Морское путешествие

Я ИДУ НА УРОК

Н.Н. БАРАННИКОВ,
соросовский учитель,
учитель биологии с.ш. No 18, г. Сергиев Посад

Морское путешествие

Заключительный урок по теме «Отдел голосеменные растения» в 7-м классе

Оборудование: магнитофон и аудиокассеты с записью шума морского прибоя, песня «Чунга-чанга», песня разбойников из мультфильма «Бременские музыканты»; изображение корабля, прикрепленное к доске; кружки зеленого, желтого и красного цветов; песочные часы, задания для письменной работы; чистые листочки; бутылка «от терпящих бедствие» с тремя вариантами текста задания; диапроектор, слайды, изображения растений.

Предварительно дети объединяются в три команды, готовят эмблемы с названием экипажей и кораблей, выбирают капитанов.

ХОД УРОКА

(Приглушенно звучит шум морского прибоя)

Учитель. «Сумасшествие ехать по океану, не зная дороги, по океану, по которому никто не ездил, плыть в страну, существование которой – вопрос» – так писал Л.Н. Толстой о первооткрывателях Америки.
Сегодня мы с вами тоже совершим путешествие по океану знаний в страну, которой нет на карте, но с жителями этой страны вы хорошо знакомы. Это страна голосеменных. В пути вас ждут неожиданности и приключения, вам предстоит выполнить немало заданий, прежде чем наш корабль бросит якорь в порту – конечном пункте путешествия.
На выполнение заданий отводится по 2 мин. Время на нашем корабле отмеряется песочными часами. За правильный ответ экипаж получает зеленый кружок, за ответ с одной ошибкой – желтый, за ответ с двумя ошибками – красный.
Кружки прикрепляются на доске в три линии по курсу корабля. Итоги подводятся после каждого этапа. Побеждает экипаж, набравший наибольшее количество зеленых кружков.
Экипажи, приготовиться! Мы поднимаем якорь. Путешествие начинается!

(Звучит шум прибоя.)

1-й этап

Учитель.

О, синь морей!
О, лес Архипелага!
Со школьных лет привык я слушать вас,
Стучит чубук. На стол ложится шпага.
Дымясь, как грог, запенился рассказ.

Ребята, что это? К борту корабля прибило бутылку. Обычно таким образом терпящие бедствие просят о помощи, сообщают свои координаты. Давайте скорее откроем бутылку и посмотрим, что там. (Открывает бутылку.) Здесь три письма. Вода немного испортила их.
Попытайтесь восстановить тексты – этим вы поможете терпящим бедствие.

Текст № 1

Сосна принадлежит к классу ... (хвойные).
По отношению к свету сосна ... (светолюбивое растение).
Хвоинки сосны располагаются по ... (две) на укороченных побегах.
Хвоинки покрыты ... (воском, кутикулой).
На песчаных почвах у сосны хорошо развит ... (главный корень).

Текст № 2

Ель принадлежит к классу ... (хвойные).
По отношению к свету ель ... (теневыносливое растение).
Хвоинки располагаются на побегах ... (по- одиночке).
Зимой устьица покрыты ... (воском, кутикулой).
Корневая система ели располагается ... (у поверхности почвы).

Текст № 3

Лиственница принадлежит к классу ... (хвойные).
Лиственница ... (хорошо) переносит городские условия.
Осенью хвоинки лиственницы ... (опадают).
Зимой эти деревья ... (стоят голые).
По отношению к свету лиственница ... (светолюбивое растение).
По истечении двух минут капитаны экипажей читают восстановленные тексты.

2-й этап

Звучит музыка из мультфильма «Бременские музыканты». Врываются пираты, забирают в плен по одному члену каждого экипажа и требуют за них выкуп. Команды должны ответить на вопросы пиратов и этим помочь своим товарищам.

Вопрос экипажу № 1

Это вымирающая группа растений. Деревья 6–8 м высотой, напоминают пальмы. Двудомные. Семена размером 3–4 см, снаружи мясистые, цвет – красный, желтый, оранжевый. Впервые у этих растений появляется главный корень. (Саговники.)

