А.САВКУН
Дельфиньи истории
С детских лет люблю закулисье. Этот
странный, немножко нереальный мир, границу между
сказкой и явью. Здесь, на улице или в фойе, – люди,
деньги, проблемы... Там, на сцене, – смех или
печаль, любовь или ненависть... А кулисы и
маленькое тесное пространство за ними – как
замочная скважина в чудесный садик, куда так
стремилась попасть Алиса из Кэрроловской сказки.
Поэтому, приходя в цирк или в театр, я стремился
попасть за кулисы и посмотреть, что остается от
сказки потом, после того, как ее рассказали.
Сейчас я живу в этом мирке. Я наблюдаю как
рождается чудо и как оно умирает. Истории,
которые собраны здесь, – черно-белые фотографии
нашей закулисной жизни, чуда, в котором мы живем.
Номер первый – дельфин Волька. Он и сам
таким себя считает. Его напарник по бассейну –
дельфин Гаврош. Гаврош крупнее и старше, но
Волька его частенько прогоняет – дельфины
стадные животные, и стадные инстинкты у них
развиты – о-го-го! Зато эти инстинкты помогают
тренеру – в стремлении перещеголять напарника
дельфин и учится быстрее. Нет плохих учеников,
есть плохие учителя! А у нас учителя неплохие. И
наш Волька переквалифицировался из морских
млекопитающих в земноводные. Вообще-то научить
дельфина выходить на сушу – задача сложная, он
боится суши органически – ведь попав на берег,
дельфин редко может без посторонней помощи
выбраться обратно в воду. Волька же при первой
удобной возможности вылазит на помост и
наслаждается... И так развалится, и эдак! И брюхом,
и боком! И с высоты поглядывает на Гавроша в воде.
Иногда даже перелезает из одного вольера в
другой, двигаясь по помосту.
В московский дельфинарий привезли
белуху. Огромный, сильный и очень умный зверь по
кличке Егор. До этого все было нормально – между
вольерами, в которых во время выступлений и
тренировок сидят дельфины, стояли решетки с
несложными засовами. Но Егору они не понравились.
Тем более что пока одни дельфины выступают или
развлекаются с тренером (так можно оценить
тренировку с точки зрения запертого дельфина),
остальным скучно. Егор научился поднимать засов
и открывать (и закрывать!) решетки, по своему
усмотрению пропуская к себе товарищей по играм.
Засовы заменили – теперь, чтобы открыть засов,
надо было повернуть рукоятку, уходящую в паз.
Несколько дней Егор сосредоточенно разглядывал
механизм. И открыл его. Замок еще усложнили –
кроме засова поставили запирающий штырь. Егор
привлек себе помощников из числа афалин и
справился и с этой задачей. Замок еще усложнили –
теперь были два засова с разных сторон, штырь и
еще что-то... Почти неделю все было спокойно. Потом
снова начались хождения и гуляния. Как? Потом
увидели – по команде Егора два дельфина с разных
сторон решетки открывали засовы, Егор носом
приподнимал решетку, штырь выпадал – и свобода!
По этому поводу принимаются рацпредложения от
всех желающих на устройство, достаточно
надежное, чтобы удержать 40 мин Егора и афалин по
разные стороны вольера, и достаточно простое,
чтобы во время выступления бригада слесарей не
стояла возле решетки с автогеном наготове. Наша
фантазия иссякла! Теперь решетки завязываются
веревочками – просто, не очень удобно, но Егору
пока недоступно.
Идет фотографирование. Зрители
становятся на бортик, дельфины и Егор делают
несложный номер (каждый в своем углу), а фотограф
снимает посетителя на фоне дельфинов. Работа не
сложная, но однообразная. Очередь желающих
волнуется, возникают всякие неурядицы.
Дельфин под шумок покидает рабочее
место и по дну подбирается к Егору, смотрящему на
очередного зрителя. И «цап» его зубами за хвост! И
скорей на свое место – я здесь ни при чем. Егор в
справедливом возмущении, но тренер подзывает
очередного жаждущего фотографии, и Егор, в прямом
смысле скрипя зубами, выполняет очередной
прыжок. 5 зрителей, 10... Ну, наконец-то отдых и у
Егора. Он тихонько (тоже по дну) отправляется к
дельфинам и... Тренер недоуменно смотрит в воду –
только что в воде было два дельфина, а теперь
один. Без всплеска, без поворота – был и нету. А
Егор, утянув проказника под воду, мчится... к
своему вольеру и захлопывает дверь перед носом у
возмущенного дельфина. Крик (под водой), ругань
(слышна очень хорошо и сверху) – а Егор держит
дверь лбом и спокоен!.. Делать нечего, дельфин
возвращается к прерванному занятию, а Егор
открывает дверь и плывет к своему рабочему месту.
Через несколько выступлений все повторяется...
Не только люди, но и звери могут
прекрасно обращать свои недостатки себе на
пользу. Джон – южноафриканский морской лев – не
видит правым глазом. Это ему страшно мешает,
потому что человек, подходящий к нему справа, не
виден, а потому представляет огромную опасность
(как и все невидимое). Это прекрасно известно и
тренерам, и самому Джону. Но однажды на
тренировке Джон был совершенно не в настроении и
решил воспользоваться своим маленьким
недостатком. Тренер бросает мячик в воду и просит
Джона его принести. Вода холодная, настроения
нет... «Что? – спрашивает Джон. какой мячик? Где? Не
вижу!» – и смотрит в воду правым глазом (тем,
который не видит). Тренер повторяет команду. «Не
вижу!!!» – отвечает Джон и косится на ведро с
рыбой. Тренер делает шаг к ведру (положить туда
рыбку, которая была в руке), а Джон немедленно
вскакивает и направляется за тренером: «Это –
вижу!».
О скука! О лень! Два старинных
двигателя прогресса человеческого, и не только
человеческого, как оказалось! Котик Леха вышел
погулять. То есть на самом деле тренера вызвали к
телефону прямо во время тренировки. Ну, Леха и
решил погулять, пока его нет. Обошел бассейн,
видит – дверь открыта, и никого. Он – в дверь.
Слышит – слева голоса. Он туда. В это время
возвращается тренер и не видит зверя. У тренера
маленькая паника – хоть котик далеко уйти не мог,
но мог залезть куда-нибудь по глупости.
Начинается розыск. Тут заходит один из
работников бассейна и говорит: «Заберите вашего
Леху – он там в тренерской телевизор смотрит».
Кинулись туда – действительно, сидит Леха
посреди тренерской – и смотрит телевизор.
Хороший телевизор, цветной. Леху сначала звали,
потом стали гнать, потом ловить... Куда там! Котики
очень ловкие существа, когда им надо. А через пару
минут сафари тренер с коллегами просто лежали от
смеха – пока Леху пытались выдворить, он мельком
глянет на людей, которые его ловят, переползет на
новое место или забьется под стол – и опять в
телевизор. Так и не ушел, пока телевизор не
выключили. Зато на следующем же представлении
Леха вместо привычной тумбы прямым курсом – к
телевизору! Кстати, после этого случая родился
номер «Леха на трибуне». Леха залезает на
специально изготовленную трибуну и «вещает» под
конец представления. Наши сотрудники
неоднократно слышали мнение зрителей: «Гляньте
– вылитый Ельцин!».
У нашей организации есть озеро.
Удивительное по красоте место, где летом
содержатся дельфины. В этом озере долгое время
жил белуха Беня. Кормлю я его однажды рыбой. Рыба
мелкая, называется путассу (10–15 см длиной), а в
озере тучами и стадами плавают совершенно
нахальные мальки пеленгаса (около 5 см длиной).
Опускаю я рыбу в воду, и первыми на нее налетают
мальки. Беня берет рыбу, а потом (я глазам не
поверил!) выплевывает, разгоняет головой мальков
и только потом съедает рыбу. И так следующую,
следующую.... Жалко ему их, что ли? Ведь пеленгас –
рыбка повкуснее путассу...
А этот случай – вообще готовый
анекдот. Честное слово, все так и было!
К кассе дельфинария подъезжает 600-й
мерседес. Выходит типичный «новый русский» и
интересуется, что за фирма. Спрашивает обычные
вещи – сколько стоит билет, сколько длится
выступление, хорошо ли видно... Потом следует
вопрос: «Эй, браток, а чо они там будут делать?»
Кассир невозмутимо отвечает: «Будут петь,
танцевать, рисовать...» «Эй, это дельфинарий?!» –
спрашивает ошарашенный «новый русский».
Вот такие вот пироги. Конечно, на
самом-то деле все было и смешнее, и интереснее, и
актуальнее... Именно поэтому я назвал эти истории
«черно-белыми фотографиями». Но попробуйте
объяснить, что смешного в том, как дельфин на тебя
смотрит, человеку, который этого дельфина в глаза
не видел! Но мы стараемся. Мы стараемся
приоткрывать дверь в закулисье дельфиньего
цирка, тщательно сдувая пыль манежа (даже если
это водная пыль) с пожелтевших экспонатов. Потому
что свежие экспонаты появляются на www.don.sitek.net/home/aaz/.
|