Я ИДУ НА УРОК

Н.Б. ПЕРЛИНА,
гимназия им. Н.М. Пржевальского,
г. Смоленск

Продолжение. См № 14, 15/2003

Уроки по теме

«Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви»

Солитер

Солитер

Жизнь бычьего цепня в кишечнике человека подробно изучена русскими учеными Ж.К. Штромом и Ф.Ф. Талызиным. Они проглотили зрелые личинки цепня, заразили себя паразитом и несколько лет вели наблюдения за состоянием своего организма и жизнью в нем цепней.

Длина тела бычьего цепня 5–10 м. Тело состоит более чем из 1000 члеников. Толщина конечных члеников 5–7 мм. Каждый зрелый членик содержит 175 000 яиц. Ежедневно зараженный человек выделяет 5 млн яиц. Зрелые членики могут самостоятельно двигаться. Самостоятельный выход наблюдается обычно ночью, во время сна больного.

Трипаносома

Трипаносома

Опасный паразит человека – широкий лентец. Им человек заражается, съев плохо прожаренную или вяленую рыбу, где находятся финны. Основным хозяином лентеца могут быть млекопитающие и человек, в кишечнике которых он обитает. Длина лентеца достигает 15 м. Это самый крупный из паразитов человека. Яйца лентеца для развития должны попасть в воду, где формируется личинка. С помощью ресничек личинка плавает в воде. Дальнейшее развитие протекает в теле рачков-циклопов – промежуточных хозяев лентеца. Зараженных циклопов поедают рыбы. Личинки из желудка рыбы проникают в мышцы и другие ткани, превращаясь в другие личинки. Эти личинки заразны для животных, питающихся рыбой. Через 5–6 недель в кишечнике основного хозяина лентец становится взрослым.

Методические рекомендации

Учебный текст

УЭ-1. Бычий цепень

Уровень А

  • Прочитай текст в учебнике.

Уровни В, С

  • Дополнительно к учебнику прочитай учебный текст и рубрику «Это интересно знать».

Уровни А, В, С

  • Обрати внимание на части тела паразита, приспособления к закреплению в кишечнике, упрощение внутреннего строения в связи с паразитизмом.

  • Рассмотри в учебнике цикл развития бычьего цепня.

  • Обрати внимание на источник заражения человека, стадии развития бычьего цепня в основном и промежуточном хозяевах.

Цель: изучить особенности строения

в связи с паразитизмом и цикл развития бычьего цепня, меры профилактики заболевания

Взрослый червь может жить более 10 лет. У зараженных людей наблюдаются тошнота, рвота, боли в животе. Больные страдают повышенной раздражительностью, бессонницей, головокружением. Известны случаи закупорки кишечника кольцами паразита.
Борьба с бычьем цепнем заключается в выявлении и лечении больных людей, выбраковке зараженного мяса.

УЭ-2. Отработка материала

  • Ответьте друг другу на вопросы. Оцените ответы по шкале оценок.

Уровень А

Правильный ответ на каждый вопрос оценивается одним баллом.

Уровень В

Правильный ответ на каждый вопрос оценивается двумя баллами.

Уровень С

Правильный ответ на каждый вопрос оценивается тремя баллами.
Учащиеся, работающие на уровне В, отвечают на вопросы уровней А и В.
Учащиеся, работающие на уровне С, отвечают на вопросы уровней А, В, С.

  • Подсчитай сумму баллов и запиши ее на полях тетради.

Цель: закрепить учебный материал УЭ-1

Уровень А

1. Какие отделы тела имеет бычий цепень?
2. Какие приспособления к паразитизму он имеет?
3. Какие внутренние органы расположены в каждом членике?
4. Кто является основным и промежуточным хозяином бычьего цепня?
5. Как заражаются основной и промежуточный хозяева?
6. Что такое финна? Можно ли ее увидеть?
7. Как предохранить себя от заражения бычьим цепнем?
8. Как питается бычий цепень?

Уровень В

1. Почему у бычьего цепня хорошо развиты органы размножения?
2. Чем объяснить отсутствие пищеварительной системы у бычьего цепня?
3. Заполните таблицу «Развитие бычьего цепня».

Уровень С

1. Почему отделившиеся от червя зрелые членики могут самостоятельно передвигаться?
2. Почему червь не переваривается в кишечнике хозяина (назовите две причины)?
3. Предположите, что случится, если человек случайно проглотит членик бычьего цепня со зрелыми яйцами?

УЭ-3. Эхинококк

  • Прочти учебный текст. Обрати внимание на сходство эхинококка с бычьим цепнем. Сходство позволяет отнести этих животных к одному классу.

Цель: изучить строение и цикл развития эхинококка, сравнить с бычьим цепнем и другими плоскими червями

Эхинококк – червь длиной около 6 мм. Он может жить в кишечнике собаки, волка, лисицы. Его тело состоит из 3–4 члеников. Головка имеет 4 присоски и хоботок, вооруженный двумя рядами крючков.
Жизненный цикл протекает так. Членики, заполненные яйцами, с испражнениями зараженной собаки попадают во внешнюю среду. С травой, сеном или не мытыми после контакта с животным руками яйца попадают в организм промежуточного хозяина (коз, овец, коров, человека). Из яйца в организме промежуточного хозяина выходит личинка, которая проникает в кровеносные сосуды и кровью разносится по организму. Затем личинка превращается в эхинококковый пузырь, наполненный жидкостью. Внутри него имеются пузыри меньшего размера, которые в свою очередь могут содержать собственные пузыри. Все они тоже наполнены жидкостью и содержат головки паразита. Эхинококковые пузыри имеют размеры от горошины до арбуза. В печени крупного рогатого скота эхинококковый пузырь может достигать массы 60 кг и содержать 45 л жидкости.
Жизненный цикл эхинококка замыкается, когда эхинококковый пузырь с живыми головками поедается основным хозяином: волком, лисицей, собакой.
У человека эхинококковые пузыри удаляются хирургическим путем. Особенно опасно, если эхинококковый пузырь развивается в головном мозге.
Мойте руки после контакта с собаками!

УЭ-4. Отработка материала

  • Ответь на предложенные вопросы соседу по парте.

  • Оцени свои ответы и подсчитай число баллов. Шкалу оценок смотри в УЭ-2.

Цель: закрепить и проверить знания об эхинококке

Уровень А

1. Каково внешнее строение эхинококка?
2. Опиши жизненный цикл эхинококка?
3. Как заражаются эхинококком основной и промежуточный хозяева?

Уровень В

1. Почему эхинококка относят к классу ленточных червей?
2. Чем отличаются ленточные черви от сосальщиков?

Уровень С

Предложи профилактические мероприятия по предупреждению заражения эхинококком (не менее двух).

УЭ-5. Резюме

Вспомни характерные признаки типа плоские черви, деление этого типа на классы, характерных представителей каждого класса и их признаки.

  • Составь систематическую таблицу типа Плоские черви.

Цель: обобщить и закрепить знания о плоских червях

Систематика типа плоские черви.

УЭ-6. Корректировка конспекта

  • Проверьте друг у друга заполнение таблицы и сверьте их с эталоном у учителя.
  • Оцените эту работу по пятибалльной системе, учитывая правильность, полноту и аккуратность заполнения.

Цель: проверить и оценить знания по типу плоские черви

УЭ-7. Оценка знаний по модулю 4

  • Прочитай критерии оценок. Определи уровень, на котором изучен материал.

  • Выстави себе оценку:

35–43 баллов – оценка «5»;
26–34 баллов – оценка «4»;
16–25 баллов – оценка «3».

Цель: оценить знания по модулю 4, определить уровень, на котором изучен материал модуля

Если ты набрал максимальное количество баллов, домашнее задание можешь не выполнять. Почитай дополнительную литературу, предложенную учителем.
Если ты получил оценку «4», можешь поработать с рубрикой «Это интересно знать». Поработай дома над конспектом.
Если ты получил на оценку «3», проработай конспект и учебник, ответь на вопросы в конце параграфа.

Трихинелла

Трихинелла

На оценку «3» нужно знать:

  • особенности внешнего и внутреннего строения бычьего цепня и эхинококка;

  • циклы развития бычьего цепня и эхинококка;

  • меры профилактики заражения бычьим цепнем.

На оценку «4» нужно знать и уметь:

  • все на оценку «3»;

  • рассказать о приспособлениях к паразитизму;

  • сравнивать сосальщиков с ленточными червями;

  • давать характеристику класса ленточных червей;

  • обосновывать меры профилактики заражения бычьем цепнем и эхинококком.

На оценку «5» нужно знать и уметь:

  • обосновывать принадлежность бычьего цепня и эхинококка к типу и классу;

  • предполагать строение и особенности образа жизни неизвестного животного из класса ленточных червей;

  • объяснять причины появления тех или иных особенностей строения и поведения ленточных червей.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru