|
|||||||
5. Факты, которые тебя удивили на уроке. (План-протокол должен быть на всех рабочих местах присутствующих, т.е. на партах у учащихся.) ХОД УРОКА Все участники процесса заняли в классе свои места. На скамье подсудимых – сорняки. Секретарь. Встать! Суд идет. Судья. Прошу всех сесть. Всех
присутствующих в зале прошу конспектировать ход
заседания по предложенным планам-протоколам. В
конце заседания мы их соберем. Прокурор. Прокуратура возбудила уголовное дело против сорных растений – Осота, Мари, Полыни, Пырея и Василька. Следствие установило, что обвиняемые вредят культурным растениям уже более 10 тыс. лет, т.е. с тех пор, как человек научился выращивать сельскохозяйственные культуры. Осот систематически забирает из почвы удобрения, особенно азотные. Это снижает урожай культурных растений: 10 растений осота забирают столько же удобрений, сколько 875 растений пшеницы. Марь накопила в почве целый «банк семян» и каждый год, несмотря на культивирование почвы, дает массовые всходы, что также мешает культурным растениям. Вместе с полынью они заселяют и обочины полей. Теснит своими мощными корневищами культурные растения и пырей, лишает их земли, влаги, пищи, отчего те погибают. Не зря пырей называют «огнем полей»: на 1 га он способен образовывать несколько сотен километров корневищ с 260 млн почек. Если дать ему волю, то он выживет с полей не только рожь и пшеницу, но будет вредить даже посадкам леса, тесня маленькие деревца. Василек пробирается на ржаные поля и своей мощной корневой системой отбирает воду и элементы питания, снижая урожай ржи. Я настаиваю на наказании подсудимых. Судья. Слово предоставляется потерпевшим. Главный агроном хозяйства. Мы выращиваем на полях зерновые культуры, но урожайность их из года в год снижается. Например, с одного гектара в 1990 г. мы собрали 42,4 ц пшеницы, а в 1997 г. урожайность составила всего лишь 22,4 ц. Основная причина – сорные растения. Особенно досаждает нашим полям осот. С 1 га за лето он может у культурных растений 74 кг азота, 27 кг фосфора, 235 кг калия. Каждое его растение образует за период вегетации 12 тыс. семян. Они разносятся ветром, засоряют все новые и новые поля. Именно он снижает урожай на наших полях в 2–3 раза. Судья. Слово фермеру. Фермер. Став фермером, я думал разбогатеть, да не получилось. Одолели сорняки, особенно марь. Я культивирую то картофель, то кукурузу, а толку мало. Марь все всходит и всходит, растет и растет. Жизни просто от нее нет. Судья. Слово предоставляется главному агроному района. Главный агроном района. В нашем районе потери урожая зерновых и овощных культур от сорняков ежегодно составляют 20–30%. Для борьбы с сорняками я ежегодно прошу агрономов проводить культивацию земель с оборотом пласта и вспашку обочин полей, чтобы и вокруг них не было сорняков. Но все равно сорняки растут и растут. Найдите на них управу! Судья. Суд, выслушав потерпевших, приступает к заслушиванию свидетелей. Приглашается главный агроном-полевод района. Агроном-полевод. У сорняков мощная корневая система. Быстро отрастая весной, они отбирают у культурных растений воду и минеральное питание, снижая их урожайность. Только 5 растений пырея на каждом квадратном метре поля снижают урожай пшеницы на 2 ц с 1 га. А если растений пырея будет 20–50, то недобор пшеницы составит уже 6 ц. Поэтому необходимо бороться с сорняками. Чаще всего применяют агротехнические методы: культивацию почвы и ее осеннюю зяблевую обработку, которая облегчает раннее прорастание семян сорняков, и они гибнут от заморозков. Биологические методы заключаются во внесении в почву микогербицидов – препаратов, приготовленных на основе спор грибов, поражающих только сорняки, или в применении насекомых-вредителей, выедающих у сорняков цветочные почки и завязи цветков. Судья. Приглашается следующий свидетель. Агроном по защите растений. Хотя сорные растения и наносят вред культурным растениям, при невысокой численности они не только не снижают урожай, но даже приносят пользу. Их корни, проникающие на большую глубину, поднимают в верхние слои почвы питательные элементы. Сорняки запасают в своих подземных органах внесенные в почву, но неусвоенные культурными растениями минеральные удобрения. Отмирая и перегнивая, они возвращают эти элементы питания в почвенный раствор – а иначе они бы просто были вымыты водой. Кроме того, сорняки защищают почву от эрозии, привлекают насекомых, своими корневыми выделениями активизируют деятельность почвенных микроорганизмов. Многие сорняки – хорошие медоносы и лекарственные растения. Поэтому осуждать сорняки нужно осторожно. Судья. Суд заслушал все свидетельские показания. (Обращается к подсудимым.) Подсудимые, вы признаете свою вину? Пырей. Я искренне признаюсь и раскаиваюсь в своих преступлениях, но пострадавшие, нарушающие агротехнические приемы, сами виноваты в моем присутствии. Прошу суд принять во внимание, что я – отец ценного зернового растения. Земледельцы веками дивились моей силе. Пленила она и молодого агронома, впоследствии академика Николая Васильевича Цицина. Он обратил мою силу на пользу пшенице, создав удивительный пшенично-пырейный гибрид. От пшеницы новое растение получило полновесное и вкусное зерно, а от меня – высокую урожайность, прочный стебель, устойчивость против болезней, вредных насекомых, долголетие. Засеял однажды поле – и несколько лет подряд собирай урожай! Прошу это учесть. Осот. Пострадавшие, нарушая агротехнику, сами меня развели! Они нарушают сроки зяблевой обработки почвы, в комбайне не отрегулированы заслонки, и поэтому мои семена вместе с шелухой разносятся ветром. А я, между прочим, ничего плохого не делаю. Удобрения внесли – припрятал в своих корневищах, а когда корневища стали гнить – вернул все обратно. А еще я доставал минеральные элементы из глубоких слоев почвы, куда корням пшеницы и кукурузы не добраться. Марь. И меня развели. Зачем запаздывали с культивацией и давали моим семенам сыпаться в почву? Они потом до 20 лет в почве лежат, и часть из них каждый год прорастает. Сами запустили поля, по нескольку сотен тысяч семян на гектар накопили, а теперь меня обвиняете. Травы многолетние надо было сеять, озимые выращивать. Я бы и не плодилась так. Василек. Я тоже не виноват, что меня развели. Пострадавшие должны были вовремя проводить боронование почвы, до и после появления моих всходов. И я ведь тоже ничего плохого не делаю. К тому же обладаю лекарственной силой. Мои голубые соцветия помогают излечивать простуду и глазные болезни. А из моих цветков можно делать голубую краску. Полынь. А меня просто оклеветали! Я на поле вообще расти не люблю, расту вдоль дорог, по краям полей. Если меня не трогать, то я даже пользу приношу – вредных насекомых отпугиваю. Пострадавшие даже разобраться не хотят, какой же я сорняк. Я растение пустырей, нечего меня обвинять в том, чего я никогда не делала. Когда расту, я поверхность почвы закрываю, пыли нет в воздухе. Потом года через два-три я сама освобождаю место луговым травам. Это называется сукцессией. Судья. Слово предоставляется адвокату. Адвокат. Мы выслушали много обвинений в адрес сорняков. Однако прежде чем принять решение, суд должен учесть смягчающие обстоятельства. Осот обвинили в том, что он отнимал у культурных растений удобрения. Но ведь он не уносил их с полей, а запасал в своих корневищах, которые, перегнивая, отдавали эти удобрения обратно. Там, где рос осот, удобрения не вымывались дождями и не попадали в соседнее озеро, где поэтому сохранилась рыба. Марь развилась из-за большого накопления семян. Но в этом повинен главный агроном района. По его указанию пахали с оборотом пласта, закапывая семена мари в почву. А когда пласт переворачивали, семена оказывались на поверхности, и им ничего не оставалось делать, как прорастать. Кроме того, главный агроном района каждый год следит за тем, чтобы перепахивали обочины полей, помогая тем самым расселению мари. Если бы этого не делали, то через 2–3 года по краям полей росла бы полынь, которую обвинили здесь в засорении поля. А это совсем не так. Полынь относится к растениям пустырей и вместе с другими такими же растениями, которые называются рудералами – чертополохом, пустырником, крапивой и т.д., – не вредна, а полезна. Многие рудеральные растения являются лекарственными, их можно скашивать на силос, они хорошие медоносы. Обвиняемые не виновны в том, что делали! Потерпевшие так безграмотно ведут хозяйство, что сами создают прекрасные условия для развития сорняков. Считаю, что подсудимые невиновны, судить надо потерпевших за их экологическую безграмотность. Судья. Кто еще хочет высказаться по существу дела? Рожь. Можно я скажу? Знаете ли вы, что я в давние времена считалась сорняком в посевах пшеницы? Древние персы называли меня чоудар, что означает «растение, терзающее пшеницу». Оценили меня лишь тогда, когда стали сеять пшеницу в северных районах. Долго мучались со мной крестьяне, пока однажды не попробовали хлеб, выпеченный из моей муки. Он, к их удивлению, оказался очень вкусным и полезным. С тех пор меня стали специально сеять на полях. Не спешите осуждать моих братьев, разберитесь как следует, может быть, они и не виноваты. Гость-иностранец. Я тоже хотел говорить. Я есть представитель «Кукурузкомпани». Это суд совсем не есть хороший. Не сорняк виноват, а руководитель, он плохо обрабатывает почва, и потому сорняки там много растет. Я скажу мой опыт. У меня сорняки на поле есть, они помогайт получать урожай и гоняйт от поля плохие насекомые, грибные болезни. Я мало применять пестицид, и мой зерно можно продавайт в три раз дороже, чем мой сосед, который все время брызгал пестицид, который никто не любит. У нас в стране есть даже специальный заповедник для сорняки, где их охраняют. Я никогда не скажу «бороться с сорняки», я говорит «контроль сорняки». Надо уважать экологию и беречь землю. Пусть суд хорошо разбираться, кто виноват! Судья. Суд удаляется для вынесения приговора. Секретарь. Внимание! В зале заседаний работают журналисты. Они хотят побеседовать с вами – участниками заседания – для подготовки своих радио- и телепередач. Журналисты задают присутствующим вопросы
(Таким образом закрепляются сведения, полученные на уроке.) Секретарь. Встать! Суд идет! Судья. Суд, состоявшийся над
сорными растениями, заслушав выступления
адвоката, потерпевших, объяснения обвиняемых,
свидетельские показания, выносит оправдательный
приговор и признает Осот, Марь, Полынь, Пырей,
Василек невиновными. После окончания спектакля учитель обращает внимание на правильность и полноту заполнения учащимися конспектов урока («планов-протоколов заседания») и при необходимости организует их доработку. Можно задать различные вопросы для проверки усвоения материала. В качестве домашнего задания участникам заседания предлагается попытаться написать творческую работу в виде сказки, репортажа, пьесы о сорняках. ЛитератураЭнциклопедия для детей. Биология. – М.: Аванта+, 1996. Жизнь растений. Т. 5. Ч. I. /Под ред. А.Л. Тахтаджяна. – М.: Просвещение, 1980. Симонов И.П., Трушин В.Ф., Елькин И.В. Сорные растения – враги урожая. – Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1987. Осипов Н. Про гречиху и пшеницу, кукурузу и горчицу. – М.: Детская литература, 1986.
|