Я иду на урок

С. В. Шогина

Знаешь ли ты биологию человека?

Урок в 8-х классах с элементами игры

Цели:

1. Закрепить пройденный материал по анатомии, физиологии и гигиене человека.
2. Развивать умение применять знания в нестандартных ситуациях.
3. Воспитывать культуру учебного труда, чувство товарищества, взаимного доверия, коллективизм, любовь к предмету.

Правила игры

Класс делится на три команды. Команды должны быстро и правильно выполнить задания и ответить на вопросы. В конце подсчитывается количество баллов, побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Ход игры

Представление членов жюри.

Представление команд (выбирается капитан, название команды и девиз).

Задание 1.

В качестве разминки команды отгадывают загадки. За каждый правильный ответ команда получает по одному баллу.

1. Вмиг связаться с кислородом
Может только он один.
Он «живет» в эритроцитах.
Как зовут? (Гемоглобин).

2. Все мы дышим легкими,
Но ей немножко тоже,
Наш терморегулятор…
О чем здесь речь? О … (коже).

3. Этот орган кровь качает,
Орган главный, каждый знает,
А внутри есть клапан – «дверца»,
Что за орган? Это – … (сердце).

4. Организму он опора,
Но его страшнее нет,
Он в ужастиках встречается,
Называется … (скелет).

5. Имеешь твердую походку,
И в тетради пишешь четко.
Кто нам в этом так помог?
За работой … (мозжечок).

6. Его из легких удаляем,
Выдыхая каждый раз,
Организму он не нужен!
Это – … (углекислый газ).

Задание 2.

Каждая команда получает карточки с текстом, в котором пропущены слова. Необходимо заполнить пропуски. Каждый правильный ответ оценивается в один балл.

Карточка № 1.

1. Причиной цинги является недостаток витамина … . (С.)
2. Органы, выводящие из организма конечные продукты обмена веществ: … . (Почки, кожа, легкие.)
3. Три отдела скелета верхней конечности: ... . (Плечо, предплечье и кисть.)
4. Мужские и женские половые железы – … . (Семенники и яичники.)
5. Система, состоящая из рецептора, проводящих нервных путей и мозговых центров, называется … . (Анализатор.)
6. В организме существует два вида регуляции функций – … . (Нервная и гуморальная.)
7. Растворенный в плазме белок, необходимый для свертывания крови, – … . (Фибриноген.)
8. Клапаны, расположенные между предсердиями и желудочками, – … . (Створчатые.)
9. Самые мелкие бронхи заканчиваются микроскопическими, заполненными воздухом легочными пузырьками – … . (Альвеолами.)
10. Фермент желудочного сока, расщепляющий белки, – … . (Пепсин.)
11. В регуляции обмена сахара в организме принимает участие гормон … . (Инсулин.)
12. Усиление функции щитовидной железы приводит к … . (Базедовой болезни.)
13. Сложную цепь превращений веществ в организме называют … . (Обменом веществ.)

Карточка № 2.

1. Нарушение зрения, называемое куриной слепотой, возникает при недостатке витамина … . (А.)
2. В состав структурной и функциональной единицы почки входят: … . (Почечная капсула, капиллярный клубочек, почечный каналец.)
3. Три отдела скелета нижней конечности: … . (Бедро, голень, стопа.)
4. Клетка, в которой содержится запас питательных веществ, необходимых для развития зародыша, называется … . (Яйцеклеткой.)
5. Зоны коры головного мозга, обеспечивающие тесное взаимодействие между анализаторами и участвующие в процессах восприятия образов, называют … . (Ассоциативными.)
6. Отделы вегетативной нервной системы, оказывающие противоположное влияние на работу органов, – … . (Симпатический и парасимпатический.)
7. Плазма крови без фибриногена называется … . (Сывороткой крови.)
8. Самый широкий кровеносный сосуд – … . (Аорта.)
9. Снаружи легкие покрыты плотной оболочкой – … . (Плеврой.)
10. Желудочный сок содержит … . (Соляную кислоту, ферменты, слизь.)
11. Гормон щитовидной железы – … . (Тироксин.)
12. Уменьшение выработки инсулина вызывает развитие тяжелого заболевания – … . (Сахарного диабета.)
13. Процесс усвоения организмом веществ, которые он получает из окружающей среды, называют … . (Пластическим обменом.)

Карточка № 3.

1. Недостаток витамина D вызывает у детей заболевание – … . (Рахит.)
2. Центр рефлекса мочеиспускания расположен в … , он находится под контролем … . (Спинном мозге; коры больших полушарий.)
3. Три отдела кисти: … . (Запястье, пясть и фаланги пальцев.)
4. Мышечный орган, который служит для вынашивания и питания плода, называется … .  (Маткой.)
5. Полость среднего уха соединена с носоглоткой узким проходом – … . (Слуховой, или евстахиевой, трубой.)
6. Часть периферической нервной системы, регулирующую работу внутренних органов, называют …, или … . (Вегетативной, автономной.)
7. Каждая группа крови отличается от других содержанием особых белков в … и в … . (Плазме, эритроцитах.)
8. Сосуды, по которым кровь течет от сердца, – … . (Артерии.)
9. Трубка, являющаяся частью воздухоносных путей и состоящая из хрящевых полуколец, – … . (Трахея.)
10. Самая крупная железа нашего организма – …; она вырабатывает … . (Печень, желчь.)
11. Гормон, усиливающий работу сердца; его выработка увеличивается при эмоциональном напряжении – … . (Адреналин.)
12. При недостаточной выработке гормонов щитовидной железы у детей развивается … . (Кретинизм.)
13. Вещества, поддерживающие постоянство состава внутренней среды, участвующие в свертывании крови, придающие костной ткани твердость, – … . (Минеральные соли.)

Задание 3.

Окажите первую медицинскую помощь, используя материалы, лежащие на столе (бинты, шины, жгуты, валики). Правильно выполненное задание оценивается 5 баллами.

1-я команда. Закрытый перелом предплечья.

2-я команда. Артериальное кровотечение в области голени.  

3-я команда. Вывих голеностопного сустава.

Задание 4.

Прочитайте таинственное письмо (см. с. 26). Ответ запишите на листочке и сдайте его членам жюри. Праильно выполненное задание оценивается 3 баллами. (Ответ. Кровь – жидкость особого свойства).

 

Задание 5.

Впишите в пустые клетки ответы так, чтобы получить слово, написанное в горизонтальном ряду. Задание выполняется на листочках и сдается членам жюри. Максимальное количество баллов – 3.

1. Сколько у человека шейных позвонков?
2. Основа скелета человека.
3. Плоские, дугообразные изогнутые кости человека.
4. Пара плоских треугольных костей.
5. Как называется отдел верхней конечности, состоящий из двух костей?
6. Какие кости пояса нижних конечностей соединены неподвижно?

(Ответы. 1. Семь. 2. Позвоночник. 3. Ребра. 4. Лопатки. 5. Предплечье. 6. Тазовые.)

Задание 6.

Каждая команда получает по два вопроса, на которые нужно ответить в течение 5 мин. Правильный ответ оценивается 5 баллами.

Карточка № 1.

1. Европейская медицина лечит болезни. А что в отличие от нее лечит китайская медицина? (Человека. «Лечи не болезнь, а человека» – девиз китайских медиков уже 30 веков.)

2. Одна из функций печени – синтез белков. Какая связь существует между синтетической функцией печени и свертыванием крови? (В паренхиматозных клетках печени осуществляется синтез белка из группы фибриногена, важного компонента системы свертывания крови.)

Карточка № 2.

1. Еще в 1970 г. эту прописную истину отверг первый конгресс по регенерации нервной системы. Что это за истина? (Нервные клетки не восстанавливаются.)

2. Подводники работали в море на значительной глубине. По истечении положенного времени их стали медленно поднимать наверх. Почему подъем человека с большой глубины необходимо проводить медленно? (В зоне высокого давления происходит насыщение тканей организма азотом, гелием и др. газами. При быстром подъеме растворенные в крови газы переходят в газообразное состояние. Газовые пузырьки могут закупорить кровеносные сосуды.)

Карточка № 3.

1. Что может послужить причиной таких нарушений, как отечность ног и мешки под глазами? (Затрудненное поступление жидкости из межтканевых пространств в кровяное русло через капиллярную сеть на венозном ее участке. Причиной могут быть заболевания сердца, почек, вен, сосудов лимфатической системы.)

2. В Испании в городе Баллон стараниями мэра города и врача был поставлен памятник многострадальной труженице, страдающей от жирной пищи и алкоголя. Что это за труженица? (Печень.)

Задание 7.

Биологию кто знает,
Тот шарады разгадает.

За каждую отгаданную шараду команда получает один балл.

1. Найти меня – простое дело,
Как ни хитри:
Я с «Б» – всегда снаружи тела,
А с «К» – всегда внутри. (Бровь – кровь.)

2. С буквой «Е» я на лице
И краснею от мороза.
А вот с «У» – плещусь в реке,
Спиннинг ваш лишь мне угроза. (Щека – щука.)

3. С «У» – она есть у людей,
Лапой звать то ж у зверей.
С «Е» – длиннющий водоем,
Не стоит водица в нем. (Рука – река.)

Задание 8.

Конкурс капитанов команд. Капитаны команд получают карточки с заданиями и отвечают у доски. Максимальный балл за задание – 5.

Карточка № 1.

Рассказать все о малом круге кровообращения в организме человека.

Карточка № 2.

Рассказать все о большом круге кровообращения в организме человека.

Карточка № 3.

Рассказать о процессе образования мочи в организме человека.

Задание 9.

Песенный конкурс. Каждая команда по очереди поет отрывки из песен, в которых упоминаются части человеческого организма. Например: «Сердце, тебе не хочется покоя…». Команда, исполнившая больше песен, получает 3 балла.                                                                      

Подведение итогов игры. Награждение победителей.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru