В.В. ИСАКОВ
учитель биологии, школа №5,
г. Коряжма
Ролевая игра на уроках обобщения и
закрепления учебного материала по учебному
предмету «Человек»
I. Подготовка к игре
Краткий инструктаж школьников.
Выбор учителем и школьниками экспертов (группа
из 2–3 учащихся).
Выбор «главных врачей» (класс делится на 2–3
группы-фирмы, каждая фирма выбирает своего
руководителя – главного врача).
II. Проведение игры (2–3 цикла)
Получение заданий.
Работа с источниками.
Защита результатов.
Работа экспертного совета.
III. Обобщение
Завершение игры.
Анализ и подведение итогов игры.
Рекомендации школьникам.
Организация и проведение игры
Суть игры. Совет города,
обеспокоенный низким уровнем медицинского
обслуживания, объявил конкурс на лучшую группу
врачей (медицинскую фирму). Работу в городе
получит медицинская фирма, чей персонал наиболее
профессионально подготовлен и справится с
заданиями лучше прочих. Вы выступаете в роли
конкурирующих фирм. Какая фирма выиграет
конкурс?
Функции участников ролевой игры
Учитель готовит необходимый
методический материал и оборудование. Управляет
ходом ролевой игры. Вместе с экспертами
участвует в оценке ответов команд. Записывает на
доске баллы, полученные каждой командой (фирмой).
Подводит итоги ролевой игры.
Экспертный совет (2–3 ученика) выдает задания
фирмам, получает ответы и анализирует их. Каждый
эксперт работает со своей фирмой, но в случае
возникновения затруднений обращается за помощью
к другим экспертам. Эксперт имеет право снижать
баллы за некорректное поведение или
безосновательные претензии фирм.
Главный врач управляет работой своей фирмы,
организует поиск информации и запись ответов,
имеет право обращаться к экспертам.
В ходе игры нельзя допускать значительных пауз.
Так, например, получив ответы от фирм, надо
немедленно выдать фирмам новые задания. Можно
предложить придумать рекламу фирмы в
стихотворной форме, герб фирмы на медицинскую
тематику и пр. Если одна из фирм дает ответы
раньше остальных, то ей можно давать резервные
задания за дополнительное вознаграждение. После
каждого тура учитель зачитывает правильные
ответы на поставленные вопросы.
Для проведения игры нужны
задания, библиотека справочной литературы,
песочные часы на 5–10 мин, гонг, мел, классная
доска. Учащиеся предлагают 2–3 школьников в
экспертный совет. Класс в зависимости от
количества учащихся делится на 2–3 группы, каждая
группа выбирает «главного врача». Для удобства
каждая группа образует медицинскую фирму и дает
ей название («Парацельс», «Синеглазка и
компания», «Айболит и сыновья» и пр.). За
названия, которые отпугивают пациентов –
«Третья истребительная клиника», «Врата в РАЙ»
и т.п., – фирма будет наказываться штрафными
баллами.
Представители каждой фирмы получают
конверты с заданиями и, пользуясь справочной
литературой, в течение 10 мин готовятся к
ответу. Каждый полный и верный ответ, данный в
письменной форме, оценивается 10 баллами. Все
фирмы получают одинаковые задания, поэтому при
подготовке ответа надо соблюдать тишину. Можно
пользоваться любой литературой и рабочими
тетрадями. По удару гонга или раньше ответы надо
сдать экспертам для оценки. К экспертам могут
обращаться только главврачи.
Примеры заданий по нескольким
разделам
Раздел «Опорно-двигательная система»
1.
Почему близорукие люди часто страдают таким
нарушением осанки как сутулость?
2. Ученик, систематически измеряя свой рост, с
изумлением заметил, что вечером он на 2 см ниже,
чем утром. Нормально ли это?
3. Мама школьника подозревает, что занятия
тяжелой атлетикой могут замедлить рост ребенка.
Согласны ли вы с ней? Обоснуйте ответ.
4. Пациент Н. после падения с велосипеда стал
жаловаться на боль в левом плечевом суставе.
Больной может поднять левую руку, но боль,
покраснение и опухоль свидетельствуют о травме.
Ваш диагноз:
а) ушиб и вывих плечевого сустава;
б) растяжение связок и, возможно, ушиб;
в) перелом плечевой кости и, возможно, ушиб
плечевого сустава;
г) вы ставите свой диагноз, не указанный в пунктах
а, б, в.
5. В многодневном туристическом походе
в тайге турист подвернул ступню. Голеностопный
сустав быстро распухает и острая боль не
позволяет наступить на больную ногу. Укажите
меры первой помощи. Как помочь пострадавшему в
последующие дни?
6. Как оказать первую помощь пострадавшему с
закрытым переломом ребра?
7. Все слышали, что спину надо держать прямо, но
врачи иногда определяют такое нарушение осанки,
как «прямая спина». Объясните, что это за
нарушение. Приведите примеры.
8. Правда ли, что в некоторых случаях по
особенностям строения скелета можно определить
профессию человека?
9. Может ли привычка ребенка постоянно сосать
палец привести к нарушениям костно-мышечной
системы?
10. Отделы позвоночника в таблице расположены
беспорядочно. Вы должны в первой колонке указать
порядок расположения указанного отдела
позвоночника. Во второй колонке надо указать
число позвонков в отделе. В третьей колонке надо
отметить подвижность отдела (п. – подвижный, м. –
малоподвижный, н. – неподвижный).
11. Заполните таблицу, поставив в нужных
местах крестик.
12. К какому типу тканей относится
костная ткань?
13. Как кости растут в толщину?
14. Как кости растут в длину?
15. Какие вещества придают костям гибкость и в
каком возрасте этих веществ у человека в костях
много?
16. Какие вещества придают костям твердость и
хрупкость?
17. Как называется подвижное соединение костей?
18. Как называются мышцы, которые одним концом
прикрепляются к костям черепа, а другим – к коже?
19. Назовите типы мышечной ткани.
20. Назовите мышцы плеча.
21. Сокращение какой мышцы позволяет человеку
приподниматься на носки?
22. Какие сократительные белки мышечных волокон
вам известны?
Ответы
1. Если близорукие люди не носят очки
или контактные линзы, то они вынуждены низко
склоняться при чтении и письме, что формирует
такое нарушение осанки, как сутулость. В
настоящее время существуют эффективные методы
лечения близорукости. Сутулость излечивается
комплексом физических упражнений, которые
укрепляют мышцы спины.
2. В позвоночном столбе между телами
позвонков расположены упругие межпозвонковые
диски. При длительной вертикальной нагрузке
диски могут уплощаться, что к вечеру дает
уменьшение роста на 1–2 см. Это вполне
нормально. В покое и без нагрузки диски
восстанавливают свою толщину, и утром человек
становится выше.
3. Мама ошибается. Учитывая, что кости
быстрее растут в том направлении, в котором
испытывают наибольшую нагрузку, занятия тяжелой
атлетикой ускоряют рост, укрепляют скелет и
мускулатуру. Только необходимо помнить, что
нагрузка должна соответствовать возрасту.
4. Поскольку сустав сохранил
подвижность (при вывихе руку поднять невозможно,
как и при переломе плечевой кости), скорее всего,
у пострадавшего растяжение связок или (и) ушиб
сустава, но возможны разрывы суставной сумки и
связок.
5. Пострадавшему туристу от острой боли
поможет холод. Для этого надо опустить ступню в
лесной ручей или приложить к суставу
полиэтиленовый мешок с холодной водой.
Необходимо наложить на голеностопный сустав
тугую повязку, препятствующую развитию отека, и
обеспечить ноге покой. Передвигаться придется на
костылях, а если позволяют обстоятельства, то
некоторое время желательно не ходить. После
этого следует сменить повязку, и если опухоль не
спадет, травмированное место надо защищать от
загрязнения и холода.
6. Пострадавший должен сделать
глубокий выдох и задержать дыхание. В это время
следует наложить довольно тугую повязку на
грудную клетку пострадавшему. Тугая повязка
должна обеспечить возможность неглубокого
дыхания. Движения ребер будут меньше, и деление
клеток надкостницы может привести к срастанию
перелома ребра. В любом случае, повязка уменьшит
вероятность травмирования мягких тканей
обломками ребра.
7. В норме позвоночник имеет
незначительные изгибы, которые ослабляют
вертикальные нагрузки при ходьбе. Если такие
изгибы выражены очень слабо, то можно говорить о
дефекте осанки «прямая спина», причина которого
чаще всего имеет наследственный характер.
8. У физически сильного человека кости
скелета массивные с развитыми бугорками в местах
прикрепления сухожилий мышц. Например, у
балерины середины (диафизы) костей фаланг
пальцев ног толще, чем их концы (эпифизы).
Сапожники в прошлом тачали обувь,
прижимая колодку к груди с такой силой, что
грудная кость постепенно деформировалась.
Анатомы называют такой симптом вогнутой грудины
«грудью сапожника».
В костях могут накапливаться соли
тяжелых металлов, с которыми люди имели дело при
жизни (например, при изготовлении фетра
использовали соли ртути).
9. Скверная привычка сосать палец может
привести к деформации челюстей и неправильному
прикусу, нарушению зубного ряда.
10.
11.
12. Костная ткань относится к
соединительным тканям, т.к. содержит много
межклеточного вещества.
13. Кости растут в толщину благодаря
делению клеток надкостницы.
14. Кости растут в длину благодаря
делению клеток хряща на концах костей, под
действием гормона роста – соматотропного
гормона.
15. Гибкость костям придают
органические вещества, которых много в костях в
детском возрасте.
16. Твердость и хрупкость придают
костям неорганические вещества (минеральные
соли).
17. Подвижное соединение костей
называют суставом.
18. Такие мышцы называются мимическими.
19. Известны три типа мышечной ткани:
поперечно-полосатая, гладкая и сердечная.
20. Двуглавая мышца плеча и трехглавая
мышца плеча. (Отлично, если названы плечевая и
дельтовидная мышцы.)
21. Это очень сильная икроножная мышца,
которая прикрепляется к пяточной кости
ахилловым сухожилием.
22. В состав миофибрилл входят
сократительные белки актин и миозин.
Раздел «Кровь, состав крови,
кровообращение, кровеносная система»
1. Почему кровяное давление в плечевой
артерии измеряется двумя величинами, например,
70/120 мм рт. ст.?
2. Мы знаем, что ядро несет наследственную
информацию, и если эукариотическая клетка
утрачивает ядро, то она теряет и способность к
делению. Почему эритроцит крови человека не
имеет ядра? Дает ли утрата ядра эритроцитом крови
человека какие-либо преимущества?
3. Почему радиационное облучение человека может
привести к белокровию? Как помочь облученному
больному?
4. При сильном артериальном кровотечении у
человека быстро падает кровяное давление, он
теряет сознание и умирает. Можно ли для поднятия
кровяного давления в качестве временной меры
помощи при отсутствии донорской крови в вену
человека влить чистую воду?
5. Вы оказались свидетелем автомобильной аварии.
Кисть и запястье пострадавшего буквально
раздроблены и сильно кровоточат. Куда следует
наложить жгут: на предплечье, плечо, предплечье и
плечо одновременно? Назовите правила наложения
жгута.
6. В чем отличие плазмы крови от сыворотки крови?
7. В клинику поступили пациенты А и Б с
подозрением на острый аппендицит. Срочный анализ
крови показал, что в 1 мм3 крови
пациента А находится 5 тыс. лейкоцитов, а
у пациента Б – 10 тыс. лейкоцитов. Ваши
действия:
а) пациенты А и Б нуждаются
в срочной хирургической операции;
б) пациента А следует прооперировать;
в) пациента Б следует прооперировать;
г) пациентов А и Б оперировать не
следует, достаточно за ними наблюдать;
д) результаты анализа крови совершенно нелепы и,
видимо, ошибочны; анализ крови следует повторить.
8. Анемия – бич подростков. Анемичные
дети отличаются бледной кожей, они быстро
утомляются, страдают от головной боли, слабости.
Назовите возможные причины анемии и меры помощи.
9. Почему человеку с IV группой крови можно вливать
кровь I группы (при отсутствии донорской крови IV
группы), а человеку с I группой крови вливать
кровь IV группы нельзя?
10. Пациент настойчиво просит объяснить, можно ли
лечить гипертонию с использованием медицинских
пиявок. Каково ваше мнение?
11. Почему некоторые лейкоциты называют
лимфоцитами?
12. Какое название лейкоцитам дал И.И. Мечников?
13. Кровь какой группы можно вливать человеку со II
группой крови и людям с какой группой можно
вливать его кровь?
14. Верно ли, что сосуды, по которым течет венозная
кровь, называются венами?
15. Если уколоть иглой палец, то выступит капелька
крови, но это не значит, что под кожей все
наполнено кровью. Кровь течет по сосудам, и игла
повреждает тончайшие сосуды, вызывая
кровотечение. Как называются самые тонкие
кровеносные сосуды?
16. В какой камере сердца начинается и в какой
камере сердца заканчивается малый круг
кровообращения?
17. Какие клапаны находятся между левыми
предсердием и желудочком сердца?
18. Какой пульс у подростка в покое считается
нормальным?
19. Из раны на бедре обильно течет темная кровь.
Как остановить кровотечение?
20. Как происходит гуморальная регуляция работы
сердца?
21. Какова скорость тока крови в аорте, в полых
венах и в капиллярах?
Ответы
1. В плечевой артерии человека давление
крови никогда не падает до нуля. Когда сердце
человека расслаблено (диастола), то давление
крови минимально, а когда левый желудочек сердца
сокращается (систола) – максимально. Поэтому
давление крови характеризуют двумя числами. В
приведенном примере 70 мм рт. ст. –
диастолическое давление, а 120 мм рт. ст. –
систолическое.
2. Эритроциты человека рождаются в
красном костном мозге. Зрелые эритроциты лишены
ядра – это позволяет им содержать больше
гемоглобина и лучше выполнять функцию
транспортировки кислорода и углекислоты.
Утратив ядро, эритроцит утрачивает способность к
размножению, в норме он живет около четырех
месяцев.
3. При радиоактивном облучении больше
всего страдают делящиеся клетки. Клетки костного
мозга постоянно делятся, порождая эритроциты и
некоторые другие клетки, поэтому и поражаются
радиацией в первую очередь. При радиационном
поражении развивается белокровие. Помощь
пострадавшему может быть оказана в зависимости
от тяжести поражения. При легкой степени
белокровия (у такого больного кровь, конечно, не
белая, а обычная – красная, но содержит мало
эритроцитов) пострадавшему требуются покой,
свежий воздух, хорошее питание, а иногда и
переливание крови. В тяжелых случаях необходима
трансплантация (пересадка) донорского костного
мозга.
4. В кровь пострадавшего вливать воду,
конечно, нельзя. Если в кровь влить воду, то
эритроциты будут разбухать и лопаться.
Бесцветная плазма крови станет красной от
гемоглобина (такую кровь называют лаковой), и
человек погибнет. При отсутствии донорской крови
допускается вливание кровезаменителей, а в их
отсутствие – физиологического раствора.
5. Следует немедленно наложить жгут на
плечо. На предплечье жгут не накладывают, так как
две кости предплечья (локтевая и лучевая) не
позволяют пережать артерии. При наложении жгута
необходимо соблюдать следующие правила:
а) жгут накладывают на время до 2 ч и
на жгуте закрепляют записку для врача с
указанием времени наложения жгута;
б) жгут не должен травмировать нервы и ткани;
в) при обильном кровотечении дорога каждая
секунда, поэтому жгут накладывают как можно
скорее.
6. Плазма крови – это жидкая часть
крови, лишенная клеток, а сыворотка – жидкая
часть крови, отделяемая от кровяного сгустка
после свертывания крови вне организма. Плазма
отличается от сыворотки в основном наличием
белка фибриногена, ответственного за
свертывание крови; сыворотку можно получить из
плазмы крови путем очистки от некоторых веществ.
7. При воспалительном процессе
количество лейкоцитов в крови резко возрастает,
поэтому высокое содержание лейкоцитов (более
9 тыс.) в совокупности с другими признаками,
например повышенной температурой, может
указывать на гнойный аппендицит. Отсюда следует,
что пациента Б, с учетом опасности болезни,
надо срочно оперировать. Аппендицит может
привести к перитониту. Оценим возможные
последствия предложенных решений:
а) пациент А напрасно подвергался
операции и после выздоровления требует от
клиники возмещения причиненного морального
ущерба;
б) решение совершенно безграмотное: пациента А
напрасно оперируют, а тем временем, пациент Б
умирает;
в) выбор правильный;
г) пациент Б умирает от перитонита;
д) из-за потери времени пациент Б умирает, а
врач имеет в своем распоряжении две копии
одинаковых анализов крови.
8. Назовем несколько возможных причин
анемии:
а) эритроцитов в крови содержится
достаточно (5 млн в 1 мм3), но
гемоглобина в эритроцитах маловато из-за
дефицита железа. В этом случае рекомендуется
принимать препараты железа;
б) в крови эритроцитов значительно меньше нормы
из-за плохого питания, отравления сероводородом
(фабрики отравляют воздух), гельминтоза (надо
избавиться от глистов), подросткового нарушения
гормонального равновесия, приводящего к
различным временным отклонениям от нормы (в том
числе и к анемии);
в) причиной анемии могут быть кровотечения;
г) у курильщиков гемоглобин соединяется с
угарным газом;
д) заболевание костного мозга; у подростков
наблюдается редко, но протекает тяжело и прогноз
часто бывает весьма неблагоприятным;
ж) у некоторых людей по различным причинам
эритроциты могут жить значительно меньше
четырех месяцев, т.к. раньше времени разрушаются
в селезенке.
При анемии любого типа благоприятно
влияют на здоровье хорошее питание, свежий
воздух, соблюдение режима дня. Следует избегать
как физических, так и умственных перегрузок.
Анемия излечивается довольно медленно. Даже при
интенсивном медикаментозном лечении малокровие
исчезает через 3–4 месяца.
9. Предпочтительно вливать реципиентам
кровь своей группы с учетом резус-фактора. Только
при отсутствии донорской крови своей группы
допускается вливать кровь другой группы.
Эритроциты первой группы крови не содержат белка
агглютиногена, поэтому кровь I группы называют
также группой 0. Плазма крови I группы
содержит белки агглютинины а, b. Эритроциты крови
IV группы содержат агглютиногены А, В, но при
вливании крови I группы агглютинации
(склеивания эритроцитов) не происходит, так как
растворимые белки вливаемой крови сильно
разбавляются и не способны вызвать реакцию
склеивания. Полезно запомнить правило, что
нельзя допускать агглютининацию эритроцитов
вливаемой крови. Из этого правила следует, что
человеку с I группой крови нельзя вливать
кровь IV группы.
10. Гипертония может иметь самое разное
происхождение, но если болезнь протекает не в
тяжелой форме, то лечение с использованием
медицинских пиявок может быть благоприятным по
следующим причинам:
– укусы пиявок почти никогда не
воспаляются;
– в слюне пиявки содержится вещество гирудин,
которое увеличивает просвет кровеносных
сосудов, понижая кровяное давление;
– гирудин содержит ферменты, растворяющие
сгустки крови – тромбы;
– к гирудину обычно не развивается привыкание
организма.
Надо отметить, что гипертонию часто
нельзя рассматривать как самостоятельное
заболевание – она может быть следствием других
болезней. Поэтому устранение основного
заболевания может привести и к излечению от
гипертонии.
11. Лимфоцитами называют лейкоциты,
которые встречаются как в крови, так и в лимфе.
Лимфоциты способны вырабатывать иммунные белки
гамма-глобулины.
12. Илья Ильич Мечников наблюдал, как
лейкоциты пожирали инородные частицы, попавшие в
кровь, поэтому Мечников такие лейкоциты назвал
фагоцитами (фаг – пожиратель).
13. Человеку со II группой крови можно
вливать кровь I и II групп, а его кровь можно
вливать людям со II и IV группами крови.
14. В малом круге кровообращения
венозная кровь течет по легочным артериям.
Венами называются кровеносные сосуды, несущие
кровь к сердцу.
15. Капилляры.
16. Малый круг кровообращения
начинается в правом желудочке и заканчивается в
левом предсердии.
17. Между левыми предсердием и
желудочком находится двустворчатый, или
митральный клапан.
18. Нормальным считают пульс хорошего
наполнения, ритмичный, частотой 58–75 ударов в
минуту.
19. Темный цвет крови и обильное
кровотечение указывает на его венозное
происхождение, поэтому его можно остановить
наложением давящей повязки или жгута.
20. Гуморальным называют воздействие
биологически активными веществами, например
гормонами через кровь. Адреналин, выделяемый
надпочечниками, усиливает сердечные сокращения,
а инсулин, выделяемый поджелудочной железой,
служит антагонистом адреналина и оказывает
противоположное действие. Действие гуморальной
регуляции проявляется длительно.
21. Скорость тока крови приблизительно
следующая:
в аорте – 0,5 м/с;
в полых венах – 0,25 м/с;
в капиллярах – 1 мм/с.
Раздел «Дыхательная система, гигиена
дыхания»
1. У некоторых детей в носовой полости
разрастаются аденоиды (полипы), затрудняющие
носовое дыхание. Такие дети дышат ртом и спят с
открытым ртом, у них формируется удлиненное лицо
(аденоидный тип лица), они чаще болеют
респираторными заболеваниями. Объясните, почему
дышать надо через нос.
2. Почему у негроидов носы обычно широкие, а у
европеоидов – узкие?
3. Дайте несколько практических советов для
увеличения жизненной емкости легких.
4. Если для выполнения точных движений необходимо
задержать дыхание, нужно сделать несколько
глубоких вдохов и выдохов. Объясните гуморальный
механизм этого явления.
5. Почему трахея имеет хрящевые полукольца, а не
сплошные кольца, как у дыхательной трубки
противогаза?
6. Какую роль выполняет надгортанник?
7. При попытке откусить кусочек бутерброда с
вареньем ваш приятель не заметил сидящего на
варенье шершня, который ужалил пострадавшего в
глотку. У приятеля синеют губы и нарастают
признаки удушья. Ваши действия:
а) необходимо срочно вызвать «скорую
помощь»;
б) надо сделать пострадавшему искусственное
дыхание;
в) надо напоить пострадавшего крепким холодным
чаем и уложить в постель;
г) поможет только полотенце, смоченное холодной
водой, которое надо приложить к горлу и нижней
челюсти;
д) вы не нашли удовлетворительного ответа из
предложенных, и у вас есть собственное решение
проблемы.
8. Ковбой Билли был поражен
электрическим током упавшего провода высокого
напряжения. Друзья-ковбои обнаружили Билли без
признаков дыхания, но сердце у бедняги еще
работало. Кто из ковбоев предложил единственно
верные меры помощи?
– Надо немедленно сделать
искусственное дыхание «изо рта в рот», – сказал
Красавчик Вилли;
– Сначала беднягу надо присыпать землей, а когда
из него уйдет электричество, тогда и сделать
искусственное дыхание, – заявил Грубый Хью;
– Надо послать кого-нибудь за рыбацкой сетью, на
которой мы будем раскачивать Билли, пока у него
не появится дыхание. Кстати, отсюда и появилось
выражение «откачивать», – отметил Вильям;
– Оставьте беднягу в покое! Сейчас я ему
расстегну воротник и смочу лоб водой, а если это
не поможет, то придется отправиться за
священником, – закончил Торопыга Джо.
Ответы
1. В носоглотке вдыхаемый воздух
увлажняется, согревается и очищается от пыли. При
дыхании ртом этого не происходит, поэтому
аденоиды надо своевременно удалять.
2. Негроиды дышат теплым тропическим
воздухом и их широкие носовые ходы не затрудняют
дыхания. Узкие носовые ходы европеоидов
согревают вдыхаемый воздух – это
приспособление, которое выработалось в ходе
эволюции.
3. Увеличению жизненной емкости легких
способствуют занятия спортом (особенно бег и
гребля), физический труд на свежем воздухе, отказ
от курения, здоровый образ жизни.
4. При глубоком дыхании легкие лучше
вентилируются и концентрация углекислого газа в
крови снижается. Низкая концентрация
углекислоты в крови не вызывает возбуждения
дыхательного центра в продолговатом мозге, и на
несколько секунд дыхательные движения
останавливаются, затем концентрация углекислоты
повышается дыхательный центр снова
возбуждается.
5. Хрящевые полукольца не позволяют
стенкам трахеи спадаться во время вдоха. Позади
трахеи располагается пищевод, и отсутствие
хрящевых утолщений на трахее со стороны пищевода
не препятствует перистальтике пищевода.
6. Во время глотания надгортанник
закрывает вход в гортань и частицы пищи не
попадают в дыхательные пути (если, конечно,
человек за едой не разговаривает, так как во
время разговора надгортанник приподнимается
открывая вход в гортань).
7. Аллергический отек, вызываемый ядом
шершня, способен совершенно перекрыть
дыхательные пути. Для спасения пострадавшего,
возможно, понадобится специальное оборудование
и хирургическое вмешательство, поэтому нужно
срочно вызвать «скорую помощь». До приезда
бригады врачей надо обеспечить пострадавшему
покой, всякие насильственные попытки напоить его
чаем или искусственное дыхание могут осложнить
состояние пострадавшего.
8. Прав Красавчик Вилли.
Раздел «Витамины, пищеварительная
система, гигиена питания»
1. Известно, что у детей хорошо развит
сосательный рефлекс и они тащат в рот что попало,
например пуговицу. Надо ли запрещать ребенку
сосать пуговицу? Ответ обоснуйте.
2. У пациента была удалена средняя часть пищевода
длиной 10 см, пораженная злокачественной
опухолью. Можно ли вместо удаленной части
пищевода использовать трубку из металла или
пластика? Ответ обоснуйте.
3. Можно ли насытить свой организм витаминами
впрок, съев коробочку драже поливитаминов как
лакомство? Ответ обоснуйте.
4. Пациент просит на поврежденный коренной зуб
надеть коронку из хромоникелевой (нержавеющей)
стали, а на передний зуб – из золота. Что вы
посоветуете?
5. Можно ли излечить зуб с дуплом от кариеса,
принимая болеутоляющие препараты и
лекарственные травы?
6. Что бы вы посоветовали любителям пить горячий
чай?
Ответы
1. Пуговица во время сосания может
нажать на корень языка, где находятся рецепторы
глотательного рефлекса, и будет непроизвольно
проглочена. Кроме того, на ее поверхности могут
быть возбудители болезней. Но гораздо опаснее,
если ребенок вдруг вздумает закричать,
засмеяться или заплакать – пуговица,
находящаяся во рту может попасть в дыхательное
горло.
2. Пища по пищеводу передвигается не
под действием силы тяжести, а благодаря
перистальтике – волнообразным сокращениям
мускулистых стенок пищевода, поэтому
протезирование пищевода может привести к его
непроходимости.
3. Нет, нельзя. Избыточное потребление
витаминов может привести к заболеваниям с общим
названием «гипервитаминоз». Особенно опасен
гипервитаминоз по витаминам А, D.
4. Стоматологи не советуют
использовать коронки из разных металлов. Разные
металлы создают во рту гальваническую пару,
пациент может ощущать кисловатый вкус и привкус
солей металла.
5. Можно временно устранить острую
боль, но зуб вы обязательно потеряете. Воспаление
может перейти на надкостницу, и тогда вы узнаете,
что такое настоящая боль! Так зубы не лечат!
6. Горячие напитки многократно
травмируют слизистую ротовой полости и пищевод,
что может привести к раку, который на здоровых
тканях почти никогда не возникает. Данные
статистики показывают, что рак пищевода чаще
диагностируется в северных регионах и в Сибири –
там, где любят употреблять горячий чай.
Тест по теме «Витамины» (укажите номер
вопроса и пункт верного ответа)
1. Как называются заболевания,
связанные с недостатком в организме витамина?
а) авитаминоз;
б) гиповитаминоз;
в) гипервитаминоз;
г) все пункты (а, б, в).
2. Какой витамин из названных относится
к жирорастворимым?
а) С;
б) В1;
в) D;
г) В2.
3. Недостаток или отсутствие какого
витамина вызывает заболевание «бери-бери»?
а) В1;
б) А;
в) В6;
г) D.
4. Недостаток какого витамина вызывает
заболевание «куриная слепота»?
а) А;
б) В6;
в) С;
г) Е.
5. Недостаток какого витамина приводит
к дистрофии мышечной ткани?
а) К;
б) С;
в) Е;
г) D.
б. Недостаток или отсутствие какого
витамина вызывает цингу?
а) А;
б) В1;
в) В6;
г) С.
7. Недостаток какого витамина приводит
к нарушению обмена кальция в организме (носовые
кровотечения у взрослых и рахит у детей)?
а) А;
б) С;
в) D;
г) Е.
8. Кто из русских ученых обнаружил, что
при вскармливании животных чистыми белками,
жирами и углеводами – животные гибнут (еще нужны
особые вещества – витамины)?
а) Иван Петрович Павлов;
б) Николай Иванович Лунин;
в) Николай Иванович Пирогов;
г) Иван Михайлович Сеченов.
Ответы: 1 – б; 2 – в; 3 – а; 4 – а; 5 – в; 6 – г; 7 – в; 8
– б.
|