афродита, Мария называлась Священной Розой, Садом Роз, Розовым Кустом, Розовой Гирляндой, Мистической Розой или Венком из Роз. В период Возрождения многие живописцы изображали Деву Марию с розами. Розу как украшение вырезали на различных элементах церковной архитектуры.

Во Фландрии и Голландии между концом XVI и серединой XVIII столетий активно развивалась школа живописцев, рисовавших цветы. Ее основателем был Ян Брейгель Старший (1568–1625), на картинах которого цветы были полноправным объектом изображения. В его картине «Мария с ребенком,  Елизаветой, Иоанном Крестителем и ангелами» пейзаж окружен цветочными гирляндами с многочисленными розами. Представители голландских школ живописи подчеркивали наслаждение жизнью изображением богатого и разнообразного растительного мира. Позже цветы в живописи часто стали использоваться как декоративный элемент.

Концепция розы как символа любви была воспринята и средневековой рыцарской поэзией Европы. Ее квинтэссенцией признают написанную в XIII–XVI вв. на французском языке поэму из 22 058 строк «Роман розы» (Roman de la Rose). Первые 4058 строк написал Guillaume de Lorris, а последующие 18 000 – Jean de Meun. Поэма в форме аллегорического сновидения рассказчика повествует о страстной любви юноши к прелестной девушке, красота которой неоднократно сравнивается с розой. Эта поэма оказала огромное влияние на творчество многих поэтов-лириков как того времени – итальянцев Данте Алигьери (1265–1321) и Ф.Петрарки (1304–1374), англичанина Д.Чосера (1340–1400), – так и более поздних времен. (Вспомним, например, драму А.Блока «Роза и крест».)

Роза остается символом любви и в наши дни. Подтверждением тому служит среди прочего ее устойчивое лидирующее положение в обороте рынка срезанных цветов, общий объем которого оценивают в миллиарды долларов в год.

По материалам:

Riklef Kandeler and Wolfram R. Ullrich. Symbolism of plants: examples from European-Mediterranean culture presented with biology and history of art // Journal of Experimental Botany. 2009.  Vol. 60, No. 13. P. 3611–3613.
Жизнь растений. Т. 5 (2). – М.: Просвещение, 1981.

Фото предоставлены автором

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru