Я иду на урок

М. И. Чайкина

«Сердце, тебе не хочется покоя…»

Интегрированный урок в 8-м классе

Сердце, тебе не хочется покоя!
Сердце, как хорошо на свете жить!
Сердце, как хорошо, что ты такое!
Спасибо, сердце, что ты умеешь
так любить!

В.И. ЛЕБЕДЕВ-КУМАЧ

Оборудование: компьютерная презентация; буклет «Влияние курения на работу сердца»; задания для трех групп; печатные слайды на доску «Факторы и причины заболеваний сердца»; кроссворд; энциклопедии, учебная и др. литература.

1. Организационный этап (2 мин)

(Звучит мелодия «Сердце, тебе не хочется покоя…», учитель зачитывает эпиграф урока.)

Сегодня на уроке мы поговорим именно об этом органе нашего организма: о том, как оно работает, о его функциональных особенностях, профилактике заболеваний, о его романтическом настрое.

2. Мотивационно-целевой этап (3 мин)

В песне не зря поется: «Сердце, тебе не хочется покоя…» Сердце работает всю жизнь, не останавливаясь ни на минуту. Сожмите кулак и посмотрите на него, примерно такого размера ваше сердце. Совсем небольшое, оно обладает такой силой, что одно сокращение его мышцы могло бы выбросить в воздух водяную струю на высоту до 2 м.

Оно бьется, оно работает и обеспечивает питание и дыхание всех клеток нашего организма. Представьте себе только, какую колоссальную работу выполняет наше сердце: за 1 мин оно перекачивает около 5 л крови, значит, за урок – примерно 230 л!

С прекращением работы сердца прекращается и жизнедеятельность организма. Сердечно-сосудистые заболевания – серьезная современная проблема всего человечества. От них умирает около 40% населения Земли! Поэтому мы сегодня поговорим о том, как сохранить сердце здоровым.

Цель нашего урока – на основе интегрированных знаний о человеке выяснить причины нарушений работы сердца и принципы сохранения здоровья сердечно-сосудистой системы. Интеграция – это объединение в одном учебном материале сведений из различных областей знаний, поэтому  сегодня совместно с учителем биологии урок проводят учитель литературы и врач, которые со своих позиций будут способствовать раскрытию данной темы.

Спонсор публикации статьи: интернет магазин эксклюзивной парфюмерии iPerfume.ru предлагает купить молекула духи Escentric Molecules, которые приобрели популярность среди женщин всего мира своим обворожительным ароматом. Выгодные цены, удобная система заказа, бесплатная почтовая доставка по всей России, позволят осуществить желанную покупку с максимальной экономией денег и личного времени.

3. Содержательный этап

3.1. Причины нарушения работы сердца

Учитель. Сердце – важнейший орган нашего организма. Давайте вспомним, как оно работает.

Первый докладчик. Сердце – это мышечный насос, который обеспечивает беспрерывное движение крови по сосудам. Внутри сердце разделено перегородками на четыре камеры. Два предсердия разделены межпредсердной перегородкой на левое и правое предсердия. Левый и правый желудочки сердца разделены межжелудочковой перегородкой. В норме левые и правые отделы сердца полностью разделены. У предсердий и желудочков разные функции. В предсердиях накапливается кровь, поступающая в сердце. Когда объем этой крови достаточен, она проталкивается в желудочки. А желудочки проталкивают кровь в артерии, по которым она движется по всему организму. Желудочкам приходится выполнять более тяжелую работу, поэтому мышечный слой в желудочках значительно толще, чем в предсердиях. Предсердия и желудочки с каждой стороны сердца соединяются предсердно-желудочковым отверстием. (Демонстрация таблицы «Строение сердца».)

Учитель. Сердце – двигатель огромной работоспособности. В сутки оно делает до 100 тыс. ударов, за год – почти 40 млн. Человеку пока не удалось создать двигатель, который мог бы беспрерывно работать 70–80 и более лет. Что же управляет работой сердца?

Второй докладчик. Работа сердца регулируется другими системами организма. Во-первых, нервной системой: к сердцу подходят симпатические нервы, ускоряющие сердечный ритм и парасимпатические нервы, снижающие частоту и силу сердечных сокращений. Во-вторых, на работу сердца влияют различные вещества. Например, гормон надпочечников адреналин увеличивает частоту  и силу сердечных сокращений, а ионы калия уменьшают их. (Демонстрация таблицы «Регуляция работы сердца».) В-третьих, исследования показали, что сердце, извлеченное из тела животного и помещенное в специальный раствор, в течение длительного времени продолжает сокращаться при полном отсутствии нервных или эндокринных стимулов. Это свидетельствует о том, что сердце имеет собственный механизм, вызывающий сокращения мышечных волокон. Это свойство называется автоматизмом сердца. Известны опыты, когда изолированное сердце цыпленка в специальном растворе сокращалось 3 месяца; изолированное сердце собаки может биться в течение нескольких суток.

Учитель. Таким образом, работа сердца зависит от ряда факторов.

1. Разница давления в разных отделах сердца (закон Паскаля: ).

2. Строение сердца (отделы сердца, его клапаны).

3. Автоматизм сердца.

4. Нервно-гуморальная регуляция работы сердца.

Учитывая эти факторы, давайте попытаемся установить причины, которые повлекут за собой нарушения в работе сердца. (Ребята вместе с учителем заполняют правый столбец таблицы 1.)

Теперь рассмотрим каждую из перечисленных причин нарушений работы сердца и сформулируем правила, следуя которым можно сохранить сердце здоровым.

Таблица 1. Работа сердца и причины ее нарушения

Факторы, от которых зависит работа сердца

Причины нарушений работы сердца

1. Разница давления в разных отделах
2. Строение (отделы сердца, его клапаны)
3. Автоматизм
4. Нервная и гуморальная системы

1. Изменение давления в отделах сердца, сосудах
2. Анатомические нарушения в строении
3. Ослабление сердечной мышцы
4. Нарушение нервной регуляции, эмоциональная сфера

3.2. Изменение давления в сосудах и отделах сердца

Учитель. Эти нарушения связаны с изменением просвета кровеносных сосудов, они вызывают такие заболевания, как гипотония и гипертония. (Прошу двух учеников найти в биологическом словаре кабинетного компьютера, чем грозят эти заболевания.)

Пока идет работа с компьютером, ребята измеряют давление тонометрами и сравнивают свое давление с нормой (табл. 2).

Таблица 2. Возрастные изменения артериального давления

Возраст

Артериальное давление (мм рт. ст.)

Систолическое

Диастолическое

min

max

min

max

6–9 лет

100

122

60

78

10–12 лет

110

126

70

82

13–15 лет

110

136

70

86

Гипотония – понижение артериального давления, сопровождается головокружением, слабостью и общим дискомфортом организма.

Гипертония – повышение артериального давления. Результатом может быть гипертонический криз. Резкое повышение артериального давления может привести к внутреннему кровоизлиянию – инсульту, которое часто заканчивается параличом или смертью.

От изменения диаметра сосудов зависит такое заболевание, как стенокардия.

Врач. Стенокардию в народе иногда называют грудной жабой из-за болевых приступов (сжимающих и давящих) в грудной клетке. Нередко боль распространяется на левую руку. Приступы обычно длятся несколько минут и сопровождаются слабостью, чувством страха. Причина стенокардии – сужение просвета коронарных артерий, которые питают сердце, из-за чего происходит уменьшение его кровоснабжения. Если к какому-либо участку сердца кровь не поступает долго, может произойти омертвение тканей, следствием которого является инфаркт. Обнаружить инфаркт и другие нарушения в работе сердца можно с помощью электрокардиографа. Этот прибор улавливает биотоки сердца и регулирует их. (Демонстрация электрокардиограммы.)

Рис. 1. Основные элементы ЭКГ

Рис. 2. Формирование зубцов ЭКГ

1. Возбуждение синусового узла. Смещения нет.
2. Возбуждение предсердий. Формирование зубца Р.
3. Возбуждение АВ-узла и пучка Гисса. Смещения нет.
4. Возбуждение перегородки. Начало QRST комплекса.
5. Активация стенок желудочков. Завершение QRST комплекса.
6. Полное возбуждение желудочков. Смещения нет.
7. Реполяризация желудочков. Формирование зубца Т.
8. Следовая активация желудочков Зубец U

Как оказать первую помощь при инфаркте? Во время приступа необходим полный покой, достаточный доступ кислорода (расстегнуть воротничок больному), положить под язык нитроглицерин или валидол (препараты, расширяющие сосуды сердца). Вызвать «скорую помощь».

Учитель. Ребята, не проходите мимо человека, которому плохо. Возможно, у него сердечный приступ или гипертонический криз. Помогите ему! Вызовите «скорую помощь»! Жизнь – это самое дорогое, что есть у каждого.

3.3. Работа в группах

(Анализ разных причин нарушения работы сердца – 5 мин)

1-я группа. Влияние курения на работу сердца

Работа с дополнительными источниками: энциклопедия, научно-популярная литература, Интернет.

Приведите 5 причин, по которым стоит курить, т.к. это полезно для сердца, и 5 причин, по которым не стоит курить, т.к.это вредно для сердца.

Примерный ответ.

Мы нашли множество причин, по которым не стоит курить, т.к. курение отрицательно влияет на сердце: курильщики в 12 раз чаще, чем некурящие, страдают от стенокардии, в 13 раз чаще – от инфарктов, в 6–10 раз чаще заболевают раком. У курильщика постоянно сужаются кровеносные сосуды, повышается артериальное давление и др.

Мы не нашли признаков положительного влияния сигарет на сердце. А значит, не стоит начинать курить.

2-я группа. Пороки сердца

Работа с дополнительными источниками: энциклопедия, научно-популярная литература, Интернет.

1. Выясните, что такое пороки сердца и какие они бывают.
2. Укажите причины возникновения пороков сердца.

Примерный ответ.

Пороки сердца – органические стойкие поражения клапанов сердца, приводящие к нарушению их функций, а в дальнейшем и деятельности сердца в целом. Врожденные пороки сердца являются, как правило, результатом неправильного формирования сердца в период внутриутробного развития плода. Приобретенные пороки сердца возникают в результате перенесенных заболеваний (ревматические инфекции, сифилис, атеросклероз). Последствием порока сердца является нарушение условий продвижения крови, затруднение кровообращения, ослабление сердечной мышцы, возникает одышка, быстрая мышечная утомляемость, застой крови в печени, легких, отеки ног и туловища.

Учитель. А вы знаете, что сейчас может повлиять на развитие анатомических нарушений сердца? Ваша осанка.

Третий докладчик. Обратите внимание, как вы сидите. Приподняты плечи? Ссутулились? Голова наклонена вперед или в сторону? Тогда учтите, что длительное пребывание в подобной позе приводит к застойным явлениям в системе позвоночных артерий, нарушению нормального кровоснабжения мозга и, как следствие, может привести к повышению артериального давления. Некоторые сидят вполоборота, подавшись одним плечом вперед, изогнув позвоночник. Находясь длительно в таком положении вы рискуете «заработать» кардиалгии (боли в сердце) и даже аритмии. Предлагаю два основных правила: 1) чаще менять позу и контролировать мышечное напряжение (т.е. не напрягаться); 2) периодически делать следующее упражнение: встряхните руками вниз, поднимите их вверх, сожмите–разожмите пальцы, пожмите плечами, подвигайтесь на стуле – это снимет напряжение плечевого пояса, активизирует кровоток в позвоночных артериях.

3-я группа. Ослабление сердечной мышцы

Используя графики (рис. 3) и рисунок (рис. 4), выясните причины ослабления сердечной мышцы и последствия этого.

Рис. 3. Объем выброса крови (см3)

Рис. 4. Сердце тренированного и нетренированного человека

Примерный ответ.

Сердце тренированного человека больше по размерам, т.к. больше его мышечная масса. Сердце тренированного человека за один раз выбрасывает больше крови, а значит, организм лучше обеспечен кислородом. На работу сердца отрицательно влияет гиподинамия, следовательно, нужно ежедневно делать физические упражнения.

Четвертый докладчик. Сердце тренированного человека отличается от сердца нетренированного. При физической нагрузке обмен веществ в организме возрастает, усиливается потребление кислорода и питательных веществ, больше выделяется продуктов распада. Поэтому работа сердца усиливается, оно мало отдыхает, быстро устает. У тренированных людей сердце может за один толчок выбросить много крови, поэтому оно не так сильно бьется, больше отдыхает, меньше устает, т.е. работает экономно. У нетренированного человека сердечная мышца слабая и не может вытолкнуть много крови. Необходимо ежедневно заниматься физическими упражнениями, чтобы укреплять сердечную мышцу.

Учитель. Говорят, что пиво и другие алкогольные напитки также увеличивают мышечную массу сердца?

Пятый докладчик. Злоупотребление алкоголем повышает уровень холестерина в крови, вызывает стойкую гипертонию и дистрофию миокарда. Алкогольная миопатия – дегенерация мышц сердца, а значит, сердечно-сосудистая недостаточность. Самое разрушительное и вредное последствие неумеренного потребления пива – больное сердце или, как назвал его немецкий врач профессор Болингер, «баварское пивное сердце». Это нарушение проявляется в расширении полостей сердца, утолщении его стенок, некрозах в сердечной мышце, уменьшении митохондрий в клетках и др. Оно связано с наличием в пиве кобальта, применяемого в качестве стабилизатора пивной пены. Существуют и другие отрицательные факторы, например наличие в пиве углекислого газа. С неумеренным потреблением пива связаны также варикозное расширение вен и расширение границ сердца. Алкоголь – главная причина ишемической болезни сердца: стенокардии, инфаркта миокарда.

3.4. Влияние эмоций на работу сердца

Литературная страничка – 10 мин.

Все наши эмоции и чувства через нервную и гуморальную системы воздействуют на работу сердца. Об этом в своих произведениях писали многие поэты.

Ученики читают стихотворения: А.С. Пушкин «Я помню чудное мгновенье…» и Д.Кедрин «Сердце».

4. Обобщающий этап

Учитель. Назовите 5 правил сохранения сердца здоровым.

Примерные ответы.

1. Не курить.
2. Не употреблять алкоголь и другие наркотические вещества.
3. Тренировать сердце, больше двигаться.
4. Следить за своей осанкой.
5. Любите, улыбайтесь, не конфликтуйте, цените любовь близких, ведь положительные эмоции всегда действуют на сердце благотворно.

5. Аналитический этап

Учитель. Чтобы узнать, что вы усвоили на уроке, предлагаю решить кроссворд и ответить на вопросы блиц-опроса.

Кроссворд

 

Правильно ответив на вопросы кроссворда, в одном из вертикальных рядов вы получите название мышечного среднего слоя сердца. (Миокард.)

1. Способность сердца ритмически сокращаться под влиянием импульсов, возникающих в нем самом. (Автоматизм.)
2. Недостаток двигательной активности, вследствие чего слабеет сердечная мышца. (Гиподинамия.)
3. Прибор, измеряющий кровяное давление. (Тонометр.)
4. Фамилия ученого, утверждавшего, что давление, производимое на жидкость или газ, распространяется одинаково по всем направлениям. (Паскаль.)
5. Прибор для измерения давления больше или меньше атмосферного. (Манометр.)
6. Повышенное кровяное давление. (Гипертония.)
7. Величина, численно равная отношению силы, действующей перпендикулярно к поверхности. (Давление.)

Блиц-опрос

1. Сколько литров крови перекачивает сердце человека за 1 ч? (360 л.)
2. В каком состоянии находятся створчатые клапаны при сокращении предсердий? (Открыты.)
3. Название среднего мышечного слоя стенки сердца. (Миокард.)
4. Почему сердце может работать без остановки 70, 80 и более лет? (В работе сердца есть стадия общего расслабления, она длится половину времени всего цикла.)
5. Гормон, который заставляет сердце биться учащенно. (Адреналин.)
7. Самая крупная артерия, идущая от сердца. (Аорта.)

8. Время, которое тратит сердце на сокращение желудочков. (0,3 с.)

Итог урока

(Звучит мелодия «Сердце, тебе не хочется покоя…».)

Здоровыми будьте, растите, любите,
Чужие сердца, как свои, берегите,
Братишек, сестренок, отцов, матерей,
Сердца одноклассников, учителей,
Сердца берегите своих подчиненных,
От счастья сердца пусть болят у влюбленных,

Чтоб каждый из вас сердцем людям помог,
Здоровыми будьте,
Да хранит всех вас Бог!

(К.А. Дерябин, учитель физики, г. Нижний Тагил)

Фото предоставлены автором

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru