УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

БРОВКИНА Е.Т., СОНИН Н.И.

Многообразие живых организмов

Тематическое планирование. Биология, 7-й класс

Предлагаем вашему вниманию методические рекомендации по изучению курса «Биология. Многообразие живых организмов» для 7-го класса (авторы В.Б. Захаров, Н.И. Сонин).Учебник является продолжением курса «Биология. Живой организм» для 6-го класса общеобразовательных учебных заведений (автор Н.И. Сонин), выпускаемого издательским домом «Дрофа».
Для успешного усвоения основных понятий курса и овладения умением использовать их в учебной деятельности определены методические условия: задачи темы и уроков, оборудование, основное содержание, методы, приемы и формы организации обучения, которые учитель может использовать на разных этапах урока – при проверке пройденного, изучении нового материала, его закреплении. Кроме того, для каждого урока предлагается домашнее задание, которое ориентирует учащихся на эффективную работу с учебным материалом дома.
Надеемся, что данное методическое пособие поможет учителю более успешно решать учебно-воспитательные задачи, стоящие перед данным курсом.

Тема. ВВЕДЕНИЕ (3 ч)

Задачи темы:

– ознакомить учащихся с многообразием живых организмов, уровнями организации живого, причинами многообразия;

– ознакомить учащихся с разнообразием живых существ, их свойствами, отличающими от тел неживой природы, с уровнями организации жизни, с основными положениями учения Ч.Дарвина о происхождении видов, причинами их многообразия, а также с наукой систематикой, ее задачами и основами современной классификации живых организмов.

Планирование темы

Урок 1. Мир живых организмов. Уровни организации живого.

Урок 2. Ч.Дарвин и происхождение видов.

Урок 3. Многообразие организмов и их классификация.

Урок 1. Мир живых организмов. Уровни организации живого

Задача: раскрыть особенности живых организмов, отличающие их от неживых тел, ознакомить с уровнями организации жизни.

Оборудование: комнатные растения, гербарные экземпляры растений, коллекции насекомых, муляжи грибов, живые животные (аквариумные рыбы, черепаха, морская свинка и др.), чучела птиц, зверей, таблицы с изображением одноклеточных и многоклеточных растений и животных и др.

Методические рекомендации

I. Изучение нового материала

1. Многообразие организмов: растений, грибов, микроорганизмов, животных; общие признаки, отличающие их от тел неживой природы. (Беседа с элементами рассказа учителя. Демонстрация комнатных растений, гербарных экземпляров растений, живых животных, коллекций, чучел, таблицы. Использование знаний об особенностях живых организмов из курса «Биология-6. Живой организм».)
2. Разнообразие уровней организации жизни – клеточный, организменный, популяционно-видовой, биоценотический, биосферный. (Рассказ учителя.)
3. Клеточный уровень: разнообразие клеток растений, животных, грибов, бактерий, различия и сходство в их строении, жизнедеятельности. (Беседа с элементами рассказа учителя, демонстрация таблиц, использование знаний школьников об особенностях строения клеток различных организмов из курса «Биология-6. Живой организм».)
4. Организменный уровень: одноклеточные и многоклеточные организмы, их различия и общие признаки организации. (Беседа с элементами рассказа учителя, демонстрация живых растений, животных, муляжей, таблиц, рисунков.)
5. Популяционно-видовой уровень: вид, его структурные единицы – популяции. (Рассказ учителя, демонстрация гербарных экземпляров, коллекций, таблиц, рисунков.)
6. Биоценотический уровень: состав биоценоза, его разнообразие и особенности. (Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация гербарных экземпляров растений, коллекций, муляжей, таблиц или рисунков.)
7. Биосферный уровень как самый общий уровень организации жизни: ее состав, живое вещество, косное и биокосное вещество, их взаимосвязи. (Рассказ учителя.)

II. Закрепление знаний о многообразии живых организмов, уровнях организации жизни. (Беседа.)

III. Задание на дом. Изучить статью «От клетки до биосферы» из темы «Введение». Найти в тексте статьи основные понятия, выделенные жирным шрифтом, и дать им разъяснение.

Урок 2. Ч.Дарвин и происхождение видов

Задача: ознакомить учащихся с основными положениями учения Ч.Дарвина о происхождении видов.

Оборудование: живые растения, гербарные экземпляры растений, коллекции насекомых, портрет Ч.Дарвина, рисунки и таблицы с изображением домашних животных, культурных растений, диафильм об эволюции животного мира.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний об основных свойствах живых организмов, уровнях организации жизни. (Беседа с элементами рассказа учащихся.)

II. Изучение нового материала

1. Ч.Дарвин о причинах многообразия видов современных животных, краткие биографические сведения. (Рассказ учителя, демонстрация живых растений, таблиц, коллекций.)
2. Наследственная изменчивость как одно из важных свойств сортов культурных растений, пород животных. (Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация живых растений или гербарных экземпляров, таблиц, рисунков, кадров диафильма.)
3. Искусственный отбор – одна из причин создания многообразия пород животных, сортов растений. (Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация гербарных экземпляров растений, таблиц, кадров диафильма.)
4. Наследственная изменчивость – важное свойство всех живых организмов – видов растений, животных, микроорганизмов. (Беседа с элементами рассказа учителя, демонстрация гербарных экземпляров растений, коллекций, кадров диафильма.)
5. Борьба за существование как проявление разнообразных взаимосвязей и взаимоотношений видов и факторов среды, их влияние на выживаемость. (Рассказ учителя демонстрация таблиц или кадров диафильма.)
6. Естественный отбор – главная причина возникновения новых видов, эволюции живой природы. (Рассказ учителя, демонстрация кадров диафильма.)

III. Закрепление знаний об основных положениях учения Ч.Дарвина о происхождении видов, движущих силах эволюции органического мира. (Беседа.)

IV. Задание на дом: изучить статью «Ч.Дарвин и происхождение видов», найти в тексте основные понятия и дать им разъяснение.

Урок 3. Многообразие организмов и их классификация

Задача: сформировать представление о систематике, ее задачах и принципах классификации живых организмов.

Оборудование: комнатные растения, гербарные экземпляры растений, рисунки, таблицы по систематике и биологии растений и животных.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний и умений

1. Проверка знаний об основных положениях учения Ч.Дарвина о происхождении видов, движущих силах эволюции живой природы. (Рассказ учащихся с элементами беседы.)
2. Проверка умения работать с текстом учебника. (Самостоятельная работа для 1–2 учащихся по заданию учителя.)

II. Изучение нового материала

1. Систематика – наука о многообразии организмов и их классификации. (Рассказ учителя.)
2. Вид – основная единица систематики, признаки вида. (Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация комнатных растений или гербарных экземпляров, рисунков, таблиц.)
3. Надвидовые систематические категории и их конкретизация. (Беседа с элементами рассказа учителя.)
4. К.Линней – основоположник систематики. Созданная им искусственная система растений и животных. Двойное название видов. (Рассказ учителя, демонстрация гербарных экземпляров растений.)
5. Естественная классификация живых организмов Ч.Дарвина, ее основы и преимущества перед искусственной системой. (Рассказ учителя с элементами беседы.)

III. Закрепление знаний о систематике – науке о многообразии растений, животных, микроорганизмов, ее задачах. (Беседа.)

IV. Задание на дом: изучить статью «Что такое систематика», найти в тексте статьи основные понятия и дать им разъяснение.

Тема. Царство Прокариоты (3 ч)

Задача темы:

– ознакомить учащихся с многообразием прокариот, их происхождением, общими свойствами, особенностями строения и жизнедеятельности как безъядерных организмов, с основными подцарствами (архебактериями, настоящими бактериями и оксифотобактериями), особенностями организации их основных представителей, ролью бактерий в природе и разнообразным значением в жизни человека, его хозяйственной деятельности.

Планирование темы

Урок 4. Общая характеристика и происхождение прокариот.

Урок 5. Особенности строения и жизнедеятельности прокариот из отделов настоящих бактерий и архебактерий, их роль в природе и практическое значение.

Урок 6. Особенности строения и жизнедеятельности оксифотобактерий.

Урок 4. Общая характеристика и происхождение прокариот

Задачи: раскрыть особенности организации прокариот: строения бактериальной клетки, передвижения, питания, размножения на примере представителей подцарства Настоящие бактерии.

Оборудование: таблицы, рисунки из учебника с изображением прокариотических организмов, диапозитивы о бактериях.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний и умений

1. Проверка знаний об основных направлениях эволюции растений, животных и микроорганизмов, естественной системе живой природы. (Беседа.)
2. Проверка умения отличать живые организмы от тел неживой природы. (Самостоятельная работа для двух учащихся по заданиям учителя.)

II. Изучение нового материала

1. Общие сведения о прокариотах как безъядерных организмах – широкое распространение на Земле, происхождение, особенности строения, основные подцарства. (Рассказ учителя, демонстрация таблицы, рисунка.)
2. Особенности строения прокариот на примере представителей подцарства Настоящие бактерии: размеры одноклеточных и колониальных форм, разнообразие форм, основные органоиды клетки, их функции. (Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация таблицы или диапозитивов.)
3. Типы питания бактерий, отношение к кислороду (аэробные и анаэробные бактерии). (Рассказ учителя, демонстрация таблицы, рисунков, диапозитивов.)
4. Особенности размножения бактерий, черты приспособленности к переживанию неблагоприятных условий жизни. (Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация таблицы, диапозитивов.)

III. Закрепление знаний об особенностях строения, жизнедеятельности настоящих бактерий – представителей царства прокариоты. (Беседа с использованием таблицы, рисунков.)

IV. Задание на дом: изучить раздел I и II до слов «В природе бактерии...» на стр. 6, подготовить ответы на вопросы 1–4 из рубрики «Проверьте свои знания».

Урок 5. Особенности строения и жизнедеятельности прокариот из отделов настоящих бактерий и архебактерий, их роль в природе и практическое значение

Задачи: расширить знания о царстве прокариот, раскрыв особенности организации бактерий из подцарств настоящих бактерий, их роль в природе, жизни человека; продолжить формирование умений узнавать бактерии, обосновывать их принадлежность к царству прокариоты.

Оборудование: таблицы, рисунки в учебнике с изображением бактерий, диафильм о бактериях.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний и умений

1. Проверка знаний об особенностях строения, жизнедеятельности прокариот на примере представителей настоящих бактерий. (Беседа с элементами рассказа учащихся.)
2. Проверка умений узнавать бактерии на таблице. (Самостоятельная работа по заданию, приведенному на с. 11 учебника.)

II. Изучение нового материала

1. Роль бактерий в природе как разрушителей органических веществ – остатков растений, погибших животных. (Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация кадров диафильма.)
2. Бактерии брожения, их значение в жизни человека. (Рассказ учителя, демонстрация таблицы или кадров диафильма.)
3. Клубеньковые бактерии, особенности их строения и жизнедеятельности как симбиотических организмов. (Рассказ учителя, демонстрация таблицы, рисунков.)
4. Патогенные бактерии, их отрицательная роль в жизни человека и домашних животных. (Рассказ учителя, демонстрация таблицы, кадров диафильма.)
5. Подцарство архебактерии, многообразие видов, метанообразующие бактерии и серобактерии, места обитания, роль в природе. (Рассказ учителя, демонстрация рисунков, кадров диафильма.)

III. Закрепление знаний об особенностях организации бактерий и их роли в природе и жизни человека. (Беседа.)

IV. Задание на дом: изучить разделы I и II темы «Царство Прокариоты», выполнить задание из рубрики «Подумайте».

Урок 6. Особенности строения и жизнедеятельности оксифотобактерий

Задачи: расширить знания о царстве прокариоты на примере особенностей организации бактерий подцарства оксифотобактерии, их роли в природе и практического значения; продолжить формирование умения сравнивать, обосновывать принадлежность бактерий к царству прокариот.

Оборудование: таблицы, рисунки, диафильмы о бактериях.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний и умений

1. Проверка знаний об особенностях организации бактерий подцарств Настоящие бактерии и Архебактерии, их роли в природе и практическом значении. (Рассказ учащихся.)
2. Проверка умений сравнивать бактерии разных подцарств, обосновывать их принадлежность к царству Прокариоты. (Самостоятельная работа для 1–2 учащихся по заданиям.)

II. Изучение нового материала

1. Общие сведения о подцарстве Оксифотобактерии: многообразие видов, распространение. (Рассказ учителя.)
2. Цианобактерии, или синезеленые водоросли. Места обитания, разнообразие форм клеток одиночных и колониальных групп. (Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация таблицы, рисунка.)
3. Особенности питания и размножения цианобактерий. (Рассказ учителя, демонстрация таблицы, кадров диафильма.)
4. Роль цианобактерий в природе; обогащение атмосферы Земли кислородом. (Рассказ учителя, демонстрация таблицы или кадров диафильма.)
5. Практическое значение бактерий рода анабена. (Рассказ учителя.)

III. Закрепление знаний об особенностях строения, жизнедеятельности цианобактерий, их роли в природе, сходстве бактерий разных подцарств. (Беседа с использованием приема сравнения или демонстрация диафильма.)

IV. Задание на дом: изучить раздел III темы «Царство Прокариоты», знать общую характеристику этого царства из учебника, подготовить ответы на вопросы 8–11 из рубрики «Проверьте свои знания».

Тема. Царство Грибы (4 ч)

Задачи темы:

– ознакомить учащихся с особенностями строения, жизнедеятельности грибов как особого царства живой природы, отличающими его от других царств (прокариоты, растения, животные), его классификацией, основными отделами (настоящие грибы, оомицеты, лишайники), особенностями организации основных представителей отделов грибов, их ролью в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности;

– продолжить формирование умений сравнивать изученные грибы между собой и представителями других царств, узнавать их, обосновывать принадлежность к отделам, царству, их роль в природе.

Планирование темы

Урок 7. Царство грибы. Особенности организации грибов, их роль в природе, жизни человека.

Урок 8. Отдел настоящие грибы. Особенности строения, жизнедеятельности.

Урок 9. Особенности строения, жизнедеятельности грибов класса базидиомицеты. Отдел несовершенные грибы.

Урок 10. Отдел лишайники.

Урок 7. Царство Грибы. Особенности организации грибов, их роль в природе, жизни человека

Задачи: раскрыть общие особенности организации грибов (многообразие видов, распространение, строение грибной клетки, тип питания, способы размножения, роль в природе, отличающие их от организации других царств живой природы (прокариоты, растения, животные); продолжить формирование умений узнавать изученные грибы, обосновывать их принадлежность к царству грибов.

Оборудование: муляжи плодовых тел шляпочных грибов, модели грибов, таблицы, рисунки с изображением грибов, диафильм о грибах или кинофрагмент о шляпочных грибах.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний и умений

1. Проверка знаний о бактериях, особенностях их строения, жизнедеятельности, роли в природе и практическом значении. (Рассказ учащихся с элементами беседы, использование таблиц.)
2. Проверка умений узнавать бактерии, обосновывать их роль в природе. (Самостоятельная работа для 1–2 учеников с использованием заданий из рубрик «Подумайте», «Какие утверждения верны»).

II. Изучение нового материала

1. Общие сведения о грибах как своеобразном царстве живой природы: распространение, многообразие видов, тип питания, происхождение. (Рассказ учителя, демонстрация муляжей, таблицы).
2. Особенности строения грибной клетки. (Беседа с элементами рассказа учителя, демонстрация таблицы, рисунка.)
3. Особенности строения тела грибов, связанные с их функциями. (Рассказ учителя, демонстрация таблицы или рисунков, кадров диафильма.)
4. Способы размножения грибов. (Рассказ учителя, демонстрация рисунков, кадров диафильма, таблицы.)
5. Симбиоз микоризных грибов с корнями деревьев. (Рассказ учителя, демонстрация моделей, таблицы, рисунков, кадров диафильма.)
6. Роль грибов в природе и жизни человека. (Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация моделей, таблицы, кадров диафильма.)

III. Закрепление знаний о грибах как особом царстве живой природы, их роли в природе и жизни человека. (Беседа или демонстрация диафильма, кинофрагмента.)

IV. Задание на дом: изучить раздел I темы «Царство Грибы», подготовить ответы на вопросы 1–8 рубрики «Проверьте свои знания».

Урок 8. Отдел настоящие грибы. Особенности строения, жизнедеятельности

Задачи: расширить знания о грибах, изучая их классификацию, особенности строения, жизнедеятельности представителей классов зигомицеты и аскомицеты, их роль в природе и жизни человека; продолжить формирование умений сравнивать, обосновывать принадлежность грибов к тому или иному классу, отделу.

Оборудование: мукор на хлебе или овощах, предметные и покровные стекла, микроскопы, таблицы, рисунки с изображением плесневых грибов, кинофрагменты о плесневых грибах, грибах-паразитах.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний и умений

1. Проверка знаний об особенностях организации грибов, отличающих их от бактерий, растений, животных, их роли в природе и разнообразном практическом значении. (Беседа по вопросам из рубрики «Проверьте свои знания».)
2. Проверка умений сравнивать грибы с организмами других царств. (Самостоятельная работа для 1–2 учащихся по заданию рубрики «Подумайте» или «Выберите правильный ответ».)

II. Изучение нового материала

1. Отделы царства грибы: настоящие грибы, оомицеты. Классы настоящих грибов: Зигомицеты, Аскомицеты, Базидиомицеты; принципы их выделения. (Рассказ учителя, демонстрация рисунков, таблицы.)
2. Класс зигомицеты: особенности строения, питания, размножения мукора как представителя класса. (Рассказ учителя, демонстрация таблицы, рисунков, лабораторная работа «Строение плесневого гриба мукора».)
3. Класс аскомицеты, или сумчатые грибы, общая характеристика класса. (Рассказ учителя, демонстрация рисунков, таблицы, кинофрагментов.)
4. Особенности строения, питания, размножения дрожжей, их практическое значение. (Рассказ учителя с элементами беседы или лабораторная работа, демонстрация кинофрагмента, лабораторная работа «Строение дрожжей».)
5. Спорынья, особенности питания, размножения, связанные с паразитизмом. Вред, наносимый культурным злакам. (Рассказ учителя, демонстрация таблицы или кинофрагмента.)

III. Задание на дом: изучить раздел II статьи «Класс зигомицеты» и «Класс аскомицеты», повторить раздел II темы «Царство Грибы».

Урок 9. Особенности строения, жизнедеятельности грибов класса базидиомицеты. Отдел Несовершенные грибы

Задачи: раскрыть особенности организации базидиомицетов как класса настоящих грибов на примере шляпочных грибов, а также особенности строения, питания фитофторы – представителя отдела оомицет, роль грибов в природе и их практическое значение; продолжить формирование умений узнавать изученные грибы, обосновывать их принадлежность к тому или иному отделу, роль в природе.

Оборудование: муляжи шляпочных грибов и трутовика, таблицы, рисунки с изображением шляпочных грибов, грибов-паразитов, диафильмы о грибах.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний и умений

1. Проверка знаний об особенностях строения, размножения мукора, дрожжей, их практическом значении. (Беседа по вопросам рубрики «Проверьте свои знания».)
2. Проверка умений узнавать представителей разных классов и отделов грибов. (Самостоятельная работа одного ученика по заданию с использованием рис. 25 на с. 17 учебника.)

II. Изучение нового материала

1. Базидиомицеты – класс настоящих грибов, их общая характеристика: широкое распространение, многообразие видов, наличие базидий. (Рассказ учителя, демонстрация таблицы, рисунков.)
2. Шляпочные грибы, особенности строения, питания, размножения. (Беседа учителя с элементами рассказа, демонстрация муляжей, таблиц.)
3. Отличия трубчатых грибов от пластинчатых, их сходство. (Беседа, лабораторная работа «Строение плодового тела шляпочного гриба».)
4. Особенности строения трутовых грибов. (Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация муляжа и таблицы, рисунков, кадров диафильма.)
5. Отдел Оомицеты, общая характеристика. (Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация рисунков.)
6. Фитофтора – паразит картофеля и других овощных культур, меры борьбы с фитофторой. (Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация рисунков, кадров диафильма.)

III. Задание на дом: изучить статьи «Класс базидиомицеты», и «Класс оомицеты», знать общую характеристику царства Грибы (с. 17 учебника).

Урок 10. Отдел лишайники

Задачи: ознакомить учащихся с особенностями лишайников как симбиотических организмов, их составом, строением, питанием, размножением, ролью в природе и практическим значением; продолжить формирование умений узнавать лишайники, обосновывать их принадлежность к данному отделу, а также роль в природе.

Оборудование: коллекция лишайников, таблицы и рисунки с изображением лишайников, диафильм о лишайниках.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний и умений

1. Проверка знаний о настоящих грибах, особенностях строения шляпочных грибов, оомицетах, роли грибов в природе, их практическом значении. (Рассказ учащихся с элементами беседы.)
2. Проверка умения узнавать изученные грибы, обосновывать их принадлежность к отделам, царству грибов. (Самостоятельная работа для 1–2 учеников по заданию рубрики «Выберите правильный ответ».)

II. Изучение нового материала

1. Лишайники – отдел симбиотических организмов, особенности строения тела, основные группы: накипные, листовые, кустистые. (Рассказ учителя, демонстрация коллекции, таблицы.)
2. Распространение, среда обитания и основные свойства лишайников. (Рассказ учителя, демонстрация рисунков, кадров диафильма.)
3. Особенности размножения лишайников. (Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация таблицы или кадров диафильма.)
4. Роль лишайников в природе. (Рассказ учителя, демонстрация таблицы или кадров диафильма.)
5. Практическое значение лишайников – корм для оленей, индикаторы чистоты воздуха, сырье для химической промышленности. (Рассказ учителя, демонстрация диафильма.)

III. Закрепление знаний об особенностях строения, питания и размножении лишайников, их роли в природе. (Беседа, демонстрация диафильма.)

IV. Задание на дом: изучить разделы I и II темы «Отдел лишайники», подготовить ответы на вопросы рубрики «Проверьте свои знания».

Тема. Царство Растения (18 ч)

Планирование темы

Урок 11. Общая характеристика царства Растения.

Подтема: «Царство Низшие растения».

Подтема: «Царство Высшие растения».

Урок 11. Общая характеристика царства Растения

Задачи: сформировать представление о растительном организме как целостной системе, ее основных компонентах (клетки, ткани, органы, системы органов), особенностях их строения, жизнедеятельности, о систематике растений, ее основных систематических категориях; продолжить формирование умений сравнивать растения между собой и организмами других царств, узнавать растения и обосновывать их принадлежность к царству растений.

Оборудование: живые растения, гербарные экземпляры растений, таблицы, рисунки с изображениями растений (дикорастущих и культурных).

Методические рекомендации

I. Проверка знаний о лишайниках, их строении, размножении, роли в природе, жизни человека. (Беседа с использованием вопросов рубрик «Проверьте свои знания» или «Выберите правильный ответ».)

II. Изучение нового материала

1. Многообразие растений, распространение на Земле, роль в природе как автотрофных организмов. (Рассказ учителя, демонстрация живых растений, гербарных экземпляров, таблиц.)
2. Низшие и высшие растения, особенности их организации. (Рассказ учителя, демонстрация живых растений, таблиц или рисунков.)
3. Общие черты организации растений – тип питания, наличие пигментов, фитогормонов. (Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация живых растений или гербарных материалов, рисунков.)
4. Особенности строения растительной клетки. (Беседа с элементами рассказа учителя, демонстрация таблицы.)
5. Неограниченный рост растений в течение всей жизни как одна из характерных их особенностей. (Рассказ учителя.)

III. Закрепление знаний об особенностях организации растений, отличающих их от других царств живой природы. (Беседа с использованием таблиц, рисунков.)

IV. Задание на дом: изучить статью «Царство растения», на с. 22–23 учебника и ответить на вопрос: «Чем отличаются растения от грибов?».

Подтема. Пoдцapcтвo Низшие растения (4 ч)

Задачи подтемы:

– ознакомить учащихся с особенностями организации низших растений – водорослей, их распространением и происхождением, усложнением строения, питания, размножения по сравнению с бактериями, приспособленностью водорослей разных отделов к жизни в различных условиях водной среды, с их ролью в природе и практическим значением;

– продолжить формирование умений узнавать водоросли, проводить наблюдения, сравнивать их между собой, обосновывать их роль в природе, принадлежность к той или иной группе (отделу).

Планирование подтемы

Урок 12. Подцарство Низшие растения. Общая характеристика водорослей.

Урок 13. Размножение и развитие водорослей.

Уроки 14, 15. Отделы водорослей, их многообразие, роль в природе и практическое значение.

Урок 12. Подцарство Низшие растения. Общая характеристика водорослей

Задачи: раскрыть характерные признаки строения, жизнедеятельности водорослей как низших растений, отличающие их от бактерий, грибов и лишайников; продолжить формирование умений узнавать изученные организмы, проводить наблюдения, сравнивать, делать выводы.

Оборудование: стаканы с живыми растениями хламидомонады и хлореллы, микроскопы, лупы, лабораторное оборудование, таблицы, рисунки из учебника, других книг с изображением водорослей, диафильм о водорослях.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний и умений

1. Проверка знаний об особенностях строения, жизнедеятельности растений, отличающих их от организмов других царств. (Беседа с использованием таблиц.)

II. Изучение нового материала

1. Общие сведения о водорослях как древнейших представителях растительного мира: общее число известных видов, разнообразие жизненных форм, среда обитания, происхождение. (Рассказ учителя, демонстрация таблицы.)
2. Одноклеточные водоросли, особенности строения, питания, дыхания, среда обитания на примере хламидомонады, хлореллы. (Рассказ учителя, демонстрация таблицы, рисунка, лабораторная работа «Строение одноклеточной зеленой водоросли».)
3. Усложнение строения многоклеточных водорослей: наличие слоевища, или таллома, особенности его строения и др. (Рассказ учителя с элементами беседы, использование приема сравнения, таблиц или кадров диафильма.)
4. Особенности питания зеленых водорослей и водорослей, не имеющих хлорофилла. (Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация таблицы, диафильма.)

III. Закрепление знаний об особенностях организации водорослей как низших растений, отличающих их от организмов других царств. (Беседа, использование приема сравнения и подведение к составлению общей характеристики водорослей, подцарства низших растений.)

IV. Задание на дом: изучить статью «Группа отделов водорослей» из темы «Подцарство Низшие растения» до статьи «Размножение водорослей», подготовить ответ на вопрос рубрики «Подумайте».

Урок 13. Размножение и развитие водорослей

Задачи: раскрыть особенности размножения и развития водорослей; продолжить формирование умений сравнивать, делать выводы об особенностях организации водорослей как низших растений.

Оборудование: таблицы, рисунки с изображением одноклеточных и многоклеточных водорослей; кинофильм о водорослях.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний и умений

1. Проверка знаний об особенностях распространения, питания, дыхания водорослей, связанных со средой обитания. (Рассказ учащихся с использованием таблиц.)
2. Проверка умений делать выводы об особенностях организации водорослей. (Самостоятельная работа для 1–2 учеников по заданию в рубрике «Подумайте».)

II. Изучение нового материала

1. Способы размножения водорослей, значение процесса размножения в жизни низших растений. (Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация таблицы.)
2. Особенности бесполого размножения: условия размножения, споры и зооспоры, их различия. (Рассказ учителя, демонстрация таблиц, рисунков или кадров кинофильма.)
3. Половой способ размножения (половые клетки, образование зиготы) и его преимущество перед бесполым способом расмножения. (Рассказ учителя, демонстрация таблиц, рисунков.)
4. Вегетативный способ размножения одноклеточных и многоклеточных водорослей и колониальных форм. (Беседа с элементами рассказа учителя, демонстрация таблицы, рисунков, кинофильма).
5. Спорофит и гаметофит, их особенности у водорослей. (Рассказ учителя, демонстрация таблицы, рисунка.)

III. Закрепление знаний об особенностях размножения, развития водорослей. (Беседа или демонстрация кинофильма).

IV. Задание на дом: изучить статью «Размножение водорослей», повторить материал об особенностях водорослей как низших растений, выполнить задание к рис. 33.

Уроки 14, 15. Отделы водорослей, их многообразие, роль в природе и практическое значение

Задачи: расширять знания об особенностях организации водорослей, показать их разнообразие, основные отделы, выделенные в зависимости от строения, черты приспособленности основных представителей к жизни в различных условиях среды, роль водорослей в природе и народном хозяйстве; продолжить формирование умений узнавать изученные водоросли, обосновывать их принадлежность к тому или иному отделу, роль в природе.

Оборудование: живые или гербарные экземпляры спирогиры, лабораторное оборудование, микроскопы, модели нитчатых водорослей, таблицы об одноклеточных и многоклеточных водорослях, диафильм о водорослях.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний и умений

1. Проверка знаний о характерных чертах водорослей, отличающих их от организмов других царств. (Беседа с использованием вопросов из рубрики «Проверьте свои знания».)

2. Проверка умения узнавать вoдopocли, обосновывать их принадлежность к подцарству низшие растения. (Самостоятельная работа для 1–2 учеников по заданиям из рубрики «Выберите правильный ответ» или с использованием рис. 39 учебника.)

II. Изучение нового материала

1. Разнообразие водорослей, подразделение их в зависимости от строения на отделы: Зеленые, Бурые и Красные водоросли. (Рассказ учителя, демонстрация таблиц или кадров диафильма.)
2. Отдел Зеленые водоросли, их характерные признаки (среда обитания, одноклеточные, многоклеточные, колониальные формы, особенности строения, передвижения большинства одноклеточных и колониальных). (Рассказ с элементами беседы, демонстрация таблиц, лабораторная работа «Строение спирогиры».)
3. Роль зеленых водорослей в природе (обогащение среды кислородом, создание органических веществ – корма для многих животных, некоторые являются индикаторами загрязнения), значение в народном хозяйстве. (Рассказ с элементами беседы, демонстрация кадров диафильма.)
4. Бурые водоросли, многообразие видов, широкое распространение в морях и океанах, бурая окраска, разнообразие размеров, наличие ризоидов. (Рассказ с элементами беседы, демонстрация таблиц, рисунков или кадров диафильма.)
5. Роль бурых водорослей, практическое значение в природе. (Рассказ с элементами беседы, демонстрация таблицы, кадров диафильма.)
6. Красные водоросли, или Багрянки, особенности строения, жизнедеятельности, отличающие их от других водорослей; роль в природе и практическое значение. (Рассказ учителя, демонстрация рисунков, таблиц или самостоятельная работа по заданию учителя с использованием статьи «Отдел Красные водоросли, или Багрянки».)

III. Закрепление знаний об особенностях строения, жизнедеятельности представителей водорослей разных отделов и чертах их сходства. (Беседа, использование приема сравнения, подведение к выводу об общности организации водорослей.)

IV. Задание на дом: изучить тему «Подцарство Низшие растения» до конца, подготовить ответы на вопросы рубрики «Проверьте свои знания».

Подтема. Подцарство Высшие растения (14 ч)

Задачи подтемы:

– ознакомить учащихся с особенностями организации высших растений, их разнообразием, широким распространением на Земле, средами обитания, чертами приспособленности к жизни в них, ролью в природе и разнообразным практическим значением;

– продолжить формирование умений узнавать изученные виды высших растений, проводить наблюдения, сравнивать виды растений между собой, делать выводы об их принадлежности к тому или иному отделу, обосновывать их роль в природе.

Планирование подтемы

Урок 16. Общая характеристика высших растений.

Урок 17. Отдел моховидные. Особенности строения, жизнедеятельности.

Урок 18. Отдел плауновидные. Особенности строения, жизнедеятельности.

Урок 19. Отдел хвощевидные, особенности организации, роль в природе.

Урок 20. Отдел папоротниковидные. Особенности строения, жизнедеятельности папоротников.

Урок 21. Особенности строения и жизнедеятельности папоротников, их роль в природе и практическое значение.

Урок 22. Отдел голосеменные. Особенности организации и происхождение.

Урок 23. Многообразие голосеменных, их роль в природе и практическое значение.

Урок 24. Отдел покрытосеменные, особенности организации, происхождение.

Урок 25. Размножение покрытосеменных растений.

Урок 26. Класс двудольные, характерные особенности растений семейства розоцветных.

Урок 27. Класс двудольные, характерные особенности растений семейств: крестоцветных и пасленовых.

Урок 28. Класс однодольные, характерные признаки растений семейства злаковых.

Урок 29. Класс однодольные, характерные особенности растений семейства лилейных.

Урок 30. Повторительно-обобщающий на тему.

Урок 16. Общая характеристика высших растений

Задачи: раскрыть особенности организации высших растений как наиболее сложноорганизованных по сравнению с водорослями – низшими растениями, многообразие видов, общие признаки основных отделов.

Оборудование: живые растения или гербарные экземпляры высших растений, таблицы, рисунки учебника и других книг с изображением мхов, плаунов, хвощей, голосеменных и цветковых растений.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний и умений

1. Проверка знаний об особенностях строения, жизнедеятельности представителей разных отделов водорослей, об их роли в биоцинозах и народном хозяйстве. (Беседа с использованием таблиц.)
2. Проверка умений узнавать представителей разных отрядов водорослей, обосновывать их принадлежность к ним.

II. Изучение нового материала

1. Многообразие высших растений, широкое распространение на Земле, среды обитания, основные группы: высшие споровые и семенные. (Рассказ учителя, демонстрация живых растений или гербарных экземпляров, таблиц.)
2. Ткани (образовательная, покровная, проводящая, опорная, основная), особенности строения и функции. (Беседа с элементами рассказа учителя, использование знаний о тканях цветковых растений, изученных учащимися в курсе биологии 6-го класса, демонстрация таблицы.)
3. Органы высших растений: вегетативные и репродуктивные, их функции. (Беседа с элементами рассказа учителя, демонстрация растений, таблиц или рисунков с их изображением, использование знаний об органах растительного организма на примере цветковых растений.)
4. Эмбриональный и постэмбриональный периоды индивидуального развития как одна из характерных особенностей высших растений. (Рассказ учителя, показ рисунков.)
5. Отделы споровых растений (моховидные, плауновидные, хвощевидные и папоротниковидные), их особенности. (Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация таблиц, рисунков.)
6. Отделы семенных растений (голосеменные и покрытосеменные), их отличия от группы споровых растений. Беседа с элементами рассказа учителя, демонстрация живых растений или гербарных экземпляров, таблиц, рисунков.

III. Закрепление знаний об особенностях высших растений, их основных группах и отделах. (Беседа.)

IV. Задание на дом: изучить материал о высших растениях, с. 31 до статьи «Отдел моховидные», повторить общую характеристику низших растений.

Урок 17. Отдел Моховидные. Особенности строения, жизнедеятельности

Задачи: раскрыть особенности организации моховидных (распространение, места обитания, питания, размножения) на примере представителей зеленых и сфагновых мхов, черты усложнения их строения по сравнению с водорослями; продолжить формирование умений узнавать представителей моховидных, сравнивать их между собой и водорослями, обосновывать более сложную организацию мхов по сравнению с водорослями.

Оборудование: гербарные экземпляры кукушкина льна, сфагнума или других мхов, микроскопы, таблицы, рисунки с изображением мхов, водорослей, кинофрагмент о зеленом мхе – кукушкином льне.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний об особенностях строения и жизнедеятельности высших растений как наиболее сложноорганизованных по сравнению с низшими растениями, водорослями. (Беседа с элементами рассказа учащихся.)

II. Изучение нового материала

1. Общие сведения о моховидных (многообразие видов, происхождение, распространение на Земле, особенности строения: размеры тела, вегетативные органы – стебель и лист, преобладание полового поколения над бесполым). (Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация мхов, гербарных экземпляров, таблиц, рисунков.)
2. Основные группы моховидных: настоящие мхи и белые мхи, или сфагновые. Особенности строения, питания, размножения настоящих мхов на примере зеленого мха – кукушкина льна. (Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация гербарных экземпляров, таблицы или лабораторная работа «Строение мха кукушкин лен».)
3. Сфагновые мхи (распространение, места обитания, особенности строения на примере сфагнума). (Беседа с элементами рассказа, демонстрация таблицы, рисунков, лабораторная работа «Строение сфагнума».)
4. Разнообразная роль мхов в природе и их практическое значение. (Рассказ учителя с элементами беседы.)
5. Обобщение знаний об организации моховидных как одного из отделов высших растений. (Беседа, использование рисунков, таблицы.)

III. Закрепление знаний об особенностях строения, питания, размножения кукушкина льна, сфагнума как представителей отдела моховидных и усложнении организации мхов по сравнению с водорослями.

IV. Задание на дом: изучить тему «Отдел Моховидные», выполнить задание из рубрики «Подумайте».

Урок 18. Отдел Плауновидные. Особенности строения, жизнедеятельности

Задачи: ознакомить учащихся с особенностями строения, жизнедеятельности растений отдела плауновидных как более сложноорганизованных по сравнению с моховидными, их ролью в природе и практическим значением; продолжить формирование умений сравнивать, делать выводы о более сложной организации плаунов по сравнению со мхами.

Оборудование: гербарные экземпляры плаунов, таблицы, рисунки с изображением плауновидных, кинофильм о плаунах.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний и умений

1. Проверка знаний об особенностях строения вегетативных органов, размножения мхов на примере мхов кукушкин лен и сфагнум, о чертах усложнения мхов по сравнению с водорослями. (Рассказ учащихся с элементами беседы, использование вопросов рубрики «Проверьте свои знания»).
2. Проверка умений узнавать изученные мхи, сравнивать, делать выводы о более сложной организации мхов по сравнению с водорослями. (Самостоятельная работа для 2–3 учащихся по заданиям рубрики «Какие утверждения верны» или с использованием рис. 46 на с. 34 учебника).

II. Изучение нового материала

1. Общие сведения об отделе Плауновидные (распространение, многообразие видов, происхождение). (Рассказ учителя, демонстрация гербарных экземпляров, таблицы, рисунков.)
2. Особенности строения вегетативных органов плауна, их расположение на растении. (Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация гербарных экземпляров, таблицы, рисунков.)
3. Особенности бесполого размножения плаунов, их развития. (Рассказ учителя, демонстрация таблицы, рисунков.)
4. Половое размножение плаунов (мужские и женские половые органы, особенности созревания половых клеток). (Рассказ учителя, демонстрация таблицы, рисунков.)
5. Практическое значение плаунов в медицине, промышленности. (Рассказ учителя.)

III. Закрепление знаний об особенностях строения, жизнедеятельности плауновидных, об усложнении их строения по сравнению со мхами. (Беседа или демонстрация диафильма.)

IV. Задание на дом: изучить раздел I «Плауновидные», повторить общую характеристику подцарства Высшие растения.

Урок 19. Отдел Хвощевидные, особенности организации, роль в природе

Задачи: раскрыть особенности строения, жизнедеятельности растений отдела Хвощевидные, их роль в природе; продолжить формирование умений узнавать изученные плауны и хвощи, обосновывать их принадлежность к группе высших растений.

Оборудование: гербарные экземпляры хвощей, лупы, микроскопы, таблицы, рисунки с изображением хвощей, кинофильм о хвощевидных.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний и умений

1. Проверка знаний об особенностях строения, размножения плаунов, их роли в природе и их практическом значении. (Рассказ учащихся с элементами беседы.)
2. Проверка умений узнавать плауны на рисунке. (Самостоятельная работа для 1–2 учащихся по заданию с использованием рис. 46, 47 учебника.)

II. Изучение нового материала

1. Общие сведения об отделе Хвощевидные (распространение, многообразие видов, происхождение). (Рассказ учителя, демонстрация таблицы, рисунков.)
2. Особенности внешнего строения хвощей (вегетативных органов). (Лабораторная работа «Строение хвоща полевого».)
3. Бесполое размножение хвощей. (Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация таблицы, рисунков.)
4. Особенности полового размножения хвощей. (Рассказ учителя, демонстрация таблицы, рисунков.)
5. Роль хвощей в природе. (Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация кадров диафильма.)

III. Закрепление знаний об особенностях организации хвощей, их роли в природе. (Беседа или демонстрация кинофильма.)

IV. Задание на дом: изучить статью «Отдел Хвощевидные», подготовить ответы на вопросы рубрики «Проверьте свои знания», повторить материал об особенностях организаций растений отдела Плауновидные.

Урок 20. Отдел Папоротниковидные. Особенности строения, жизнедеятельности папоротников

Задачи: расширить знания учащихся о высших растениях путем раскрытия особенностей строения и жизнедеятельности папоротников как более сложноорганизованных по сравнению с моховидными, хвощевидными; продолжить формирование умений сравнивать, обосновывать принадлежность папоротниковидных к данному отделу.

Оборудование: гербарные экземпляры папоротников, таблицы, рисунки с изображением папоротников, готовые микропрепараты и микроскопы, кинофильм о папоротниках.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний и умений.

1. Проверка знаний об особенностях строения и жизнедеятельности плаунов и хвощей, их роли в природе и практическом значении. (Беседа по вопросам учебника из рубрики «Проверьте свои знания».)
2. Проверка умений узнавать изученные споровые растения, обосновывать их принадлежность к тому или иному отделу. (Самостоятельная работа для двух учащихся по заданиям из рубрик «Какие утверждения верны» и «Выберите правильный ответ».)

II. Изучение нового материала

1. Общие сведения об отделе папоротниковидных: многообразие видов, распространение, происхождение. (Рассказ учителя, демонстрация гербарных экземпляров, таблицы.)
2. Среда и местообитание папоротников, разнообразие жизненных форм. (Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация таблиц, рисунка.)
3. Особенности строения стебля (корневища) папоротника и его функции. (Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация гербарного экземпляра, таблицы.)

III. Закрепление знаний об особенностях строения вегетативных органов папоротников. (Лабораторная работа «Строение папоротника».)

IV. Задание на дом: изучить раздел I до статьи «Размножение папоротников» и выполнить задание из рубрики «Какие утверждения верны».

Урок 21. Особенности строения и жизнедеятельности папоротников, их роль в природе и практическое значение

Задачи: расширить представление учащихся об организации папоротников путем раскрытия особенностей размножения, развития папоротников, показа их роли в природе и хозяйственной деятельности человека; продолжить формирование умений узнавать изученные растения, обосновывать их принадлежность к определенному отделу.

Оборудование: гербарные экземпляры папоротников, таблицы, рисунки с их изображением, кинофильм о папоротниках, коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки».

Методические рекомендации

I. Проверка знаний об особенностях строения и жизнедеятельности папоротников. (Беседа или фронтальный опрос.)

II. Изучение нового материала.

1. Особенности вегетативного размножения папоротников. (Беседа с элементами рассказа учителя, демонстрация гербарных экземпляров, таблицы.)
2. Бесполое и половое размножение папоротника, особенности его развития (спорангии, спора, заросток – гаметофит, оплодотворение в воде, зигота, зародыш, спорофит. (Рассказ учителя, демонстрация таблицы, рисунка или кадров кинофильма.)
3. Особенности размножения разноспоровых папоротников (мегаспоры, микроспоры, их функции). Преимущество размножения разноспоровых папоротников. (Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация рисунков, таблицы.)
4. Роль папоротников в природе, в образовании каменного угля. (Беседа, демонстрация коллекции.)

III. Закрепление знаний об особенностях размножения папоротников, их значении в природе, жизни человека. (Беседа или демонстрация кинофильма.)

IV. Задание на дом: изучить до конца раздел «Отдел Папоротниковидные», подготовить ответы на вопросы из рубрики «Проверьте свои знания», составить общую характеристику отдела папоротниковидных.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru