Н.В. КОКОРЕВА,
средняя школа No 1, г. Котовск Тамбовской обл.
Роль нейро-гуморальной регуляции в
обеспечении взаимосвязи органов и систем
органов
Человеческая культура возникла
и развертывается в игре, как игра.
Й.Хейзинга
Оборудование: модель мозга
млекопитающих; рельефная таблица «Строение
нервной системы»; таблицы «Нервные клетки.
Нервы» и «Железы внутренней секреции», карточки
с номерами от 1 до 5; бочонок; музыкальное
вступление к игре «Счастливый случай».
Класс делится на две команды игроков и
команду зрителей. Им сообщаются условия игры,
регламент, правила.
Звучит музыкальное вступление к телевизионной
игре «Счастливый случай».
Проходит представление команд.
Помощник из учащихся записывает на доске
называния команд игроков и команду зрителей. В
дальнейшем по ходу игры под названием каждой
команды записываются полученные баллы.
I тур. «Разминка»
Каждая команда получает по 10 вопросов
(время ответа ограничено). Вопросы, на которые
команда не отвечает, задаются зрителям. За каждый
правильный ответ команда получает 1 балл.
1. Какой узел нельзя развязать? (Нервный
узел.)
2. По какому мосту не ходят? (По
мосту стволового отдела мозга.)
3. Что быстрее всего на свете? (Мысль.)
4. Какое насекомое напоминает серое
вещество спинного мозга на поперечном срезе? (Бабочку.)
5. Есть ли мозг в крестце? (Нет,
спинной мозг заканчивается на уровне 1-го
поясничного позвонка.)
6. Какой нерв не может найти свое
место в организме? (Блуждающий.)
7. Как вы думаете, в связи с чем
продолговатый мозг называют «большой дорогой»? (Через
продолговатый мозг проходят восходящие и
нисходящие проводящие пути, связывающие спинной
и головной мозг.)
8. В каком отделе головного мозга
больше всего воды? (В больших полушариях.)
9. Ученые полагают, что из огромного
числа нейронов головного мозга активны только 4%.
Зачем же нам остальные 96%? (При усиленной
умственной работе активизируются ранее
молчавшие клетки коры.)
10. Что в переводе с греческого
означает нейрон? (Жила, нерв.)
11. Как называется отдел нервной
системы, представленный головным и спинным
мозгом? (Центральный.)
12. Какой отдел нервной системы
образован нервами и нервными узлами? (Периферический.)
13. Какой отдел нервной системы
регулирует работу скелетных мышц? (Соматический.)
14. Как называется отдел нервной
системы, регулирующий работу внутренних органов?
(Автономный, вегетативный.)
15. Как называются отделы
автономной нервной системы? (Симпатический и
парасимпатический.)
16. Какие нервы усиливают и ускоряют
работу сердца, замедляют перистальтику? (Симпатические.)
17. Какие нервы ослабляют и
замедляют работу сердца, усиливают
перистальтику? (Парасимпатические.)
18. Как называется ответная реакция
на раздражение, осуществляемая и контролируемая
нервной системой? (Рефлекс.)
19. В какой части спинного мозга
располагается серое вещество? (В центральной.)
20. Что находится внутри серого
вещества спинного мозга? (Спинной канал и
спинномозговая жидкость.)
II тур. «Заморочки из бочки»
Команды поочередно вытягивают номера
«заморочек» из «бочки». За каждый удачный ответ
присуждается 1 балл, время обсуждения – 30 с.
Если команда не справилась, вопрос передается
зрителям.
1. Приведите примеры связи
организма со средой.
2. Древнегреческий философ и ученый
Аристотель учил, что головной мозг способен
только умерять «теплоту сердца» и питать его.
Верно ли это утверждение? Объясните.
3. Венгерский врач Франц Йозеф
Галль в начале XIX в. считал, что таланты,
наклонности, способности можно определять по
форме черепа (а значит – и мозга). Его учение
получило название френологии и в свое время
было популярным. Считалось, например, что большой
лоб и глаза навыкате бывают у людей с хорошей
памятью, а различные шишки и выступы на черепе
соответствуют различным чертам характера, таким
как гневливость, упрямство, стремительность
и т.д. Согласны ли вы с Францем Йозефом Галлем?
4. Некоторые буржуазные ученые
склонны связывать одаренность рас и отдельных
людей с массой мозга. Расисты пытались «научно»
доказать превосходство «высшей» расы исходя из
данных о массе мозга и формы черепа. Как вы можете
объяснить одаренность рас и некоторых людей?
5. Каким станет мозг будущего
человека? Куда идет его развитие?
III тур. «Ты – мне, я – тебе»
Учащиеся задают по одному заранее
подготовленному вопросу команде соперников. На
обсуждение вопроса отводится 30 с.
IV тур. «Темная лошадка»
Учитель задает командам два вопроса,
имеющих отношение к теме урока.
1. Усиленная мышечная работа через
вегетативную нервную систему вызывает изменение
деятельности внутренних органов. Могут ли
внутренние органы побуждать к действию мышцы и
органы чувств? (Да. Так, у голодного человека
изменяется состав крови, из-за чего раздражаются
рецепторы нейронов промежуточного мозга,
возбуждение от него через вегетативные нервы
идет в центральную нервную систему. Возникает
желание есть, и человек с помощью органов чувств
и мышечной системы сознательно предпринимает
ряд действий: движется к еде, берет ее и
насыщается, «успокаивая все рецепторы».)
2. Как называют сейчас и как
называли раньше самое большое симпатическое
сплетение? (Солнечное сплетение, «брюшной
мозг». Это центр, от которого лучами отходят
нервы почти ко всем органам брюшной полости.)
V тур. «Дальше, дальше»
За каждый правильный ответ
начисляется 1 балл. Если команда не ответила на
какойто вопрос, его можно адресовать другой
команде. Если и она не отвечает, вопрос
передается зрителям.
1. Как называется электрический
сигнал, генерируемый нервной клеткой в ответ на
раздражение? (Нервный импульс.)
2. Как называется чувствительная
клетка, в которой возникает возбуждение,
передающееся в центральную нервную систему. (Нейрон.)
3. Как называется совокупность
клеток, окружающих нейроны, и какую функцию они
выполняют? (Нейроглия. Опорную, питательную,
защитную.)
4. Как называется короткие, сильно
ветвящиеся отростки нейронов? (Дендриты.)
5. Как называются длинные,
маловетвящиеся отростки нейронов? (Аксоны.)
6. Чем образовано серое вещество? (дендритами
и телами нейронов.)
7. Чем образовано белое вещество? (Аксонами.)
8. Как называется скопление длинных
отростков нервных клеток, покрытых общей
оболочкой? (Нервы.)
9. Как называются нервы, состоящие
из аксонов двигательных нейронов? (Двигательные.)
10. Как называются нервы, состоящие
из дендритов чувствительных нейронов? (Чувствительные.)
11. Как называются нервы, состоящие
из аксонов и дендритов? (Смешанные.)
12. Какой отдел мозга регулирует
дыхание, глотание, работу сердца? (Продолговатый
мозг и мост.)
13. Какой отдел мозга управляет
точными и согласованными движениями и сохраняет
равновесие? (Мозжечок.)
14. Какой отдел мозга управляет
тонусом мышц и через него проходят дуги
ориентировочных рефлексов? (Средний мозг.)
15. Какой отдел мозга регулирует
обмен веществ, поддержание температуры тела,
потребление воды и пищи? (Промежуточный мозг.)
16. Что означает греческое слово hormao?
(Привожу в движение, побуждаю.)
17. Гормоны какой железы регулируют
рост человека? (Гипофиза.)
18. Какая железа вырабатывает
пищеварительные ферменты и гормон инсулин? (Поджелудочная.)
19. Как называются железы
внутренней секреции, регулирующие углеводный,
жировой, белковый обмен, обмен солей и воды? (Надпочечники.)
20. Назовите заболевание, связанное
с недостаточной функцией надпочечников? (Бронзовая
болезнь.)
Подведение итогов игры. Подсчитываются баллы
каждой команды и каждого учащегося. Исходя из
этого, учащиеся получают оценки.
|