Ю.Ф. ФЛОРИНСКАЯ
Понятие о ноосфере
Невозмутимый строй во всем,
Созвучье полное в природе –
Лишь в нашей призрачной свободе
Разлад мы с нею сознаем.
Откуда, как разлад возник?
И отчего же в общем хоре
Душа не то поет, что море,
И ропщет мыслящий тростник?
Ф.Тютчев
Термин «ноосфера» применяют
представители самых разных профессий: ученые,
производственники и политики, авторы популярных
изданий и люди, весьма далекие от науки. При этом
единого толкования этого понятия не существует.
Для одних ноосфера – это идеальное состояние
развитой жизни на нашей планете, недостижимое в
реальности; для других – возникшее в настоящее
время объективное состояние Земли, определяемое
деятельностью человечества; для третьих –
только разумная деятельность, т.е. суммарное
сознание, которое изменяет ход превращения
веществ на Земле и управляет протекающими на
нашей планете процессами.
В этой статье мы кратко осветим
историю появления и формирования понятия
«ноосфера», рассмотрим различные оттенки его
современной трактовки, а также расскажем о том,
что человечество должно и может сделать для
сохранения и восстановления, когда это
требуется, гармоничных отношений с окружающей
природой.
Но сначала познакомимся с жизнью
замечательного ученого Владимира Ивановича
Вернадского, создателя учения о биосфере и
ноосфере.
Жизнь и научное творчество В.И.
Вернадского
Владимир
Иванович Вернадский родился 12 марта 1863 г. в
Санкт-Петербурге. Его отец, Иван Васильевич
Вернадский, был профессором политической
экономии и статистики, хорошо знал несколько
европейских языков, много времени уделял
изучению истории научных идей, был создателем и
разработчиком собственных оригинальных научных
направлений. Благодаря широте его интересов в
доме была огромная библиотека, в которой были
географические издания, книги по истории,
описания путешествий и открытий, обширная
художественная литература.
Владимир Вернадский учился в одной из
лучших в России гимназий, после окончания
которой поступил на физико-математический
факультет Петербургского университета. В это
время там сконцентрировался цвет русской науки:
Менделеев, Докучаев, Бекетов, Сеченов, Воейков,
Бутлеров. Они излагали студентам не только
апробированные и признанные теории, но и
новейшие результаты собственных исследований,
делились сомнениями, рассказывали о новых
гипотезах и планируемых работах. Поэтому
студенты сразу попадали в гущу научной жизни,
участвовали в научном поиске.
Самое большое влияние на
мировоззрение Вернадского оказал
В.В. Докучаев, преподававший в университете
минералогию и почвоведение. Под его руководством
Вернадский участвовал в экспедициях по изучению
почв и их обитателей, и одна из первых научных
работ молодого ученого была посвящена
землеройкам. В эти же годы по рекомендации
Докучаева Вернадский начал заниматься
минералогией и кристаллографией.
Но эти науки, по свидетельству одного
из его друзей, не удовлетворяли всех научных
интересов Вернадского. Он всегда был склонен к
теоретическим обобщениям, стремился
охарактеризовать явления или природные процессы
всесторонне. Мысли Вернадского о природе
научного познания, синтезе знаний, о тайнах Земли
и жизни нашли свое отражение в его дневниках,
которые позже были опубликованы.
По окончании Петербургского
университета Вернадский переехал в Москву и в
1855 г. стал хранителем Минералогического
кабинета Московского университета. Тогда же он
женился на Наталье Егоровне Старицкой, которая
была для него самым близким человеком на
протяжении всей их долгой совместной жизни. В
1887 г. у них родился сын Георгий, будущий
профессор русской истории в Йельском
университете (США), а в 1898 г. – дочь Нина,
будущий психиатр. В это же время Вернадский
защитил сначала магистерскую, а затем и
докторскую диссертации и стал профессором
Московского университета.
Но круг его интересов по-прежнему не
ограничивается узкой специальностью, и к началу
XX в. появляются первые статьи Вернадского по
вопросам философии и истории науки. В 1911 г.,
протестуя против присутствия полиции в
университете после студенческих волнений,
Вернадский в числе многих профессоров
Московского университета покидает его и
переезжает в Петербург. Здесь он реорганизует
Минералогический музей Академии наук, много
внимания уделяет радиоактивным элементам и их
роли в земной коре. По инициативе и под
председательством Вернадского в 1915 г. была
создана Комиссия по изучению естественных
производительных сил России при Академии наук
(КЕПС). Впоследствии из нее выделились
самостоятельные научные институты: почвенный,
географический, радиевый, керамический,
оптический.
В 1917 г. у Вернадского обнаружили
туберкулез, и он уехал на Украину. В Киеве он
активно участвует в создании Украинской
Академии наук и избирается ее президентом. Позже
Вернадский стал инициатором создания ряда
других академических учреждений страны.
В 1921 г., после возвращения в Москву,
его избрали директором Радиевого института. Он
продолжал работать в области геохимии
радиоактивных элементов, занимался
геологической ролью живого вещества. Период с 1922
по 1926 г. Вернадский провел за границей, в
основном во Франции, где читал лекции в Сорбонне.
В это время были изданы его лекции по геохимии,
статьи по минералогии, кристаллографии,
геохимии, биогеохимии, химии моря, эволюции
жизни. Возвратившись в 1926 г. в Россию,
Вернадский опубликовал знаменитую монографию
«Биосфера», где впервые сфера жизни, объемлющая
все живые организмы от бактерий до человека, была
рассмотрена как единое целое.
С 1923 по 1936 г. были изданы отдельные
тома его «Истории минералов земной коры»,
появились работы о природных водах, круговороте
веществ, проблеме времени в науке. Когда в
1938–1939 гг. была преобразована структура
Академии наук, Вернадский (ему было уже 75 лет!)
официально вошел в состав академии сразу по трем
отделениям: геолого-географических, химических и
физико-математических наук, и одновременно
участвовал в работе биологического отделения.
Случай в истории отечественной академии
беспрецедентный! В докладе, посвященном 80-летию
Вернадского, академик Л.С. Берг сказал:
«Владимир Иванович в своем лице как бы
представляет всю академию».
Начало второй мировой войны
Вернадский переживал очень сильно. Он был
эвакуирован в Казахстан, где в 1943 г. умерла его
жена, с которой он прожил 56 лет. Но и в это тяжелое
время ученый продолжал работать: в 1944 г. вышла
его основополагающая статья «Несколько слов о
ноосфере», ставшая началом развития новой науки.
В конце 1944 г., по возвращении в
Москву, Вернадский перенес кровоизлияние в мозг,
а в январе 1945 г., на восемьдесят втором году жизни,
он скончался.
Трудно найти более яркий пример
насыщенности научной жизни: Вернадским были
написаны сотни фундаментальных работ в
совершенно различных областях науки, в
экспедициях и командировках он проехал тысячи
километров (по всей Европе, Америке, Канаде,
Уралу, Кавказу, Средней Азии, Сибири, Украине). А
самое главное, что подчеркивал и сам ученый, –
наука всегда воспринималась им как творческий
акт: «Ученые – те же фантазеры и художники; они не
вольны над своими идеями; они могут хорошо
работать, долго работать только над тем, к чему
лежит их мысль, к чему влечет их чувство. У них
идеи сменяются; появляются самые невозможные,
часто сумасбродные; они роятся, кружатся,
сливаются, переливаются. И среди таких идей они
живут и для таких идей они работают».
Что такое ноосфера
Когда в 1922–1923 гг. Вернадский читал
лекции в Сорбонне, излагая свои взгляды на
биосферу, на роль живого вещества в жизни планеты
и преобразующую деятельность человечества, его
слушали двое французских ученых – Э.Леруа и
Т. де Шарден.
Вдохновленные идеями Вернадского, они
начали собственные исследования в этой области
биогеохимии, и в 1927 г. Леруа в одной из работ
ввел понятие «ноосферы» (от греч. nooV – разум) как
деятельности человека (разумного), влияющей на
геологические процессы. В работе Леруа
подчеркнул, что его взгляды разделяет
Т. де Шарден. Вернадскому понравился новый
термин, он стал употреблять его в своих
биосферных исследованиях.
Первое, что отметил
Вернадский, – это повсеместное внедрение
человека (с его преобразующей природу
деятельностью) в биосферу: «В XX в. впервые в
истории Земли человек узнал и охватил всю
биосферу, закончил географическую карту планеты
Земля, расселился по всей ее поверхности... Нет ни
одного клочка земли, где бы человек не мог
прожить, если бы это было ему нужно»*.
Поэтому ноосфера может рассматриваться как
новое явление на нашей планете. «Человек...
становится могучей геологической силой, все
растущей». Эта сила складывалась на протяжении
веков, подчас незаметно для самого человека. К
постепенным длительно формирующимся изменениям
в положении человечества на планете добавились и
перемены относительно резкие, связанные с
небывалым подъемом развития науки и техники.
Вернадский приходит к выводу, что
основа и постепенных, и резких изменений –
человеческий разум: «Появление разума и наиболее
точного его выявления – организации науки –
есть первостепенный факт в истории планеты,
может быть, по глубине изменений превышающий все
нам известное, раньше выявлявшееся в биосфере». И
далее: «...Созданные невесомые ценности – научная
мысль и научное открытие – в дальнейшем меняют...
ход процессов биосферы, окружающей нас природы».
Следующий логический шаг: разум и
научная мысль воздействуют на природу
посредством человеческого труда. Мощь
человечества «связана не с его материей, но с его
мозгом, с его разумом и направленным этим разумом
его трудом».
Но у процесса развития человечества
есть и другая сторона.
Человек неразрывно связан со средой, в
которой он живет. «Человек есть определенная
функция биосферы в определенном ее
пространстве–времени». Именно поэтому ноосфера
не есть что-то искусственное, чуждое истории
планеты. Ноосфера – это результат развития
биосферы, «последнее из многих состояний
эволюции биосферы в геологической истории».
«Создание ноосферы из биосферы есть природное
явление, более глубокое и мощное в своей основе,
чем человеческая история». «Это новая стадия в
истории планеты, которая не позволяет
пользоваться для сравнения, без поправок,
историческим ее прошлым. Ибо эта стадия создает
по существу новое в истории Земли, а не только в
истории человечества». Итак, ноосфера – это
современный этап развития биосферы, который
сформировался в результате созидательной
деятельности человечества, изменяющей и
биосферу, и весь ход геологической истории
планеты Земля.
Наконец, на стадии ноосферы человек
осознает, что он, будучи отдельной личностью, не
отделим от всего человечества. «Человечество
своей жизнью стало единым целым». Но
человечество – плод развития биосферы, а
биосфера – результат развития планеты. Отсюда –
люди должны действовать в интересах всей
планеты. «Человек впервые реально понял, что он
житель планеты и может – должен – мыслить и
действовать в новом аспекте, не только в аспекте
отдельной личности, семьи или рода, государств
или их союзов, но и в планетном аспекте». И, быть
может, самое главное (на наш взгляд): «В
геологической истории биосферы перед человеком
открывается огромное будущее, если он поймет это
и не будет употреблять свой разум и свой труд на
самоистребление».
Что же касается времени
окончательного формирования этой стадии
развития планеты, то однозначного ответа ученый
не дал. Он говорил и о приближении к ноосфере, и о
том, что «ноосфера... состояние наших дней», а
расцвет творческих возможностей человечества
придется на поколение его внучки, т.е.
современный нам период. Такое понимание,
по-видимому, естественно, если учесть психологию
людей эпохи начала научно-технической революции,
их энтузиазм и творческий порыв, когда казалось,
что человеку все подвластно. Следует также
помнить, что статья «Несколько слов о ноосфере»
написана в 1944 г. и ее оптимизм и вера в скорый
прорыв в будущее во многом были обусловлены
верой в близкую победу над фашизмом.
Идеи Вернадского были подхвачены
учеными различных научных дисциплин. Академик
А.Е. Ферсман обращал основное внимание на
промышленную геологическую деятельность
современной цивилизации, дав ей название техногенез.
Сфера, в которой происходит техногенез, получила
название техносферы.
Тейяр де Шарден, бывший
священнослужителем, а в миру – ученым-геологом и
палеонтологом, в своих работах сочетал
христианское мировоззрение с научными
обобщениями. Духовное объединение человечества
– вот движущая сила ноосферы. Но ноосфера не
завершение, а лишь ступень в развитии планеты.
Любовь к Богу и порожденная ею любовь к людям и
всему сущему приведут к новому этапу эволюции
ноосферы, когда совершится ее вхождение в мир
Божественного совершенства. Эту фазу мировой
эволюции Т. де Шарден называл «точкой
Омега».
Как мы отметили в начале статьи, в
настоящее время не выработано единое понимание
сущности и будущего ноосферы. Многие ученые
считают ноосферу скорее эпохой определенных,
приближенных к гармоничным, отношений между
человеческим обществом и Природой, чем
собственно сферой, то есть пространством
планеты, в котором активно живет человек, влияя
на планетарные геологические и биогеохимические
процессы. В таком понимании трудно говорить о
вступлении в стадию ноосферы: ведь еще так много
неразумного делает человек! Но вот о ее
приближении говорить необходимо и еще более
необходимо трудиться во имя этого, т.к., скорее
всего, третьего не дано: либо человечество
вступит в этап ноосферы, либо цивилизация просто
погибнет.
Разумеется, удовлетворительный ответ
на вопрос о том, что и как надо делать для
ускорения перехода к стадии ноосферы, дать
невозможно. Человечество ежедневно вступает в
миллионы разнообразнейших взаимоотношений с
природой, и чтобы внести гармонию во все, нужны
миллионы различных мер. Но попытаемся объединить
их в несколько групп.
Первая группа мер связана с
предотвращением загрязнения окружающей среды.
Бороться с последствиями попадания токсичных
веществ в биосферу неизмеримо труднее и дороже,
чем его предотвратить. Речь идет о мерах по
разумному планированию хозяйственной
деятельности, в том числе на основе
интенсификации производств, а не экстенсивного
развития. Например, целесообразно разрабатывать
технологии получения больших урожаев на
ограниченных площадях, вместо того чтобы
осваивать новые земли. Необходимо создавать
производства с низким водо- и
энергопотреблением, а также предусматривать
меры по предотвращению возможных хозяйственных
аварий. Как верно написал много лет назад
президент США Бенджамин Франклин: «Унция
предупреждения стоит фунта лечения».
Вторая группа включает в себя
конкретные меры по очистке уже загрязненных
сбросов и стоков, утилизации отходов
производств, перспективные меры по сокращению
отходов за счет перехода к производству более
долговечной продукции, удобной для повторного
использования. Решения перечисленных задач в
основном находятся в технической области – это
разработки новых ресурсосберегающих технологий,
усовершенствование переработки и вторичного
использования отходов, строительство очистных
сооружений, обеспечение надежности промышленных
установок и т.д. Эти задачи хотя и сложны, но
понятны по постановке и исполнению. Но при этом
на первое место выходит проблема определения
степени загрязнения природы и негативных
последствий влияния хозяйственной деятельности
на окружающую среду.
Решение этой проблемы связано с
разработкой и осуществлением третьей группы мер,
объединяемых общим словом – мониторинг.
Мониторинг – это система наблюдений, оценки и
прогноза состояния природной среды по большому
набору связанных между собой факторов или
параметров слежения. Мониторинг включает в себя
наблюдение за источниками и факторами
антропогенных воздействий, а также за
изменениями, вызываемыми этими воздействиями в
окружающей среде. При наблюдениях за ландшафтом
в целом и за отдельными его компонентами
определяются химические, физические,
биологические и общие (интегральные) показатели,
как качественные, так и количественные. Задача
мониторинга – выявить критические ситуации,
наиболее опасные факторы воздействия и самые
чувствительные к ним компоненты природных
комплексов.
Основной принцип мониторинга –
непрерывность слежения. Эффективность
мониторинга определяется рациональным выбором и
достаточной плотностью контрольных пунктов
наблюдения, а также эффективной организацией
автоматического получения, обработки первичных
данных и выдачи информации. Задачи, которые
призван решать мониторинг, могут быть различной
степени сложности и широты охвата.
Соответственно этому обычно выделяют три уровня,
или три ступени, мониторинга.
Первая ступень – местный, или локальный,
биоэкологический мониторинг, в котором
состояние окружающей среды оценивается с
позиций ее влияния на человека. Поэтому
мониторинг проводят, учитывая показатели,
отражающие реакцию человека на изменения среды:
заболеваемость, смертность, рождаемость,
продолжительность жизни и т.д. В систему
наблюдений входят те параметры, которые вызывают
оцениваемые эффекты. В основном это различные
опасные загрязнители среды техногенного
происхождения. Естественно, что основная сеть
пунктов наблюдения этой ступени мониторинга
должна находиться в местах концентрации
населения – районах наиболее интенсивной его
деятельности. Большую помощь биоэкологическому
мониторингу могут оказывать
санитарно-эпидемиологические станции (СЭС),
ветеринарные пункты, службы защиты растений.
Вторая ступень – региональный
природно-хозяйственный мониторинг, включающий
наблюдения за изменениями природных и
антропогенных ландшафтов. В мониторинге этой
ступени используют такие показатели, как
количество биомассы, показатели энергообмена,
величины предельно допустимых концентраций (ПДК)
загрязняющих веществ в природных и промышленных
комплексах, способность комплексов к
самоочищению. Наблюдения ведут на
географических стационарах и специальных
полигонах (тестовых участках). Географические
стационары создают на территориях, типичных для
ландшафтов данного региона. Стационарные
исследования ведут на одном месте на протяжении
длительного времени. Это дает возможность
проведения анализа функционирования и динамики
ландшафтов, выявления в них необратимых
изменений и т.д. Тестовые участки
предназначены для контрольных измерений и
наблюдений по строго заданной ограниченной
программе. На них разрабатывают тесты системы
определений ПДК, биологической продуктивности,
естественной способности к самоочищению, а также
выбирают наиболее показательные параметры
(индикаторы) для каждой системы определений.
Измерения и описания, полученные на тестовых
участках, рассматривают как характерные для
ландшафта в целом. На этой ступени мониторинга
используют также сеть метеорологических и
гидрологических станций и постов, существующие
опытные сельскохозяйственные станции, опытные
лесничества.
Третья ступень – глобальный
биосферный мониторинг. Его задача –
обеспечить наблюдение (контроль) и анализ
состояния, а также прогноз возможных изменений
всей географической оболочки в результате
деятельности человечества. На этой ступени
контролируют и анализируют изменения глобальных
параметров: прозрачность атмосферы и ее
антропогенную трансформацию (превращения,
вызванные человеческой деятельностью:
задымленность, озоновый слой и др.); мировой
водный баланс, загрязнение Мирового океана;
энергообмен биосферы с космосом, антропогенные
преобразования глобальных круговоротов
химических веществ и т.д. Биосферный
мониторинг ведется как дистанционными методами
(например, с искусственных спутников Земли), так и
контактными – с помощью наземной сети
биосферных станций. Эти станции располагаются в
различных природных зонах, которые отличаются
степенью устойчивости ландшафтов к
антропогенным воздействиям и характером
хозяйственного использования, что позволяет
сравнить скорость накопления и длительность
сохранения загрязнителей в неоднородных
природных условиях. Например, станции слежения
за водной средой располагают на крупных реках,
берегах морей, озер. Довольно часто пункты
глобального мониторинга располагают на
территориях биосферных заповедников.
Биосферные заповедники – строго
охраняемые значительные по размерам природные
территории, не испытывающие прямых
антропогенных воздействий. Они располагаются в
наиболее типичных в природном отношении
регионах Земли и образуют как бы мировую сеть
эталонов биосферы до появления человека. В
настоящее время в 62 странах мира создано более 230
биосферных заповедников. Обычно они включают
собственно заповедник (ядро) и буферную зону,
предохраняющую ядро от антропогенных
воздействий. Биосферные заповедники
представляет собой наиболее жестко охраняемые
природные территории. Существуют еще
национальные парки, заказники, обычные
заповедники.
Несмотря на сравнительно малые
площади охраняемых территорий в мире, роль их
огромна. В них осуществляются все три группы мер
мониторинга, т.к. решаемые с их помощью проблемы
чрезвычайно многогранны. Они используются: при
организации мониторинга (на различных его
ступенях); для нейтрализации отрицательного
воздействия хозяйственной деятельности на само
население, растительный и животный мир; для
сохранения генетического разнообразия биосферы;
для удовлетворения эстетических потребностей
человечества и т.д. В конечном итоге
сохранение девственных ландшафтов дает людям
возможность увидеть то, с чего они когда-то
начинали и на что им следует ориентироваться,
внося все новые и новые изменения в природу.
Три группы мер, охарактеризованных
выше и направленных на ускорение перехода к
ноосфере, включают мероприятия, порождаемые
человеческим разумом. Но отнюдь не всегда
разумной деятельности достаточно для
оптимизации взаимодействия человека с природой.
Ключ к достижению гармонии лежит в наших душах.
Именно поэтому четвертую группу мер можно
объединить в направление экологического
воспитания чувств.
Наши чувства по отношению к природе
всегда индивидуальны и зависят от места
жительства, культуры, возраста, настроения,
здоровья, мировоззрения и т.д. Нельзя навязать
людям одинаковые эмоции. У одних при виде степных
просторов дух перехватит, сердце забьется, а
другие ничего не почувствуют. Жаль их, конечно. Но
задача экологического воспитания не сводится к
замене равнодушия на восторг. Самое важное
чувство, которое мы должны воспитывать в себе, –
это признание самоценности природы, самой по
себе, без нашего присутствия: каждая травинка,
куст, камень, ручей, птица имеют право на
существование не потому, что мы что-то с их
помощью создаем для себя. Они ценны уже только
тем, что они есть. Надо уметь сказать:
Мир вам, рощи, луга и липы,
Лилии медовой ладан.
Все принявшему с улыбкой
Ничего от вас не надо.
С.Есенин
Это отнюдь не призыв к ограничению
развития цивилизации. Давайте пользоваться,
строить, выращивать, но перестанем думать и
говорить о природе только в категориях
обладания, покорения, срывания всяческих
покровов. Научимся понимать величие нетронутой
природы, вечность ее и свободу; осознаем, наконец,
что мы все – лишь ее малая часть.
Природа знать не знает о былом,
Ей чужды наши призрачные годы,
И перед ней мы смутно сознаем
Себя самих – лишь грезою природы.
Поочередно всех своих детей,
Свершающих свой подвиг бесполезный,
Она равно приветствует своей
Всепоглощающей и миротворной бездной.
Ф.Тютчев
* Здесь и далее в статье в
кавычках приводятся цитаты из работ
В.И. Вернадского.
|