Вопрос экипажу № 2

Это – лианы, кустарники, редко – деревья. У них большие широкие листья с сетчатым жилкованием. Семена с мясистым, ярко-розовым покровом. (Гнетумы.)

Вопрос экипажу № 3

Это двудомные листопадные растения высотой 30–40 м. Сохранился один вид. Семена употребляются в пищу, используются в китайской медицине. Растение редко повреждается насекомыми. (Гинкго двулопастной.)

Кроме того, каждая команда получает текст головоломки «Дата рождения голосеменных»

(Голосеменные возникли в каменноугольном периоде палеозойской эры.)

3-й этап

Учитель. Внимание! Внимание! Экипажам приготовиться! К нам приближается тайфун вопросов. Если вы на них не ответите, наш корабль утонет. Итак, начали:

1. Наибольшее количество видов среди современных голосеменных имеет класс ... (хвойные).

2. У хвойных растений листья в виде ... (игл, хвои.)

3. Семена голосеменных развиваются из ... (семязачатков).

4. У лиственницы листья живут ... (один сезон).

5. Летучие вещества хвойных называются... (фитонциды).

6. Смола хвойных называется ... (живица).

7. Женские шишки сосны располагаются ... (на верхушках молодых побегов).

8. Мужские шишки сосны располагаются ... (у оснований молодых побегов).

9. В жизненном цикле голосеменных преобладает ... (спорофит).

10. Опыление у голосеменных происходит с помощью ... (ветра).

11. Шишки голосеменных называются ... (стробилы).

4-й этап

Учитель. Молодцы, экипажи! Вы сумели провести корабль через тайфун. Впереди – Гавань загадок.

1. Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем.

(Лес.)

2. Высока, стройна, душиста
В небо тянется она,
Вся одежда золотиста,
Только шапка зелена.

(Сосна.)

3. Есть у родственницы елки
Неколючие иголки.
Но, в отличие от елки
Опадают те иголки.

(Лиственница.)

4. Ты – растение, кустарник,
Синь в осенней желтизне.
Дай мне ягодку, растенье,
Подари колючку мне.

(Можжевельник.)

5-й этап

Учитель.

И в тумане предрассветном
Проплывают, как виденья,
Острова в цветах и пальмах,
В пенье птиц и в плеске волн.
(Звучит мелодия «Чунга-чанга».)
Мы на необитаемом острове, но здесь растут растения. Ваша задача – распознать их.
(Демонстрируются изображения вельвичии, гинкго, эфедры, гнетума, саговников.)

6-й этап

(Слышится скрежет.)

Учитель. Экипажи, тревога! Корабль попал на рифы. Удастся ли нам их пройти?

Задание выполняется на листочках. Каждому ученику выдается карточка – тест с пятью утверждениями, среди которых надо найти неверные. В классе из 30 человек используется 10 вариантов заданий. Для удобства проверки неверные ответы во всех вариантах имеют одинаковые номера.

Пример задания

1. Ель, сосна и другие хвойные деревья и кустарники размножаются семенами. (+)

2. Сосны требовательны к составу почвы. (–)

3. Пыльца сосны легкая и переносится ветром на десятки и сотни метров. (+)

4. Внутри семязачатков развивается питательная ткань эндосперм и образуются яйцеклетки. (+)

5. Семязачатки у сосны образуются внутри плода. (–)

7-й этап

Учитель. На нашем корабле открыта картинная галерея. Но, к сожалению, во время шторма с картин сорвало таблички с названиями. Задача экипажей – дать названия картинам. (Демонстрируются слайды из серии «Микрообъекты по биологии 6–7-й класс»: пылинка сосны, поперечный срез хвоинки, продольный разрез мужской шишки.)

(Подведение итогов игры.)

Литература

Серебрякова Т.И., Еленевский А.Г., Гуленкова М.А. и др. Растения. Биология 6–7-й классы. –М.: Просвещение: 1997.

Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru